Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

джайнизм

Толковый словарь

м.

Одна из религий Индии, основанная в VI в. до н.э., последователи которой отвергли авторитет Вед, кастовые различия, но, сохранив веру в перевоплощение душ, стремились к освобождению от перерождения в нирване [нирвана 1.].

Популярный словарь

Джайнизм

-а, только ед., м.

Одна из основных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. как форма протеста против догм индуизма.

Этика джайнизма.

...Благотворительность возводится джайнизмом в одну из главных религиозных заслуг (Гусева).

Родственные слова:

джайн, джайни́стский, джа́йнский

Этимология:

От английского jainism (← др.-инд. Jaina ‘принадлежащий Будде’ ← Jina ‘святой’).

Энциклопедический комментарий:

Основателем джайнизма в той форме, в которой эта религия дошла до нас, считается странствующий проповедник Вардхамана, именуемый Махавирой ("великим героем") и Джиной ("победителем"). Джайнизм отвергает авторитет Вед, отрицает божественную предопределенность каст и кровавые жертвоприношения, предписывает щадить чужую жизнь, следовательно, требует строгого вегетарианства, допускает женщин к монашеству, изучению священных книг и т. д., но сохраняет индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Каждый несет полную меру ответственности за все, что он делает. Познание может достигаться посредством чувств и ума, а также посредством души, освободившейся от кармы, влияния суммы совершенных добрых и злых деяний (это высшая форма познания).

В настоящее время джайны играют заметную роль в общественно-политической жизни Индии, принадлежа в основной своей массе к средней и крупной буржуазии.

Энциклопедический словарь

ДЖАЙНИ́ЗМ -а; м. Одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до нашей эры и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу.

Джайни́стский, -ая, -ое. Д-ие взгляды. Д-ая философия.

* * *

джайни́зм - религия в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (VI в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлечённую умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ - червей, насекомых).

* * *

ДЖАЙНИЗМ - ДЖАЙНИ́ЗМ, религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). Как и буддизм (см. БУДДИЗМ), явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма (см. БРАХМАНИЗМ). Джайнизм отверг авторитет вед (см. ВЕДЫ), открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана (см. НИРВАНА)), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы (см. АХИМСА) - непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ - червей, насекомых).

Большой энциклопедический словарь

ДЖАЙНИЗМ - религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ - червей, насекомых).

Энциклопедия Кольера

ДЖАЙНИЗМ - одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.

Джайнизм возник в 5 в. до н.э. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику исповеди и, вероятно под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление практической доктрины в виде "философии действия", противостоявшей распространенному в его время фатализму, и разработка пути освобождения через невреждение-ненасилие (ахимса) и другие обеты. Кроме того, Джина осуществил распределение организации своих последователей - как мужчин, так и женщин - на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути.

К общине вскоре примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Из Магадхи новое учение распространилось на запад и на юг. В 3 в. до н.э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. Одновременно произошел первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг. О влиянии джайнизма свидетельствует уже то, что основатель династии Маурьев Чандрагупта I, следуя примеру Бхадрабаху, завершил свои дни голодовкой. В 1 в. оформилась основная схизма: появились шветамбары ("одетые в белое") и дигамбары ("одетые странами света"), каждая из сект настаивала на том, что именно она является аутентичным наследником Джины и ганадхаров. В 1-2 вв. Умасвати кодифицировал как религиозное, так и собственно философское наследие всего джайнизма в Таттвартхадхигама-сутре.

В 5 в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого рукописи авторитетных текстов были канонизированы. Как и буддийский канон (Трипитака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой трансляции (передачи). Основные вехи этой трансляции связаны с первыми последователями основателя учения, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания текстов на соборе в Паталипутре, с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельствуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите. Датировка текстов джайнского канона, пополнявшегося во все эти периоды, существенно колеблется. В канон шветамбаров входят: 12 анг (основные "члены"), 12 упанг (дополнительные "члены"), 10 пракирна-сутр ("фрагменты"), 6 чхеда-сутр ("дисциплинарные" сутры), 2 отдельных текста и 4 муля-сутр ("корневые сутры"), но актуально шветамбары признают от 45 до 50 канонических текстов. Среди них наибольшее значение имеют Сутра-кританга и Стхананга-сутра, оба отдельных текста Нанди-сутра и Ануйогадвара-сутра и из муля-сутр - Уттарадхьяяна-сутра, в которых излагаются взгляды как самих джайнов, так и адживиков, буддистов и брахманистов. Сутра-кританга, предназначенная для ограждения джайнов от ложных взглядов, является важнейшим после текстов Палийского канона источником по начальному периоду индийской философии, воззрениям на карму и сансару. Дигамбары считают, что вся линия трансляции учения через прямых последователей Джины давно оборвалась, и признают в качестве канона "четыре веды". Среди них третья - Дравьянуйога - включает философские сочинения Кундакунды, Самантабхадры, а также Таттвартхадхигама-сутру (с толкованиями).

С 6-7 вв. под влиянием индуизма начинается активное строительство храмов. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма в Гуджарате и в Центральной Индии (наиболее яркие свидетельства - комплексы в Шравана Белаголе и Айхоле); джайнизм стал весьма популярен и на юге - в Карнатаке и Тамилнаде. Хотя в 10-12 вв. индуисты серьезно потеснили джайнов в южных регионах, джайнизм продолжал удерживать здесь свои позиции. В отличие от буддизма, он не был "устранен" и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы адаптации к правлению Моголов. В настоящее время шветамбары удерживают хорошие позиции на севере, дигамбары - на юге.

Предание джайнизма "записывается" как единство "трех сокровищ" (триратна) - правильных воззрений, познания и поведения. Правильные воззрения предполагают взгляд на мир как реальную (джайнам не свойствен иллюзионизм) множественность активных духовных субстанций (дживы), которые в своем истинном состоянии наделены всеведением и всемогуществом, но каким-то образом подвержены притокам тонкой кармической материи (асравы), обусловливающей их "закабаление" (бандха). Они населяют три мировых региона - инфернальный, земной и небесный (в зависимости от их прежних действий), которые возрождаются и разрушаются в бесчисленные мировые периоды и нуждаются в больших усилиях для восстановления своего аутентичного состояния. Борьба с кармами посредством особых упражнений, созерцательной практики и сурового аскетизма составляет сотериологию (учение о спасении). Различие между мирянами и монахами заключается в том, что вторым доступны завершающие этапы религии самоспасения, тогда как первым - лишь начальные ее стадии. В этом джайнизм обнаруживает значительное сходство с классическим буддизмом и отличается от более демократичного буддизма махаяны. Однако с последним его сближает включение в сотериологию, под влиянием индуизма, храмового культа (пуджа) и почитание героев-тиртханкаров ("создатели брода через океан сансары").

Миряне и монахи начинают с выполнения пяти "великих обетов" (махаврата): воздержания от нанесения вреда любым живым существам, от лжи, воровства, нецеломудрия и принятия излишних даров. Дополнительным обетом является воздержание от питания в ночное время (ради все того же невреждения), а также еще три "усиливающих обета" и четыре "обета дисциплины", завершающихся обетом благотворительности (прежде всего - поддержкой монашеской общины). Чтобы еще дальше продвинуться в борьбе с кармами, миряне могут совершать паломничества, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и приносить покаяние (хотя бы в сезон дождей). Идеальным завершением жизни джайнского мирянина считалась смерть в результате поста. Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи - знатоки авторитетных текстов и ачарьи - духовные наставники.

Посвящение в монахи происходит после четырехмесячного испытательного срока; жизнь монаха детально регламентирована (определенные части суток выделены для сбора милостыни, учебы, сна и медитации), как и правила принятия пищи, а также исповеди.

Джайнская философия. Первые ее прецеденты восходят уже к самому Джине. Ему принадлежала бесспорная заслуга противодействия модным в его эпоху детерминизму и фатализму, а также самой начальной разработки "контекстной" концепции истины. "Старцу" Бхадрабаху джайнизм обязан разработкой 10-членного силлогизма, который на деле является моделью диалектического дискурса. В текстах же, позднее вошедших в канон шветамбаров, представлена категориальная система из субстанции, качества и проявления (Уттарадхьяяна 28).

Дигамабар Кундакунда (1-2 вв.) разрабатывал систему категорий и, отдельно, пять субстанций (джива-душа, дхарма и адхарма - условия движения и покоя, пудгала-материя, акаша-пространство), а также методологию - учение о контекстности истины. Его ученик Умасвати кодифицировал основоположения философии джайнизма в Таттвартхадхигама-сутре и составил комментарий Бхашью.

Джайнская схоластика представлена многочисленными комментариями (как прозаическими, так и стихотворными) к сочинениям Кундакунды и Умасвати, текстам шветамбарского и дигамбарского канонов, специальными трактатами и компендиумами на джайнском пракрите и санскрите. Наиболее авторитетные дигамбарские комментарии сутр Умасвати - Сарвартхасиддхи Пуджьяпады (6 в.), и Гандхахастимахабхашья Самантабхадры (7 в.), вступительная часть которого Аптамиманса была посвящена разработке логики сьядвада. Акаланка (7 в.) комментировал и Умасвати и Самантабхадру, составив также три трактата по логике. Сиддхасена Дивакара (с 4 до 8 вв.), комментировавший сутры Умасвати, применил методологию анэкантавады к описанию субстанций, качеств и проявлений и написал трактат Ньяяватара, где систематизировал источники знания. Шветамбару Харибхадре (8 в.), помимо многочисленных трактатов и комментариев (в том числе даже к Прамана-самуччае основателя буддийской школы логики Дигнаги), принадлежит первый в истории индийской философии компендиум Шаддаршанасамуччая, в котором джайнизм излагается наряду с другими основными системами того времени (позднее его примеру последуют Раджашекхара и ряд других авторов, излагавших "шесть систем"). Видьянанда (9 в.), защищавший джайнизм от мимансака Кумарила Бхатты, комментировал и Умасвати и Акаланку, составив также несколько трактатов по теории познания. Дигамбар Немичандра (9 в.) известен двумя стихотворными трактатами: в краткой Дравьясанграхе исследуется основные субстанциальные системы - душа и не-душа, освобождение, его условия и причины; в подробных калькуляциях и дескрипциях тысячестишья Панчасанграхи - учение о душе, кармическая материя, космология и натурфилософия, а также природа и типология знания. Джиначандра Гани (10-11 вв.) известен трактатом Навататтва-пракарана, где исследуются 9 категорий, список которых дополняет перечень Умасвати. Энциклопедисту Хемачандре (12 в.) принадлежал трактат по источникам знания Праманамиманса. Его тридцатистишье Аньяйогавьяваччхедика послужило основой для знаменитого толкования Сьядвадаманджари Маллишены (13 в.), где с позиции джайнского "срединного пути" в познании подвергаются критике "крайние" системы, вроде буддийской шуньявады. Одна из завершающих фигур классической джайнской философии - Гунаратна (15 в.) с его комментарием к компендиуму Харибхадры Таттварахасья.

В отличие от других индийских систем, джайнская философия выясняет не столько вопрос о том, какие источники знания (праманы) следует считать "атомарными", а какие вторичными, сколько дифференциацию непосредственных и опосредованных способов познания мира. Умасвати (I.9-12) различает пять источников знания, которые имеют мало общего с брахманистскими: "мысль" (мати), "свидетельство" (шрута), "ясновидение" (авадхи), "телепатия" (манахпарьяя) и "всеведение" (кевала), из которых опосредованные - первые два, непосредственные - остальные три. В "мысль" включаются чувственное восприятие и умозаключение, четко различавшиеся брахманистами и буддистами (I.13). В отличие от двух последних, три первых средства познания могут быть ошибочными (I.32-33). Все они различаются по своему диапазону: два опосредованных фиксируют все субстанции, но не все их проявления; "ясновидение" - также и проявления, наделенные цвето-формой; "телепатия" - также и сами познания, достигаемые "ясновидением"; "всеведение" - все проявления всех субстанций (I.27-30).

Джайнская логика представлена в систематизации семи реальных способов познания действительности (найя). Джайнская концепция контекстности истины - анэкантавада ("учение о неоднозначности") направлена против абсолютизации какого-либо одного аспекта вещей. Результатом этой познавательной терапии является модель сьяд-вада, позволяющая строить предикации с "квантором ограничительности" в семи позициях, а именно в некотором смысле : 1) A ecть Х; 2) А есть не-Х; 3) А есть Х и не-Х; 4) А неописуемо; 5) А есть Х и неописуемо; 6) А есть не-Х и неописуемо; 7) А есть Х и не-Х и неописуемо. Примером может служить кувшин, коему в определенном контексте можно приписать вечность, в другом эфемерность, в третьем и то и другое и т.д. Особенностью джайнского подхода (он отражен уже в древней притче о слепцах, каждый из которых отождествлял слона с одной из его частей) является убеждение в том, что контекстность предикаций зависит не от нашего интеллекта, но от многоконтекстности самой действительности.

Джайны придерживаются двух различных систем категорий: чисто онтологической (субстанции, качества, проявления) и космологическо-сотериологической. Вторая "записывается" неодинаково, и Умасвати насчитывает их 7: джива, не-душа - аджива (дхарма и адхарма - условия движения и покоя, акаша-пространство, пудгала-материя, иногда также время-кала), асрава, бандха, самвара, нирджара, мокша (I.4, V.1). Другие, например Джиначандра Гани, увеличивали список до 9, добавив еще "заслугу" (пунья) и "порок" (папа) - каналы асравы.

Особенности джайнской сотериологии связаны в первую очередь с тем, что карма, от которой призвана освободиться душа, мыслится более "материально", чем у брахманистов и буддистов. Это - тончайшая материя, образующая одно из "тел" души, которая растет в результате постоянного притока новых карм. Джайнский путь к освобождению связан с поэтапным прекращением течения этого притока, а затем с разрушением самого его условия - "кармического тела".

ЛИТЕРАТУРА

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь. М., 1996

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЖАЙНИЗМ, религия в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до нашей эры). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам.

Евразийская мудрость от А до Я.

ДЖАЙНИЗМ -

индийское религиозно-философское учение, возникшее в 6-5 вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее влиятельных религий Индии. Его основатель - проповедник Вардхамана, названный впоследствии Махавирой (Великим героем) и Джиной (Победителем). Как и для буддизма, для джайнизма характерно учение о переселении душ и законе кармы, однако признается вечность души, а нирвана выступает не как небытие, а как вечное блаженство. Главное средство избавления от закона кармы - аскетизм.

Мир, по представлениям джайнистов, возникает из взаимодействия двух вечных сущностей: «дживы» (души, живого) и «адживы» (не-души, неживого). Смешиваясь с «адживой», «джив» приходит в состояние несовершенства и страдания, образуя миры, которые состоят из атомов материи и населены душами всех ступеней развития. Чтобы душа могла перейти из жизни в несовершенном состоянии в совершенное, нужно соблюдение жестких нравственных норм. Необходимо отказываться от всякой собственности (в некоторых случаях даже от одежды) и строго соблюдать ахимсу - непричинение вреда живому. В этом джайнисты доходят до крайности: им запрещено пахать землю, так как при этом погибают мелкие живые существа; монахи порой метут перед собой дорогу, чтобы не раздавить муравья, и собственная смерть оказывается предпочтительнее гибели любого другого живого существа, будь то жук или червь. Этика джайнизма индивидуалистична. Освободить себя может только сам человек, и никакая помощь со стороны других невозможна.

Словарь народов и культуры

Джайнизм

(Jainism), инд. религ.-филос. течение, насчитывающее ок. 3 млн. последователей. В основе Д. - учение 24 джайн (победителей), последним и самым великим из к-рых считается Махавира (6 в. до н.э.). Д. сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Джайны не верят в бога-творца, но соблюдают строгие правила, в частности предписания ахимсы о непричинении вреда живым существам. Ахимса также требует строгого вегетарианства. Жизнь у джайнов - достояние не только животных и растений, но и камней, воды и т.д. Ни одна др. классич. религ. традиция не знает такого уважения к природе, как Д. Известны его последователи и среди мирян, но освобождение от цикла рождений и смертей, сансара, требует обета безбрачия и аскетизма, созерцания и самоотречения, доходящего до крайности - добровольной голодной смерти. Д. весьма терпим к др. религиям, не склонен к миссионерству. В Индии последователи Д. сосредоточены преимущ. в штатах Гуджарат и Махараштра. Их число на протяжении всей истории социальную оставалось сравнительно небольшим, но влияние на инд. культуру и древн. традиции сделали Д. одной из осн. религий Индии. Практика ненасильственной борьбы за независимость Махатмы Ганди была в значит, мере вдохновлена Д.

Орфографический словарь

джайни́зм, -а

Формы слов для слова джайнизм

джайни́зм, джайни́змы, джайни́зма, джайни́змов, джайни́зму, джайни́змам, джайни́змом, джайни́змами, джайни́зме, джайни́змах

Синонимы к слову джайнизм

сущ., кол-во синонимов: 3

буддизм, религия

Морфемно-орфографический словарь

джайн/и́зм/.

Грамматический словарь

джайни́зм м 1a

Новый словарь иностранных слов

джайни́зм

(собств.) одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до в. а. в сохранившаяся до ваших дней; д. отвергает авторитет вед, отрицает божественную предопределенность каст; для джайнизма характерен аскетизм, запрещение убийства любого существа, отказ от причинения вреда любым живым существам.

Сканворды для слова джайнизм

- Религия в Индии.

- В этой религиозной системе одна из двух сект носит название, означающее «одетые в белое».

Полезные сервисы