Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

карнак

Энциклопедический словарь

Карнак - I

(Carnac), комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конца неолита - начала бронзового века (конец 3-го - 2-е тысячелетие до н. э.) в южной Бретани (Франция).

II

(древнеегип. Ипет-Исут), комплекс храмов (XX в. до н. э. - конец 1-го тысячелетия до н. э.) на территория древнеегипетских Фив, памятник архитектуры периода Нового царства. Сложная планировка гигантских архитектурных масс; богатый скульптурный декор. Обелиски, статуи, аллея сфинксов.

Большой энциклопедический словарь

КАРНАК (др.-егип. Ипет-Исут) - комплекс храмов (20 в. до н. э. - кон. 1-го тыс. до н. э.) на территории древнеегипетских Фив, памятник архитектуры периода Нового царства. Сложная планировка гигантских архитектурных масс; богатый скульптурный декор. Обелиски, статуи, аллея сфинксов.

Энциклопедия Кольера

1. поселок в Бретани

поселок в южной Бретани (департамент Морбиан, Франция), вблизи которого находится большое скопление мегалитических памятников - аллеи менгиров, кромлехи, овальные и вытянутые курганы с камерами и без них. Замечательнее всего крупнейшая аллея менгиров (III тысячелетие до н.э.), которая представляет собой ориентированные в направлении с востока на запад ряды поставленных вертикально каменных блоков. Три участка аллеи, разделенные небольшими промужутками, имеют 11, 10 и 13 рядов, в которых насчитывается соответственно 1099, 1029 и 555 камней. Общая протяженность аллеи ок. 3 км. Крупные блоки возвышаются на 3,5-5 (и более) м. На некоторых из них высечены изображения, относящиеся к эпохе римского господства, и даже христианские символы. С аллеей связаны многочисленные погребальные памятники.

2. комплекс храмов в Египте

комплекс храмов в 2,4 км к северу от Луксора на Ниле в Верхнем Египте, где располагался религиозный центр древней Египетской державы. Это огромное скопление строений, возводившихся без единого плана на протяжении долгого времени - от правления Сесостриса (Сенусерта) I (примерно 1970-1934 до н.э.) до императора Августа. Хотя многие храмы Карнака были почти полностью разрушены, сохранившееся представляет собой самый обширный комплекс древних сооружений из существующих на Земле. Некоторые из древнейших храмов Карнака были разобраны в период правления царей последующих эпох. Полученный при этом камень использовали в качестве строительного материала. Так, небольшой храм Сесостриса I из белого известняка был целиком извлечен, блок за блоком, из огромного пилона Аменхотепа III (1455-1419 до н.э.). За исключением храма Сесостриса и нескольких современных ему известняковых блоков периода XII династии, до сих пор находящихся in situ в центральной части занятого храмами участка, большинство сохранившихся строений датируется периодом Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.). Первым фараоном этой эпохи, развернувшим строительство в Карнаке, стал Тутмос I из XVIII династии (1538-1525 до н.э.). Тутмос I окружил стеной памятники периода XII династии и пристроил два больших привратных сооружения из песчаника (ныне известные как пилоны IV и V), а также колоннаду позади пилона V. Перед пилоном IV была воздвигнута пара великолепных обелисков из красного асуанского гранита, один из которых возвышается на этом месте и по сей день. В период правления его дочери Хатшепсут было построено замечательное святилище из красного и черного гранита, позднее разрушенное и использованное Аменхотепом III в качестве строительного материала, но в наши дни воссозданное в Музее храмов под открытым небом, расположенном поблизости. На север и на юг от этого замечательного сооружения, находившегося немного восточнее от монументов отца Хатшепсут, отходили два крыла с раскрашенными рельефами, на которых изображена царица, участвующая в различных культовых обрядах перед Амоном-Ра и другими богами Карнака. Между двумя пилонами, сооруженными в период правления Тутмоса I, Хатшепсут установила два обелиска, один из которых сохранился до наших дней и представляет собой цельный блок из красного гранита 30 м в высоту, а его квадратное основание имеет стороны по 2,6 м. Оба обелиска происходят из каменоломен Асуана, доставлены на расстояние в 209 км вниз по Нилу, воздвигнуты, снабжены надписями аны и отполированы за 7 месяцев. Обелиск Хатшепсут - по-видимому, самый совершенный из сохранившихся египетских памятников - и его двойник позднее были вмурованы в стену на высоту 25 м и скрыты от глаз внутри храма, возведенного племянником и преемником царицы - великим Тутмосом III. Поскольку в раннюю пору его жизни Хатшепсут препятствовала его восхождению на трон, после ее смерти Тутмос разрушил большинство возведенных ею памятников, а с оставшихся стесал надписи с ее именем. Тем не менее именно он стал следующим великим строителем Карнака. При нем были воздвигнуты обелиски (ни один из них не сохранился в Египте, но некоторые были вывезены в другие страны), пилоны и колоннады, включая знаменитый церемониальный зал в восточной части комплекса. На главной оси храма, протянувшейся с востока на запад, Тутмос III соорудил пилон VI, однако, следуя примеру своего отца Тутмоса II, он возвел также один пилон (ныне известный как пилон VII, тогда как пилон Тутмоса II обозначается номером VIII) на новой поперечной оси, в итоге придавшей первоначально прямоугольному в плане храму вытянутую Т-образную форму. К востоку от этой постройки было создано большое "священное озеро". В первом дворе поперечного крыла храма находился т.н. тайник - углубление в полу, где во время раскопок 1902-1909 обнаружено 17 тыс. бронзовых и 779 каменных статуй, среди них - великолепные шедевры египетской скульптуры. Век за веком их устанавливали во дворах и залах храма, пока их не скопилось такое множество, что последующие правители посчитали необходимым освободить занятое статуями пространство, а сами скульптуры ради их сохранности поместить в специальный тайник. Несколько отдельных строений были сооружены в Карнаке ближайшими преемниками Тутмоса III, но следующим великим строителем стал Аменхотеп III, который возвел еще один большой пилон (пилон III) немного западнее, перед обелисками Тутмоса I. Это, наверное, самое амбициозное из имеющихся здесь сооружений. Ядро постройки было сложено преимущественно из фрагментов разобранных памятников предшествующих царей. В свою очередь, этот пилон, как и все его предшественники, со временем превратился в фасад большого храма, а затем, в период следующего активного строительства - в правление царей XIX династии (1342-1206 до н.э.) Сети I и Рамсеса II - перед ним был дополнительно возведен большой гипостильный зал. Этот зал, вероятно, спланированный еще Аменхотепом III как огромный открытый двор с величественной центральной колоннадой, а с фасада загороженный пилоном II, сооруженным Хоремхебом - первым царем XIX династии, был перестроен и принял свой окончательный вид при Сети I и Рамсесе II. Колонны и опиравшееся на них перекрытие двора между пилонами III и II составили крупнейшее единое помещение из всех когда-либо сооружавшихся в зданиях культового назначения, площадью в 5000 кв. м. Гипостильный зал, одно из чудес света, имеет в общей сложности 134 огромных колонны - по шесть в двух центральных рядах, остальные 122 колонны размещены в семь рядов с каждой стороны. Замечательная центральная колоннада состоит из самых больших в мире колонн, каждая из которых сопоставима по размерам с колонной Траяна в Риме. Их капители возвышаются над полом на 24 м и столь велики, что на каждой могло бы разместиться по сто человек. Колонны семи боковых рядов имеют высоту 13 м; таким образом, опирающаяся на колонны кровля представляет собой первое в истории сооружение, по конструкции напоминающее собор с высоким центральным нефом и боковыми приделами. Хоремхеб, построивший пилон II перед двором, столь великолепно завершенный при Рамсесе II, использовал для фундамента сооружения блоки от многочисленных зданий, возведенных знаменитым "царем-еретиком" Эхнатоном. Они были разрушены столь основательно, что невозможно определить их характер или даже местоположение. Кроме того, Хоремхеб продлил идущую с севера на юг ось огромного храмового комплекса, начатого при Тутмосе II и Хатшепсут, возведя южнее два еще более массивных пилона (ныне обозначаемых номерами IX и X). Строительство по оси "восток - запад", в свою очередь, завершилось в период правления Эфиопской династии (751-656 до н.э.) возведением в западном ее конце последнего и самого крупного пилона (обозначаемого как пилон I). На этом закончилось формирование фасада карнакского храма, обращенного к протекающему поблизости Нилу, с которым храм был связан каналом. На пристани канала перед храмом иероглифами отмечена высота разливов Нила в разные периоды египетской истории. В обширную группу святилищ входят также храмы меньших размеров, расположенные за пределами огромной территории описанного храма Амона. На севере находится огороженный стенами комплекс храмов бога войны Монту, а примерно в километре к югу, за пилоном X по поперечной оси находится впечатляющая группа из трех храмов, два из которых построены Аменхотепом III, а один - Рамсесом III (ок. 1180 до н.э.). Оба комплекса соединены широкой дорогой, по обочине которой стоят ряды каменных сфинксов с головами барана (священного животного Амона). Эти храмы были посвящены богине Мут, супруге Амона. Хотя в настоящее время они сильно разрушены, но великолепно смотрятся около большого искусственного озера в форме конской подковы. Наконец, на западе от пилонов IX и X, несколько обособленно от других строений Карнака, был возведен великолепный храм, посвященный Хонсу, сыну Амона и Мут. Его начали строить при Рамсесе III, но барельефы убранства были завершены лишь двенадцать столетий спустя - при императоре Августе. В древности территория карнакского храма по всему периметру была окружена толстыми высокими стенами из сырцового кирпича, в которых на определенном расстоянии друг от друга располагались огромные каменные ворота. К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Построенные при Птолемее III (246 - 222 до н.э.), эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и были связаны с древним городом Фивы и расположенной поблизости группой храмов (в 2,4 км к югу) монументальной аллеей сфинксов. Большинство их в наши дни находится под современным городом Луксором, но раскопками Египетской службы древностей выявлен участок этой аллели. Часть территории древних Фив, примерно в километре к северу от Луксора, на том же восточном берегу Нила, занимает селение Эль-Карнак, относящееся к провинции Кене.

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

В древнетюркском языке слово карнак означало "имеющий большой живот". Давалось мальчику, родившемуся с крупным торсом. Сохранилось в фамилии Карнаков.

Словарь галлицизмов русского языка

КАРНАК а, м. cornac m.? вожак, погонщик слона.

1. обл. Следопыт, проводник, человек хорошо знающий природу. Говоры Заб. 152.

2. Много знающий, умудренный опытом человек. Говоры Заб. Ср. Карнак. < Странное сближение>.

Сканворды для слова карнак

- Храм в Египте (Фивы).

Полезные сервисы

карнак (carnac)

Большой энциклопедический словарь

КАРНАК (Carnac) - комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конца неолита - начала бронзового века (кон. 3-го - 2-е тыс. до н. э.) в южной Бретани (Франция).

Полезные сервисы

карнак (бретань)

Энциклопедический словарь

КАРНАК (Бретань) - КАРНА́К (Carnac), комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конца неолита - начала бронзового века (кон. 3-го - 2-е тыс. до н. э.) в южной Бретани (Франция).

Полезные сервисы

карнак (египет)

Энциклопедический словарь

КАРНАК (Египет) - КАРНА́К (Karnak), населенный пункт в Верхнем Египте, севернее Луксора (см. ЛУКСОР). Храм Ипет-сут [древнеегипетское «(Самое) избранное из (всех) мест»], известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, являлся главной святыней Древнего Египта на протяжении 2 тыс. лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнак был административным центром и главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных «владыке Фив» - солнечному богу Амону (см. АМОН)-Ра, его супруге, покровительнице цариц богине Мут (см. МУТ) и их сыну - лунному богу Хонсу (см. ХОНСУ).

Святилище на территории Карнака возникло еще около 28 в. до н. э., самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (например, так называемый Белый храм Сенусерта I; 20 в. до н. э.). В начале Нового царства (c 16 в. до н. э.) Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего «божественного отца» Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново.

В 16 в. до н. э. по приказу фараона Тутмоса I (см. ТУТМОС I) выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса (см. ОСИРИС). Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при совершении ритуальных действий. Эту строительную программу продолжила дочь Тутмоса I - царица Хатшепсут (см. ХАТШЕПСУТ). Перестройкой и расширением Карнака лично руководили зодчие Хапусенеб и Сененмут (см. СЕНЕНМУТ) - «начальники всех работ» царицы, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского (см. АСУАН) гранита, высотой 30 м каждый. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом (см. ЭЛЕКТРУМ).

Преемник царицы фараон Тутмос III (см. ТУТМОС III) построил в Карнаке большой юбилейный храм Ахменну - «Блистательный памятниками». Судя по одной из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62 своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака» - перечень всех царей-предков Тутмоса III. Оригинал находится в парижском Лувре (см. ЛУВР). На барельефах фараон изображен во время охоты и атлетических соревнований.

Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» - одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Хотя сохранилась только небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные изображения растений и животных, которых Тутмос привез в Египет из Сирии в дар Амону.

В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской (см. МЕМФИС (Египет)) триаде - львиноголовой богине войны Сехмет (см. СЕХМЕТ) (Сохмет), ее супругу «прекрасноликому» Птаху (см. ПТАХ) (Пта) и их «лотосоподобному» сыну Нефертуму (см. НЕФЕРТУМ). В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини - скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх (см. АНХ), символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут (см. МУТ), также иногда изображавшейся львиноголовой. От когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства, остались лишь заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с рельефами.

На юге Карнака на берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, и сегодня высятся десятки разбитых гранитных статуй Сехмет. Более 700 статуй этой грозной богини были воздвигнуты вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, чтобы дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония. Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут - лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного Священного озера, расположенного на территории комплекса Амона, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея, воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца. В Священном озере жрецы четыре раза в день совершали ритуальные омовения.

С 13 в. до н. э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I (см. СЕТИ I), втором царе XIX династии и его сыне - Рамсесе II (см. РАМСЕС II), в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал (конец 14 - начало 13 вв. до н. э.), 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24,282 тыс. м2 и отделаны листовым золотом. От золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн. Сотни тысяч иероглифов, прославляющие царские деяния, покрывают эти колонны.

Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В 1 тыс. до н. э. в Карнаке были возведены небольшие святилища Осириса.

В 4 в. до н. э., во времена правления XXX династии, Карнак переживал последний период своего расцвета. Была расширена древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом. От нее аллея овноголовых сфинксов (см. СФИНКС (в древности)) ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса II, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бентанат стоит здесь рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ). Последний правитель, строивший на его территории - римский император Домициан (см. ДОМИЦИАН) (81-96 гг. н. э.). С Луксором (см. ЛУКСОР) Карнак соединяет аллея сфинксов (время Аменхотепа III; начало 14 в. до н. э.).

Полезные сервисы

карнак (комплекс мегалитов)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАРНАК, комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конец неолита - начало бронзового века (конец 3-го - 2-е тысячелетие до нашей эры) в Южной Бретани (Франция).

Полезные сервисы

карнак (комплекс храмов)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карнак. Руины храма.

Карнак. Руины храма.

КАРНАК (древнеегипетское Ипет-Исут), комплекс храмов (20 в. до нашей эры - конец 1-го тысячелетия до нашей эры) на территории древнеегипетских Фив, главное государственное святилище в период Нового царства. Имеет сложную планировку, богатый скульптурный декор. Обелиски, статуи, аллея сфинксов.

Полезные сервисы