Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вознесенский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. Вознесение, связанный с ним

2. Свойственный Вознесению, характерный для него.

Орфографический словарь

вознесе́нский (от Вознесе́ние)

Вознесе́нский (хра́м, монасты́рь)

Грамматический словарь

Вознесе́нский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ВОЗДВИЖЕНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Семинарские фамилии. По церквам, названным в честь религиозных праздников: воздвижения (креста) и вознесения. (Ф)

Сканворды для слова вознесенский

- «Барабан был плох, барабанщик - Бог», - писал этот поэт.

- «Воители! Ваятели! Слава вам!» - восклицал этот поэт, не чуждый архитектуре.

- Российский поэт, автор поэм «Лонжюмо», «Мастера».

- В фильме «Москва слезам не верит» он читает свою «Параболическую балладу» у памятника Маяковскому.

- Персонаж романа Льва Толстого «Живой труп».

- Российский поэт, автор поэм «Оза», «Авось».

Полезные сервисы

вознесенский анд. анд

Гуманитарный словарь

ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Анд. Анд. (род. 1933) - поэт. Род. В семье науч. работника. Окончил Моск. архит. ин-т (1957). Первая поэтич. публикация - 1958 (отдал предпочтение поэзии под влиянием дружбы с Б. Пастернаком - см. "Рифмы прозы. Мне четырнадцать лет"). Сб-ки нач. 60-х гг. "Мозаика", "Парабола", "Антимиры", вызвавшие офиц. упреки в "упадничестве", "декадентстве" и "формалистич. увлечениях", сделали В. одним из лидеров молодой поэзии, вышедшей на эстраду и выразившей обществ. настроения периода "оттепели" ("Прощание с Политехническим", 1962). Выпустил также сб-ки "Ахиллесово сердце", 1966, "Тень звука", 1970, "Взгляд", 1972, "Выпусти птицу!", 1974, "Дубовый лист виолончельный", 1975, "Витражных дел мастер", 1976, "Соблазн", 1978, "Иверский свет", 1984, и др. Для поэзии В. характерны неожиданные ассоциации, резко экспрессивные образы, идущие часто от глобальности видения жизни, космич. измерений происходящего, от превращения конкретного события в своеобразную фантасмагорию. В его поэтическую систему органично входят сугубо совр. термины ("синхрофазотрон", "спидометр", "хула-хуп", "черные дыры", "колготки"), городской сленг и неологизмы ("поэтарх", "изопы", "архистихи" и т. д.). В. - автор поэм "Оза", "Лед-69", "Авось!", "Андрей Полисадов" и др. Широкой известностью пользовалась посв. В. И. Ленину поэма "Лонжюмо" (1962-63). В творчестве В. часто стирается грань между стихом и прозой, а их сочетание рождает новый жанр - "Рифмы прозы". В. написал эссе, воспоминания, очерки о Л. Арагоне, Б. Пастернаке, М. Шагале. Сотрудничал с комп. М. Таривердиевым, А. Бабаджаняном, Р. Паулсом, В. Баснером, А. Шнитке. По мотивам "Авось" композитором А. Рыбниковым написана опера "Юнона" и "Авось". "Поэтория" (концерт для поэта с оркестром) - совм. творчество В. и Р. Щедрина. В. занимается также живописью, ряд его картин демонстрируется в музеях.

Полезные сервисы

вознесенский андрей андреевич

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт, академик РАО (1993). В лирике - стремление «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложнённость ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Витражных дел мастер» (1976; Государственная премия СССР, 1978), «Аксиома самоиска» (1990). Поэмы «Мастера» (1959), «Лонжюмо» (1963, о В. И. Ленине), «Оза» (1964), «Авось» (1972; рок-опера «"Юнона" и "Авось"», постановка 1981). Мемуарная проза, публицистика; книга «Прорабы духа» (1984). Пытается совмещать в творчестве синкретические (поэтические и внелитературные) задачи: книга-игра (с фишками) «Гадание по книге» (1994); «Casino Россия» (1997; включена видеома - изографические стихи).

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12 мая 1933, Москва), русский поэт.

Родился в семье научного работника. Стихи начал писать еще в школе, тогда же серьезно занимался живописью, скульптурой, что, несомненно, сказалось на формировании его поэтического мироощущения и стиля. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые его стихи были напечатаны в 1958 в «Литературной газете» и сборнике «День русской поэзии». Уже первые публикации обратили внимание критики на талантливого поэта, со свежим голосом, энергичными интонациями и ритмикой, неожиданной образностью и звукописью.

В 1960 в Москве и Владимире параллельно вышли книги «Парабола» и «Мозаика». Они были неоднозначно восприняты поэтами и критиками. Так, упреки в формализме вызвало одно из ключевых для этого периода стихотворений - «Гойя» (1957). Сквозная пронизанность созвучьями, внутренними рифмами отчетливо ощутима в программной для поэта «Параболической балладе» (1958): «Судьба, как ракета, летит по параболе / обычно - во мраке и реже - по радуге»; «Идут к своим правдам, по-разному храбро, / червяк - через щель, человек - по параболе».

Уже в этих относительно ранних стихах проявилось своеобразие поэтической манеры Вознесенского - острота видения мира в его сложности и трагических противоречиях, в стремительном движении, «в образных сгустках» (Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович)), сила лирического чувства, экспрессивно-романтический характер образов, метафор, ассоциаций, а также сжатость и динамизм языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. В его творчестве заметно влияние поэтики Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) и В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), В. В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), других поэтов Серебряного века, ряда художников и архитекторов 20 века.

Видными вехами эволюции поэта-шестидесятника (см. ШЕСТИДЕСЯТНИКИ) стали поэмы «Мастера» (1957), «40 лирических отступлений из поэмы Треугольная груша» (1962) и «Оза» (1964). В «Мастерах» Вознесенский ставит важнейшие для себя в это время вопросы творчества и решает их на материале художественной интерпретации одного из периодов русской истории - времени строительства народными умельцами храма Покрова на Нерли (см. ПОКРОВА НА НЕРЛИ (церковь)). В книге «40 лирических отступлений...», обратившись к современной жизни Америки, России, планеты и выражая свое понимание задач искусства, взгляды на поэзию, он еще более настойчиво и последовательно отдает приоритет метафоре, ассоциациям, звуку. Так, в «Архитектурном» отступлении - «Ночной аэропорт в Нью-Йорке» развертывается цепочка метафор и сравнений из самых разных сфер бытия, сознания, воображения. Аэропорт предстает как «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот», «небо, приваренное к земле»...

В последующие годы вышли книги «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976). В разнообразных стихах и поэмах отражались сложные современные проблемы и конфликты. Тяга к емкости и содержательности образной мысли и чувства, облеченных в классически ясную поэтическую форму (например, в элегии «Кромка», 1970), нередко сочеталась с ориентацией на формальный поиск, синтаксическую и метафорическую усложненность стиха.

В творчестве Вознесенского 1970-х гг. усиливаются нравственные и художественно-эстетические искания. Поэт ощущает необходимость обновления прежде всего духовного содержания своей поэзии. Оставаясь верным себе, он неустанно продолжает художественный поиск и эксперимент, не раз добиваясь на этом пути разнообразных успехов - от «Повести под парусами» - «Авось» (1969), ставшей основой известной рок-оперы «Юнона и Авось» (на музыку А. Л. Рыбникова (см. РЫБНИКОВ Алексей Львович)), - до включившей произведения визуальной поэзии книги «Видеомы» и оригинальных скульптурных творений.

Диапазон его творчества необычайно широк. Продолжив интенсивные жанровые и стилевые искания в сфере поэмы («Дама треф», 1974, «Андрей Полисадов», 1979), он выступил и как автор великолепной поэтической, в том числе мемуарно-биографической прозы («Мне четырнадцать лет», посвященная встречам с Б. Л. Пастернаком, определившим во многом его судьбу в поэзии). В 1980-1990-е гг. наряду с усилением социально-нравственным мотивов, особенно в сборниках «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), идет активизация художественного поиска, эксперимента, игры - в книгах, характерных самими названиями: «Аксиома самоиска» (1990), «Видеомы: Стихи, визуальные объекты, проза» (1992), «Гадание по книге: Вещи последних лет / Рисунки автора» (1994).

В книгах «Casino «Россия» (1997) и «Жуткий Crisis Супер стар: Новые стихи и поэмы (1998-1999)» Вознесенский с болью и горечью размышляет об уходящем столетии и современности, продолжая активно экспериментировать над словом в его взаимодействии с изобразительными искусствами - графикой, живописью, инсталляцией и скульптурой (визуальные палиндромы, «видеомы», «кругометы», восходящие к его «Изопам» - «опытам изобразительной поэзии» конца 1960-х гг.).

По поводу распространенного мнения, что в 21 веке интерес к поэзии почти угас, поэт заметил: «Сейчас поэзия уходит в Интернет. Там она живет в чистом виде, и к ней проявляют огромный интерес, который даже не сравнить с шестидесятыми годами, когда поэзия жила на стадионах. Я хочу опоэтизировать Интернет, как в свое время футуристы опоэтизировали плакаты и витрины». Подтверждением этих слов стала его новая книга «www.Девочка с пирсингом.ru Стихи и чаты третьего тысячелетия» (2000).

При всем многообразии путей художественных исканий в сфере современного искусства, точнее, синтеза искусств, Вознесенский остается прежде всего выдающимся поэтом-лириком, о чем свидетельствует и одна из поздних его книг с симптоматичным названием «Не отрекусь: Избранная лирика» (1996). Самобытное творчество поэта опирается на широкий пласт литературных и художественных традиций в отечественной и мировой культуре и получило признание в стране и в мире.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 1933) - русский поэт, академик РАО (1993). В лирике - стремление "измерить" современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: "Треугольная груша" (1962), "Антимиры" (1964), "Витражных дел мастер" (1976; Государственная премия СССР, 1978), "Аксиома самоиска" (1990). Поэмы "Мастера" (1959), "Лонжюмо" (1963), "Оза" (1964), "Авось" (1972; рок-опера "Юнона и Авось", постановка 1981), "Ров" (1986). Мемуарная проза, публицистика; книга "Прорабы духа" (1984).

Энциклопедия Кольера

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт. Тематический и формальный диапазон Вознесенского чрезвычайно широк: у него можно найти и элегические стихи о красоте родной земли, и вызывающие восхваления аэропортов, американских танцовщиц стриптиза и парижских рокеров. Среди главных тем - война, смерть, насилие и несправедливость; первостепенное значение природы; призвание художника; обманчивость обличий. Известен как исполнитель своих стихов. Родился 12 мая 1933 в Москве. Намеревался стать художником, затем изучал архитектуру в Московском архитектурном институте. Интерес к пластическим искусствам сказался в поэме Мастера и стихотворении Ночной аэропорт в Нью-Йорке. Первые стихи Вознесенский представил на суд Б.Пастернаку, которого считает одним из главных своих поэтических наставников. Среди его важнейших сборников - Мозаика (1960), Антимиры (1964), Витражных дел мастер (1976) и Аксиома самоиска (1990). В последнем новые стихи, проза, публицистика объединены со старыми, публикуемыми без прежних цензурных изъятий.

ЛИТЕРАТУРА

Михайлов А. Андрей Вознесенский. М., 1970 Вознесенский А. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1983-1984 Вознесенский А. Прорабы духа. М., 1984

Полезные сервисы

вознесенский иван иванович

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Иван Иванович (1838-1910), исследователь древнерусского церковного пения. Труды «Осмогласные роспевы трёх последних веков православной русской церкви» (ч. 1-3, 1888-1893), «О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времён» (ч. 1-2, 1895-1896) и др.

Большой энциклопедический словарь

Вознесе́нский Иван Иванович (1838—1910), исследователь древнерусского церковного пения. Труды «Осмогласные роспевы трёх последних веков православной русской церкви» (в. 1—3, 1888—93), «О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времён» (ч. 1—2, 1895—96) и др.

Полезные сервисы

вознесенский иван николаевич

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Иван Николаевич (1887-1946), учёный в области машиностроения, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по гидромашиностроению (руководил проектированием и постройкой мощных турбин и насосов) и автоматическому регулированию (паровые турбины и котлы). Государственная премия СССР (1947, посмертно).

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иван Николаевич - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Иван Николаевич (1887-1946), российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по гидромашиностроению (руководил проектированием и постройкой мощных турбин и насосов) и автоматическому регулированию (паровые турбины и котлы). Государственная премия СССР (1947, посмертно).

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иван Николаевич (1887-1946) - российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по гидромашиностроению (руководил проектированием и постройкой мощных турбин и насосов) и автоматическому регулированию (паровые турбины и котлы). Государственная премия СССР (1947, посмертно).

Полезные сервисы

вознесенский монастырь

Энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, женский, в Московском Кремле (см. КРЕМЛЬ Московский), основан в 1407 вдовой Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской) Евдокией, в монашестве Ефросинией.

Находился у Спасских ворот рядом с Чудовым монастырем (см. ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ). По преданию, расположение обители связано с местом, откуда княгиня Евдокия провожала и где встречала великого князя после Куликовской битвы (см. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА). С 1524 (в этом году был основан Новодевичий монастырь (см. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ)) и до 19 в. монастырь назывался Стародевичьим - в отличие от Новодевичьего.

Древний храм монастыря - Вознесенский собор - сгорел при пожаре 1482. Вновь собор был отстроен в начале 16 в. и с этого момента он, подобно Архангельскому собору, стал усыпальницей женщин великокняжеского семейства. Некрополь Вознесенского собора насчитывал более 30 захоронений царственных особ, среди которых могила основательницы монастыря великой княгини Евдокии, ее невестки Софьи Витовтовны (см. СОФЬЯ Витовтовна), жены Ивана III Софьи Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог), четырех жен Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный), Ирины Годуновой, жены царя Федора Иоанновича (см. ФЕДОР Иванович), матери Петра Великого (см. ПЕТР I Великий) Натальи Нарышкиной.

Вся жизнь монастыря была тесно связана с бытом женской половины царского двора. Здесь выполнялись рукодельные работы для дворцового обихода, готовились любимые блюда цариц и царевен. Одно время обитель была местом пребывания государевых невест до брака.

К 1917 в монастыре насчитывалось три храма с восемью престолами - Вознесенский собор, церковь Преподобного Михаила Малеина, основанная в начале 17 в. монахиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович), и псевдоготическая церковь Св. Екатерины, построенная в середине 19 в.

В 1929 Вознесенский монастырь, несмотря на протесты видных деятелей русской культуры, был разрушен одновременно с Чудовым монастырем. На освободившемся месте было построено здание Военной школы им. ВЦИК, в котором в советское время располагался Президиум Верховного Совета СССР. Перед разборкой Вознесенского собора белокаменные гробы с останками были перенесены в подземные палаты южной пристройки Архангельского собора, где и хранятся.

Полезные сервисы

вознесенский николай алексеевич

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Николай Алексеевич (1903-1950), государственный и политический деятель, академик АН СССР (1943). С 1935 заместитель председателя Исполкома Ленинградского горсовета, в 1937-1938 заместитель председателя, в 1938-1941, 1942-1949 председатель Госплана СССР. В 1939-1941 заместитель, в 1941-1946 1-й заместитель председателя СНК СССР, в 1946-1949 заместитель председателя СМ СССР. В 1941-1947 кандидат, в 1947-1949 член Политбюро ЦК ВКП(б). В Великую Отечественную войну член ГКО. Книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Государственная премия СССР (1948). В 1949 необоснованно репрессирован в связи с так называемым «Ленинградским делом»; расстрелян.

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Николай Алексеевич (1903-50), российский политический деятель, академик АН СССР (1943). В 1938-41, 1942-49 председатель Госплана СССР. В 1946-49 заместитель председателя Совете Министров СССР. Член ЦК КПСС в 1939-49. Член Политбюро в 1947-49 (кандидат с 1941). Книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Государственная премия СССР (1948). Репрессирован (см. «Ленинградское дело» (см. ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО)); реабилитирован посмертно.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич (1903-50) - российский политический деятель, академик АН СССР (1943). В 1938-41, 1942-49 председатель Госплана СССР. В 1946-49 заместитель председателя Совете Министров СССР. Член ЦК КПСС в 1939-49. Член Политбюро в 1947-49 (кандидат с 1941). Книга "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" (1947). Государственная премия СССР (1948). Репрессирован (см. "Ленинградское дело"); реабилитирован посмертно.

Полезные сервисы

вознесенский, андрей андреевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (родился в 1933), русский поэт. В лирике - стремление "измерить" современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: "Треугольная груша"(1962), "Антимиры" (1964), "Витражных дел мастер" (1976), "Аксиома самоиска" (1990). Поэмы "Мастера" (1959), "Оза" (1964), "Авось" (1972; рок-опера "Юнона и Авось", постановка 1981), "Ров" (1986). Мемуарная проза, публицистика; книга "Прорабы духа" (1984).

Полезные сервисы