Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мелвилл

Энциклопедический словарь

Мелвилл - I

(Melville), остров в группе островов Парри Канадского Арктического архипелага. В составе Канады. 41,8 тыс. км2. Высота до 1067 м.

II

остров в Тиморском море, у северных берегов Австралии. Около 6200 км2. Высота до 258 м.

Большой энциклопедический словарь

МЕЛВИЛЛ - остров в Тиморском м., у северных берегов Австралии. Ок. 6200 км². Высота до 258 м.

Синонимы к слову мелвилл

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Ме́лвилл ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова мелвилл

- Озеро в Канаде.

- Американский писатель, автор романов «Марди», «Белый бушлат», «Пьер, или Двусмысленности».

- Американский писатель, автор повестей «Ому», «Тайпи», «Редберн».

- Американский писатель, автор повестей «Мошенник», «Искуситель», «Израиль Поттер».

- Американский писатель, автор повестей «Билли Бадд, формарсовый матрос», сборника рассказов «Повести на веранде».

- Американский писатель, автор поэмы «Кларель», сборников стихов «Тимолеон», «Джон Марр и другие моряки».

- Шотландский богослов и религиозный реформатор, один из основателей пресвитерианской церкви.

- Полуостров в Северной Америке.

- Остров в группе островов Парри Канадского Арктического архипелага.

- Остров в Тиморском море, у северных берегов Австралии.

- Американский писатель, автор произведения «Моби Дик».

Полезные сервисы

мелвилл (melville)

Большой энциклопедический словарь

МЕЛВИЛЛ (Melville) - остров в группе о-вов Парри Канадского Арктического арх. В составе Канады 41,8 тыс. км². Высота до 1067 м.

Полезные сервисы

мелвилл (melville) герман

Большой энциклопедический словарь

МЕЛВИЛЛ (Melville) Герман (1819-91) - американский писатель-романтик. Автобиографические морские повести, через которые проходит тема неиспорченности туземцев цивилизацией ("Ому", 1847). Аллегорический роман в свифтовской традиции о "плавании" как философских поисках Абсолюта ("Марди", 1849). Философский роман "Моби Дик" (1851) - о трагических попытках сильной личности бросить вызов року. Психологические рассказы (сборник "Повести на веранде", 1856); религиозно-философские стихи (сборник "Тимолеон", 1891).

Полезные сервисы

мелвилл (остров в группе островов парри)

Энциклопедический словарь

МЕЛВИЛЛ (остров в группе островов Парри) - МЕ́ЛВИЛЛ (Melville), остров в группе о-вов Парри Канадского Арктического архипелага. В составе Канады 41,8 тыс. км2. Высота до 1067 м.

Полезные сервисы

мелвилл (остров в тиморском море)

Энциклопедический словарь

МЕЛВИЛЛ (остров в Тиморском море) - МЕ́ЛВИЛЛ, остров в Тиморском море, у северных берегов Австралии. Ок. 6200 км2. Высота до 258 м.

Полезные сервисы

мелвилл герман

Энциклопедический словарь

Ме́лвилл Герман (Melville) (1819-1891), американский писатель-романтик. Автобиографические морские повести, через которые проходит тема не испорченности туземцев цивилизацией («Ому», 1847). Аллегорический роман в свифтовской традиции о «плавании» как философских поисках Абсолюта («Марди», 1849). Национальная эпопея - философский роман «Моби Дик» (1851) - о трагических попытках сильной личности бросить вызов року. Психологические рассказы (сборник «Повести на веранде», 1856); религиозно-философские стихи (сборник «Тимолеон», 1891).

* * *

МЕЛВИЛЛ Герман - МЕ́ЛВИЛЛ (Melville) Герман (1819-91), американский писатель-романтик. Автобиографические морские повести, через которые проходит тема неиспорченности туземцев цивилизацией («Ому», 1847). Аллегорический роман в свифтовской традиции о «плавании» как философских поисках Абсолюта («Марди», 1849). Философский роман «Моби Дик» (1851) - о трагических попытках сильной личности бросить вызов року. Психологические рассказы (сборник «Повести на веранде», 1856); религиозно-философские стихи (сборник «Тимолеон», 1891).

* * *

МЕ́ЛВИЛЛ (Melville) Герман (1 августа 1819, Нью-Йорк - 28 сентября 1891, там же), американский писатель.

«Человек, поживший с людоедами»

Отец Мелвилла, коммерсант по ремеслу и прожектер по характеру, умер, когда будущему писателю было всего двенадцать лет. Оставленные им долги вынудили сына расстаться с мыслью об образовании. Позднее он признавался, что «в годы молодости вообще не жил духовно», все силы отнимали заботы о хлебе насущном. Палуба торговых, китобойных, военных судов, с юности ставшая для Мелвилла родным домом, заменила ему университет, преподав бесценные уроки жизни.

Матросом он побывал в самых экзотических краях, однажды, не выдержав придирок боцмана, сбежал с корабля в Полинезии и несколько недель провел пленником туземцев, о которых говорили, что они каннибалы. Об этом эпизоде рассказала его первая повесть «Тайпи» (1846), воспринятая просто как увлекательный рассказ о приключениях «человека, пожившего с людоедами», хотя за перипетиями фабулы, основанной на реальном опыте автора, стоит волновавшая многих романтиков философская проблема: можно ли, отринув сомнительные успехи цивилизации, вернуться к природе, благом или злом оказалась бы жизнь в согласии с требованиями естественности, а не с нормами общества? Эта коллизия, всегда осмысляемая в ее сложности, исключающей одноплановые решения, оставалась одной из важнейших в творчестве Мелвилла.

Непонятый художник

Философская глубина его прозы органично соединяется с фактологической достоверностью картины, насыщенной подробностями, добытыми из первых рук. Иносказание и символика, тяготение к жанру притчи, характерные для романтических произведений, сочетаются в лучших книгах Мелвилла с установкой на документ, придавая глубокое своеобразие его прозе: в ней метафизическая проблематика опирается не на умозрительные построения, а на пережитое автором за годы морских скитаний, воссозданное с безупречной точностью деталей.

Необычность предложенных Мелвиллом художественных решений не была оценена его современниками. Не встретили понимания и его упорные попытки разгадать природу добра и зла. Ранние книги Мелвилла - повести «Ому» (1847), «Редберн» (1849), «Белый бушлат» (1850) - воспринимались просто как путевые очерки, хотя все они затрагивали коренные проблемы человеческого существования. Остался непонятым и не принятым публикой роман-притча «Моби Дик, или Белый Кит» (1851), в котором философские конфликты, связанные с поисками смысла и оправдания бытия, становятся стержнем повествования, вместе с тем создающего пластичную картину китобойного промысла как неповторимо яркой жизненной среды. Этот неуспех не подорвал веры Мелвилла в собственные писательские силы, однако вынудил зарабатывать на жизнь не литературой, которой он отныне посвящал лишь немногие свободные часы, а службой на нью-йоркской таможне. Его имя было совсем забыто, и лишь в анонимном некрологе добрым словом вспомнили «исключительно одаренного автора», который обладал «могучим поэтичным воображением».

Философская проблематика

Сила этого воображения была оценена только читателями 20 века, открывшими Мелвилла наново вслед за публикацией в 1924 извлеченной из архива аллегорической повести «Билли Бадд». Как и «Моби Дик», роман «Пьер» (1855) и сборник «Рассказы на веранде» (1856), повесть поразила уникальным даром писателя проникать «в тайну, лежащую за зримой чертой», представляя мир как вечно повторяющуюся трагедию несвободы человека перед лицом жестоких законов общественной жизни и самой природы, а вместе с тем как нерасторжимое единство созидательных и разрушительных сил. Подобно капитану Ахаву, исступленно и самоотверженно преследующему Белого Кита, который для него воплощает все зло бытия, и другие герои Мелвилла наделены трагическим мироощущением, не подавляющим и не ослабляющим героического идеала, ставшего для них нравственным императивом.

Перед читателем Мелвилла проходят мучительные духовные борения личности, стремящейся противостоять вульгарному и пошлому окружению, в котором торжествуют филистерский практицизм, самоуспокоенность и самодовольство. Поиски этической правды составляют для его героев смысл жизни, но конечным итогом становится понимание, что беспримесное добро невозможно и что антигуманные побуждения таятся в самом человеке; развитие заложенных в нем возможностей и сил может оказаться пагубным для его собственной судьбы. Драма вызова сковывающему, а часто и жалкому человеческому уделу стала в произведениях Мелвилла одним из главных сюжетов, объективно сближая американского романтика с Ф. М. Достоевским. Часто этот вызов сопровождается ужасающими последствиями и для героя, и для людей, с которыми соприкасается его жизнь. Однако не ослабевает вдохновляющий персонажей Мелвилла пафос самоутверждения на путях безграничной свободы (которая самим писателем осознается как жестокая иллюзия), устремления к достижению абсолютной и безусловной справедливости не для одних себя, но для всего человечества.

«Книги, обреченные на непризнание»

Проблематика, волновавшая Мелвилла, и его художественное видение, требующее, чтобы аллегория не становилась «риторикой», но содержала «костяк действительных фактов» (так эстетику этого писателя описывает Э. Хемингуэй), слишком далеко опережали эпоху, в какую ему выпало жить. Смирившись со своей участью писателя, которому суждено «создавать книги, обреченные на непризнание», Мелвилл не отступил от собственных представлений о долге художника, обязанного осуществить «интуитивный прорыв к истине», с тем чтобы его произведения представляли собой «мгновенные, неуловимые прикосновения к самой основе бытия». По собственной характеристике, он принадлежал к писателям, которых не обманывают «поблескивающие золотом проблески на небосклоне»: им ведомо, что «за этими проблесками стоят тьма и мрак», а солнечные лучи приоткрывшейся истины «гаснут среди наплывающих грозовых туч».

Подкрепляя свои мысли примерами из У. Шекспира, Мелвилл обосновывал право настоящего писателя воссоздавать жизнь как драму и не страшиться самых неутешительных выводов относительно природы человеческих поступков. Но ему оставались близки героические усилия героев противоборствовать своему уделу, не примиряясь с обреченностью. Прямыми наследниками Мелвилла в 20 веке оказались писатели, исповедовавшие тот же идеал героики вопреки судьбе, не дающей человеку шанса одолеть свой трагический жребий: прежде всего, Хемингуэй и А. де Сент-Экзюпери.

Энциклопедия Кольера

МЕЛВИЛЛ Герман (Melville, Herman)

ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ (портрет работы Дж.О.Итона).

ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ (портрет работы Дж.О.Итона).

(1819-1891), американский писатель. Родился в Нью-Йорке 1августа 1819. Мальчиком посещал нью-йоркскую мужскую среднюю школу, а позже, когда его отец в 1830 разорился и семье пришлось перебраться в Олбани (шт. Нью-Йорк), - Олбанскую Академию. После смерти отца в 1832 Мелвилл некоторое время был банковским служащим, работал у дяди на ферме, на меховой фабрике у старшего брата Гансворта. Когда же во время депрессии 1837 и это дело лопнуло, Мелвилл, проучившийся недолго в олбанской гуманитарной школе, несколько недель пробовал работать школьным учителем близ Питсфилда (шт. Массачусетс). После некоторого недоразумения с жалованьем он возвратился домой, в Лансингборо под Олбани, и там в Академии Лансингборо изучал гидрографию, предполагая получить место на канале Эри. Когда эти надежды не оправдались, Мелвилл в июне 1839 нанялся в команду пакетбота "Святой Лаврентий", который курсировал между Нью-Йорком и Ливерпулем. Возвратившись из плаванья в октябре, он снова некоторое время работал школьным учителем в Гринбуше и Брансуике (шт. Нью-Йорк), затем съездил к дяде в Галену на Миссисипи. 3 января 1841 на китобойце "Акушнет" он отправился из Нью-Бедфорда в долгое промысловое плаванье по Южным морям. Полтора года китобойного плаванья под властью сурового капитана принесли такое разочарование, что 9 июля 1842 в бухте Нукухива на Маркизских островах Мелвилл вместе с еще одним молодым матросом сбежал со своего судна и целый месяц прожил в долине Тайпи, жители которой слыли людоедами, затем выбрался оттуда и на другом китобойце, "Люси Энн", добрался до Таити. Там Мелвилл был вместе с другими членами команды на некоторое время заключен в тюрьму за бунт на судне. Потом он подрядился на китобоец "Чарльз и Генри", прожил какое-то время на Гавайях, на острове Мауи и в Гонолулу, откуда 17 августа 1843, поступив в американский военный флот, на фрегате "Юнайтед стейтс" отплыл на родину и 14 октября 1844 высадился в Бостоне. Вскоре после возвращения домой Мелвилл взялся описывать свои приключения в Южных морях. В 1846 в Лондоне и Нью-Йорке вышла книга Тайпи (Typee), где живо описано, как он пленником жил в долине Тайпи. Первое произведение Мелвилла имело большой успех. Его можно считать родоначальником целого жанра повествований о приключениях в Южных морях, которые за последующие сто лет появлялись повсеместно и в изобилии. Продолжение Тайпи под названием Ому (Omoo, 1847) тоже привлекло внимание читающей публики, но автора осудили за нелестные отзывы о деятельности миссионеров. Между тем 4 августа 1847 Мелвилл женился на Элизабет Шоу, дочери главного судьи Массачусетса Лемюэля Шоу. Безуспешно пытаясь устроиться на государственную службу, Мелвилл пишет аллегорическую фантазию Марди (Mardi) и повесть Редберн (Redburn) (обе 1849), широко используя обстоятельства своего плавания в Ливерпуль. Следом была написана пятая книга Мелвилла, Белый бушлат (White-Jacket, 1850), изображающая жизнь на военном корабле, и Мелвилл отправился в Англию договориться о ее публикации, а заодно предпринял для отдыха недолгую поездку по Европе. По возвращении он с семьей переселился на ферму близ Питсфилда в надежде вести там свободную жизнь джентльмена-фермера. Здесь состоялось знакомство Мелвилла с Н.Готорном, под влиянием которого он написал свой самый знаменитый роман Моби Дик (Moby Dick, 1851). Роман не повторил успеха первых книг. Внешне это повествование о приключениях на китобойном промысле, но главы о систематике китообразных, о приемах добычи и разделки китов, великолепные описания океана и некоторых его удивительных обитателей, психологические очерки характеров отдельных китобоев и длинные философские рассуждения расположены вокруг сюжета захватывающей погони безумного капитана за китом. Вероятно, поначалу Мелвилл намеревался ограничиться авантюрным сюжетом, но по мере работы над рукописью его склонность к назиданию и морализаторству взяла верх над повествованием. Результатом стала не аллегория, которой он бдительно избегал после неудачи с Марди, а ни на что не похожая комбинация приключений, мелодрамы и философии. В Пьере (Pierre, 1852) Мелвилл меняет антураж и обращает взгляд уже не на океан, а на местность в Беркширских холмах и на Нью-Йорк. Затем, после опубликования в1855 Израиля Поттера (Israel Potter), он собрал свои рассказы и зарисовки, печатавшиеся в журналах "Патнем" и "Харперс", и издал их в сборнике Рассказы на веранде (The Piazza Tales, 1856). В 1857 вышел Мошенник (The Confidence Man) - горькая, полуаллегорическая сатира на американские нравы. В 1856-1857 Мелвилл совершил поездку по Европе и Святой Земле и после этого в течение трех сезонов на основе своих дорожных записей читал лекции о скульптуре, путешествиях и Южных морях. Последнее его морское плаванье относится к 1860, когда он на клиппере под командой своего брата Томаса отправился в Сан-Франциско. В 1863 Мелвилл продал ферму брату Аллану и вернулся на постоянное жительство в Нью-Йорк, где в 1866 получил место таможенного инспектора, которое занимал последующие девятнадцать лет. В 1866 вышел первый сборник стихотворений Мелвилла Батальные сцены, или Война с разных точек зрения (Battle Pieces and Aspects of the War). Длинная повествовательная поэма про Святую землю Клэрел (Clarel) была опубликована в 1876. Получив кое-какое наследство и оставив службу в таможне в декабре 1885, Мелвилл посвятил остаток жизни кабинетным занятиям и литературной работе. На собственные средства он издал два томика стихов - Джон Марр и другие матросы (John Marr and Other Sailors, 1888) и Тимолеон (Timoleon, 1891) - и оставил после себя рукопись короткого романа Билли Бадд, фор-марсовый матрос (Billy Budd, Foretopman). Последнее произведение критики в наши дни ставят на второе место в творческом наследии Мелвилла - после Моби Дика. В нем рассказывается о молодом и ни в чем не повинном британском матросе, повешенном по обвинению в убийстве жестокого офицера. Умер Мелвилл в Нью-Йорке 28 сентября 1891. Возрождение интереса к его творчеству началось вскоре после Первой мировой войны.

ЛИТЕРАТУРА

Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972 Мелвилл Г. Энкантадас, или Очарованные острова. Дневник путешествия в Европу и Левант. М., 1979 Мелвилл Г. Билли Бад. Рассказы и повести. Л., 1986 Мелвилл Г. Собрание сочинений, тт. 1-3. Л., 1987

Полезные сервисы