Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

звукоподражание

Толковый словарь

ср.

1. Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний.

2. Слово, возникшее при подражании природному звучанию обозначаемого им предмета.

Толковый словарь Ушакова

ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ, звукоподражания, ср. (линг.). Выражение какого-нибудь природного звучания в схожей с ним, напоминающей его по звукам словесной форме, напр. мяу-мяу, ку-ку.

|| Слово, возникшее посредством подражания природному звучанию обозначаемого им предмета; то же, что ономатопея, напр. кукушка, квакать, жужжать.

Толковый словарь Ожегова

ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ, -я, ср. Приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (напр. «ку-ку» подражание кукушке, «ква-ква» подражание лягушке), а также слово, возникающее путём такого подражания (напр. кукушка, квакать, квакушка).

| прил. звукоподражательный, -ая, -ое.

Популярный словарь

Звукоподражание

-я, с.

1) только ед. Условная имитация звучаний окружающей действительности голосом или техническими средствами.

Средства звукоподражания.

2) Слово, в основе которого лежит подражание природному звучанию обозначаемого им объекта. Примеры звукоподражаний: трах, ква-ква, мяу.

Родственные слова:

звукоподража́тельный

Этимология:

Сложное слово, образованное от звук и подражание.

Энциклопедический комментарий:

Звукоподражание используется в поэтической речи и является средством ее художественной выразительности. Оно основано на звуковых повторах, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, шелесту, свисту и т. п. (Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. Бальмонт.) Сущность звукоподражания заключается в наличии непосредственной связи между звуками слов и их смыслом. В самостоятельном виде его можно встретить в народных загадках, баснях. В основных жанрах поэзии и прозы звукоподражание в самостоятельном виде употребляется редко. К нему относятся неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды (пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав), а также полнозначные слова, звуковой состав которых напоминает называемые этими словами предметы и явления (хихиканье, капать, мяукать).

Энциклопедический словарь

ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ -я; ср.

1. Воспроизведение голосом или техническими средствами естественного звучания кого-, чего-л.

2. Слово, в основе которого лежит подражание природному звучанию обозначаемого им объекта.

Звукоподража́тельный, -ая, -ое. З-ое междометие. Звукоподража́тельность, -и; ж.

* * *

звукоподража́ние (ономатопея), условное воспроизведение звуков природы (например, криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (например, в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).

* * *

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - ЗВУКОПОДРАЖА́НИЕ (ономатопея), условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).

Большой энциклопедический словарь

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (ономатопея) - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке "мяу-мяу", "ха-ха", "тик-так").

Академический словарь

-я, ср.

Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний.

Не всякий охотник умеет подманить рябчика на пищик. Для этого нужен некоторый опыт, хороший слух и тонкая наблюдательность, музыкальная способность к звукоподражанию. Соколов-Микитов, Рябчик.

|| лингв.

Слово, возникшее путем подражания природному звучанию обозначаемого им предмета.

Слитно. Раздельно. Через дефис

звукоподража/ние, -я

Орфографический словарь

звукоподража́ние, -я

Формы слов для слова звукоподражание

зву́коподража́ние, зву́коподража́ния, зву́коподража́ний, зву́коподража́нию, зву́коподража́ниям, зву́коподража́нием, зву́коподража́ниями, зву́коподража́нии, зву́коподража́ниях

Синонимы к слову звукоподражание

сущ., кол-во синонимов: 5

ономатопея, звукоподрожание

Лингвистика

Звукоподража́ние

(ономатопея) - закономерная не произвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и лежащим в

основе номинации звуковым

(акустическим) признаком денотата (мотивом). Звукоподражание также

определяют как условную имитацию звучаний окружающей действительности

фонетическими средствами данного языка («плюх»,

«ж-ж-ж», «мяу», «тик-так»). Изучение звукоизобразительной системы

языка, в которую звукоподражательная подсистема входит наряду со

звукосимволической подсистемой (см. Звукосимволизм), приводит, однако, к выводу, что

нет оснований подчёркивать условный характер имитации при

звукоподражании. В течение длительного времени изучение

звукоподражаний не было отграничено от изучения звукосимволизма (см.

Звукоподражания теория).

В 60-80‑х гг. 20 в. разработана универсальная классификация

звукоподражательных слов (по соотносимости их с денотатом). Корневые звукоподражательные слова образуются

по определённым моделям. Зная характер

звучания-денотата, можно предсказать фонетическую структуру

соответствующего звукоподражательного слова; предсказуемость

возможна в терминах акустических фонемотипов (типов фонем),

но не отдельных конкретных фонем. Так, модель «взрывной + низкий (по

частоте) гласный + носовой сонант» характерна для обозначений удара с

последующим низким резонаторным тоном: англ.

dong ‘звучать (о низком звуке большого колокола при ударе)’ и индонез. bam ‘бом!’. Звукоподражательные основы в языках мира весьма

продуктивны.

Скаличка В., Исследование венгерских звукоподражательных

выражений, пер. с чеш., в кн.: Пражский лингвистический кружок, М.,

1967;

Воронин С. В., Основы универсальной классификации

ономатопов, в кн.: Фонетика-83, М., 1983;

Grammont M., Traité de phonétique, P., 1933;

Jespersen O., Language, L., [1949];

см. также литературу при статьях Звукосимволизм, Звукоподражания теория.

С. В. Воронин.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. onomatopea.

Морфемно-орфографический словарь

звук/о/подража́/ни/е [й/э].

Этимологический словарь русского языка

звукоподражание (или звукоподражательное слово) - в рамках настоящего словаря - слово, образованное путем воспроизведения языковыми средствами того или иного звучания (например, дуда > дудка).

Сканворды для слова звукоподражание

- Что скрывается за умением попугая разговаривать?

- Ономатопея.

Полезные сервисы

звукоподражания

Гуманитарный словарь

ЗВУКОПОДРАЖА́НИЯ - кл. неизменяемых и грамматически неоформл. слов, имитирующих своим звуковым составом звуки, издаваемые человеком, животным или исходящие от предметов: ха-ха-ха, мяу-мяу, буль-буль. Необычный звуковой облик мн. З. сближает их с междометиями, однако З. не выражают ни эмоций, ни волеизъявлений. З. часто бывают индивидуально-авторскими: Летают уездные мухи - джж, джж! и с размаха в стекло - бумб! (Горький), но наиболее употребит. З. общеприняты и являются ч. лексич. состава яз.: кря-кря (об утках), ха-ха-ха (о смехе). З., подобно междометиям, могут быть или эквивалентом предложения: [Каштанка] начала скулить тихо, тонким голосом: - Ску, ску, ску (Чехов) - или чл. предложения, чаще всего сказуемым: Колокольчик дин-дин-дин (Пушкин). Большинство З. содержат два-три одинаковых или близких по звучанию слога, оканчивающихся на гласный или сонорный согласный: бу-бу-бу, хи-хи-хи, буль-буль. Такие З. обозначают длительные или повторяющиеся действия в настоящем или будущем, напоминая глаголы несоверш. вида. Слова типа бах, бряк, щелк, оканчивающиеся на согласный и обозначающие не просто звучания, а действия, сопровождающиеся звучанием, в одиночном употреблении близки глаголам соверш. вида: Левей, левей, и с возом - бух в канаву! (Крылов), занимая промежуточное положение между З. и глагольными междометиями.

От З. легко образуются звукоподражат. глаголы (крякать, бубнить, хохотать). Распространено мнение, что З. играли важную роль при происхождении языка.

З. обычно рассматриваются как разряд междометий, но иногда выделяются в особую часть речи (А. И. Тихонов) или объединяются с глагольными междометиями (Е. А. Земская).

Лингвистические термины

Неполнознаменательная часть речи, служащая для имитации звуков живой и неживой природы и тем самым создающая представление о процессах, признаках и предметах реального мира.

Полезные сервисы

звукоподражания теория

Лингвистика

Звукоподража́ния тео́рия

(ономатопоэтическая теория) - одна из теорий происхождения языка, согласно которой язык возник в результате того, что человек подражал

звуковым (и незвуковым) признакам называемых объектов. Сторонники З. т.

обычно понимали звукоподражание широко - и

как подражание звуком звуку (отражение в звучании слова звукового

признака объекта-денотата), и как подражание

звуком не-звуку (отражение в звучании слова какого-либо незвукового

признака объекта-денотата), т. е. и как собственно звукоподражание

(«трах», «ква-ква»), и как звукосимволизм («бублик», «боб», «губа» - с губными

звуками, характерными для обозначения чего-либо округлого,

выпяченного). З. т. была выдвинута стоиками

(3 в. до н. э.), получила развитие в трудах Г. В. Лейбница,

И. Г. Гердера и других. Сильной стороной З. т. было признание

существования первоначальной связи между звуком и значением в словах

языка и признание естественного, отприродного характера этой связи.

Противники З. т., справедливо критикуя её за недооценку социальных

условий возникновения языка и за абсолютизацию принципа

звукоподражания, вместе с тем необоснованно принижали значение

звукоподражания и отказывались признать существование

звукосимволизма. Исследования 50-80‑х гг. 20 в. дают веские

доказательства в пользу того, что собственно звукоподражание и

звукосимволизм играли, наряду с жестом,

важнейшую роль при возникновении языка.

Спиркин А. Г., Происхождение языка и его роль в

формировании мышления, в кн.: Мышление и язык, М., 1957;

Будагов Р. А., Введение в науку о языке, 2 изд., М.,

1965;

Газов-Гинзберг А. М. Был ли язык изобразителен в своих

истоках?, М., 1965;

Корнилов Г. Е., Имитативы в чувашском языке, Чебоксары,

1984;

Якушин Б. В., Гипотезы о происхождении языка, М.,

1984;

Theoretische Probleme der Sprachwissenschaft, Tl 1, B.,

1976 (Sprache und Gesellschaft, Bd 9).

С. В. Воронин.

Полезные сервисы