Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

киреевск

Энциклопедический словарь

Кире́евск - город (с 1956) в России, Тульская область, в 20 км от железнодорожной станции Дедилово. 28,9 тыс. жителей (1998). Добыча угля. Слюдяная фабрика. Металлообрабатывающая, химическая, мебельная, лёгкая, пищевая промышленность. Краеведческий музей.

* * *

КИРЕЕВСК - КИРЕ́ЕВСК, город (с 1956) в Российской Федерации, Тульская обл., в 20 км от ж.-д. ст. Дедилово. Население 28,1 тыс. человек (2002). Добыча угля. Слюдяная фабрика. Металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность.

Большой энциклопедический словарь

КИРЕЕВСК - город (с 1956) в Российской Федерации, Тульская обл., в 20 км от ж.-д. ст. Дедилово. 30,2 тыс. жителей (1991). Добыча угля. Слюдяная фабрика. Металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность.

Синонимы к слову киреевск

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Сканворды для слова киреевск

- Город в Тульской области.

Полезные сервисы

киреевский

Грамматический словарь

Кире́евский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

КИРЕЕВ КИРЕЕВСКИЙ

Кирей - производная форма имени Кирилл (с греческого "маленький господин). В старину рассеянных дразнили; "Эх ты, Кирей, не нашел дверей". (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил из татар и был Гиреев (отчество от Гирей). Это возможно. Такое имя существовало у крымских татар. Непонятное для русских имя могли переосмыслить по звуковому сходству со знакомой формой Кирей (из церковных имен Кир, Кирик, Кириан, Кирилл). (Н) Фамилии Киреев и Киреевский произошли от собственного имени Кирей - Гирей, часто встречающего у крымских ханов. Возможно это прозвище связано с именованием тюркского племени кераит. См. Гиреев (Б) Киреевы - Киреевские. От Мисюра Киреева - литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века. Его внук "татарин Кирей Кривой" бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату (ПСРЛ, 25, с. 395). Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI - XVII вв. и утвержденных в российском дворянстве в 1618 году (ОГДР, III, с. 64). Впоследствии - известные общественные деятели, учёные ОС. 87, с. 578). Киреевы. От казанцев Киреевых Ягиша и Салтана, перешедших на русскую службу в середине XVI века. Их потомки приняли христианство, стали служилыми; например, Мамай Иванович Киреев в 1568 году в Ярославле (Веселовский 1974, с. 140), Петр и Алексей Прокофьевичи Ки-реевы, служилые в Казани I (ПКК, с. 122); Григорий Киреев - подьячий Сибирского приказа в 1683 - 1691 гг. Происхождение фамилии от тюрко-индоевропейского прозвища керай "герой" (Баскаков 1979, с. 17)

Полезные сервисы

киреевский иван васильевич

Энциклопедический словарь

Кире́евский Иван Васильевич (1806-1856), российский философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточных отцов Церкви.

* * *

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич - КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856), российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ). Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики (см. ПАТРИСТИКА).

* * *

КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич [22 марта (3 апреля) 1806, Москва - 11 (23) июня 1856, Санкт-Петербург], русский религиозный философ, литературный критик, один из лидеров славянофильства.

Из дворян. Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). Получил прекрасное домашнее образование, занимался с профессорами Московского университета. Большое влияние на Киреевского оказала его мать, А. П. Елагина (см. ЕЛАГИНА Авдотья Петровна). Отец, отставной секунд-майор, во время Отечественной войны 1812 в своем имении устроил госпиталь для больных и раненых и умер, заразившись тифом. В 1817 Авдотья Петровна вторично вышла замуж. В 1822 семья переехала в Москву, и Киреевский выдержал экзамен при университете. С 1824 служил в Архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом «Общества любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)». В 1828 обратил на себя внимание критической статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина», опубликованной в журнале «Московский вестник». Для завершения образования Киреевский в 1830 уезжает за границу. В Германии слушал лекции Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих). Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец» (1832), где опубликовал программную статью «Девятнадцатый век», посвященную характеристике «жизни европейского просвещения», а также «Обозрение русской литературы за 1831 г.» (с разбором «Бориса Годунова» Пушкина) и несколько обзоров и рецензий (среди них - «Горе от ума» на московском театре»). На 3-м номере «Европеец» был запрещен Николаем I (по обвинению в пропаганде недозволенных идей). Эта кара произвела на Киреевского гнетущее впечатления и привела к тому, что более десяти лет он почти ничего не публиковал. В 1834 женился на А. П. Арбениной, которая сыграла существенную роль в его духовной эволюции, повороту к православию. Проводя лето с семьей в имении Долбино, Киреевский сблизился со старцами расположенной неподалеку Оптиной пустыни (см. ОПТИНА ПУСТЫНЬ), особенно с Макарием Оптинским. В 1845 редактировал журнал «Москвитянин». В 1852 опубликована одна из последних статей Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» («Московский сборник», т.1), в которой он приходит к выводу, что истинное просвещение - еще не решенная задача, как для Запада, так и для России. Киреевский связывал отрицательный опыт западного развития прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль (см. ПАСКАЛЬ Блез), Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена. Философия зависит от характера господствующей веры. На католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно ему, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и «невежеству», либо, как это PۑÑǐؐېޑQ̠с Шеллингом, к попыткам создать новую, «идеальную» религию. Самому Киреевскому будущая «новая», христианская философия виделась в формах православного, «истинного» осуществления принципа гармонии веры и разума. В то же время он не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу («все, что есть существенного в душе человека вырастает в нем только общественно») избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и «отделенным логическим мышлением», способным отвлечь человека от всего в мире, кроме его собственной «физической личности». Культ телесности и культ материального производства ведет к духовному порабощению человека. Он считал, что принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии». Как и Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович) в учении о соборности, Киреевский связывал возможность рождения нового философского мышления не с построением философских систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества».

Большой энциклопедический словарь

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-56) - российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса "европейского просвещения" и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку "европейской образованности" в духе учений восточной патристики.

Энциклопедия Кольера

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1800-1856), русский философ, литературный критик. Родился в Москве 22 марта 1800 в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом "Общества любомудров". Для завершения образования в 1830 уехал за границу. В Германии слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал "Европеец" (1832), вскоре запрещенный. В 1845 редактировал журнал "Москвитянин". Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт развития западного общества прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена: философия зависит от "характера господствующей веры" и на католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно славянофилу, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и "невежеству", либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую, "идеальную" религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая "новая" философия виделась ему в формах православного, "истинного" осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: "Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины". В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно "цельное мышление" позволяет личности и обществу ("все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно") избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к "уклонению разума и сердца от истинных убеждений", и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена "основных убеждений", "изменение духа и направления философии". Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, "воспитанием общества". Как часть этого процесса общими ("соборными"), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Умер Киреевский в Петербурге 11 июня 1856.

ЛИТЕРАТУРА

Киреевский И.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1911 Четвериков С. Оптина пустынь: Исторические очерки и личные воспоминания. Париж, 1926

Полезные сервисы

киреевский ник. вас

Гуманитарный словарь

КИРЕ́ЕВСКИЙ Ник. Вас. (1798-1870) - помещик, знаменитый охотник. К. имел поместье Шаблыкино в Орловской губ., к-рое он за полвека сумел превратить в изв. на всю Россию центр не только охотн., но и культ. жизни. В числе гостей К. были И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, худ. Р. К. Жуковский, литераторы-охотники Е. А. Пракудин-Горский, Л. Н. Ваксель и др. О своих охотах К. написал кн. "Сорок лет постоянной охоты. Из воспоминаний старого охотника" (1860).

Полезные сервисы

киреевский пётр васильевич

Энциклопедический словарь

Кире́евский Пётр Васильевич (1808-1856), российский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. «Песни, собранные Киреевским» (публ.: в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29) включают тысячи текстов (лирические и исторические песни, былины).

* * *

КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич - КИРЕ́ЕВСКИЙ Петр Васильевич (1808-56), российский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич). Славянофил (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) . «Песни, собранные Киреевским» (опубликованы: в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29) включают тысячи текстов (лирические и исторические песни, былины).

Полезные сервисы

киреевский петр васильевич

Большой энциклопедический словарь

КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (1808-56) - российский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. "Песни, собранные Киреевским" (опубликованы: в. 1-10, 1860-74; новая серия, в. 1-2, 1911-29) включают тысячи текстов (лирические и исторические песни, былины).

Полезные сервисы

киреевский, иван васильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Иван Васильевич Киреевский.

Иван Васильевич Киреевский.

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 - 56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (смотри Славянофилы). В работах "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (1852), "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856) и др. отход от религиозных начал и утрату духовной цельности считал источником кризиса "европейского просвещения" и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку "европейской образованности" в духе учений восточной патристики.

Полезные сервисы