Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

левитан

Грамматический словарь

Левита́н ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова левитан

- Юрий, вещавший от Советского информбюро.

- Гитлер не только объявил его своим личным врагом, но и назначил за голову диктора награду в 250 тысяч марок.

- Вспоминая о том, какое важное значение в годы войны имели новости, Галина Жук упоминает чёрную тарелку и его голос.

- Русский пейзажист.

- Русский художник, автор картин «Март», «Владимирка», «Вечерний звон».

- Кто из художников-пейзажистов был связан многолетней дружбой с Антоном Чеховым?

- Голос сводок Совинформбюро.

- Российский живописец-передвижник.

- Кто из русских художников был почти женихом сестры Антона Чехова?

- Речь Сталина на ХVII съезде ВКП(б) он читал по радио пять часов, не сделав ни одной ошибки, и в 19 лет 25 января 1934 года стал в СССР диктором номер один.

- Русский художник, автор картин «Золотая осень», «Березовая роща», «Вечер на Волге».

- Этого уроженца Владимира однажды назвали «маленьким евреем, которого боялся Геббельс».

Полезные сервисы

левитан исаак ил

Гуманитарный словарь

ЛЕВИТА́Н Исаак Ил. (1860-1900) - живописец. Род. в бедной еврейской семье в местечке Кибарты в Литве, сын мелкого жел.-дор. служащего. С 1873 учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1898 - акад. пейзажной живописи, преподавал в родном уч-ще.

От своих учителей Л. воспринял: от Саврасова - тщательность изучения натуры, умение видеть и передавать поэтич. содержание обыденного; от Поленова - опыты приближения к пленэрной живописи. От детализации и жанровой повествовательности, воплощенных скупым, нередко сумрачным колоритом в ранних произв. ("Вечер", 1877; "Солнечный день. Весна", 1877), Л. к нач. 80-х гг. переходит к раскрытию тончайших состояний природы, атмосферы, к созданию цельного эмоц. образа ("Осенний день. Сокольники", 1879): в 1880-х гг. в его творчестве рождается пейзаж настроения, побуждающий осмыслять природу как выражение движений человеческой души. С 1884 Л. - участник выставок Т-ва передвижников. Большое влияние на развитие его творчества оказали поездки в Крым (1886) и на Волгу (1886 и 1888): Л. открыл для себя величие волжских просторов, ставших в его творчестве одной из гл. тем ("Вечер на Волге" 1886-88; "После дождя. Плес"; "Вечер. Золотой Плес", 1889). В конце 1880-х гг. Л. достигает ясности композиции, четкости пространств. планов, связанных уравновешенным цветовым строем ("Два плеса", 1889).

К кон. 1880-х гг. Л. - знаменитый художник, с 1891 - член Т-ва передвижных худож. выставок. Он совершает четыре поездки в страны, традиционно бывшие предметом внимания пейзажистов и определившие некогда создание и развитие пейзажного жанра: в Италию, Францию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). В 1890-х гг. конкретный ландшафт сменяется в его творчестве воплощением самого характера рус. природы. Насыщенность светом, прозрачность цветов в ряде работ последнего 20-летия созвучны стилистике импрессионизма ("Березовая роща. Март", 1885-89; "Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Вечерний звон", 1892; "Золотая осень", 1895) - и эта близость к импрессионизму отвечает исканиям не только живописи, но и литературы тех лет; современники оценили внутреннее родство пейзажей Л. и лирич. прозы А. П. Чехова (к-рого связывала с Л. многолетняя дружба). Л. достигает выдающихся результатов в обл. пленэрного пейзажа, в передаче света и воздуха, жизни природы ("Золотая осень", 1895; "Сумерки. Стога", 1899; "Озеро", 1899-1900). Его манере этого периода свойственны сильный контраст света и тени, статичность, четкость деления на планы, близкие к театральным декорациям. Наряду с масляной живописью, Л. работает в технике пастели ("Хмурый день", 1895; "Луг на опушке леса", 1898) и акварели ("Туман. Осень", 1899).

Мотивы традиц. нар. представлений в картинах 1890-х гг. сплавляются с настроениями, мыслями, чувствами современников Л., воспринявших его выразителем 1880-90-х гг. в пейзаже, подобно опять же Чехову - в литературе. Изображение природы в этих произв. приобретало символич. смысл. В картинах Л. этого времени появляется стремление к сюжетности, драматизации пейзажа ("У омута", 1892; "Владимирка", 1892; "Над вечным покоем", 1894; "Сумерки. Стога", 1899; "Летний вечер", 1900). Л. окончат. преодолевает отношение к пейзажу как к театральной декорации. В творчестве Л. рус. пейзажная живопись показала невиданные до того возможности выражения в образах природы человеческих чувств и переживаний. В картине "Владимирка" впервые возникает тема дороги, неумолимо влекущей вдаль, ставшая затем одной из главных в творчестве Л.

Мотивы и манера творчества Л. 1890-х гг. связаны с новыми стилистич. поисками рус. и европ. иск-ва. Признанный при жизни классик рус. лирического пейзажа, Л. вновь и вновь посещает Зап. Европу, в 1896 совершает поездку в Финляндию, ставшую источником новых худож. идей для поколения "серебряного века", в 1899 снова едет в Крым. Не порывая с передвижниками, Л. в 1897 становится членом объединения Мюнхенского Сецессиона, с 1898 участвует в выставках ж. "Мир искусства".

При жизни Л. лучшие его полотна были приобретены Третьяковской галереей. В 20 в. их репродукции печатались огромными тиражами, украшали жилища и места культ. отдыха, Л. стал одним из самых известных рус. художников, и тем самым его видение рус. природы лежит в основе ее восприятия. Л. завершил своим творчеством худож. открытие рус. пейзажа, под его кистью преображенного в произведение иск-ва. Он явно предпочитал писать осень и вечер, несколько реже - весну; в его творчестве преобладает фиксация переходных состояний. Человек очень редко присутствует в пейзажах Л., точнее - присутствует незримо, и это незримое присутствие одухотворяет природу, поэтически преображает ее, внушает зрителю тревожные или меланхолические переживания.

Лит.: Левитан И. И.: воспоминания и письма. М., 1956; Исаак Ильич Левитан: Каталог выставки... М., 1960; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1963; Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1-2. М., 1966.

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

Полезные сервисы

левитан исаак ильич

Энциклопедический словарь

Левита́н Исаак Ильич (1860-1900), российский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894). Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

* * *

ЛЕВИТАН Исаак Ильич - ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная (см. ПЛЕНЭР) , тонко нюансированная живопись.

* * *

ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич [18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) - 22 июля (4 августа) 1900, Москва], русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН).

Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) и А. К. Саврасов (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич). В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» - с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Пейзаж настроения»

Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур)), а также его собственная личность - чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

Россия Левитана

Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-95; все - Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам - напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», - особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.

Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна - большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им - лишь с помощью колорита, без всяких фантазий - подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является - наперекор смертельной болезни - едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.

Левитан и Чехов

Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее», - и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы.

Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

Большой энциклопедический словарь

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) - российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Русь", 1900) или скорбная одухотворенность образа ("Над вечным покоем", 1893-94), обретающая в картине "Владимирка" (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

Полезные сервисы

левитан юр. бор

Гуманитарный словарь

ЛЕВИТА́Н Юр. Бор. (1914-83) - диктор Всесоюзного радио (с 1931), нар. артист СССР (1980). Читал важнейшие офиц. сообщения, в т. ч. во время Вел. Отеч. войны 1941-45. Яркий, выразительный и торжественный голос Л. стал в сознании современников неотъемлемой чертой эпохи, сформировал своего рода канон высокого стиля публичной звучащей речи.

Полезные сервисы

левитан юрий борисович

Энциклопедический словарь

Левита́н Юрий Борисович (1914-1983), диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980). Читал важнейшие официальные сообщения, в том числе в 1941-45. В творчестве Левитана органично соединились гражданская публицистическая и актёрская выразительность.

* * *

ЛЕВИТАН Юрий Борисович - ЛЕВИТА́Н Юрий Борисович (1914, Владимир -1983, Москва), диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980).

Родился в семье портного. Читал важнейшие официальные сообщения, прославился в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В творчестве Левитана органично соединились гражданская, публицистическая и актерская выразительность.

Большой энциклопедический словарь

ЛЕВИТАН Юрий Борисович (1914-1983) - российский диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980). Читал важнейшие официальные сообщения, в т. ч. в 1941-45. В творчестве Левитана органично соединились гражданская, публицистическая и актерская выразительность.

Полезные сервисы

левитан, исаак ильич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

И.И. Левитан Вечерний звон. 1892. Государственная Третьяковская галерея.

И.И. Левитан "Вечерний звон". 1892. Государственная Третьяковская галерея.

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860 - 1900), российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895) или скорбная одухотворенность образов ("Над вечным покоем", 1894; "Владимирка", 1892). Произведения Левитана раскрывают тончайшие состояния природы средствами пленэрной (смотри Пленэр), тонко нюансированной живописи.

И.И. Левитан. Летний вечер. 1900 г. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И.И. Левитан. "Летний вечер". 1900 г. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И.И. Левитан. Весна - большая вода. 1897 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И.И. Левитан. "Весна - большая вода". 1897 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И.И. Левитан. Свежий ветер. Волга. 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И.И. Левитан. "Свежий ветер. Волга". 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

И.И. Левитан. Озеро. 1899-1900 г.г. Холст, масло. Государственный Русский музей.

И.И. Левитан. "Озеро". 1899-1900 г.г. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Полезные сервисы

левитан, юрий борисович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Юрий Борисович Левитан.

Юрий Борисович Левитан.

ЛЕВИТАН Юрий Борисович (1914 - 83), диктор Всесоюзного радио (с 1931). Читал важнейшие официальные сообщения, в том числе в период Великой Отечественной войны. Дикторский стиль Левитана отличался высокой актерской культурой, строгой возвышенностью, мужественностью интонации и одновременно ясностью, простотой, доступностью.

Полезные сервисы

левитановский

Орфографический словарь

левита́новский (от Левита́н)

Полезные сервисы

левитанский

Грамматический словарь

Левита́нский ф. <п 3а>

Полезные сервисы

левитанский юрий давидович

Энциклопедический словарь

Левита́нский Юрий Давидович (1922-1995), русский поэт, переводчик. В сборниках стихов «Земное небо» (1963), «Кинематограф» (1970), «Воспоминанье о красном снеге» (1975), «Годы» (1987), «Белые стихи» (1991) - воспоминания о войне, поэтизация быта, теплота человеческих отношений, иронически-созерцательный взгляд на мир.

* * *

ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давидович - ЛЕВИТА́НСКИЙ Юрий Давидович (1922-1996), русский поэт, переводчик. Сборники лирических стихов о войне, о трудных жизненных дорогах «Земное небо» (1963), «Кинематограф» (1970), «Воспоминанье о красном снеге» (1975), «Годы» (1987). Государственная премия Российской Федерации (1994).

Большой энциклопедический словарь

ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давидович (1922-1996) - русский поэт, переводчик. Сборники лирических стихов о войне, о трудных жизненных дорогах "Земное небо" (1963), "Кинематограф" (1970), "Воспоминанье о красном снеге" (1975), "Годы" (1987). Государственная премия Российской Федерации (1994).

Полезные сервисы

левитанский, юрий давыдович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович (1922 - 1997), русский поэт, переводчик. В стихах (сборники "Земное небо", 1963, "Кинематограф", 1970, "Воспоминанье о красном снеге", 1975, "Годы", 1987, "Белые стихи", 1991) - лирические зарисовки современной жизни, проникнутые иронически-созерцательной интонацией, доброжелательностью авторского взгляда, воспоминания о войне. Пародии.

Полезные сервисы