Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

жэнь

Толковый словарь

нескл. ж.; = жень

Энциклопедия Кольера

ЖЭНЬ - "Гуманность", "человечность", "человеколюбие", "милосердие", "доброта" - одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический - "[[родственная]] любовь/жалость к людям" (ай жэнь), стоящая в одном ряду с "должной справедливостью" (и), ритуальной "благопристойностью" (ли2), "разумностью" (чжи4), "благонадежностью" (синь2); 2) социально-этический - совокупность всех видов правильного отношения к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический - симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологическое значение "жэнь1" - "человек и человек", или "человек среди людей". Хотя иероглиф "жэнь1" в значении "доброта правителя к подданным" присутствует в современных текстах канонизированной конфуцианцами доконфуцианской классики (Шу цзин, Ши цзин), возможно он был не только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием, а затем включен в указанные тексты. В конфуцианстве понятие "жэнь1" сразу стало центральной категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная "любовь к людям", рождающая правильный баланс любви и ненависти (Лунь юй, XII, 22, IV, 2, 3, VI, 21; Мэн-цзы, IV Б, 28), с другой - как "преодоление себя и возвращение к [[ритуальной]] благопристойности" (кэ цзи фу ли), реализующее "золотое правило" морали: "не навязывать другим того, чего не желаешь себе", "упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам" (Лунь юй, XII,1, VI, 28). У Конфуция жэнь1 представлялось специфическим атрибутом "благородного мужа" (цзюнь цзы), не присущим "ничтожному человеку" (сяо жэнь) (Лунь юй, VI, 5, XIV, 7, 30), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеческую личность (Чжун юн, 20; Мэн-цзы, III А, 4, VII Б, 16; Ли цзи, гл.7). Мэн-цзы, усмотрев источник жэнь1 в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем "сердце" (синь), без которого человек перестает быть человеком (Мэн-цзы, II А, 6, VI Б, 2, VII Б, 31), следствием "гуманного [[отношения к]] людям" (жэнь мин) считал "любовь [[к миру]] вещей", т.е. всему сущему (ай у). Он также обобщил суждения Лунь юя о социально-политической значимости жэнь1 в понятии "жэнь чжэн" - "гуманное правление", ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии. В раннем даосизме жэнь1 подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе ("небу и земле"), явившееся результатом деградации дао и дэ. В Дао дэ цзине (§ 8) жэнь1 признано благотворной основой общения людей, а в Чжуан-цзы (гл. 12) распространено и на неживую природу в качестве "принесения пользы вещам" (ли у). Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) сделал шаг к онтологизации "гуманности", объявив ее воплощением "воли Неба" (тянь чжи) в человеческом теле и результатом "трансформации" (хуа) "пневмы" (ци) крови. В позднем, так называемом религиозном, даосизме, философии "учения о таинственном" (сюань сюэ) и буддизме жэнь1 стало играть роль одной из важнейших добродетелей - милосердия, преодолевающего барьер между "я" и "не-я" (у во1). Неоконфуцианцы под влиянием Хань Юя (768-824) расширили онтологическое содержание понятия "гуманность". Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Янмин и другие трактовали ее как атрибут неба (тянь), органическую единосущность индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь1 физическому параличу (медицинский смысл выражения "бу жэнь" - "негуманность"). Ван Янмин утверждал, что жэнь1 "образует единое тело (ти) с камнем и черепицей". В трактовках жэнь1 неоконфуцианскими мыслителями конца Империи отразились особенности восприятия ими западной научной мысли. Тань Сытун идентифицировал жэнь1 с общеприродной "силой любви" (ай ли), константным и всеобъемлющим проявлением мировой субстанции - эфира (итай). Кан Ювэй, разделяя эту точку зрения, связывал жэнь1 с электромагнитным притяжением. Философы 20 в., интерпретирующие классические китайские доктрины, толкуют жэнь1 в изначальном конфуцианстве как сознательное следование этическим нормам (Ху Ши) или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шумин), а в неоконфуцианстве - как принцип "моральной метафизики" (даодэ ды синшансюэ), выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Юлань, Моу Цзунсань, Ду Вэймин)

ЛИТЕРАТУРА

Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Карапетьянц А.М. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий. - В кн.: Конфуцианство в Китае. М., 1982 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Словарь народов и культуры

Жэнь

(jen, кит. - гуманность), термин, используемый в конфуцианстве для обозначения проявлений любви, заботы и уважения по отношению ко всему человеческому. Кит. иероглиф для обозначения этого термина состоит из знаков два и человек; он подразумевает, что истинная человечность заключена в отношениях между людьми. В самом общем смысле Ж. является основой всех добродетелей, в более узком - это понятие родственно верности и безусловной необходимости соблюдать пять связей: между правителем и мин., мужем и женой, отцом и сыном, старш. и мл. братом, между двумя друзьями; эти гармонические связи Конфуций считал основой идеального об-ва, возглавляемого царственными особами. Сыновняя почтительность особо выделяется как сердцевина отношений в семье и как образец для поведения в об-ве и госве. Задача нижестоящего - подчиняться, а задача вышестоящего - вести себя по отношению к нему справедливо и благосклонно. Конфуций считал Ж. добродетелью, к-рую следует внушать или прививать, но более поздние кит. философы, такие, как Мэн Цзы (ок. 372-289 гг. до н.э.), полагали, что Ж. - врожденное кач-во и человек по своей природе добр (что было поставлено под сомнение в позднейшей кит. философии). 3

Орфографический словарь

жэнь, нескл., ср. (основное понятие конфуцианства)

Синонимы к слову жэнь

Полезные сервисы

жэнь-у

Синонимы к слову жэнь-у

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

жэньминь жибао

Энциклопедический словарь

ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО - «ЖЭНЬМИ́НЬ ЖИБА́О», ежедневная газета, печатный орган КП Китая, с 1948 (в Пекине с 1949).

-----------------------------------

«Жэньми́нь Жиба́о» - ежедневная газета, печатный орган КП Китая, с 1948 (в Пекине с 1949).

Большой энциклопедический словарь

"ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО" - ежедневная газета, печатный орган КП Китая, с 1948 (в Пекине с 1949).

Полезные сервисы

жэньхуа

Сканворды для слова жэньхуа

- В традиционном искусстве Китая жанр живописи на свитках, ширмах, альбомных листах, посвященных различным аспектам духовной и социальной жизни.

Полезные сервисы