Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

жирардон

Сканворды для слова жирардон

- Французский скульптор 17-18 вв., автор группы «Аполлон и нимфы» в парке Версаля.

Полезные сервисы

жирардон (girardon) франсуа

Большой энциклопедический словарь

Жирардо́н (Girardon) Франсуа (1628—1715), французский скульптор. Мастер импозантных, монументально-декоративных классицистических композиций (группа «Аполлон и нимфы» в парке Версаля, 1672).

Полезные сервисы

жирардон франсуа

Энциклопедический словарь

Жирардо́н Франсуа (Girardon) (1628-1715), французский скульптор, представитель классицизма. Мастер импозантных, монументально-декоративных композиций (группа «Аполлон и нимфы» в парке Версаля, 1672).

* * *

ЖИРАРДОН Франсуа - ЖИРАРДО́Н (Girardon) Франсуа (10 марта 1628, Труа, Шампань - 1 сентября 1716, Париж), французский скульптор, самый значительный ваятель Франции последней трети 17 в.

Родился в семье мастера декоративного и фигурного литья. В период работы подмастерьем у скульптора и мебельщика К. Бодиссона привлек внимание королевского канцлера П. Сегье, оплатившего его поездку в Рим для завершения художественного образования. В 1651 обосновался в Париже. Познакомился с «первым живописцем короля» Ш. Лебреном (см. ЛЕБРЕН Шарль) и впоследствии не раз с ним сотрудничал. В 1657 был принят в Королевскую академию.

Много работал в Версале (см. ВЕРСАЛЬ), где создал мраморную группу с Аполлоном и нимфами (1668-70). Здесь проявились лучшие свойства его таланта - умение сочетать традиционные, античные и итало-барочные, мотивы с монументальной гармонией и особым пространственным размахом, свойственными французскому барочному классицизму. «Аполлон и нимфы» стали как бы скульптурным камертоном всего Версаля. К эскизам Жирардона восходят и многие тамошние фонтаны, в том числе «Пирамида» и «Купальня нимф» (1668-1670), а также (в большинстве своем мраморные) скульптуры «Зима» (1675-1683), «Похищение Персефоны» (1677-1699), «Отдыхающий Геркулес» (1679) и «Победа Франции над Испанией» (1680-1682).

Среди других его наиболее значительных произведений - надгробие кардинала Ришелье (см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан) в капелле Сорбонны (1675), - кардинал умирает здесь на руках аллегории Благочестия, а у ног его рыдает Христианское учение, - и величественный конный монумент Людовика XIV (1683-1692; разрушен в 1792).

В поздний период исполнил ряд работ для родного города, в том числе большое бронзовое «Распятие» для церкви Сен-Реми, 1686-90), а также мраморное «Снятие со креста» для собственного с женою надгробия (1703). После 1700 не получал крупных королевских заказов, т. к. они перешли к его молодому конкуренту А. Куазевоксу (см. КУАЗЕВОКС Антуан). В целом творчество Жирардона сыграло весьма важную роль в упрочении авторитета французской скульптуры: уже не следуя в фарватере итальянской пластики, она теперь стала всеевропейским эталоном «большого стиля».

Энциклопедия Кольера

ЖИРАРДОН Франсуа (Girardon, Francois)

(1628-1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628. Учился у местного скульптора Бодессона, а в 1648 предпринял поездку в Рим, где учился у Дж.-Л.Бернини. Вернувшись в 1650 в Париж, работал вместе с Лораном Манье и Франсуа Ангье. В 1657 Жирардон был принят в Королевскую академию, а в 1694 стал ее президентом. Умер Жирардон в Париже 4 сентября 1715. Жирардон и Антуан Куазевокс - ведущие представители стиля Людовика XIV в скульптуре. Этот стиль был создан целой плеядой деятелей искусства, состоявших на службе у короля и работавших под руководством Шарля Лебрена. Жирардон создал скульптурное убранство Галереи Аполлона в Лувре (1664-1671), многочисленные скульптуры и проекты для Версаля и конную статую Людовика XIV на Вандомской площади (1699, разрушена в 1792). В 1668 скульптор по поручению короля предпринял вторую поездку в Италию с целью закупки произведений искусства для его коллекций. Величественный стиль произведений Жирардона стал эталоном, которому подражали многие поколения скульпторов Королевской академии. Одно из самых ярких и одухотворенных его произведений - Надгробие Ришелье (1694, церковь Сорбонны в Париже).

Полезные сервисы