Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гайдай

Грамматический словарь

Гайда́й ф. 6а ~ 0

Словарь русских фамилий

ГАЙДАЙ ГАЙДАШ

Фамилии могут быть связаны с южнолрусским глаголом гайдать - бегать, шататься, летать или гойдать - колыхаться, качать (Даль). (Э)

Сканворды для слова гайдай

- Режиссёр фильма «Бриллиантовая рука».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильма «Пёс Барбос и необычный кросс».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильма «Самогонщики».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильма «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди».

- Он снял фильм про однобуквенную операцию.

- Режиссёр фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

- Режиссёр фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

- После всех цензурных правок его сатирический фильм «Жених с того света» превратился в короткометражку.

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Спортлото-82».

- Какому кинорежиссёру группа «Агата Кристи» посвятила песню «Сказочная тайга»?

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Долгий путь», «Жених с того света», «Трижды воскресший».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Деловые люди», «Двенадцать стульев», «Не может быть!».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Опасно для жизни!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

- Персонаж оперы украинского композитора Виталия Губаренко «Гибель эскадры».

Полезные сервисы

гайдай зоя михайловна

Энциклопедический словарь

Гайда́й Зоя Михайловна (1902-1965), певица (сопрано), народная артистка СССР (1944). В 1928-55 в Украинском театре оперы и балета. Профессор Киевской консерватории (с 1963). Государственная премия СССР (1941).

* * *

ГАЙДАЙ Зоя Михайловна - ГАЙДА́Й Зоя Михайловна (1902-65), украинская певица (сопрано), народная артистка СССР (1944). В 1928-1955 в Украинском театре оперы и балета. Профессор Киевской консерватории (с 1963). Государственная премия СССР (1941).

Большой энциклопедический словарь

ГАЙДАЙ Зоя Михайловна (1902-65) - украинская певица (сопрано), народная артистка СССР (1944). В 1928-1955 в Украинском театре оперы и балета. Профессор Киевской консерватории (с 1963). Государственная премия СССР (1941).

Полезные сервисы

гайдай леон. иович

Гуманитарный словарь

ГАЙДА́Й Леон. Иович (1923-93) - кинореж. Окончил театр-студию при Иркутском обл. драм. т-ре (1947) и ВГИК (1953, мастерская Г. В. Александрова). В 1958 пост. кинопамфлет "Жених с того света". Вышедший вскоре после "Карнавальной ночи" Э. Рязанова, ф. способствовал возрождению и развитию комедийного жанра. Режиссерская деятельность Г. в 1960-е гг. проходит в русле характерных для всего мирового кинематографа этого времени попыток возрождения Золотого века комедии, к-рые, за редким исключением, ни к чему не приводили. Однако Г. удалось совместить казалось бы несовместимое: оставаясь внутри своего времени, времени "положений абсурда", с блеском использовать "смеховую машинерию" Золотого века комедии. Для режиссуры Г. характерны легкость, остроумие, выверенная ритмичность, эксцентрика. Кинокритики усматривали в его ф. многочисл элементы "немой" комич. пантомимы. Эти особенности свойственны и последующим ф. Г.: "Пес Барбос и необыкновенный кросс" (1961), в к-ром впервые появляются актерские "маски", ставшие постоянными, и "Самогонщики" (1962). Гротесковые элементы пронизывают сюжет ф. "Деловые люди" (по О. Генри, 1963). Г. становится признанным мастером внешнего, живописного рисунка образа. Очередной ступенькой в освоении жанра для Г. стала картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965, одна из новелл в ф. - "Наваждение" - в этом же году получила приз МКФ). "Кавказская пленница" (1967) уже целиком строится на использовании актерских масок и трюковых погонь. По сути, это первая полнометражная комедия Г. и последняя, в к-рой участвовала знаменитая "тройка - актерская маска" Ю. Никулин, Е. Моргунов и Г. Вицин. "Бриллиантовая рука" (1968) - комедия, пародирующая детектив. С ф. "Двенадцать стульев" (1971, по роману И. Ильфа и Е. Петрова) в творч. Г. началась длительная полоса экранизаций: "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, по пьесе М. Булгакова "Иван Васильевич"), "Не может быть!" (1975, по рассказам М. Зощенко), "Инкогнито из Петербурга" (1979, по комедии Н. Гоголя "Ревизор"). "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992) - последняя комедия Г. и интересная попытка выдающегося мастера сделать кино прежде всего за счет использования своих "фирменных" трюков и гэгов исключительно по правилам советской мифологии.

Из ф. Г. в современную русскую речь вошло рекордное количество крылатых фраз и выражений (из одного лишь ф. "Бриллиантовая рука" - более сотни). Многие песни из ф. Г. стали чрезвычайно популярными. В качестве автора или соавтора сценариев своих ф. Г. награжден Гос. премией (1970). Среди др. ф.: "Трижды воскресший" (1960), "За спичками" (1980), "Спортлото-82" (1982), "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1990).

Лит.: Фролов И. В лучах эксцентрики. М., 1991.

Полезные сервисы

гайдай леонид иович

Энциклопедический словарь

Гайда́й Леонид Иович (1923-1993), кинорежиссёр, народный артист СССР (1989). Мастер эксцентрической комедии с элементами сатиры и пародии. Поставил фильмы: «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Спортлото-82» (1982), «На Дерибасовской хорошая погода...» (1992) и др.

* * *

ГАЙДАЙ Леонид Иович - ГАЙДА́Й Леонид Иович (30 января1923, г. Свободный Амурской области - 19 ноября 1993, Москва), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1989).

Интерес к комедии

В 1947 окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, в 1955 - ВГИК (мастерская Г. В. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич)). Был режиссером-практикантом на съемках комедии «Ляна» (1955) Б. В. Барнета (см. БАРНЕТ Борис Васильевич). Два этих учителя как бы подтверждают несомненную связь творчества Гайдая с традициями отечественной кинокомедии. Но первый фильм «Долгий путь» (1956, совместно с В. И. Невзоровым) он поставил по сибирским рассказам В. Г. Короленко, таким образом отдав дань своему дальневосточному происхождению. Обратился к жанру сатирической комедии только в следующей работе «Жених с того света» (1958), которая подверглась жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена. Фильм «Трижды воскресший» (1960), решенный в жанре героической киноповести с явным идеологическим пафосом, считается вообще вынужденным в творчестве Гайдая, который все-таки был чужд политике вопреки ныне приписываемым ему диссидентским мотивам. Но немаловажно, что действие «Трижды воскресшего» сначала происходит в годы Гражданской войны, а для режиссера эпоха начала 20 века (вплоть до 1930-х годов) окажется впоследствии одной из самых излюбленных, если судить по экранизациям произведений И. Ильфа и Е. Петрова (см. ИЛЬФ Илья и ПЕТРОВ Евгений) («12 стульев», 1971), М. А. Булгакова («Иван Васильевич меняет профессию», 1973), М. М. Зощенко («Не может быть!», 1975). Да и в упомянутом «Долгом пути», а также в фильмах «Деловые люди» (1963, по рассказам О. Генри) и «За спичками» (1980, СССР-Финляндия, совместно с Р. Орко, по М. Лассиле) события разворачиваются примерно тогда же. Интерес к той поре, безусловно, связан у Гайдая еще и с его пристрастием к раннему кинематографу.

Клондайк Гайдая

В 1961 в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс» он вроде бы случайно взялся за «экранизацию» газетного фельетона Степана Олейника, чтобы не оставаться в простое. Но в невидимом перенесении во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 20-х годов как советское, так и американское (Чарли Чаплин (см. ЧАПЛИН Чарли), Бастер Китон (см. КИТОН Бастер) и Гарольд Ллойд (см. ЛЛОЙД Гарольд)), Гайдай нашел истинный Клондайк. И даже приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него чисто российское и вполне советское звучание. Эта незатейливая короткометражка также породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке «Самогонщики» (1962), в третьей новелле комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966). Две последние названные картины и «Бриллиантовая рука» (1968), удостоенная ГосудаQҐՐݐݐސ٠премии в 1970, образуют своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов. Все эти фильмы являются также самыми кассовыми - только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР. В целом же аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила (без учета повторного проката) около 600 млн. человек (например, у Стивена Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) в США зрителей было раза в полтора меньше). То есть по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 млн. рублей в ценах до 1991 года. Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Гайдая. В Америке был бы при жизни мультимиллионером, у нас же жил скромно, как, допустим, Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки». Неслучайно, что именно эта комедия в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Это и наиболее кассовое, и совершенное творение режиссера, вошедшего наряду с Э. А. Рязановым (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович) и Г. Н. Данелией (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич) в первую тройку советских комедиографов. Роль Горбункова, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо, была доверена Ю. В. Никулину (см. НИКУЛИН Юрий Владимирович). Эта карнавальная двойственность героя, программно заявленная и в его любимой песне про зайцев, была своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула «свой среди чужих, чужой среди своих» обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который вынужден играть не свойственную себе значительную роль (этот мотив не раз использовался и Чаплином и Китоном, перед которыми Гайдай преклонялся всю жизнь). И несмотря на то, что режиссер порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать симпатичного Семена Семеновича (вот и реальная жена режиссера актриса Н. Гребешкова сыграла супругу Горбункова), наивного, добродушного и сердечного «агента поневоле», вынужденного жить на «острове невезения» и спасаться от отчаяния, напевая «А нам все равно, а нам все равно...». Вот почему «Бриллиантовая рука» - не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа Гайдая.

Экранизация классики и перестроечные фильмы

А его по-своему знаменательный уход в застойные 1970-е годы прочь от современной тематики и увлечение эксцентрическими экранизациями литературы прошлого в итоге привело режиссера к заведомой неудаче в случае обращения в «Инкогнито из Петербурга» (1978) к «Ревизору» Н. В. Гоголя. Последующие, уже перестроечные работы Гайдая: «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) - позволили ему вернуться к современности. Однако в изменившейся ситуации прежняя гайдаевская манера сочетания трюковых комедий с сатирическим зарядом действия и остро выписанными характерами персонажей теперь оборачивалась беззубостью в социальной критике действительности и лишь внешней комедийностью героев. После его смерти началась стремительная (иногда чересчур залихватская) переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.

Большой энциклопедический словарь

ГАЙДАЙ Леонид Иович (1923-93) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1989). Поставил фильмы: "Кавказская пленница" (1967), "Бриллиантовая рука" (1969), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), "Спортлото-82" (1982) и др.

Энциклопедия Кольера

Л. И. Гайдай.

Полезные сервисы

гайдай, леонид иович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Леонид Гайдай.

Леонид Гайдай.

ГАЙДАЙ Леонид Иович (1923 - 93), российский кинорежиссер. В жанре сатирической комедии активно использовал приемы эксцентрики: фильмы "Жених с того света" (1958), "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница" (1967), "Бриллиантовая рука" (1969), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), "Частный детектив, или Операция "Кооперация"" (1990).

Полезные сервисы