Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дхармапала

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА - ДХАРМАПА́ЛА (санск.: Страж Закона), в буддийской мифологии имя класса богов-защитников Закона; в раннем буддизме их насчитывалось 4, охранявших четверо врат с 4 сторон света в буддийских монастырях, они были заимствованы из брахманизма, имели устрашающий вид и до сих пор изображаются с двух сторон входа в махаянские храмы; позднее в махаяне (см. МАХАЯНА) их число возросло до 8, а еще позже в ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) их число стало неопределенно большим.

Большой энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА - в буддийской мифологии божество - защитник дхармы, буддийского учения.

Сканворды для слова дхармапала

- В буддийской мифологии божество - защитник дхармы, буддийского учения.

Полезные сервисы

дхармапала (мыслитель 6-7 вв.)

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА (мыслитель 6-7 вв.) - ДХАРМАПА́ЛА, индийский буддийский мыслитель школы йогачара (см. ЙОГАЧАРА) 6-7 вв., последователя Дигнаги (см. ДИГНАГА) и учителя Дхармакирти (см. ДХАРМАКИРТИ). Ему принадлежит определенный вклад в буддийскую терию познания. Он полагал реальным в нем лишь субъекта (что соответствовало воззрениям школы), в сознании которого различаются 4 аспекта: внутренний, внешний, рефлексивный и саморефлексивный. В отличие от других представителей школы Дхармапала признавал действительно существующим (в том относительном смысле, которое придавалось существованию в этой философии) объективное содержание каждого из аспектов. Своеобычно толковал он и учение йогачары о «трех природах» (три-свабхава) реальных, по его мнению (ср. Асанга (см. АСАНГА), Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ)) в равной мере в отношении как пустотности (шуньята) сознания, так и пустотности всех дхармо-частиц (см. Абхидхарма (см. АБХИДХАРМА), Абхидхарма-коша (см. АБХИДХАРМА-КОША), Дхарма (см. ДХАРМА)). Положения Дхармапалы пользовались авторитетом и среди йогачар Китая и Японии.

Полезные сервисы

дхармапала (правитель)

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА (правитель) - ДХАРМАПА́ЛА (? - ок. 810), выдающийся правитель из династии Палов. Ок. 770 получил в наследство от своего отца Гопалы государство со столицей в Паталипутре (см. ПАТАЛИПУТРА), занимавшее часть территории Бенгалии и современного штата Бихар.

С самого начала своего правления вступил в борьбу с раджпутской династией Гурджара-Пратихаров за гегемонию в Северной Индии. Первое столкновение закончилось для Дхармапалы неудачно, однако Гурджара-Пратихары, в свою очередь, подверглись нападению раштракутского правителя Дхрувы. В битве ок. 786 Дхрува разбил армию гурджарского царя Ватсараджи и вскоре, встретившись в междуречье Джамны и Ганга с Дхармапалой, обратил того в бегство и вскоре ушел на юг. Начиная с 790, Дхармапала подчинил себе всю долину Ганга, Восточную Раджпутану, часть Пенджаба и Мальвы. В своих надписях он говорит также о покорении Гандхары (см. ГАНДХАРА) и Яванов, т. е., вероятно, мусульман Мултана (скорее всего, он только получал с этих территорий дань). Даже покоренные Дхармапалой княжества долины Ганга пользовались, по-видимому, значительной самостоятельностью.

Держава Дхармапалы была непрочной и, когда Раджпуты предприняли новое наступление на восток и разбили Палов в районе современного Монгхира, мгновенно распалась. Полного разгрома Дхармапале удалось избежать только благодаря тому, что раджпутский правитель Нагабхата II увел свои войска из Бенгалии на запад для отражения раштракутской армии царя Говинды III. Ок. 809 Говинда III разбил раджпутов, вторгся в Джамно-Гангскую долину и занял Праягу; Дхармапала и Чакраюдха избежали вооруженного столкновения, признав себя вассалами Говинды. Таким образом к концу своего царствования (ок. 810) Дхармапала потерял завоеванные ранее земли к западу от Праяги и не обладал полной независимостью.

Один из наиболее ярких правителей в истории Бенгалии, Дхармапала был ревностным буддистом. С его именем связано основание прославленного монастыря-университета в Викрамашиле и возведение ряда буддийских храмов. Преемником Дхармапалы на престоле стал его сын Девапала.

Полезные сервисы

дхармапала анагарика

Энциклопедический словарь

ДХАРМАПАЛА Анагарика - ДХАРМАПАЛА Анагарика (1864-1933), идеолог и организатор возрождения буддизма (см. БУДДИЗМ) в Индии, национальный герой Шри-Ланки (с 1960-х гг. учрежден государственный праздник в его честь). Родился в Коломбо (столица тогдашнего Цейлона) в семье сингалов-буддистов, но получил европейское образование как Давид Хевавитарне в британских христианских миссиях, одновременно посещая буддийских монастырских учителей. В 20 лет принял обет безбрачия (что отражено в его новом имени Анагарика), поселился в резиденции Теософского общества, с руководителем которого полковником Олкоттом путешествовал в качестве переводчика, встречался с Е. П. Блаватской (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна)

Изучение буддизма и социально-культурных отношений в британской колонии утвердило Анагарику в мысли о вреде деятельности христианских миссий в Индии и на Шри-Ланке, и он принимает решение посвятить жизнь защите и возрождению буддизма (отсюда еще одно имя - Дхармапала). Вначале он работал в буддийской секции Теософского общества, в рамках которого ему удалось пробудить интерес к восстановлению из руин священных мест буддизма в Индии. Для этого на Цейлоне в 1891 он создал общество Маха Бодхи (Великого Просветления, см. Бодхи (см. БОДХИ)), первоначальной целью которого было возвращение в буддийскую собственность земель в Бодх-гайе (см. БОДХ-ГАЯ) с древними руинами, а затем желание их восстановить, сделав международным буддийским центром и университетом. Но вначале он преуспел лишь в создании первого в 20 в. монастыря (вихара (см. ВИХАРА)) в Калькутте при местном отделении Маха Бодхи (1915-1920).

Последнее его успешное предприятие - восстановление буддийского центра и строительство монастырского коплекса с величественным храмом в Сарнатхе, месте первой проповеди Будды (рядом с Варанаси (см. ВАРАНАСИ)). Церемония освящения и открытия состоялась в 1931. Здесь же рядом с храмом через 2 года его похоронили. Его главная мечта о Бодх-гайе (см. БОДХ-ГАЯ) была воплощена последователями Дхармапалы позднее.

Как реформатор буддизма Дхармапала руководствовался переосмысленными древними положениями, выраженными им в публицистике, лекциях. Он считал, что для буддизма пагубно, когда вера застит глаза, не давая развиваться разуму, что духовное счастье не в пожертвованиях богам, идолам, а в неустанной деятельности, что монахи должны совершать добродеяния в обществе, а не дожидаться посетителей в монастыре, что религия и жизнь неразрывны.

Полезные сервисы