Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лха

Сканворды для слова лха

- В тибетской мифологии - божества, обитающие в небе.

Полезные сервисы

лхаса

Энциклопедический словарь

Лха́са - город в Китае, в долине р. Джичу (Лхаса) (бассейн Брахмапутры), на Тибетском нагорье (на высоте свыше 3,6 тыс. м), административный центр Тибетского автономного района. 90 тыс. жителей. Основан в VII в. тибетским царём Сронцзангамбо. Религиозный центр ламаизма, дворец-монастырь Потала (бывшая резиденция далай-ламы; известен с VII в., современный облик восходит к XVI-XVII вв.), многочисленные дворцы и монастыри, украшенные резьбой, многоцветными росписями, деревянной, каменной и золотой скульптурой.

* * *

ЛХАСА - ЛХА́СА (Lhasa - тиб. «обитель богов», «божественное место») (Lhasa, Lasa), город в Китае, в долине реки Джичу (Лхаса) бассейна Брахмапутры (см. БРАХМАПУТРА), на Тибетском нагорье (на высоте 3680 м над уровнем моря). Административный центр, экономический и культурный центр Тибетского автономного района (см. ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН). Население около 115 тыс. человек (2004).

Транспортный узел. Торгово-ремесленный центр. Начиная с 1950-х гг. в Лхасе построены пищевые, деревообрабатывающие, кожевенные, металлообрабатывающие, ремонтно-механические и фармацевтические предприятия. Окрестности Лхасы - основной сельскохозяйственный район Тибетского нагорья (см. ТИБЕТСКОЕ НАГОРЬЕ).

Религиозный центр тибетского буддизма (см. БУДДИЗМ). Место пребывания (до 1959) Далай-ламы (см. ДАЛАЙ-ЛАМА). В 360 и 260 км от Лхасы расположены города Шигадзе (см. ШИГАДЗЕ) и Гьянгцзе (см. ГЬЯНЦЗЕ), которые являются крупными действующими духовными центрами тибетского буддизма.

Исторический очерк

Основание города приписывается царю Сронцзангамбо (см. СРОНЦЗАНГАМБО) - создателю первого Тибетского государства, который в 7 в. н. э. перенес сюда свою столицу из долины реки Ярлунг. Однако ранее на месте Лхасы, по-видимому, существовало древнее укрепленное поселение, что отразилось в первоначальном названии города - Раса («огороженное место»). На вершине холма Марпори Сронцзангамбо построил свой дворец. Тогда же были основаны храмы Джоканг и Рамоче, чтобы поместить в них буддистские реликвии, привезенные китайской и непальской женами Сронцзангамбо. Оба этих храма сохранились, хотя от изначальных сооружений 7 в. осталось немногое.

В 10 в., с наступлением феодальной раздробленности, значение Лхасы как столицы было нивелировано. Последующие правительства располагались в Недонге и в Шигадзе (см. ШИГАДЗЕ). Новое возвышение Лхасы как светского и духовного центра Тибета в 15-17 вв. связано с деятельностью школы гелугпа (см. ГЕЛУГПА) («желтошапошники») и установлением власти Далай-ламы (см. ДАЛАЙ-ЛАМА). В 1642 Далай-лама V перенес свою столицу в Лхасу и построил дворец Потала на руинах дворца Сронцзангамбо. На протяжении веков Лхаса служила обителью Далай-лам, являясь центром религиозного паломничества. В прошлом была практически недоступна для иностранцев, с 1979 открыта для туристов.

До аннексии Тибета китайскими войсками в 1951 население Лхасы насчитывало 20-30 тыс. человек, большую его часть составляли монахи.

Архитектура, планировка, достопримечательности

В настоящее время Лхаса состоит из двух исторических районов: старого тибетского на востоке и нового китайского на западе города. В основе концентрического плана старой Лхасы - кольцевые дороги, по которым пролегали пути паломников; первая внутренняя дорога - в монастыре Джоканг, вторая (Пакор) замыкает торговый центр вокруг монастыря, третья (Линкор) - вокруг Старого города. Радиальные узкие и кривые улицы застроены 1-2-этажными домами из кирпича-сырца с плоскими крышами. Многочисленные дворцы и монастыри старой Лхасы украшены резьбой, многоцветными росписями, деревянной, каменной и золотой скульптурой. Древние Западные Ворота, через которые большинство паломников входило в священный для буддистов город, снесены и заменены меньшими по размеру современными.

Дворец-монастырь Потала (1645-94 гг.), бывшая резиденция Далай-ламы (см. ДАЛАЙ-ЛАМА), внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на высоте 3700 м над уровнем моря. Его высота составляет 117 м, ширина 335 м. Всего насчитывается 13 этажей общей площадью более 130 тыс. м2. Разделен на Красный и Белый Дворец.

История Поталы восходит к 7 в., когда Сронцзангамбо начал строительство своего дворца в центре Лхасы, на вершине холма Марпори (тиб. Красная Гора). Почти ничего неизвестно о том, как выглядел тот первый дворец, однако именно наличие на холме дворца подвигло Далай-ламу V в середине 17 в. перевести сюда правительство Тибета из монастыря Дрепунг. С 17 в. и вплоть до 1950-х гг. Потала являлся резиденцией Далай-лам. Во время антикитайского восстания 1959 Потала подверглась обстрелу, но, по счастливой случайности, пострадала незначительно. После отъезда Далай-ламы в эмиграцию в Индию в 1959 дворец долгие годы был закрыт для посещения. С середины 1980-х гг. здесь открыт музей, в котором служат монахи, поддерживающие работу всего архитектурного комплекса.

Строительство первого, или нижнего, уровня Поталы, - 9-этажного Белого Дворца (Потранг Карпо), - началось в 1645, а в 1649 Далай-лама V уже переехал из Дрепунга в свою новую резиденцию. Обстоятельства строительства верхнего уровня - Красного Дворца (Потранг Марпи), который больше нижнего по площади, - остаются предметом полемики по сей день. Далай-лама V скончался в 1682, факт его смерти скрывался вплоть до окончания строительства в 1694; по некоторым данным, Красный Дворец и был задуман Далай-ламой V как мавзолей. Так или иначе, Белый дворец служил для светских целей, здесь работали и проживали высшие государственные сановники, находились приемные залы. Красный Дворец использовали для отправления религиозных служб, здесь также располагались апартаменты Далай-лам и монашеские кельи. В Красном дворце Поталы усыпальницы Далай-лам, начиная с пятого (кроме шестого), религиозные реликвии. Усыпальница Далай-ламы V выполнена в форме чортена (ступы (см. СТУПА)) высотой 20 м (на ее облицовку было использовано в т. ч. 3700 кг золота и множество драгоценных камней), усыпальница Далай-ламы XIII, скончавшегося в 1933, - высотой 22 м.

Дворцовый комплекс Норбулинка (Норбулингка) - бывшая летняя резиденция Далай-ламы. Строительство Норбулинка было начато в 1755 Далай-ламой VII, однако было завершено только в начале 20 в. во время правления Далай-лам XIII и XIV. Сегодня комплекс занимает территорию около 40 га и состоит из нескольких дворцов, парка с прудом, вырытым при Далай-ламе VIII. При Далай-ламе XIV (см. ДАЛАЙ-ЛАМА XIV) был воздвигнут Новый летний дворец (1954-56 гг.).

Джоканг (Джокхангх, Чжокхангх, Цуклаканг, Цуглагкханг) - древнейший монастырь в Лхасе, один из наиболее почитаемых храмов тибетского буддизма и место паломничества. После эмиграции в 1959 Далай-ламы XIV в Индию Джоканг стал символом национального и религиозного самосознания тибетцев. Джоканг предположительно был основан в период с 639 по 647 царем Сронцзангамбо для хранения статуи Будды Акшобья, в качестве приданого привезенного в Тибет непальской принцессой Бхрикути, одной из двух жен царя. Тогда же для другой скульптуры Будды - Джово Шакьямуни (тиб. Sakya Thukpa), привезенной китайской принцессой Вэньчэн, - был построен храм Рамоче. Ныне эта статуя является одной из наиболее почитаемых в Тибете. Джоканг неоднократно перестраивался, но в общем сохранил свою древнюю планировку. В 17 в. во время правления Далай-ламы V, когда Лхасе был возвращен ее статус столицы, Джоканг подвергся очередной перестройке. В годы китайской культурной революции многие предметы культа из Джоканга были расхищены.

Древние буддийские монастыри в окрестностях Лхасы

Монастырь Сэра (Сера) - один из двух крупнейших монастырей (основан в 1419 последователем Цзонкапы Сакья Еши, 15-16 вв.) школы гелугпа в окрестностях Лхасы, до 1959 один из крупнейших монастырей Тибета. Сегодня в монастыре несколько сот монахов (раньше - около 5 тыс.). Крупный центр изучения буддизма.

Монастырь Ганден (Гандэн, Галдан), основан в 1409 Цзонхавой, расположен на высоте 4500 м над уровнем моря. «Ганден» на тибетском означает «радостный», а также является синонимом «западного рая», известного как Тушита, обитель Майтрейи, Будды Грядущего (тиб. Джампа). Ганден был первым монастырем ордена гелугпа (см. ГЕЛУГПА) и с момента его основания оставался главным его центром (первоначально школа называлась «гандэнпа» или «галданпа»). Изображения Цзонхавы и его первых двух учеников встречаются в Гандене повсеместно.

Монастырь Дрепунг (Дрэпунг) некогда один из крупнейших буддистских монастырей в мире, насчитывавший более 10 тыс. монахов. Основан в 1416 последователем ламы Цзонхавы (школа гелугпа). В Дрепунге хранится самая большая танка в Тибете. Раз в год ее выносят из гомпы и вывешивают на специально созданной конструкции. В монастыре также расположен дворец Ганден, бывший резиденцией Далай-ламы до строительства Далай-ламой V в Лхасе дворца Потала.

Большой энциклопедический словарь

ЛХАСА - город в Китае, в долине р. Джичу (Лхаса) (бассейна Брахмапутры), на Тибетском нагорье (на высоте св. 3,6 тыс. м), административный центр Тибетского автономного района. 90 тыс. жителей. Основан в 7 в. тибетским царем Сронцзангамбо. Религиозный центр ламаизма, дворец-монастырь Потала (бывшая резиденция далайламы; известен с 7 в., современный облик восходит к 16-17 вв.), многочисленные дворцы и монастыри, украшенные резьбой, многоцветными росписями, деревянной, каменной и золотой скульптурой.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Лхаса. Дворец-монастырь Потала.

Лхаса. Дворец-монастырь Потала.

ЛХАСА, город в Китае, административный центр Тибетского автономного района, на Тибетском нагорье, на высоте свыше 3 тыс. м. Около 107 тыс. жителей. Ремесла. Основан в 7 в. тибетским царем Сронцзангамбо. Религиозный центр ламаизма. Дворец-монастырь Потала (бывшая резиденция далай-ламы; известен с 7 в.; современный облик восходит к 16 - 17 вв.). Монастырь Джоканг (7 в.).

Лхаса. Его Святейшество Далай-лама.

Лхаса. Его Святейшество Далай-лама.

Лхаса, старый город.

Лхаса, старый город.

Лхаса. Дворец Потала.

Лхаса. Дворец Потала.

Грамматический словарь

Лха́са ж 1а [//устар. Лха́сса =]

Сканворды для слова лхаса

- Историческая столица Тибета, в настоящее время административный центр Тибетского Автономного Района Китайской народной республики.

- Город в Китае.

- В каком городе расположен дворец Потала?

- Традиционная резиденция Далай-Ламы.

- Название этого города в переводе с тибетского означает «обитель богов, божественное место».

- Религиозный центр тибетского буддизма.

Полезные сервисы

лхасса

Грамматический словарь

Лха́сса см. Лха́са

Полезные сервисы

лхасский абсо

Синонимы к слову лхасский абсо

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

лхасский апсо

Энциклопедический словарь

ЛХАССКИЙ АПСО - ЛХА́ССКИЙ А́ПСО, порода декоративных миниатюрных собак, происходит из Тибета, выведена на основе храмовых собак-сторожей. Их разводили и держали в качестве амулетов из-за схожести со львами, священными животными, символами господства Будды над царством животных. Среди монахов Тибета существовало поверье, что в этих собак переселились души лам, достигших Нирваны. Далай-ламы дарили таких собак китайским императорам.

Лхасский апсо очень поздно стал известен в Европе - лишь только в 1929 эта порода впервые была выставлена в Лондоне и получила широкое признание. Лхасский апсо - крепкая, хорошо сложенная и приземистая собака. Высота в холке 25-28 см. Голова обросшая, с пышной, ниспадающей на глаза шерстью, бородой и усами. Неширокий череп, заметно понижающийся позади глаз. Морда прямая, с хорошо выраженным переходом ото лба. Шерсть ниспадает на глаза, по преданиям храмов Тибета, считается, что скрытый шерстью взгляд апсо может прочесть самые сокровенные мысли человека. Шерсть у собак этой породы длинная, прямая, густая и очень тяжелая. Признанный окрас золотистый, песочный, медовый, но встречаются и другие цвета. Хвост закинут на спину, очень пушистый, неплотно прилегает к спине. Лхасский апсо привязчив, надежный сторож.

Полезные сервисы