Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

имяславие

Энциклопедический словарь

Имясла́вие - мистическое учение в православии, заключавшееся в особом почитании имени Божьего. В начале 1900-х гг. получило распространение в русских православных монастырях на Афоне (Греция). Действия монахов были расценены российскими властями как бунт, а имяславие объявлено ересью. В 1913 «имяславцы» были отлучены от церкви и высланы в Россию. Идеи имяславия легли в основу «философии имени», разработанной П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, А. Ф. Лосевым.

Гуманитарный словарь

ИМЯСЛА́ВИЕ - правосл. религ.-дух. движение, зародившееся на Афоне в нач. 20 в. Сущность И. отражена в краткой формуле: "Имя Божие есть Бог, но Бог сам не есть Имя Божие, ни имя вообще". Данное учение исходит из объективной реальности идей, отражаемых словами, и утверждает, что субъект, произносящий слово "Иисус", вступает в реальное дух.-энергийное отношение к идее и личности Богочеловека. Имяславческие споры возникли после публ. кн. схимонаха Иллариона "На горах Кавказа", в к-рой он, опираясь на Св. Отцов, еп. Игнатия (Брянчанинова) и о. Иоанна Кронштадтского, говорил о спасительности молитвы Иисусовой и Божественности Имени Иисус. Против подобных идей ополчился архим. Антоний (Волынский), обвинивший сторонников И. в пантеизме, удвоении Бога (т. е. почитании кроме самого Бога его имени) и даже в хлыстовстве (см. "Русский инок". 1912. № 5. С. 60-61). В защиту И. выступил святогорский иеросхимонах Антоний (Булатович), к-рый в кн. "Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисуса" подверг основат. критике имяборцев с т. зр. святоотеч. богословия и дух. опыта новейших подвижников. В 1913 Св. Синод осудил И. как ересь, а движение монахов признал бунтом, что обнаружило ослабление правосл. религ. онтологизма и бюрократич. подход к дух. проблемам внутр. жизни Церкви в среде тогдашнего ее рук-ва (совр. Рус. Правосл. Церковь считает И. вполне церк. учением). Афон. имяславцы были разосланы по разл. мон. Однако сторонники И. продолжали разрабатывать его теологич. и религ.-филос. проблематику. Среди изв. мыслителей, поддержавших И. и принявших участие в филос. работе над этим учением, были П. Флоренский, С. Булгаков, Вл. Эрн, А. Лосев. И. сыграло важную роль как дух. стимул и религ. основа в формировании рус. философии имени.

Лит.: Антоний (Булатович) Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисуса. М., 1913; Эрн В. Ф. Спор об Имени Божием // Христ. мысль. Киев, 1916. № 9; Семенкин Н. С. Философия богоискательства. М., 1986. Гл. 2.

Орфографический словарь

имясла́вие, -я

Грамматический словарь

имясла́вие с 7a

Полезные сервисы