Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

модильяни

Грамматический словарь

Модилья́ни ф. 0

Сканворды для слова модильяни

- Итальянский художник по имени Амедео.

- Биографическая драма режиссёра Мика Дэвиса, повествующая о жизни и творчестве известного художника.

- Американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1985 года.

- Итальянский художник, близко друживший с Анной Ахматовой.

- В Париже этому итальянцу случалось расплачиваться в кафе рисунком, который он непременно подписывал: «В обмен на выпивку».

- Этот итальянец был из очень богатой семьи, но предпочел уехать в Париж, где и умер в нищете.

- Итальянский живописец, скульптор, автор картин «Рэнэ», «Лолотт», «Элвира», «Арлекин», «Еврейка», «Служанка», «Кариатида», «Обнаженная», «Виолончелист», «Укротительница».

- Какой знаменитый итальянский художник по линии матери был далёким потомком Спинозы?

Полезные сервисы

модильяни (modigliani) амедео

Большой энциклопедический словарь

МОДИЛЬЯНИ (Modigliani) Амедео (1884-1920) - итальянский живописец. Декоративная плоскостность, лаконичность композиции, музыкальность изысканного силуэта и цвета создают особый мир интимных хрупких образов ("Эльвира", 1919).

Полезные сервисы

модильяни (modigliani) франко

Большой энциклопедический словарь

МОДИЛЬЯНИ (Modigliani) Франко (р. 1918) - американский экономист. Исследования в области эконометрии. Нобелевская премия (1985).

Полезные сервисы

модильяни амедео

Энциклопедический словарь

Модилья́ни Амедео (Modigliani) (1884-1920), итальянский живописец, скульптор. Декоративная плоскостность, лаконичность композиции, музыкальность изысканного силуэта и цвета создают особый мир интимных хрупких образов («Эльвира», 1919). В скульптуре тяготел к удлинённым пропорциям, геометризации форм.

* * *

МОДИЛЬЯНИ Амедео - МОДИЛЬЯ́НИ (Modigliani) Амедео (24 апреля 1884, Ливорно - 12 июля 1920, Милан), итальянский живописец, скульптор; принадлежал к «Парижской школе» (см. ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА) . Грация линейных силуэтов, тончайшие цветовые отношения, обостренная выразительность эмоциональных состояний создают особый мир портретных образов («Жанна Эбютери», 1919).

Скульптурные «головы», с таинственной улыбкой примитивов, наполнены одухотворяющим эти застывшие изваяния чувством («Голова», 1911-1912).

Занятия в школе живописи. Ранние произведения

Родился в старинном портовом городе в семье итальянских евреев. Получил хорошее образование в гимназии, одновременно посещал занятия в школе живописи Габриэле Микели, ученика известного художника Джованни Фаттори (см. ФАТТОРИ Джованни). В 1902-03 имел возможность непосредственно посещать Свободную школу рисования с обнаженной натуры при Академии художеств Флоренции, где преподавал Фаттори, воспитавший в нем убежденность в высоком духовном предназначении искусства. Ранние пейзажи («Дорога в Сальвиано») и портреты («Сидящий мальчик», все - Художественная галерея, Ливорно) ливорнского и флорентийского периодов, а также работы, созданные во время путешествия в Венецию в 1903, исполнены в манере мастеров тосканской школы маккьяйоли (см. МАККЬЯЙОЛИ), к которой принадлежал Фаттори, и отмечены интересом к разработке проблемы цвета на пленэре (см. ПЛЕНЭР).

Годы в Париже

Мечтая всегда жить в Италии, Модильяни, однако, в 1906 перебирается в Париж. «Живопись очевидно сильнее моих желаний, она требует, чтобы я жил в Париже, атмосфера Парижа меня вдохновляет. В Париже я несчастлив, но что уж верно - работать я могу только здесь», - писал он. В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни тех лет его друг, поэт Жан Кокто (см. КОКТО Жан). Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека (см. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де), то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна (см. СЕЗАНН Поль), познакомился с Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и некоторое время находился под влиянием этих мастеров, о чем свидетельствуют работы 1908-09 (»Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, - обе в частном собрании, Париж).

Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунок Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), живопись сиенского Треченто (см. ТРЕЧЕНТО) и виртуозно сложная графика маньеристов (см. МАНЬЕРИЗМ) - источники вдохновения мастера.

Портреты Модильяни

Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек - вот, что меня интересует. Человеческое лицо - наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», - пишет он. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, он словно воссоздавал свой собственный образ модели. В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Музей искусств, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея, Вашингтон) точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа - всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусств, Сан-Пауло) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей его картин. В образах утонченной Л. Чековской (1919, частное собрание, Милан), эксцентричной Б. Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), мечтательной Ж. Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви.

Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны - при полной своей бездейственности и отсутствии мимики. Столь же портретны ню (см. НЮ) Модильяни («Лежащая ню с бусами», 1917, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Ню сидящая», 1912, Институт Курто, Лондон). В них, как и в карандашных рисунках художника или в исполненных в технике пастели и акварели «Кариатидах» («Кариатида», 1909, Национальный Музей современного искусства, Париж), можно почувствовать руку скульптора. Как скульптор Модильяни сформировался под воздействием К. Брынкуши (см. БРЫНКУШИ Константин), тяготея к упрощенным формам и удлиненным пропорциям (т. н. «головы» из дерева, песчаника, мрамора). При жизни Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания.

Энциклопедия Кольера

МОДИЛЬЯНИ Амедео (Modigliani, Amedeo)

(1884-1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже - в Академию в Венеции. В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет. В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне. Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне. С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми - Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество. В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения. Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов. В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой. В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести. ЛИТЕРАТУРА

Зингерман Б.И. Парижская школа Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагал. М., 1993 Диль Г. Модильяни. М., 1995

Полезные сервисы

модильяни франко

Энциклопедический словарь

Модилья́ни Франко (Modigliani) (р. 1918), американский экономист. Исследования в области эконометрии. Нобелевская премия (1985).

* * *

МОДИЛЬЯНИ Франко - МОДИЛЬЯ́НИ (Modigliani) Франко (р. 18 июня 1918, Рим), американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1985).

Биография эмигранта

Родился в еврейской семье врача. В 1939 по окончании Римского университета эмигрировал в США, где закончил Новую школу социальных исследований в Нью-Йорке. В 1943-1948 преподавал в этом учебном заведении, затем в 1950-1962 - в университете штата Иллинойс, Технологическом институте Карнеги, в Северозападном университете, в 1962-1988 - в Массачусетском Технологическом институте (профессор экономики и финансов). Был советником правительства, членом Совета управляющих федеральной резервной системы (1966). В 1976 был избран вице-президентом Международной экономической ассоциации (до 1983), в 1983 - президентом Американской экономической ассоциации.

Вклад в науку

Модильяни внес большой вклад в развитие различных аспектов микро- и макроэкономической теории. В области микроэкономики наибольшей известностью пользуются его разработки в области теории капитала, связанные с вопросами оптимального соотношения различных активов капитала компании (структура капитала), необходимых для финансирования капиталовложений. В современной научной литературе эта концепция известна под названием «Теорема Модильяни-Миллера о стоимости капитала».

Будучи исследователем кейнсианства (см. КЕЙНСИАНСТВО), Модильяни развил дальше многие аспекты этой теории. Стремясь подвести под кейнсианскую концепцию потребительской функции микроэкономическую основу, он ввел в ее анализ так называемую теорию жизненного цикла потребления, суть которой состоит в том, что доход обычного индивида относительно низок в начале и в конце его жизни и высок - в ее середине. И тем не менее его потребление в течение всей жизни возрастает равномерно, что свидетельствует о том, что уровень потребления зависит не от ежегодной величины получаемого им дохода, а от дохода, получаемого в течение всей жизни. А это значит, что функция потребления носит устойчивый характер, причем эта устойчивость обеспечивается соответствующими колебаниями уровня сбережений.

Кейнсианцы и монетаристы

В 1980-1990-е годы он уделял большое внимание сопоставлению кейнсианской и монетаристской теорий (см. МОНЕТАРИЗМ). «В споре между кейнсианцами и монетаристами, - писал он, - никто не одержал окончательной победы, скорее выявил слабые стороны каждого из этих направлений, вызвав довольно конструктивный процесс модификации как кейнсианства,. так и монетаризма».

По мнению Модильяни, основное различие между кейнсианцами (или немонетаристами, как он пишет) и монетаристами состоит не в отношении к роли денег. Главное в другом: «немонетаристы признают - и это я рассматриваю как основополагающую практическую идею «Общей теории» - что рыночная экономика подвержена колебаниям совокупного продукта, безработицы и цен, которые могут быть скорректированы и поэтому должны быть скорректированы. Монетаристы же считают, что не существует никакой реальной потребности в стабилизации экономики до тех пор, пока рост денежной массы следует простому предсказуемому правилу, что даже если бы существовала такая потребность, мы не обладаем способностью стабилизировать ее, и что если бы даже могли стабилизировать ее, нам не следует наделять административные органы необходимой дискреционной властью».

Таким образом, главное различие этих направлений Модильяни видит в философских основах, в отношении к возможностям государственного регулирования экономики. В основе философии монетаризма - глубокое недоверие к любому правительству, которое скорее будет вести себя нечестно и эгоистично, близоруко или просто глупо, поэтому лучше не наделять его новыми полномочиями в трудных ситуациях.

Сам Модильяни такой точки зрения не разделяет и стоит скорее на кейнсианских позициях, хотя и предлагает прислушаться к некоторым положениям и оговоркам монетаристов.

Рассматривая эмпирические данные, характеризующие решающие параметры экономической системы (из которой исходят и кейнсианцы, и монетаристы), он заключает: «Оценочные данные о величине параметров говорят о значительно менее неустойчивой экономике, чем предполагали ранее кейнсианцы, но все же о не очень устойчивой экономике».

Модильяни доказывает, что современная капиталистическая экономика, хотя и более устойчивая к внешним шокам, нежели во времена Великой депрессии (см. ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ), все же не обладает достаточно работоспособными механизмами, которые могли бы обеспечивать быстрое восстановление равновесия. Поэтому необходимость стабилизационной политики по-прежнему сохраняется, хотя она и должна носить более гибкий и осторожный характер. Причем приоритетное значение Модильяни придает кредитно-денежной политике.

Модильяни был почетным профессором многих университетов других стран. В 1985 удостоен Нобелевской премии.

Полезные сервисы

модильяни, амадео

Иллюстрированный энциклопедический словарь

А. Модильяни. Автопортрет. 1919.

А. Модильяни. Автопортрет. 1919.

МОДИЛЬЯНИ (Modigliani) Амедео (1884 - 1920), итальянский живописец. Используя декоративную плоскость, лаконичность композиции, музыкальность изысканного силуэта и цвета, создал особый мир хрупких образов ("Эльвира", 1919).

А. Модильяни. Портрет Люнии Чаковской. 1919.

А. Модильяни. Портрет Люнии Чаковской. 1919.

А. Модильяни. Женщина из народа. Коллекция А. Хаммера. США.

А. Модильяни. "Женщина из народа". Коллекция А. Хаммера. США.

А. Модильяни. Марио. 1919.

А. Модильяни. "Марио". 1919.

А. Модильяни. Обнаженная. 1917.

А. Модильяни. "Обнаженная". 1917.

Полезные сервисы

модильяни, франко

Иллюстрированный энциклопедический словарь

МОДИЛЬЯНИ Франко (родился в 1918), американский экономист. Исследования в области эконометрии; разработал основы теории сбережений. Нобелевская премия (1985).

Полезные сервисы