Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

монтень

Афоризмы

Монтень (Montaigne) Мишель де (1533 - 1592)

Французский писатель, политический деятель, философ, отличавшийся скептицизмом и стоицизмом. Среди произведений - книга эссе "Опыты" (1580 - 1588).

Афоризмы, цитаты -

Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но тем не менее, она представляет нечто значительное.

Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными.

Когда мы говорим, что страшимся смерти, то думаем прежде всего о боли, ее обычной предшественнице.

Желание того, чего у нас нет, разрушает пользование тем, что у нас есть.

Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.

Смерть одного есть начало жизни другого.

Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.

Разве мошенничество становится менее гадким от того, что речь идет о нескольких су, а не о нескольких экю? Оно гадко само по себе.

Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем; мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни она отделена не более чем мгновением.

Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.

Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком солгал.

Что касается пьянства, то этот порок - насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов - тот, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.

Нашему телу свойственно более или менее одинаковое сложение и одинаковые склонности. Душа же наша бесконечно изменчива и принимает самые разнообразные формы, обладая при этом способностью приспосабливать к себе и к своему состоянию ощущения нашего тела и все прочие его проявления.

Невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею.

Вариант перевода:

Невежество бывает двоякого рода: одно - безграмотное, предшествует знанию, другое - чванное, следует за ним. ("Энциклопедия афоризмов, средние века", Минск, "Современный литератор", 1999)

Лучшие души - те, в которых больше гибкости и разнообразия.

Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего.

Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится.

Бывают люди, которые поправляются от одного вида лекарств.

Душа извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны - и они служат ее целям: у нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги.

Наука пригодна лишь для сильных умов, а они весьма редки.

Ради чего врачи с таким рвением добиваются доверия своего пациента, не скупясь на лживые посулы поправить его здоровье, если не для того, чтобы его воображение пришло на помощь их надувательским предписаниям?

Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она - единственная и полновластная госпожа и нашего состояния, и нашего поведения.

Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу; в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.

Я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.

Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.

Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется придать ему форму.

Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.

Все в человеке идет вместе с ним в гору и под гору.

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности.

Вместо того чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.

Человек - изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо.

Если бы мне было дано вытесать себя по своему вкусу, то нет такой формы - как бы прекрасна она ни была, - в которую я желал бы втиснуться, с тем чтобы никогда уже с нею не расставаться.

Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя.

Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники - от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает.

В каждом государстве жажда славы растет вместе со свободой подданных и уменьшается вместе с ней: слава никогда не уживается с рабством.

Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.

Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.

Мы не можем обойтись без брака, и вместе с тем мы его принижаем. Здесь происходит то же, что наблюдается возле клеток: птицы, находящиеся на воле, отчаянно стремятся проникнуть в них; те же, которые сидят взаперти, так же отчаянно стремятся выйти наружу.

Весло, погруженное в воду, кажется нам надломленным. Таким образом, важно не только то, что мы видим, но и как мы это видим.

Привычка терпеливо трудиться - это то же, что привычка терпеливо переносить боль.

Чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения, как мартышек, а не как людей.

Жениться, ничем не связывая себя, - предательство.

Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.

Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.

Доблесть, которою так жаждут прославиться, может проявиться при случае столь же блистательно, независимо от того, надето ли на нас домашнее платье или боевые доспехи, находитесь ли вы у себя дома или в военном лагере, опущена ли ваша рука или занесена для удара.

Народы, воспитанные в свободе и привыкшие сами править собою, считают всякий иной образ правления чем-то противоестественным и чудовищным. Те, которые привыкли к монархии, поступают ничуть не иначе. И какой бы удобный случай к изменению государственного порядка ни предоставила им судьба, они даже тогда, когда с величайшим трудом отделались от какого-нибудь невыносимого государя, торопятся посадить на его место другого, ибо не могут решиться возненавидеть порабощение.

Картина стольких государственных смут и смен в судьбах различных народов учит нас не слишком гордиться собой.

Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное.

Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением.

Шум оружия заглушает голос законов.

Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое.

Достойно похвалы деяние, а не сам человек.

Те, кто расшатывают государственный строй, чаще всего первыми и гибнут при его крушении.

Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.

Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению - никогда.

Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.

Деревья - и те как будто издают стоны, когда им наносят увечья.

Любой человек может сказать нечто соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие. Вот почему меня раздражает не сказанное неверно по незнанию, а неумение сказать это хорошо.

Природа - приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.

Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, - ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.

Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.

Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.

Когда наукой пользуются, как должно, это самое благородное и великое из достижений рода человеческого.

В природе нет ничего бесполезного.

После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.

Наука - великое украшение и весьма полезное орудие.

Настоящий друг - это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь - рабом другого коня.

Страх - это страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта.

Величие победы измеряется степенью ее трудности.

Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.

Трусость - мать жестокости.

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства.

Описывать прошлое - меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других.

Истина не становится мудрее от своего возраста.

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.

Пусть детство смотрит вперед, старость - назад: не это ли обозначали два лица Януса?

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.

Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными.

Все бедствия не стоят того, чтобы, желая избежать их, стремиться к смерти.

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому.

Нет наставницы более немилосердной и коварной, чем наша привычка. Мало-помалу, украдкой забирает она власть над нами, но, начиная скромно и добродушно, она с течением времени укореняется и укрепляется в нас, пока наконец не сбрасывает покрова со своего властного и деспотического лица, и тогда мы не смеем уже поднять на нее взгляд.

Признаваться в незнании - одно из лучших и вернейших доказательств наличия разума.

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.

Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.

Чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу, стесняя свободу ее проявлений.

Ученость, как таковая, сама по себе есть нечто безличное. Для благородной души она может быть добавлением очень полезным, для какой-нибудь иной - вредоносным и пагубным. Вернее было бы сказать, что она вещь драгоценная для того, кто умеет ею пользоваться.

Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и веревкой.

Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние.

Бич человека - это воображаемое знание.

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.

Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.

Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в пыли забвения, делают смешною нашу надежду увековечить в истории свое имя захватом какого-нибудь курятника, ставшего сколько-нибудь известным только после своего падения.

Тот, кто всегда в выигрыше, - не настоящий игрок.

Гнусное и бессмысленное занятие - без конца заниматься своими деньгами, находя удовольствие в их перебирании, взвешивании и пересчитывании! Вот, поистине, путь, которым в нас тихой сапой вползает жадность.

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.

По мере того, как мы лишаемся естественных удовольствий, мы возмещаем их удовольствиями искусственными.

У высокого положения есть то преимущество, что с ним можно по собственному желанию расстаться, и почти всегда есть возможность выбора более высокой или более низкой ступени: ведь не со всякой высоты непременно падаешь, гораздо чаще можно вбагополучно опуститься.

Нельзя полагаться на те доходы, которые мы только надеемся получить, какими бы верными они нам не казались.

Судья, вынесший обвиняемому приговор в припадке гнева, сам заслуживает смертного приговора.

Тем, кто нами повелевает и правит, кто держит в руках своих судьбы мира, недостаточно обладать разумением среднего человека, мочь столько же, сколько можем мы; и если они не превосходят нас в достаточной мере, то уже тем самым оказываются гораздо ниже нашего уровня.

Самый ценный плод здоровья - возможность получать удовольствие.

Первоначально чье-либо личное заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем, - гораздо более убежденным, чем первый.

Наука - великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.

Когда у нас нет настоящих болезней, наука награждает нас придуманными ею.

Пусть всякий, кто сможет, остерегается попасть в руки судьи, когда этот судья - победоносный и вооруженный до зубов враг.

Те, у кого одинаково злая воля, каково бы ни было различие в их положении, таят в себе одинаковую жестокость, бесчестность, грабительские наклонности, и все это в каждом из них тем отвратительнее, чем он трусливее, чем увереннее в себе и чем ловчее умеет прикрываться законами.

Красноречие, отвлекая внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей.

Опасное дело - нападать на человека, у которого осталось только одно средство спасения - оружие, ибо необходимость - жестокая наставница.

Когда Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Застарелое и хорошо знакомое зло всегда предпочтительнее зла нового и неизведанного.

Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в правильном воспитании детей.

Грамматический словарь

Монте́нь ф. 2а ~ 0

Сканворды для слова монтень

- Французский философ.

- Французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

- Ключ для расшифровки радиограмм от Алекса к Юстасу Штирлиц находил в книге именно этого французского мыслителя.

Полезные сервисы

монтень (montaigne) мишель

Большой энциклопедический словарь

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92) - французский философ-гуманист. Книга эссе "Опыты" (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.

-----------------------------------

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533 - замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.Жизненный путь. ОбразованиеРодился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии "политиков", которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями.ТворчествоК труду своей жизни, "Опытам" ("Essais"), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги "Опытов". В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. "Путевой дневник" ("Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581", 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы "Опытов".

Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над "Опытами" до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).Жанр "Опытов""Опыты" непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа "Заметок", "Рассуждений", "Записок", "Памяток", повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего "Опыты" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими "Опытами" Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.ФилософияИсследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги "Опытов" - своего рода трактат в трактате, - названная "Апология Раймунда Сабундского"; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его "Естественного богословия", которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - "заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума". По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием.Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с "Опытами" слышна в "Гамлете", а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр "Опытов" в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон.Сочинения:Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3.Essais. Paris, 1962. T. 1-2.Литература:Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 190-234.Moreau P. Montaigne, l homme et l oeuvre. Paris, 1958.Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963.О. Ф. Кудрявцев МОНТЕРИЯ - город на севере Колумбии, административный центр департамента Кордова. Порт в нижнем течении р. Сина. 266 тыс. жителей (1992). Цементная промышленность. Университет.

Полезные сервисы

монтень (montaigne) мишель де

Большой энциклопедический словарь

Монте́нь (Montaigne) Мишель де (1533—1592), французский философ и писатель. Книга эссе «Опыты» (1580—88), отмеченная своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, Монтень исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.

Полезные сервисы

монтень мишель де

Энциклопедический словарь

Монте́нь Мишель де (Montaigne) (1533-1592), французский философ-гуманист и писатель. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, Монтень исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.

* * *

МОНТЕНЬ Мишель де - МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики (см. СХОЛАСТИКА) и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.

* * *

МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.

Жизненный путь. Образование

Родился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии «политиков», которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).

Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями.

Творчество

К труду своей жизни, «Опытам» (Essais), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги «Опытов». В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. «Путевой дневник» (Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l"Allemagne en 1580 et 1581, 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы «Опытов». Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над «Опытами» до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).

Жанр «Опытов»

«Опыты» непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа «Заметок», «Рассуждений», «Записок», «Памяток», повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего «Опыты» напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли (см. МАКИАВЕЛЛИ Никколо) и Ф. Гвиччардини (см. ГВИЧЧАРДИНИ Франческо), несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими «Опытами» Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.

Философия

Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон (см. ПИРРОН)), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Эразма Роттердамского (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ), Вивеса (см. ВИВЕС Хуан Луис), Агриппы Неттесгеймского (см. АГРИППА Неттесгеймский). Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги «Опытов» - своего рода трактат в трактате, - названная «Апология Раймунда Сабундского»; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его «Естественного богословия», которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - «заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума». По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием.

Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с «Опытами» слышна в «Гамлете», а также в поздних пьесах Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям), у которого был экземпляр «Опытов» в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)).

Энциклопедия Кольера

МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ

(Montaigne, Michel Eyquem de)

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ

(1533-1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 в Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей еврейской семьи, переселившейся во Францию из Испании или Португалии. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу, а в 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, он получил судейскую должность. Вскоре он подружился со своим коллегой - Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе, и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след. Какое-то время Монтень был не лишен политического честолюбия. Франция в ту пору погружалась в пучину религиозных войн; Монтень хотя и принял сторону католиков, но и по складу характера, и по жизненному опыту был приверженцем веротерпимости. Среди его ближайших родственников и друзей было немало гугенотов, и сам он одно время склонялся к религиозному компромиссу. Позднее он пришел к выводу, что принимать какие-то части католической доктрины и отбрасывать другие невозможно, поскольку церковное учение представляет собой единое целое. В 1565 Монтень женился на Франсуазе де Шассань; невеста принесла ему солидное приданое. После смерти отца в 1568 он получил в наследство родовое поместье Монтень. Здесь он поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера - за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского - самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода. Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 - году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору - послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж.Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе О каннибалах, где Монтень за два века до Ж.Ж.Руссо развивает идею о "благородном дикаре". Первые две книги Опытов были опубликованы в 1580 в Бордо. Уже в этих ранних сочинениях личная тема начинает уступать место более общим и литературным вопросам. В 1577 Монтень перенес первый приступ мочекаменной болезни, а спустя три года отправился лечиться на воды - в Германию и Италию. Плодом этого путешествия стал Путевой дневник (Journal de Voyage). Тем временем Монтеня вторично избрали мэром Бордо. Второй срок его пребывания на этой должности был отмечен возобновлением Гражданской войны и посещением Бордо наследником престола, Генрихом Наваррским. Монтень принимал принца и заслужил его расположение. Но к тому времени он уже утратил политическое честолюбие, стремился к уединению в своем замке, и мысли его были заняты работой над третьей книгой Опытов. Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном автобиографический характер. Более всего его интересует собственный опыт - не потому, что представляется ему уникальным, а потому, что это единственное свидетельство, на которое он может опираться. В 1588 Монтень встретил в Париже Мари де Гурне, молодую девушку, пылкую почитательницу его идей. Она стала Монтеню как бы приемной дочерью и в 1595 выпустила посмертное издание Опытов. Последние годы жизни Монтеня были омрачены болезнями - камни в почках, подагра, ревматизм. Еще не достигнув шестидесятилетия, он чувствовал себя стариком. Несмотря на все недуги, он старался поддерживать активный образ жизни, однако от приглашения Генриха IV приехать к нему, сделанного в 1590, отказался. Умер Монтень 13 сентября 1592. Опыты Монтеня - это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей - все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей. Популярность Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более полувека после его кончины. Д.Флорио перевел его труды на английский в 1613, но Шекспир, возможно, познакомился с ним десятью годами ранее. Подход Монтеня к религии был вскоре осужден Церковью, и популярность его упала. Однако в 17 в. он был излюбленным автором и для либертинов, и для Паскаля, который всю жизнь вел спор со здравомыслием Монтеня. Даже в период спада интереса к Монтеню, между 1669 и 1724, среди его поклонников был, например, Ж.Лабрюйер. 18 в. вновь оценил воззрения Монтеня, а 19 в. - тонкость его психологических рассуждений.

ЛИТЕРАТУРА

Богуславский В.М. Монтень и философия культуры. - В кн.: История философии и вопросы культуры. М., 1975 Монтень М. Опыты, тт. 1-2, М., 1979 Комарова В.П. Шекспир и Монтень. Л., 1983

Полезные сервисы

монтень, мишель де

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мишель де Монтень.

Мишель де Монтень.

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533 - 92), французский философ-гуманист. Эссеистские (по типу изложения и способу философствования) "Опыты" (1580 - 88) направлены против схоластики и морально-философского догматизма, отмечены своеобразным скептическим гуманизмом. Пользуясь методом самонаблюдения, исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.

Полезные сервисы