Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

готизировать

Словарь галлицизмов русского языка

ГОТИЗИРОВАТЬ gothique adj.> нем. gotisieren. Создавать в готической манере. На Волковом Немецком (лютеранском) кладбище . среди пышных темных надгробий дореволюционной эпохи с полустершимися готизированными надписями .. скромная небольшая белая стела. Топоров 1995 392.

Полезные сервисы

готизм

Словарь галлицизмов русского языка

ГОТИЗМ а, м. 1850 gothisme? Отн. к эпохе готики.<Рисунок> N1 изображает стол, не готический, (ибо чистый готисм уже выходит из моды), но так называемый рококо, т. е. готисм, украшенный современными приложениями и выдумками. Эконом 1841 1 10. Франция увлекалсь готизмом, так, как увлеклась античным миром, по чрезвычайной восприимчивости и живости, не опускаясь во всю глубь. 1842 Герц. Дилетанты-романтики. // 30-3 26. Самая кафедральная церковь святого Вита, первая церковь на пути моем, светлого, легкого, прозрачного, так сказать, готизма, наполнена надгробными памятниками прежде бывших Богемских королей и другими остатками старины. Анненков Письма из-за границы. // А. Париж. письма 15. Вот отчего <отсутствия поэзии> греческие сандалии и туники, Ахиллесовы шлемы, - словом вся эта ветошь маскарада, свержена была с высоты своего пьедестала и вместо того восторжествовал готизм. БДЧ 1850 104 3 70.

Полезные сервисы

готика

Толковый словарь

ж.

1. Архитектурный стиль западноевропейского Средневековья, характеризующийся городскими соборами с устремленными ввысь ажурными башнями, стрельчатыми окнами и сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента.

2. разг.

Произведения архитектурного, скульптурного, орнаментального искусства, созданные в таком стиле.

Толковый словарь Ушакова

ГО́ТИКА, готики, мн. нет, жен. (нем. Gotik). Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.

Толковый словарь Ожегова

ГО́ТИКА, -и, жен. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.

| прил. готический, -ая, -ое. Готическая архитектура. Г. шрифт (латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заострёнными буквами).

Популярный словарь

Готика

-и, только ед., ж.

Художественный стиль западноевропейского средневекового искусства, главным образом архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, окнами, обилием орнамента.

Искусство готики.

Родственные слова:

готи́ческий, псевдого́тика

Этимология:

От немецкого Gotik (← фр. gothique ← Goth ‘гот’, от названия германского племени готов).

Энциклопедический комментарий:

Термин "готика" был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения первоначально как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося тогда "варварским". Сменившее романтический стиль готическое искусство было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-религиозной идеологии. Но в нем отразились и формирование национальных государств, усиление городов и городской торговли. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прореза́ть стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Словарь существительных

ГО́ТИКА, -и, ж

Направление в европейском искусстве XII-XV вв., основанное на народных традициях германцев, христианском мировоззрении, характеризующееся строительством остроконечных сооружений со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством (витражи, статуи, рельефы).

В центре Бангалора царствовала готика - в небо поднимались две остроконечные вершины католического собора.

Энциклопедический словарь

ГО́ТИКА -и; ж. [итал. gotico] Архитектурный стиль европейского средневековья, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента. Французская, английская г.

Готи́ческий, -ая, -ое. Г-ая архитектура. Г. храм. Г. арка. Г. стиль (=го́тика). Г. шрифт (латинское письмо с угловатыми и заострёнными буквами).

* * *

го́тика (от итал. gotico, буквально - готский, от названия герм. племён - готов), художественный стиль (между серединой XII и XV-XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передаётся аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, острыми эмоциями; расширяется интерес к окружающему миру, природе, богатству переживаний. В XV-XVI вв. готику сменяет Возрождение.

Схема конструкции готического храма.Ратуша в Брюсселе.Статуи собора в Шартре.Собор Парижской Богоматери.

* * *

ГОТИКА - ГО́ТИКА (от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов (см. ГОТЫ)), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).

Большой энциклопедический словарь

ГОТИКА (от итал. gotico - букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

Академический словарь

-и, ж.

Художественный стиль, преимущественно архитектурный, позднего европейского средневековья, достигший наибольшего развития в строительстве легких, остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатейшим декоративным убранством (статуями, рельефами, витражами).

[итал. gotico]

Гуманитарный словарь

ГО́ТИКА (от итал. - gotico, лат. - Gothi - назв. германского племени готов, вторгшихся в Римскую империю) - архитектурный и художеств. европ. стиль 12-16 вв. Термин введен в эпоху Возрождения как обозначение всего ср.-век., "варварского". Конструктивно Г. в архитектуре развилась из романского стиля под влиянием восточ. эстетики и прогрессивных технологий обработки прочного камня перед установкой. Каркасная система опор, стрельчатые арки, переходящие в нервюры сводов и т. п., позволяли добиться увеличения высоты сводов храма и пространства окон. Впервые за основу композиции ср.-век. архитекторы взяли символ и осн. доминантой выбрали вертикаль. Г. создала новую орг-цию внутр. и внешн. пространства, новую пластику и пропорции, новую эстетику, затем перенесенные из архитектуры в скульптуру и декоративные иск-ва, к-рые приобрели самостоят. значение.

Иск-во Г. имело неск. направлений: "Высокая Г." во Франции - расцвет стиля 13 в.; "Цветущая Г." - детали декорированы "крестоцветами" и "фиалами"; "Пламенеющая Г." - арки порталов и окон сплетаются в кружево в виде языков пламени; "Перпендикулярная Г." в Англии скрывает конструкцию под орнаментом; "Кирпичная Г." сев. Европы акцентирует цвет и пластичный строит. мат-л. Г., развиваясь в течение четырех столетий, стала высшей стадией ср.-век. иск-ва, общеевроп. стилем. В формах Г. строили от Ирландии на западе Европы до Чехии на востоке, от Италии на юге до Скандинавии на севере. При этом определяются и нац. школы (напр., "тирольская Г."). Поздняя Г. (14-16 вв.) получила назв. интернациональной. Крупнейшие образцы готич. иск-ва: во Франции - собор Нотр-Дам де Пари, мон. Мон Сен-Мишель в Бретани, собор и судебная палата в Реймсе; в Германии - Кельнский собор; в Италии - Миланский собор; в Испании - кафедральный собор св. Евлалии (Барселона); в Чехии - собор св. Вита (Прага) и др.

В России Г. практически не встречается по причине культурной изоляции после разделения православия и католичества, а затем татарского ига. Редкий пример - Владычная палата Новгор. кремля 16 в. с типично готич. по конструкции и декору интерьером. "Готич. экспрессионизм" находят и в новгор. школе иконописи. Подлинно готич. здания в России есть только в Калининградской обл. и Выборге - т. е. на неисконных территориях.

В России термином "Г." до нач. 19 в. наз. все древние сооружения неклассической архитектуры, образцы др. рус. зодчества, особенно шатровые храмы (см. Готика русская), а в эпоху классицизма - даже елизаветинское барокко. Растрелли однажды применил готич. конструкцию, прикрыв ее барочным декором (при сооружении высокого барабана гл. купола Смольного собора).

Романтизм ввел Г. в круг осн. источников духовных традиций. В России 18 в. черты Г. появляются в архитектуре екатерининского периода (см. Псевдоготика), в 19 в. в эпоху историзма (см. Неоготика), однако эти постройки имели не готич. конструкцию, но лишь декор. С 1870-х гг. с появлением протомодерна готич. мотивы широко распространены в постройках и интерьерах. В эпоху модерна архитекторы применяли и готич. конструкции, и готич. декор. Развитие готич. конструкции и появление новых строительных мат-лов в нач. 20 в. привело к появлению мн. совр. архитектурных форм.

Словарь русского арго

ГОТИКА, -и, ж. (или сталинская готика, советская готика).

Высотные здания сталинского времени в Москве.

Орфографический словарь

го́тика, -и

Словарь ударений

го́тика

Формы слов для слова готика

го́тика, го́тики, го́тик, го́тике, го́тикам, го́тику, го́тикой, го́тикою, го́тиками, го́тиках

Синонимы к слову готика

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

го́тик/а.

Грамматический словарь

го́тика ж 3a

Новый словарь иностранных слов

го́тика

- , готический стиль (фр. gothlque, от назв. герм, племени готов) художественный стиль, преимущ. архитектурный, зародившийся в 12 в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Зап. Европе; готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму; в готическом соборе распор стрельчатого свода главного нефа передается на наружные опорные столбы (контрформ) с помощью аркбутанов.

Словарь галлицизмов русского языка

ГОТИКА и, ж. gothique f., ит. gotico > нем. Gothik. Архитектурный стиль европейского средневековья,

характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента. БАС-2. Известь кою замаривал в кремле архитектор Баженов, не соблаговолено ль будет ея брать и употреблять в стены, а особливо к Готике, нежному строению непременно нужно. Баженов 103. Всеконечно, обойду всю твою готику <в селе Андреевском>. АВ 12 199.| прост. Хороша вишневка! Ты понюхай! Что? .. Какова ахтитектура-то? Готика, а не наливка! Давай, клюнем по собачке! Проказники 343. Gothique fleurie. Цветущая готика. В церковном зодчестве, например, русский византизм с течением лет безусловно обнаружил признаки вещественного старческого упадка. Также как хотя бы западноевропейская gothique fleurie. Маковский 1999 79.- Лекс. Уш. 1935: го/тика; Сл. 18: готика 1755.

Сканворды для слова готика

- Стиль средневековой архитектуры.

- Стрельчатая форма арки этого стиля представляет собой наиболее характерную его особенность, поэтому его другое название - «стрельчатый».

- Архитектурный стиль, для которого характерны стрельчатые арки.

- В каком архитектурном стиле построен костёл Святой Анны в Вильнюсе?

- В каком архитектурном стиле построен Дворец Дожей в Венеции?

- В каком архитектурном стиле построен Сиенский собор в Италии?

- В каком архитектурном стиле построен Городской собор в Кельне?

- В каком архитектурном стиле построен Собор Святого Вита в Праге?

- В каком архитектурном стиле построен Миланский собор в Италии?

- Для какого архитектурного стиля характерны краббы?

- Направление в искусстве 12-16 вв.

- Пламенеющая ...

- Стиль архитектуры пламенеющая ...

- Картина Гранта Вуда «Американская ...».

- Фильма Матье Кассовица.

- Во времена Ренессанса появилось это слово, которым называли архитектуру прошлых веков, подчеркивая тем самым её уродливый, варварский облик.

Полезные сервисы

готика русская

Гуманитарный словарь

ГО́ТИКА РУ́ССКАЯ - условный архитектурный термин, определяющий своеобр. тип столпообразных шатровых храмов, появившихся в России в 16 в., характерный для моск. зодчества. Лучший образец - ц. Вознесения в с. Коломенское под Москвой. Храм, построенный в 1532 в честь рождения у царя Василия III сына Ивана - будущего Ивана Грозного, стал прообразом мн. провинц. церквей, обладая характерными особенностями: оригинальными орнаментами кирпичной кладки шатра, западноевроп. рисунком капителей, треугольными вимпергами, карнизами. Р. Г., в б. широком смысле слова, иногда определяют тенденции рус. иск-ва 15-17 вв., проявившиеся в России после "предвозрождения" (термин Д. С. Лихачева) - эпохи Андрея Рублева. Термин "Р. Г." может применяться также иногда для определения нац. исканий В. Баженова и др. ранних романтиков (см. Псевдоготика).

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Полезные сервисы

готицизм

Словарь галлицизмов русского языка

ГОТИЦИЗМ а, м. gothicité f. архит. Готицизмы. Есина 121.

Полезные сервисы

готическая архитектура

Словарь иностранных слов

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА - по имени древненемецк. народа готов. Особенный род архитектуры, с стрельчатыми сводами и остроконечными украшениями. - Шрифт, шрифт похожий на средневековой почерк.

Полезные сервисы

готическая архитектура или германская

Словарь иностранных слов

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ИЛИ ГЕРМАНСКАЯ - появилась в 12 столетии процветала до XIV в.; характеризуется острым сводом, обилием башенок и стрелок, а также стрельчатыми окнами.

Полезные сервисы

готические буквы

Словарь иностранных слов

ГОТИЧЕСКИЕ БУКВЫ - буквы, представляющие своим очертанием подражание вычурному почерку средневековых времен.

Полезные сервисы

готический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. готика, связанный с ним

2. Свойственный готике, характерный для неё.

3. Созданный, выполненный в стиле готики.

4. Характеризующийся угловатой и удлиненной формой (о сложившемся изображении букв латинского алфавита в эпоху Средневековья).

Толковый словарь Ушакова

ГОТИ́ЧЕСКИЙ, готическая, готическое (иск.). прил. к готика; в стиле готики. Готическое искусство. Готический храм.

• Готический шрифт - особый шрифт, отличающийся угловатостью букв, применяемый в Германии и в некоторых других странах.

Толковый словарь Ожегова

ГО́ТИКА, -и, ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.

Толковый словарь Даля

ГОТИЧЕСКИЙ, свойственный готам, западной Европе в средних веках; более употр. о зодчестве. Сравнительно, греческое зодчество отличается чистою художественностью; египетское - мрачностью и величием; мавританское - замысловатою, волшебною легкостью; готическое, торжественною возвышенностью своею. Готический набор, печать, подобная средневековому почерку.

Популярный словарь

Готический

-ая, -ое

Имеющий отношение к готике; в стиле готики.

Готический стиль в архитектуре.

Пред мной готическое зданье стоит как тень былых годов (Лермонтов).

Родственные слова:

готи́чески, псевдоготи́ческий

Этимология:

Производное от готика.

Готи́ческий рома́н - "черный роман", роман "ужасов" в прозе предромантизма и романтизма, содержащий таинственные приключения, фантастику, мистику, социальные мотивы.

Готи́ческий шрифт - начертание латинского шрифта, имеющее характерную угловатую и удлиненную форму букв.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к готика.

Готическая архитектура.

||

Построенный, выполненный в стиле готики.

Готический храм. Готическая арка.

готический шрифт

шрифт, отличающийся угловатостью в начертаниях (употребляется в Германии и некоторых других странах).

Словарь слов из произведений русской литературы

Готический, ая, ое.

Стиль средневековой западноевропейской архитектуры с характерными для него остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, каменной резьбой, витражами и скульптурами.

Пред мной готическое здание Стоит, как тень былых годов. // Лермонтов. Стихотворения // /; Петух на готической колокольне блестел бледным золотом. // Тургенев. Ася //

Орфографический словарь

готи́ческий

Словарь ударений

готи́ческий

Формы слов для слова готический

готи́ческий, готи́ческая, готи́ческое, готи́ческие, готи́ческого, готи́ческой, готи́ческих, готи́ческому, готи́ческим, готи́ческую, готи́ческою, готи́ческими, готи́ческом, готи́ческ, готи́ческа, готи́ческо, готи́чески

Морфемно-орфографический словарь

готи́ч/еск/ий.

Грамматический словарь

готи́ческий п 3a✕~

Большой словарь иностранных слов

готический

I. шрифт немецкий угловатый шрифт, в отличие от антиквы - латинского округлого шрифта (см. также фрактура 2)

II. стиль [< соб. - архитектурный стиль, развившийся первоначально (в 12 в.) в северо-западной Франции и в позднем Средневековье, распространившийся по всей Западной Европе; готический стиль характеризуется стрельчатыми арками и сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, цветными окнами (витражами), а также преобладанием вертикальных, утончающихся архитектурных форм. В готическом соборе распор стрельчатого свода главного нефа передаётся на наружные опорные столбы (контрфорсы) с помощью упорных арок (аркбутанов)

Словарь галлицизмов русского языка

ГОТИЧЕСКИЙ ая, ое. gothique f., ит. gotico > нем. Gothik. Ученые считают, что термин "готический" введен секретарем английского королевского общества Джоном Эвелином. В его "Дневнике" запись от 1702 г. Есина 144. 1. То же, что готский. Сл. 18. Саксонский, Готический и другие диалекты древние и новые Германского языка. ПЭ 1 94.

2. Употреблявшийся у древних скандинавов. Сл. 18. Находились в Европе еще некоторые письмена, яко .. у Шведов руническое и готическое. Татищев Разг. 88.

3. Отличающийся угловатостью, изломанностью линий (о разновидности латинского шрифта, письма). Сл. 18. Самая первая, и самая главная причина к изобретению прекраснаго нынешняго гражданскаго типа было желание, чтоб нашим буквам быть подобним, сколько возможно, буквам нынешняго, а не готическаго, латинскаго типа. Тред. Ортогр. 121. Затем стал списывать с прописей, сначала в карандашных линейках, а затем по транспаранту .. прописи были у меня всякого рода письма: прямого, косого, готического. Лейкин Восп. 42.

4. архит., иск. Отличающийся вытянутыми, устремленными вверх формами (о средневековых сооружениях, изделиях, а также подражаниям им с 70-х гг. 18 в.). Сл. 18. В окошки делают переплет столярной работы готической. Баженов 108. Здешняя <в Страсбурге> катедральная церковь есть величественное готическое здание. Карамзин ПРП 2 211. Готическая архитектура или средних времен .. бывает не редко весьма прочна, груба, а иногда напротив того чрезвычайна нежна и богата. Ян. 1803 1 629. Умножает великолепие города и построенный на возвышении за городом .. Готическою Архитектурою острог, в котором содержатся преступники и смирительный дом < Тулы>. ГС 1808 399. || Вообще - о старинных формах архитектуры. Сл. 18. Возвышаются мрачныя, готическия башни Симонова монастыря. Карамзин БЛ 2. Наиболее <осмотреть> пещеры, могильные холмы, готические здания, надгробные надписи, божницы, врата, образа сосуды, одежды, мебели, все должно быть как можно вернее, скопировано. 1805. АМ 3 613. Одне готическия башни монастырей и золотыя главы соборов мелькали, как огненныя звезды. 1823. Глаголев Зап. 1. Готтическая колокольня. 1839. Корсаков 18.

5. Средневековый европейский (преим. германский). Сл. 18. устар., поэт. Средневековый. БАС-2. Сия пиеса произведена чувствованиями воодушевлявшими меня при чтении Готических песен Оссиана. Муза 1796 2 168. Род старинный Перевелся; в готической пыли Портреты гордых бар .. тускнели. Лерм. Ск. для детей. Для средневековой поэзии у Пушкина есть особый термин: "готический романтизм". 1937. В. Вейдле Пушкин и Европа. // РР 1991 3 40. || Свойственный средневековому рыцарству. Сл. 18. Герои Оссиановы не знали тех готических предразсуждений, которыя были пятном рыцарства. Пант. ин. сл. 1 212. ♦ Готический роман - роман "ужасов и тайн" в западноевропейской и американской литературе. Крысин 1998.

6. перен. Старинный, устарелый. Сл. 18. Полные латы пременились в половинные, и наконец и оне уменьшились так, что в коннице остались от сего готического снаряда только передняя часть и каскет на шляпе, а в пехоте знак, и то только у офицеров. АВ 16 441. Отбросим от наших девиц сии узы, сии шнурованья, все сии готтическия путы, кои не известны были женщинам древней Греции. Дом. леч. 1 125. Сей молодой человек .. славился презрением ко всем готическим наставлениям Морали. ВЕ 1802 2 27. Здешния Нимфы не очень перенимают моду в одежде: .. Готическое платье как-то затмевает наружныя прелести. ММ 1803 3 184.Здесь <в Петербурге> ни готических <причудливых> экипажей, как в Москве, ни арлекинской ливреи. Булгарин Выжигин. // Б. Соч. 319. Теперь, благодаря Бога, установилась мода на мебели формы готической, т. е. массивные. Эконом 1842 3 73 168.

7. устар. Странный, причудливый . <укрепления> вероятно удержат и укротят в короткое время буйство горцев, которых истребление предало бы совершенному запустению места эти и без того дикия. Вот совершенно готическая мысль, под пару креслам и башням в парке. МН 1835 4 48. - Лекс. Ян. 1803: готический; САН 1847: готи/ческий; Сл. 18: готи/ческий 1733 (готт- 1769, гоф- 1766.

Полезные сервисы

готический дом

Крылатые слова

Дом № 13 на улице Чекистов.

Полезные сервисы

готический рок

Энциклопедический словарь

ГОТИЧЕСКИЙ РОК - ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОК (англ. goth-rock, gothic rock), направление в роке (см. РОК-МУЗЫКА), окрашенное мрачной интонацией, которую нередко подчеркивает имидж исполнителя (бескровное, бледное лицо, резко подведенные глаза, аскетическая одежда в черных тонах); не имеет ярко выраженных стилевых черт; этот стиль может влючать легкие гармонии диско (см. ДИСКО-МУЗЫКА) и новой волны (см. НОВАЯ ВОЛНА (в музыке)), которые приобретают более сдержанное смягченное звучание. Впервые проявился в творчестве таких групп, как Joy Division (см. ДЖОЙ ДИВИЖН), Cure (см. КЬЮЭ), Siouxsie And The Banshees, Bauhaus. В 1980-х гг. элементы готического рока стали включать в свои произведения исполнители арт (см. АРТ-РОК)- и симфо-рока, хард-рока (см. ХАРД-РОК) и мейнстрима (см. МЕЙНСТРИМ (в искусстве)). Среди современных представителей готического рока - Christian Death, Dead Can Dance.

Полезные сервисы

готический роман

Энциклопедический словарь

Готи́ческий рома́н (англ. the Gothic novel), «чёрный роман», роман «ужасов» в прозе предромантизма и романтизма. Содержит таинственные приключения, фантастику, мистику, а также социальные мотивы; в центре произведений - демоническая личность (романы «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот-Скиталец» Ч. Мэтьюрина).

* * *

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН - ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (The Gothic Novel), роман тайн и ужасов - явление английской литературы 18-19 вв., сыгравшее роль связующего звена между веком Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и периодом романтизма (см. РОМАНТИЗМ).

Мир как арена борьбы добра и зла

Готический роман возник как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Свое определение жанр получил в связи с особым интересом его авторов к «готике» Средневековья, как они ее понимали, то есть к представлению о мире как арене извечного борения противостоящих начал - добра и зла, небесного и инфернального, Бога и дьявола, а также в связи с обращением к условно-готическому обрамлению действия, которое, как правило, разворачивается в средневековых замках, монастырях, церквях и часовнях, подземельях и т. п., на фоне мрачных, подчас экзотически «восточных» ландшафтов, что придает повествованию зловещий и загадочный колорит. Первооткрывателем жанра справедливо считается Х. Уолпол (см. УОЛПОЛ Хорас), автор канонического «Замка Отранто» (1765). К выдающимся образцам «готического» романа относятся «Ватек: Арабская сказка» (1782, 1787) У. Бэкфорда (1760-1844), «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец» (1797) Анны Радклиф (см. РАДКЛИФ Анна), «Монах» (1795-96) М. Г. Льюиса, «Сент-Леон» (1799) и «Мандевилл» (1817) У. Годвина (см. ГОДВИН Уильям) и «Мельмот Скиталец» (1820) Ч. Р. Мэтьюрина (см. МЭТЬЮРИН Чарлз Роберт). В целом же в 1764-1820-х гг. в Великобритании увидели свет сотни готических романов.

Сочетание элементов просветительства и романтизма

Элементы просветительской прозы сочетались в «готическом» романе с принципами и приемами письма, предвосхитившими романтизм. Так, от эпохи Просвещения его авторы унаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекают из причин, апелляции к разуму и здравому смыслу; колоритные жизнеподобные персонажи второго-третьего плана, дидактическую тенденцию, в согласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость рока и загадочность самой природы человека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному, гиперболе в изображении чувств и в описаниях, к мистификации обыденного, к мелодраматическим эффектам и экзотическому, как у Бэкфорда или Мэтьюрина, «антуражу». Правда, элементы просветительства и романтизма сочетались у них в разной пропорции. Если в книгах Уолпола, Бэкфорда, Льюиса «удельный вес» фантастики весьма велик, а у Годвина и Мэтьюрина - значителен, то у Анны Радклиф сверхъестественное обязательно получает в итоге рациональное объяснение.

Творчество мастеров готического романа оказало заметное воздействие на прозу и поэзию английского и шире европейского романтизма, а доведенный ими до совершенства прием сюжетной тайны был успешно освоен В. Скоттом (см. СКОТТ Вальтер), Ч. Диккенсом (см. ДИККЕНС Чарлз), У. Коллинзом (см. КОЛЛИНЗ Уильям Уилки) и другими писателями 19 в.

«Готика»

Моду на «готику» ввел Уолпол, причем как в литературе, так и в жизни: построив по своему проекту особняк в готическом стиле недалеко от Лондона. «Замок Отранто» (с подзаголовком «Готическая повесть») был издан как якобы перевод сочинения итальянца Онуфрио Муральто, каноника. Сюжет мотивирован предысторией действующих лиц. Вассал отравил князя Альфонсо Доброго и обманом завладел его княжеством и замком. Согласно пророчеству, отнятое вернется к потомкам Альфонсо, когда самому ему станет тесно в стенах замка. Но предыстория раскрывается лишь на последних страницах, поэтому описанное воспринимается не как исполнение пророчества, а как игра слепого рока, сопровождающаяся сверхъестественными манифестациями: является скелет в монашеской рясе, с неба падает и убивает человека огромный черный шлем, каменная статуя источает капли крови, портрет сходит с картины и удаляется из комнаты, замок рушится, погребая злодея, а из развалин восстает громадный призрак убитого князя и объявляет законного наследника. Весьма впечатляюще выписан сам замок с непременными для средневековой готики атрибутами, включая жуткое подземелье, тщательно изображены ритуалы и обычаи средних веков.

Тайны

Их непревзойденной мастерицей была Анна Радклиф. Ее добродетельные юные героини попадают в лапы демонических злодеев вроде кондотьера (см. КОНДОТЬЕРЫ) Монтони («Удольфские тайны») или монаха Скедони («Итальянец»), которые стремятся их погубить, разлучив предварительно с возлюбленными. Злоключения героев овеяны тайной, они сталкиваются с таинственными потусторонними явлениями и сами несут в себе некую тайну - личности, происхождения и т. д., которая выясняется к концу повествования и нередко связывает жертву и преследователя. В книгах Радклиф наличествует обязательный «готический» набор - замки, руины, подземелья и т. д., однако «готического» эффекта она добивается пространными, импрессионистическими по сути описаниями ландшафтов и природных явлений, а также пребывающих с ними в таинственной гармонии и, как правило, отмеченных смутной тревогой и предощущением чего-то зловещего. «Ее романы исполнены неотразимого и пагубного очарования…, под ее пером жизнь души и материальное окружение персонажей окрашиваются в тени вечерних сумерек», - писал Мэтьюрин.

Ужасы

По обилию ужасов «Монах» Мэтью Грегори Льюиса (Lewis; 9 июля 1775, Лондон - 14 мая 1818, море близ Ямайки), безусловно, занимает среди готических романов первое место - недаром за его автором у современников прочно закрепилось прозвище Монах Льюис. В романе три сюжетные линии: история совращения дьяволом и гибели настоятеля капуцинского монастыря Амбросио, истории прошедшей через тяжкие испытания, но торжествующей любви одного испанского гранда и трагически завершившейся любви другого.

Место действия - монастыри, храмы, замки, подземелья, склепы, разбойничье логово, узилище инквизиции. В повествовании появляются сам Князь Тьмы и его присные, призрак Окровавленной Монахини, Вечный Жид (см. ВЕЧНЫЙ ЖИД). Отличительные особенности романа - изощренное раскрытие на письме вожделения и похоти и одержимость автора «эстетикой смерти». Льюиса неодолимо притягивают «гроба тайны роковые». Убийства, привидения, смерть мнимая и настоящая, усыпальницы, разложение мертвого тела - не эпизоды, но суть художественная ткань «Монаха». В живописании картин гниения, распада, кишения трупных червей рисунок Льюиса отмечен пластической наглядностью, предвосхищая поэтику европейских символистов с их эстетизацией безобразного.

Синтез

«Мельмот Скиталец» Мэтьюрина - последнее и в известном смысле итоговое произведение в жанре готического романа, масштабное в постановке философских проблем добра и зла, вины и воздаяния, судьбы и свободной воли человека. В центре прихотливо выстроенного многопланового повествования - демоническая фигура Джона Мельмота, человека, который вкусил запретного знания и за это обречен творить зло против воли. Силы Ада дали ему долголетие, но и обрекли на вечное проклятие, избежать которого он может, лишь если другой человек согласится поменяться с ним участью. Увлекательности сюжета способствуют органическое соединение в тексте элементов фантастической, исторической и психологической прозы, а также изощренная композиция и мощно написанные картины жизни испанских монастырей, преследования евреев христианами, судилищ и тюрем инквизиции. Интонация романа определяется последовательным осуждением религиозного фанатизма и изуверства и решительным неприятием уродств современной автору или отошедшей в историю действительности. Воздействие «Мельмота Скитальца» испытали многие писатели 19 в., прежде всего Бальзак (см. БАЛЬЗАК Оноре де), давший свое истолкование философской стороны романа в повести «Прощенный Мельмот» (1835).

Большой энциклопедический словарь

ГОТИЧЕСКИЙ роман (англ. the Gothic novel) - "черный роман", роман "ужасов" в прозе предромантизма и романтизма. Содержит таинственные приключения, фантастику, мистику, а также социальные мотивы; в центре произведения - демоническая личность (романы "Итальянец" А. Радклиф, "Мельмот-Скиталец" Ч. Мэтьюрина).

Энциклопедия Кольера

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН - прозаический жанр, имевший большой успех в последней трети 18 в Готический роман отличают следующие черты: 1. Сюжет строится вокруг тайны - например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале. 2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини. 3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы - словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя. 4. В ранних готических романах центральный персонаж - девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли "чувствительностью". Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок. 5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета. Все эти черты были известны прозе и драматургии и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.

В первом готическом романе, Замок Отранто (1764)

Х. Уолпола, эти приемы были использованы в не очень связном сюжете, где героине все время грозила какая-нибудь опасность, но в последний момент на помощь неизменно приходили сверхъестественные силы. После удачного начала культ готического романа на несколько лет ушел в тень, пока в 1777 Клара Рив не издала роман Старый английский барон (Old English Baron; первоначальное заглавие Защитник добродетели - The Champion of Virtue). В этом повествовании заслуживает внимания попытка объяснить в финале нагромождение таинственных явлений естественными и правдоподобными причинами. Любимицей же поклонников готического романа поры его расцвета стала Анна Радклиф (1764-1822). Между 1789 и 1797 она написала пять готических романов, четвертый из них, Тайны Удольфо (1794), до сих пор остается самым совершенным воплощением жанра. Последний ее готический роман, Итальянец (1797), по мнению позднейших читателей, ближе всего к собственно роману. Вслед за Рив Анна Радклиф завершала повествование разумными объяснениями того, что по ходу действия казалось сверхъестественным. Монах М.Г.Льюиса (1796) был, судя по всему, вдохновлен Тайнами Удольфо, но картины порока и насилия в нем показались слишком яркими даже преданным поклонникам жанра. Он остается самым шокирующим и самым сильным образцом жанра. На рубеже 18-19 вв. вышли в свет десятки второсортных и бьющих на эффект готических историй, по большей части анонимных и изданных в виде дешевых брошюр. К этому времени образованный вкус уже не одобрял увлечения готическим жанром. В Нортенгерском аббатстве (1818) Джейн Остен высмеяла его влияние, особенно на умы юных читателей. Позднейшие похвалы В.Скотта некоторым готическим авторам, прежде всего Анне Радклиф, были, по-видимому, менее искренни, чем его же пренебрежительное упоминание о готическом жанре в Предисловии (1814) к своему Уэверли. Тем не менее готические романы продолжали появляться. В число самых заметных входят Франкенштейн (1818) Мэри Шелли и Мельмот Cкиталец (1820) Ч.Мэтьюрина. Падение дома Эшеров (1839) Э.А.По - непревзойденное, сравнительно короткое (что, возможно, само по себе является достоинством) произведение готического жанра. Ближе к нашему времени Остров доктора Моро (1896) Герберта Уэллса, Дракула (1897) Б.Стокера и рассказы А.Блэквуда, У.Деламара и Исака Динесена (псевдоним Карен Бликсен). Но готический жанр продолжался не столько в сочинениях, сколько в воздействии его элементов на прозу 19 и 20 вв. Так, готический материал успешно использован в ранних романах У.Годвина и Ч.Б.Брауна. Лучшие образцы попутных готических эффектов можно найти в Грозовом перевале (1847) Эмили Бронте, Маркгейме (1887) Р.Стивенсона и Повороте винта (1898) Г.Джеймса. Менее очевидные примеры - Джейн Эйр (1847) Шарлотты Бронте, Тайна доктора Гримшо (посмертно, 1882) Н.Готорна и Элси Веннер (1861) О.У.Холмса.

ЛИТЕРАТУРА

Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965 Фантастические повести: Уопол Г. Замок Отранто; Казот Ж. Влюбленный дьявол; Бекфорд У. Ватек. Л., 1967 Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. М., 1983 Спарк М. Мэри Шелли. - В кн.: Эти загадочные англичанки... М., 1992 Шедевры викторианской готической прозы: Отель с привидениями; Любовник-фантом, тт. 1-2. М., 1992-1993 Льюис М.Г. Монах. М., 1993 Бликсен К. Семь фантастических историй. СПб, 1993 Радклиф А. Удольфские тайны. М., 1996

Полезные сервисы

готический стиль

Словарь иностранных слов

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (по им. древне-германского народа готов). Своеобразный архитектурный стиль, отличием которого являются стрельчатые своды и остроконечные, легкие, резные, смело уходящие вверх башни; возник во Франции, но готическим презрительно назвали его итальянцы. - Готический шрифт. Печать, подобная средневековому почерку.

Полезные сервисы

готический шрифт

Словарь иностранных слов

ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ - буквы, похожие своим рисунком на вычурный почерк средних веков; немецкий остроконечный шрифт.

Полезные сервисы

готическое письмо

Энциклопедический словарь

Готи́ческое письмо́ - особый способ написания латинского шрифта. Первые образцы встречаются в X в. в Италии. В XII в. обнаруживает в разных странах наибольшую близость, с конца XII в. получают развитие его национальные особенности. Особенно распространено было в Германии (вплоть до начала XX в.). Характерна угловатая и удлинённая форма букв.

Готическое письмо.

* * *

ГОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - ГОТИ́ЧЕСКОЕ ПИСЬМО́, особый способ написания латинского шрифта. Первые образцы встречаются в 10 в. в Италии. В 12 в. обнаруживает в разных странах наибольшую близость, с кон. 12 в. получают развитие его национальные особенности. Особенно распространено было в Германии (вплоть до нач. 20 в.). Характерна угловатая и удлиненная форма букв.

Большой энциклопедический словарь

ГОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - особый способ написания латинского шрифта. Первые образцы встречаются в 10 в. в Италии. В 12 в. обнаруживает в разных странах наибольшую близость, с кон. 12 в. получают развитие его национальные особенности. Особенно распространено было в Германии (вплоть до нач. 20 в.). Характерна угловатая и удлиненная форма букв.

Лингвистика

Готи́ческое письмо́

(готический минускул) - вид латинского

письма, господствовавший в 12-15 вв. Было выработано как ломаный

вариант каролингского минускула (см. Минускульное письмо), отвечавший в качестве более

экономного шрифта возросшим потребностям в книгах в условиях городского

развития. С середины 11 в. в странах Западной Европы, пользующихся

латинской письменностью, формировались особенности готического

письма (вытянутые пропорции букв, тесная их постановка, соединительные

штрихи, излом букв).

Готический шрифт

Gothic

/>

В 12 в. готическое письмо обнаруживает в разных странах наибольшее

единство, с конца 12 в. получают развитие его национальные особенности.

В Италии начинают преобладать округлые формы букв, что приводит к

исчезновению готики уже в 14 в. В Германии продолжается усложнение

черт готического письма. В печатных книгах этой страны, как и в

рукописях, готический шрифт господствовал вплоть до начала 20 в.

Люблинская А. Д., Латинская палеография, [М., 1969];

Steffens F., Lateinische Paläographie, 3 Aufl.,

B. - Lpz., 1929.

Д. А. Дрбоглав.

Полезные сервисы

готичненько

Синонимы к слову готичненько

нареч, кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

готично

Синонимы к слову готично

Полезные сервисы

готичность

Синонимы к слову готичность

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

готичный

Синонимы к слову готичный

прил., кол-во синонимов: 2

Словарь галлицизмов русского языка

ГОТИЧНЫЙ ая, ое. gothique adj. То же, что готический. БАС-I. - Лекс. БАС 1954: готи/чный.

Полезные сервисы

готия

Именины

ж 14 (1) октября - мученица Готия.

Полезные сервисы