Мурн-Алекса́ндров (Murn-Aleksandrov) (настоящая фамилия Мурн) Йосип (18791901), словенский поэт. Сборник «Стихотворения и романсы» (1903). Лирику отличают напевность, эмоциональность, связь с песенным фольклором.
мурн-александров (murn-aleksandrov) йосип
мурн-александров йосип
Энциклопедический словарь
Мурн-Алекса́ндров Йосип (Murn-Aleksandrov), настоящая фамилия Мурн (1879-1901), словенский поэт. Сборник «Стихотворения и романсы» (опубл. в 1903). Лирику отличают напевность, эмоциональность, связь с фольклором.
* * *
МУРН-АЛЕКСАНДРОВ Йосип - МУРН-АЛЕКСА́НДРОВ (Murn-Aleksandrov) (наст. фам. Мурн) Йосип (1879-1901), словенский поэт. Сборник «Песни и романсы» (опубликован 1903). Лирику отличают напевность, эмоциональность, связь с фольклором.
Полезные сервисы
мурнау
мурнау (murnau) фридрих вильгельм
Большой энциклопедический словарь
МУРНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (1889-1931) - немецкий кинорежиссер. Фильмы: "Носферату - симфония ужаса" (1922, в советском прокате "Вампир Носферату"), "Тартюф" (1926), "Последний человек" (1925, в советском прокате "Человек и ливрея") и др.
Полезные сервисы
мурнау фридрих вильгельм
Энциклопедический словарь
Му́рнау Фридрих Вильгельм (Murnau) (1889-1931), немецкий кинорежиссёр. Фильмы отмечены влиянием экспрессионизма: «Носферату - симфония ужаса» (1922, в отечественном прокате - «Вампир Носферату»), «Тартюф» (1926), «Последний человек» (1925, в отечественном прокате - «Человек и ливрея») и др.
* * *
МУРНАУ Фридрих Вильгельм - МУ́РНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (наст. фам. Плумпе) (28 декабря 1888 - 11 марта 1931), немецкий режиссер театра и кино.
C раннего детства мечтал о театре. Изучал изобразительное искусство и историю литературы в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Был принят в «Немецкий театр» М. Рейнхардта (см. РЕЙНХАРДТ Макс) - сначала актером, затем ассистентом режиссера. В годы Первой мировой войны Мурнау был военным летчиком, затем попал в Швейцарию, где работал для немецкого посольства. По возвращении в 1919 году в Германию, он попробовал свои силы в качестве кинорежиссера и дебютировал фильмом «Мальчик в голубом».
Мировая слава пришла с девятым фильмом «Носферату - симфония ужаса» (1922, в советском прокате «Вампир Носферату»). Всего Мурнау снял 22 фильма, но большая часть ранних картин: «Мальчик в голубом»; «Двуликий Янус» (1920; по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона (см. СТИВЕНСОН Роберт Луис) ) - утеряны. Экранизируя роман Б. Стокера «Гость Дракулы», Мурнау не избежал влияния экспрессионистской стилистики, которая вошла в моду после «Кабинета доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине) и соответствовала атмосфере и сюжету. Однако он отказался от деформации предметного мира, которая поражала зрителей в «Калигари», и поместил действие «Носферату» в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами (использование кусков негатива, вмонтированных в сцену первой встречи героя с Носферату). Экспрессионизм в этом фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подсознания человека.
Другим шедевром, закрепившим место Мурнау в мировой киноэлите, стал его «Последний человек» (1924, по сценарию К. Майера; в советском прокате «Человек и ливрея»). Вершина немецкого направления «мещанской драмы (см. МЕЩАНСКАЯ ДРАМА)», эта лента без привычных для немого кино надписей идеально воплощала тезис Майера и его единомышленников о фильме, который выражает в движении внутренний мир переживающего драму человека. Превратив камеру в очевидца и рассказчика этой драмы, Мурнау нашел столь гибкие и разнообразные способы пластического рассказа (движение камеры, подбор актеров и даже типажей в эпизодах, съемки ручной камерой и продуманный монтаж), что этого режиссера считают предшественником О. Уэллса (см. УЭЛЛС Орсон), У. Уайлера (см. УАЙЛЕР Уильям)и М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич), которые ввели в 1930-е годы в обиход глубинную мизансцену. Экранизации «Тартюфа» Мольера и «Фауста» И. В. Гете (оба - 1926) не обладали остротой социальной тематики и эмоциональностью «Последнего человека», но оставались образцом искусства режиссера и актеров.
Переехав в 1927 в Голливуд, Мурнау выпускает там немецкий по мироощущению и экспрессионистский по стилистике «Восход солнца» (1927, сценарий К. Майера по Г. Зудерману, премия «Оскар» за художественные достоинства постановки), который резко выделяется на фоне американской продукции. В 1930 приступает к съемкам совместного с Р. Флаэрти (см. ФЛАЭРТИ Роберт) фильма «Табу», поэтического рассказа об обитателях Таити, и заканчивает его самостоятельно после конфликта со знаменитым документалистом. За неделю до премьеры жизнь Мурнау нелепо оборвалась в автомобильной катастрофе.
Полезные сервисы
мурнер (murner) томас
Большой энциклопедический словарь
МУРНЕР (Murner) Томас (1475-1537) - немецкий поэт. Вслед за С. Брантом ("Корабль дураков", 1494) создал социальные стихотворные сатиры "Заклятие дураков" и "Цех плутов" (обе 1512).
Полезные сервисы
мурнер томас
Энциклопедический словарь
Му́рнер Томас (Murner) (1475-1537), немецкий поэт. Был францисканским монахом, церковным проповедником. Вслед за С. Брантом («Корабль дураков», 1494) создал социальные стихотворные сатиры «Заклятие дураков» и «Цех плутов» (обе 1512). Противник Реформации, Мурнер осмеял М. Лютера в сатире «О большом лютеровском дураке» (1522).
* * *
МУРНЕР Томас - МУ́РНЕР (Murner) Томас (1475-1537), немецкий поэт. Вслед за С. Брантом («Корабль дураков», 1494) создал социальные стихотворные сатиры «Заклятие дураков» и «Цех плутов» (обе 1512).