Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

литературные достоинства

Идеография

достоинства

речь

хорошо сказано.

красное словцо [слово].

не в бровь, а в глаз.

в точку.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

см. выступать (перед кем)

Полезные сервисы

литературные направления

Лингвистические термины

1) классицизм время: XVII - начало ХIХ в.;

типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин;

стилеобразующие особенности: подражание образам и формам античной литературы; вера в разум, идеал гармонии и меры; принцип рационализма; тяготение к образцам; строгая иерархия жанров: высоких - трагедия, ода, эпопея; низких - сатира, комедия, басня);

2) сентиментализм время: 2-я пол. XVIII в.;

типичные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, молодой В.А. Жуковский;

стилеобразующие особенности: приоритет чувства; высшее проявление человека - способность к глубоким переживаниям; значимость понятия "естественного" человека, близкого природе; наиболее распространенные жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники);

3) романтизм время: конец XVIII - 1-я пол. XIX в.;

типичные представители: Э.Т.А. Гофман, П.Б. Шелли, Дж. Байрон, Ф. Шатобриан, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и др.;

стилеобразующие особенности: воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма, мотива "мировой скорби"; выражение веры в могущество человеческого духа, жажда обновления; историзм, изображение возвышенных страстей и глубины духовной жизни человека; утверждение права художника на преображение мира; стремление к необычному, экзотике; тяготение к фантастике, условности формы; воплощение идеи о взаимопроникновении искусств; расцвет лирики; создание жанра исторического романа, фантастической повести, лироэпической поэмы, распространение жанров идиллии, баллады; романтической поэмы);

4) реализм время: 2-я пол. XIX в. - ХХ в.;

типичные представители: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.;

стилеобразующие особенности: исследование человеческого характера в его связи со средой;

направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности;

жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика);

5) модернистские течения: время - начало ХХ в.:

а) символизм: время - конец XIX в. - ХХ в.;

типичные представители: П. Верлен, А. Рембо, М. Метерлинк, Р.М. Рильке, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый и др.;

стилеобразующие особенности: рассмотрение искусства как орудия для постижения ирреальной сущности мира;

трактовка символа как средства постижения мирового единства; господство лиро-стихотворного начала; вера в магическую силу поэзии; музыкальная стихия как основа жизни и искусства; обновление жанров лирики;

б) акмеизм: время - 10-е годы ХХ в.;

типичные представители: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.Л. Лозинский;

стилеобразующие особенности: выступление против зыбкости символических образов; декларация конкретно-чувственного восприятия мира: борьба за чистый и "простой" поэтический язык;

в) футуризм: время - 10-е годы ХХ в., типичные представители: В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин;

стилеобразующие особенности: декларация разрыва с традиционной культурой; пересмотр языка искусства; эксперименты; гротескное смешение стилей и жанров; новообразования в лексике, синтаксисе, звукоподражание.

Аанализа текста

1) классицизм (время: XVII - начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие особенности: подражание образам и формам античной литературы; вера в разум, идеал гармонии и меры; принцип рационализма; тяготение к образцам; строгая иерархия жанров: высоких - трагедия, ода, эпопея; низких - сатира, комедия, басня);

2) сентиментализм (время: 2-я пол. XVIII в.; типичные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, молодой В.А. Жуковский; стилеобразующие особенности: приоритет чувства; высшее проявление человека - способность к глубоким переживаниям; значимость понятия «естественного» человека, близкого природе; наиболее распространенные жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники);

3) романтизм (время: конец XVIII - 1-я пол. XIX в.; типичные представители: Э.Т.А. Гофман, П.Б. Шелли, Дж. Байрон, Ф. Шатобриан, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и др.; стилеобразующие особенности: воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма, мотива «мировой скорби»; выражение веры в могущество человеческого духа, жажда обновления; историзм, изображение возвышенных страстей и глубины духовной жизни человека; утверждение права художника на преображение мира; стремление к необычному, экзотике; тяготение к фантастике, условности формы; воплощение идеи о взаимопроникновении искусств; расцвет лирики; создание жанра исторического романа, фантастической повести, лироэпической поэмы, распространение жанров идиллии, баллады; романтической поэмы);

4) реализм (время: 2-я пол. XIX в. - ХХ в.; типичные представители: Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.; стилеобразующие особенности: исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика);

5) модернистские течения: время - начало ХХ в.: а) символизм: время - конец XIX в. - ХХ в.; типичные представители: П. Верлен, А. Рембо, М. Метерлинк, Р.М. Рильке, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый и др.; стилеобразующие особенности: рассмотрение искусства как орудия для постижения ирреальной сущности мира; трактовка символа как средства постижения мирового единства; господство лиро-стихотворного начала; вера в магическую силу поэзии; музыкальная стихия как основа жизни и искусства; обновление жанров лирики; б) акмеизм: время - 10-е годы ХХ в.; типичные представители: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.Л. Лозинский; стилеобразующие особенности: выступление против зыбкости символических образов; декларация конкретно-чувственного восприятия мира: борьба за чистый и «простой» поэтический язык; в) футуризм: время - 10-е годы ХХ в., типичные представители: В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин; стилеобразующие особенности: декларация разрыва с традиционной культурой; пересмотр языка искусства; эксперименты; гротескное смешение стилей и жанров; новообразования в лексике, синтаксисе, звукоподражание.

Полезные сервисы

литературные салоны и кружки

Гуманитарный словарь

ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ САЛО́НЫ И КРУЖКИ́ - с сер. 18 в. оригин. форма проявления интеллект. и лит.-худож. жизни образов. части рус. об-ва. Л. С. - явление послепетровской эпохи, их возникновение связано с европеизацией форм обществ. жизни при Петре I. Л. С. устраивались в частных домах; объединяя людей, близких по кругу умственных и худож. интересов, талантливых писателей, художников, музыкантов, обществ. деятелей, становились культ. центрами и оказывали влияние на обществ.-политич. и лит.-худож. жизнь. В сер. 18 в. заметную роль в лит. движении играл Л. С. графа И. Шувалова, где бывали М. Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин. В 80-е гг. эта роль перешла к Л. С. Державина, объединявшему А. Оленина, И. Богдановича, Н. Львова, В. Капниста, И. Хемницера, а также А. Шишкова, Д. Хвостова и др. - будущих членов "Беседы любителей рус. слова". Расцвет Л. С. в России относится к 1-й пол. 19 в. В истории рус. культуры заметное место занимают Л. С. З. Волконской, Е. Карамзиной, А. Смирновой, Е. Хитрово и Д. Фикельмон, А. Елагиной, Е. Ростопчиной, К. Павловой, М. Виельгорского, В. Соллогуба и др. С ними связаны имена А. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова. В моск. доме Елагиной и связанных с ним домах Д. Свербеева, А. Кошелева, А. Хомякова родилось славянофильство. Широтой худож. и научных интересов отличался Л. С. князя В. Одоевского. Л. С. Виельгорского вошел в историю рус. муз. культуры. Разновидностью Л. С. были и ежедневные лит. вечера (у Жуковского, Н. Греча, А. Воейкова, С. Аксакова, П. Чаадаева, Н. Кукольника и др.) Л. С. были и в провинц. городах, особенно в крупных культ., университетских центрах (Харьков, Казань и др.) Если лит. об-ва в нач. 19 в. имели офиц. статус (Об-во любителей рус. слова, Об-во любителей словесности, наук и художеств и др.), то кружки представляли собой более мелкие, неофиц. образования, группировались вокруг отд. лиц, функционировали в домашней обстановке или возникали в уч. заведениях (при Царскосельском лицее, Пед. ин-те, Моск. ун-те и др.) Заметный след в ист. лит-ры оставило Дружеское лит. об-во, связанное с именами бр. Тургеневых и Жуковского (1800-е гг.). Ярко обозначил себя в лит. борьбе "архаистов" и карамзинистов "Арзамас" (1815-18), в к-ром деятельно участвовали Жуковский, Батюшков, Вяземский, В. Пушкин, А. Тургенев, А. Пушкин. С именем Пушкина связан Л. К. "Зеленая лампа" (1819-20). В 20-е гг. появляются Л. К., объединяющиеся на основе эстетико-теоретич. и филос. (шеллингианство) интересов (кружки А. Мерзлякова, С. Раича, кружок любомудров). В 1830-40-е гг. при Моск. ун-те возникают студенч. кружки, из к-рых вышли знаменитые деятели лит. и обществ. мысли (кружки Н. Станкевича, А. Герцена и Н. Огарева, В. Белинского). Здесь формировалась либерально-западнич. и рев.-демократич. интеллигенция, укрепилось противостояние и развернулась полемика между славянофилами и западниками. Дух кружковой жизни запечатлен в худож. лит-ре ("Былое и думы" Герцена, "Рудин" И. Тургенева и др.). В 40-е гг. появляются кружки разночинной демократич. интеллигенции: И. Введенского, С. Дурова, А. Плещеева, М. Буташевича-Петрашевского - здесь вопросы лит. переплетались с политич., изучались произв. основателей системы утопич. социализма (Р. Оуэн, Э. Кабе, Ш. Фурье и др.). В 40-60-е гг. кружки складываются и вокруг ред. крупных ж. (кружок ред. "Современника" и др.). Установившиеся формы функционирования Л. С. и К. существовали и в 70-90-е гг. (Л. С. А. Философовой, пятницы Я. и Ж. Полонских и др.). Новый расцвет Л. С. и К. происходит в кон. 19 - нач. 20 в. Оставили заметный след в ист. лит-ры "Среды" в доме Н. Телешова, объединение участников сб. товарищества "Знание" (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Разнообразие форм лит. жизни наблюдается в символистской среде: в Москве кружок "аргонавтов", вечера в Об-ве свободной эстетики и Лит.-худож. кружке, петерб. Л. С. З. Гиппиус и Д. Мережковского, Ф. Сологуба и А. Чеботаревской, "Среды на башне" у В. Иванова; кружки вокруг ж. и изд-в "Мир иск-ва", "Новый путь", "Весы", "Аполлон", "Гриф", "Мусагет" и др.; Л. К., из к-рых рождались новые течения: акмеистич. "Цех поэтов", кружок футуристов "Центрифуга" и др., богемные лит.-артистич. кабаре "Бродячая собака" и "Привал комедиантов". Оживлению салонной жизни способствовал расцвет деят-ности меценатов (М. Морозова, С. Щукина, Н. Рябушинского и др.). В послерев. эпоху формы интеллект. и лит.-худож. жизни приобретают аскетич. характер. Преобладают объединения кружкового типа: лит. (возобновл. "Цех поэтов", "Звучащая раковина" в Петрограде), религ.-филос. (кружок С. Аскольдова, кружок "Воскресение" и др.), научные и ист.-краеведческие кружки и семинары при разл. ин-тах и ред. Высылка в 1922 за границу философов, писателей, ученых, репрессии против интеллигенции, преследование разного рода объединений и кружков ведут к унификации лит. жизни, к стиранию ее своеобразия. Объединения могут существовать только при условии их офиц. характера: при Союзе писателей, на производстве, в уч. заведении.

Полезные сервисы

литературные стили

Лингвистические термины

литературные стили - в риторике: обиходно-разговорный, документально-деловой, художественный, научный, публицистический, церковно-религиозный функциональные стили; в них, в свою очередь, выделяются жанровые стили, или стили видов словесности: стиль гомилетики, академической ораторской прозы, исторической прозы, лирической поэзии.

Риторика

в риторике: обиходно-разговорный, документально-деловой, художественный, научный, публицистический, церковно-религиозный функциональные стили; в них, в свою очередь, выделяются жанровые стили, или стили видов словесности: стиль гомилетики, академической ораторской прозы, исторической прозы, лирической поэзии.

Полезные сервисы