Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

муратова

Сканворды для слова муратова

- Кинорежиссёр по имени Кира.

Полезные сервисы

муратова кира георг

Гуманитарный словарь

МУРА́ТОВА Кира Георг. (род. 1934) - кинорежиссер, сценарист, киноактриса. В 1959 окончила ВГИК (маст. С. А. Герасимова). Дипл. работа - ф. "У крутого яра" (1962, совм. с А. И. Муратовым) и ф. "Наш честный хлеб" (1965, реж. и актриса). Реж. на Одесской к/ст, на ф. А. Хамраева "Я тебя помню" была реж.-монтажером. Первый самостоят. ф. - "Короткие встречи" (1967), где М. выступила как соавтор сценария и актриса, а партнером ее стал В. С. Высоцкий. В след. картине "Долгие проводы" (1971, выпуск 1987) складывается поэтическое видение реж.: в худож. ткань ф. введены весьма индивидуальные линии поведения, обнаруживается внимание к интонации, мелким фактам, деталям обыденной жизни, к-рые выступают отнюдь не в "проходной" роли, но создают особый, неповторимый мир. Эти два и последующий ф. "Познавая белый свет" (1978, сценарий Г. Бакланова при участии М.), по собств. оценке реж., решены в эмоционально-светлом ключе, хотя в них и начинает просматриваться прихотливый "поток жизни" и насыщенный метафоризм. Следует также отметить свойственную М. творч. манеру - постоянное переключение реальности происходящего в ф. в др. измерения, своего рода амбивалентность видения. Подобный подход к киноматериалу отвечал и намечающейся тенденции в 1960-70-х гг.: открытие новой кинематографич. реальности с ее вниманием к детали и напряженным ритмом.

С ф. "Перемена участи" (1988, по рассказу С. Моэма "Записка") началось т. н. "странное" кино М. Она с блеском сочетает, казалось бы, взаимоисключающие в жизни понятия: с одной стороны, происходит максимальное погружение в неопределенность, с другой - подчеркивается стремление сделать все в ф. абсолютно реальным. После перерыва М. обратилась к экранизации повести В. Г. Короленко "Дети подземелья" (1983). Ф., повествующий о людях, выпавших из нормального быта, получил название "Среди серых камней".

Все ф. М. связаны со временем, их породившим. В этом смысле характерна своеобразная трилогия времен "перестройки": "Астенический синдром" (1989, приз "Серебряный медведь", спец. приз жюри на МКФ в Берлине, 1990, "Ника-90" за лучший игровой ф.); "Чувствительный милиционер" (1992, приз кинопрессы "За лучшую режиссерскую работу", "Кино для избранных" - спец. приз жюри на фест. "Кинотавр-92"); "Увлеченья" (1994, по повести Б. Дедюхина, М. - соавтор сценария). Интерес реж. сосредоточивается на феноменологии человеч. личности, выраженной в чудачествах и странностях человеч. природы. Представленный во всех трех ф. шокирующий материал (матерящиеся женщины, обнаженные мужчины, морг, живодерня, косноязычие гл. героев и серьезные рассуждения) не просто отражает обыденную жизнь, но и противостоит ей. Созд. в 1997, гармонично и цельно выстроенный ф. "Три истории" говорит о предельной дисгармонии и бесцельности существования.

Полезные сервисы

муратова кира георгиевна

Энциклопедический словарь

Мура́това Кира Георгиевна (р. 1934), российский кинорежиссёр. Фильмы: «Короткие встречи» (1968), «Долгие проводы» (1971, вышел на экран в 1987), «Среди серых камней» (1983), «Перемена участи» (1988), «Астенический синдром» (1990), «Чувствительный милиционер» (1991), «Увлеченья» (1994), «Три истории» (1997) и др. Стилистика Муратовой эволюционировала от тонкого лиризма ранних фильмов к более жёсткой, гротесковой манере.

* * *

МУРАТОВА Кира Георгиевна - МУРА́ТОВА Кира Георгиевна (р. 5 ноября 1934, г. Сороки, в то время - территория Румынии), украинский и российский режиссер. Народная артистка Украины (1990). Почетная премия на Международном кинофестивале в Локарно (1994). Российская премия «Триумф» (1995). Государственная премия Украины (1997).

Свой почерк с самого начала

Училась в 1952-53 на филологическом факультете МГУ. В 1962 окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)). Уже в самых ранних (более традиционных, реалистических, даже бытовых) картинах Муратовой - дипломная работа «У Крутого Яра» (1962) и первая полнометражная лента «Наш честный хлеб» (1965) (обе сделаны в соавторстве с А. Муратовым) - теперь не без изумления можно обнаружить немало примет личного муратовского стиля. Это свидетельствует о том, что Муратова в своем творчестве, несмотря на видимую разнородность своих работ, остается удивительно цельным художником и, может быть, единственная из этого поколения наших кинематографистов, сохраняет вкус новизны и новаторства, неожиданного подхода к материалу. Ее первый самостоятельный фильм «Короткие встречи» (1968, Муратова также исполнила в нем главную женскую роль) во многих смыслах является переходным, избавляющимся от необходимости фабульного, линейного и психологически заданного повествования благодаря включению внесюжетных лирико-поэтических отступлений, а также из-за более явного пристрастия режиссера к отстраняющим приемам как изобразительного, так и словесного плана. Потом в специальном постановлении ЦК компартии Украины относительно картины «Долгие проводы» (1971, ее выпуск был приостановлен, появилась на экранах только в 1987, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Локарно) это будет названо формализмом и идолопоклонством, подражанием западным режиссерам, начиная с Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело) и кончая чешской «новой волной» (Милош Форман (см. ФОРМАН Милош) и Вера Хитилова (см. ХИТИЛОВА Вера)).

«Долгие проводы»

Она всегда стремилась обнаружить свежим и острым взглядом в окружающем мире то, что в нем не замечают другие. В годы застоя Муратова преследовалась исключительно за то, что ни она сама, ни ее герои никак не могли вписаться в тогдашние представления о том, какие же должны быть люди на экране. По сравнению с работами среднего («Познавая белый свет», 1979; «Среди серых камней», 1983; «Перемена участи», 1987) и позднего периодов («Астенический синдром», 1989, премия «Ника»; «Чувствительный милиционер», 1992; «Увлеченья», 1994, премии «Ника»; «Три истории», 1996) две первые ленты Муратовой «Короткие встречи» и «Долгие проводы» производят редкостное ностальгическое впечатление, как будто (в первую очередь это относится к «Долгим проводам») начинаешь воспринимать их как собственную биографию. Мелодрама на тему «мать и сын» о неизбежной разлуке и желании ее отодвинуть как можно дальше порождает подспудное ощущение конца эпохи, безысходности и вселенской тоски.

Юный герой фильма «Долгие проводы» рвется преодолеть тесную зависимость от матери и воссоединиться с далеким отцом. Но гораздо важнее мотив вынужденного примирения сына с рыдающей в истерике матерью и его намеренного оттягивания поездки к отцу. Юноша должен остаться не потому, что «мы здесь живем» (а надо напомнить, что для начала 1970-х годов тема отъезда имела в Одессе отнюдь не только семейно-бытовой подтекст), а из-за непреходящего чувства родства со всем, что трудно «кинуть в краю родном».

В чисто муратовском стиле

Для самой Муратовой эта пора действительно стала временем долгого, мучительного ожидания-прозябания. Ее следующая работа с неожиданно светлым названием «Познавая белый свет» могла появиться только за пределами Одессы - в Ленинграде, а наиболее мрачная, серая погода настала в первой половине 1980-х годов, что и зафиксировано в самой сумеречной картине Муратовой «Среди серых камней». Подспудный конфликт в творчестве Муратовой, вероятно, заключается прежде всего в трактовке конкретного материала и вообще действительности. Оставаясь по своей человеческой сущности глубочайшим мизантропом, она тем не менее пытается в себе эту мизантропию преодолеть. Название центральной по хронологии творчества и действительно важной для режиссера картины «Астенический синдром» в какой-то степени поясняет, что художник поневоле должен пребывать в состоянии повышенного нервного напряжения, чтобы попытаться выразить упрямо не поддающуюся запечатлению, такую внешне сумбурную и косноязычную реальность. Эта лента, созданная с удивительным бесстрашием и художнической независимостью, даже демонстративно распадается на нестыкующиеся три части, да и внутри дробится на причудливо рассыпанную мозаику, которая не воспринимается адекватно по отдельным кусочкам или кадрам, а воздействует, будучи собранной воедино, уже в сознании активно воспринимающего зрителя.

И порой кинематограф Муратовой оказывает настоящий терапевтический эффект, как, допустим, фильмы «Чувствительный милиционер» или «Увлеченья». Это удивительно жизнерадостные ленты, в которых присутствует та Муратова, какой она, наверно, хотела бы быть. Там от ее мизантропии не остается и следа. Настолько это сделано легко и с юмором, может быть, порой и с издевкой, злой иронией. Тем не менее картины удивительно светлые и увлеченные. Название «Увлеченья» невероятно точно, поскольку Муратова в своем творчестве остается на протяжении почти 40 лет удивительно увлеченным художником. Можно по-разному относиться к людям, которых называют фанатиками. Принято считать их чудаками, одержимыми, странными. Но эти увлеченные люди, которых показала режиссер в «Увлеченьях», должны быть ей близки, так как она сама, по своей сути, является на редкость увлечена кино. И иногда совсем увлекаясь, Муратова преодолевает в себе мрачное отношение к действительности вообще и к людям, в частности, - тогда у нее получаются светлые, забавные, лиричные картины.

Со стороны

Когда же Муратова находится по каким-то житейским обстоятельствам в подавленном состоянии, то это отражается на ее работах. Особенно это было ощутимо в период создания «Среди серых камней». Были свои причины, по которым в этом фильме Муратова отказалась от авторства и демонстративно взяла мужской псевдоним Иван Сидоров. Но фигурируя в этом качестве, она здесь наиболее не равна себе. «Три истории» - тоже особо мрачная картина. Муратова была права, говоря, что ничего особенного не изобрела, а жизнь еще хуже, чем мы ее показываем. Но «Три истории» сделаны абсолютно равнодушно, нейтрально. И этот тон задан в самом начале, когда герой Сергея Маковецкого (см. МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич) проходит мимо зоопарка. Если в фильме и есть какое-то любопытство художника, то, как у посетителя кунсткамеры или зоопарка. И в гениальном аттракционе, когда кошка мучает курицу, чувствуется равнодушное наблюдение со стороны, чего не было у Муратовой раньше, даже в самых мрачных ее картинах. В трех своих фильмах - «Среди серых камней», «Перемена участи» и «Три истории» - режиссер действительно проявляет наибольшую злость по отношению к фактуре и действительности, нежели в других лентах (особенно «Короткие встречи», «Долгие проводы» и «Познавая белый свет»), которые выражают ее более человеческие стороны творчества. И не случайно именно в них прием укрощения фактуры становится главным. Муратовой настолько уже нравится играть с материалом, что она забывает о самом материале. Он тут становится абсолютно неважным - то есть в этих картинах режиссер проявляет себя в большей степени уже как истинный формалист.

Большой энциклопедический словарь

МУРАТОВА Кира Георгиевна (р. 1934) - российский кинорежиссер. Фильмы: "Короткие встречи" (1968), "Долгие проводы" (1971, вышел на экран в 1987), "Познавая белый свет" (1980), "Среди серых камней" (1983), "Перемена участи" (1988), "Астенический синдром" (1990), "Чувствительный милиционер" (1991) и др.

Полезные сервисы

муратова софья ивановна

Энциклопедический словарь

МУРАТОВА Софья Ивановна - МУРА́ТОВА Софья Ивановна (13 июля 1929, Ленинград (см. ЛЕНИНГРАД) - 27 сентября 2006, Москва) - российская спортсменка (спортивная гимнастика), заслуженный мастер спорта (1955), двукратная олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира, многократная чемпионка СССР, одна из лучших гимнасток мира 1950-х - начала 1960-х годов; заслуженный тренер СССР (1971).

Софья Муратова (в девичестве Подуздова) выступала за спортивный клуб «Динамо» (Москва) (см. ДИНАМО). В 1951 году она вышла замуж за гимнаста Валентина Муратова (см. МУРАТОВ Валентин Иванович). Гимнастка становилась чемпионкой СССР в многоборье (1954, 1955, 1957, 1960, 1963), в опорном прыжке (1949, 1950, 1957, 1959), в упражнениях на брусьях (1954-1957), в упражнениях на бревне (1950, 1957, 1960), в вольных упражнениях(1955); обладательница Кубка СССР (1955, 1964). Она трижды становилась чемпионкой мира в командном зачете (1954, 1958, 1962), на чемпионате мира 1958 года завоевала серебряную медаль в командных упражнениях с предметами, бронзовые медали в упражнении на бревне и в опорном прыжке. На Олимпийских играх в Мельбурне (1956) С.И. Муратова завоевала золотую медаль в командном первенстве, бронзовые медали в личном многоборье, командных упражнениях с предметом и в упражнениях на брусьях. На Олимпийских играх в Риме (1960) она стала обладательницей золотой медали в командном первенстве, серебряных медалей в личном многоборье и опорном прыжке, бронзовой медали в упражнении на бревне. После окончания спортивной карьеры более тридцати лет С.И. Муратова работала тренером в ЦСКА, была тренером сборной команды СССР на Олимпийских играх в Мехико (1968).

Полезные сервисы

муратова, кира георгиевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кира Георгиевна Муратова.

Кира Георгиевна Муратова.

МУРАТОВА Кира Георгиевна (родилась в 1934), российский кинорежиссер. Поставила фильмы: "Короткие встречи" (1968), "Долгие проводы" (1971, выпуск 1987), "Познавая белый свет" (1980), "Перемена участи" (1988), "Астенический синдром" (1990), "Чувствительный милиционер" (1992). Режиссерская стилистика Муратовой эволюционировала от тонкого лиризма ранних фильмов ко все более жесткой манере, основанной на ироническом отстранении и гротескной деформации.

Кира Георгиевна Муратова.

Кира Георгиевна Муратова.

Полезные сервисы