Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

джорджоне

Энциклопедический словарь

Джорджо́не (Giorgione), настоящие имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Barbarelli da Castelfranco) (1476/1477 - 1510), итальянский живописец. Представитель венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюблённости в красоту земного бытия, единство человека и природы («Юдифь», около 1502, «Спящая Венера», «Гроза»).

* * *

ДЖОРДЖОНЕ - ДЖОРДЖО́НЕ (Giorgione) (наст. имя и фам. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (ок. 1477-78, Кастельфранко, - 7 ноября 1510, Венеция), итальянский художник, первый по времени в плеяде ведущих мастеров венецианской живописи чинквеченто (см. ЧИНКВЕЧЕНТО) (16 в.).

Ореол тайны

Родился в маленьком городке в Венето (область на материке, входящая в Венецианскую республику), поэтому его именовали также «Дзодзи («Джорджо» на местном диалекте) из Кастельфранко». «Джорджоне» - это увеличительное произвище («Джорджище»), указывающее на его крупное телосложение. В целом биография Джорджоне полна лакун и загадок: она строится в основном на легендах, косвенных данных и стилистических параллелях, поскольку подлинных документов о нем сохранилось крайне мало.

Но таинственно, в первую очередь, само его творчество. С достаточной определенностью Джорджоне, прожившему совсем короткую жизнь, приписывается совсем немного, один или два (в зависимости от строгости ученых-аттрибуторов) десятка картин, причем все самые характерные и знаменитые из них каждая по отдельности представляют собой волнующую, до сих пор не раскрытую загадку. Дело в том, что Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники (даже такие как Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) или Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ)) перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя.

Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: тонкая световоздушная дымка, т. н. «сфумато (см. СФУМАТО)» (которое он ввел в североитальянскую живопись чуть позже Леонардо и, скорее всего, под влиянием последнего) обеспечивает пространственное единство, сочетаясь с предельно точными, знаковыми цветовыми акцентами и плавной композиционной ритмикой, гармонично связывающей фигуры с символическими деталями. В этих деталях нередко находили оккультные смыслы (связанные с алхимией, астрологией и тайными «домасонскими» обществами), - но все же главные секреты носят здесь сугубо эстетическое значение, выражая любовь мастера не столько к шифрам или иносказаниям, сколько к общей атмосфере романтической недосказанности.

Круг работ

Все вещи Джорджоне созданы в самом конце 15 в. и 1500-е гг. «Богоматерь на троне со Св. Георгием и Франциском» (алтарный образ, написанный для собора в Кастельфранко и до сих пор там хранящийся) иконографически традиционна, хотя и выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов. Среди других его религиозных композиций - сдержанно-грациозное, подчеркнуто скромное «Поклонение волхвов» и «Юдифь», где библейская героиня, убившая Олоферна, неожиданно предстает не воинственной, а задумчиво-нежной.

Воистину революционна по своей жанровой структуре «Гроза»: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (воина слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж (см. СТАФФАЖ), хотя, несомненно, и наделены какой-то, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения).

Столь же интригующе-неопределенны и «Три философа»: старец, мужчина среднего возраста и юноша, представленные рядом с темной пещерой, на фоне заката (или восхода?) в горной долине, могут быть и тремя волхвами, и аллегориями разных наук (астрологии, философии и математики) и, наконец, фигурными воплощениями трех разных эпох в жизни человечества (ветхозаветно-библейской, средневеково-схолатической и новой, ренессансной).

Особый раздел наследия Джорджоне составляют портреты, где индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами (чаще всего это юные пастухи). Одна из таких типажных картин - изможденная «Старуха», выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени.

Целый ряд работ Джорджоне создал в соавторстве с молодым Тицианом (см. ТИЦИАН). Около 1508 они расписали Немецкое подворье в Венеции, но от этих фресок сохранились жалкие, еле заметные остатки.

Руку Тициана находят и в « Сельском концерте», иногда даже (что, как полагает большинство исследователей, несправедливо) полностью приписывая ему данную картину (это живописная пасторальная поэма о природе, подчиняющейся волшебству искусства, которое олицетворяют здесь два юных музыканта вкупе с двумя нагими фигурами, - не то аллегориями, не то просто куртизанками на пикнике). Уже в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы является удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера».

«Спящая Венера» осталась незаконченной (пейзаж в ней написал Тициан). Джорджоне ушел из жизни внезапно, совсем молодым, став, скорее всего, жертвой какой-то эпидемии типа чумы.

Его авторитет в веках сохранялся достаточно прочно. Джорджоне даже называли «первым подлинно современным художником», считая его ранним предтечей романтизма. В 19 в. славу его упрочил Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), повторив в своем знаменитом «Завтраке на траве» (1863) главные мотивы его «Сельского концерта».

Энциклопедия Кольера

ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione)

(ок. 1477-1510), венецианский художник эпохи Ренессанса. Родился в Кастельфранко в Венето. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Настоящее имя художника - Джорджо да Кастельфранко, но обычно его называли Джорджоне (большой Джорджо). После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Сохранилось очень мало документов того времени, содержащих сведения о творческой деятельности художника. Существуют записи о двух официальных заказах, полученных им в 1507, но созданные по этим заказам фрески до нас не дошли. Искусство Джорджоне обогатило венецианскую живопись новым пониманием проблем композиции, цвета и живописной фактуры, а также расширило круг ее сюжетов; оно стало образцом для его самого знаменитого ученика - Тициана. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Нет ни одной подписанной картины Джорджоне; некоторые из его неоконченных произведений известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства уже в 16 в. Среди работ, приписываемых Джорджоне большинством исследователей: алтарный образ собора в Кастельфранко (ок. 1504); Три философа (после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), Юдифь (ок. 1502, Эрмитаж), Спящая Венера (ок. 1510, Дрезден, Картинная галерея); Поклонение пастухов (ок. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусств); Сельский концерт (ок. 1508, Лувр). Знаменитая Гроза (ок. 1506) из венецианской Академии, которую обычно считают принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и атмосферные эффекты.

ДЖОРДЖОНЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

ДЖОРДЖОНЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

ЛИТЕРАТУРА

Смирнова И.А. Джорджоне да Кастельфранко [[Альбом]]. М., 1962 Белоусова Н.А. Джорджоне: Очерки о творчестве. М., 1982

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Джорджоне. Юдифь.

Джорджоне. "Юдифь".

ДЖОРДЖОНЕ (Giordgione) (настоящие имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) (1476 или 1477 - 1510), итальянский живописец венецианской школы. Один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы ("Спящая Венера", "Гроза").

Джорджоне. Нахождение Моисея.

Джорджоне. "Нахождение Моисея".

Джорджоне. Спящая Венера. Картинная галерея. Дрезден.

Джорджоне. "Спящая Венера". Картинная галерея. Дрезден.

Грамматический словарь

Джорджо́не мо 0

Сканворды для слова джорджоне

- Итальянский художник, представитель венецианской школы живописи.

Полезные сервисы

джорджоне (giorgione)

Большой энциклопедический словарь

ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione) (наст. имя и фам. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477-1510), итальянский живописец. Представитель венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы ("Юдифь", ок. 1502, "Спящая Венера", "Гроза").

Полезные сервисы