Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

симфония

Толковый словарь

ж.

1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3 - 4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.

отт. перен. Гармоническое звучание чего-либо.

2. перен.

Что-либо, характеризующееся необыкновенной гармоничностью образующих его частей.

Толковый словарь Ушакова

СИМФО́НИЯ, симфонии, жен. (греч. symphonia - гармония звуков, созвучие).

1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из которых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). «Симфония может быть названа большой сонатой для оркестра.» Н.Соловьев.

2. перен. Громкая музыка (разг. шутл.). «Часы заводишь, на весь квартал симфонию гремишь.» Грибоедов.

3. перен., чего. Одно большое целое, в котором сливаются, объединяются различные многочисленные составные части. Симфония цветов. Симфония запахов. «Эти звуки сливались в оглушительную симфонию трудового дня.» Максим Горький.

4. Алфавитный словоуказатель к церковным книгам (церк., лит.). Симфония на ветхий завет.

Толковый словарь Ожегова

СИМФО́НИЯ, -и, жен.

1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра.

2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-н. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков.

| прил. симфонический, -ая, -ое (к 1 знач.). С. оркестр (включающий смычковые, духовые и ударные инструменты).

Толковый словарь Даля

СИМФОНИЯ - жен., греч., муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие.

| Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена.

| Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово.

Популярный словарь

Симфония

-и, ж.

1) Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме.

Симфонии Сибелиуса.

2) перен., чего или какая Гармоническое соединение, сочетание чего-л.

Симфония любви.

Симфония красок.

Родственные слова:

симфони́ческий

Этимология:

От итальянского sinfonia (← лат. symphonia ← греч. symphōnia).

Энциклопедический комментарий:

Симфония - один из важнейших жанров симфонической музыки. Симфония - высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие ее формы по своим возможностям воплощения идей и замыслов. В некоторых симфониях привлекаются хор и певцы-солисты. Создаются и симфонии для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов. Обычно симфония состоит из четырех частей. Классический тип симфонии сложился в конце XVIII - начале XIX в. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Значительное место этот жанр занимает в русской музыке. Выделяются симфонии А. П. Бородина, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. В советский период - симфонии С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна.

Словарь существительных

СИМФО́НИЯ, -и, ж

Музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; обычно состоит из четырех частей, отличающихся друг от друга темпом и характером.

На пюпитрах музыкантов лежали ноты Девятой симфонии Бетховена.

Энциклопедический словарь

СИМФО́НИЯ -и; ж. [от греч. symphōnia - созвучие]

1. Масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей). Принципы построения симфонии. Драматургия симфонии. Экспозиция, тема симфонии. Финал симфонии. Концепция симфонии. Партитура, клавир симфонии.

2. чего или какая. Гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов и т.п. Весенняя, соловьиная с. Множество цветущих растений создаёт волшебную симфонию красок. Сказочная с. фонтанов в Петродворце.

* * *

симфо́ния (от греч. symphōnía - созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатного цикла; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце XVIII - начале XIX вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирическая симфония (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы XIX-XX вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А. Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительно место симфонии в русской музыке (А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке и др.).

* * *

СИМФОНИЯ - СИМФО́НИЯ (от греч. symphonia - созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме (см. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная (см. ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА) симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А. Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и др.) музыке.

Большой энциклопедический словарь

СИМФОНИЯ (от греч. symphonia - созвучие) - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А. Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и др.) музыке.

Академический словарь

-и, ж.

1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.

Пасторальная симфония Бетховена. Патетическая симфония Чайковского.

2. перен.; чего или какая.

Гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов и т. п.

Шум реки и ветра сливается в своеобразную горную симфонию. Туров, Очерки охотника натуралиста.

Сказочная симфония сверкающих красок переливалась, отсвечивала, клубилась и струилась, приковывая взгляд своим почти гипнотическим очарованием. Ефремов, Бухта радужных струй.

[От греч. συμφωνία - созвучие]

Энциклопедия Кольера

СИМФОНИЯ - музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов.

Происхождение. В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658-1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso continuo в трех частях, с последовательностью темпов "быстро - медленно - быстро". Хотя подобные сочинения обычно назывались "концертами", они ничем не отличались от сочинений под названием "симфония"; например, в финалах и концертов и симфоний использовались танцевальные темы. Различие касалось в основном структуры первой части цикла: в симфониях она была проще - это, как правило, бинарная двухчастная форма барочной увертюры, сонаты и сюиты (АА ВВ). Само слово "симфония" с 10 в. означало гармоничное созвучие; к концу 16 в. такие авторы, как Дж.Габриели, прилагали это понятие к созвучию голосов и инструментов. Позднее в музыке таких композиторов, как Адриано Банкьери (1568-1634) и Саломоне Росси (ок. 1570 - ок. 1630), слово "симфония" стало означать совместное звучание инструментов без голосов. Итальянские композиторы 17 в. часто обозначали словом "симфония" (sinfonia) инструментальные вступления к опере, оратории или кантате, и термин по смыслу приблизился к понятиям "прелюдия" или "увертюра". Около 1680 в оперном творчестве А.Скарлатти установился тип симфонии как инструментальной композиции в трех разделах (или частях), построенной по принципу "быстро - медленно - быстро".

Классическая симфония. Слушателям 18 в. нравились оркестровые пьесы в нескольких частях с разными темпами, которые исполнялись как в домашних собраниях, так и в публичных концертах. Утратив функцию вступления, симфония развилась в самостоятельное оркестровое произведение, обычно в трех частях ("быстро - медленно - быстро"). Использовав черты барочной танцевальной сюиты, оперы и концерта, ряд композиторов и прежде всего Дж.Б.Саммартини, создали модель классической симфонии - трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений. Центрами, где культивировалась классическая симфония, стали немецкий город Мангейм (здесь Ян Стамиц и другие авторы расширили симфонический цикл до четырех частей, введя в него два танца из барочной сюиты - менуэт и трио) и Вена, где Гайдн, Моцарт, Бетховен (а также их предшественники, среди которых выделяются Георг Монн и Георг Вагензейль подняли жанр симфонии на новый уровень. Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта - блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций; лирическое начало, идущее от оперного вокального письма, проникает в темы медленных частей, разделов трио в третьих частях и в побочные темы других частей. Иные мотивы оперного происхождения (октавные скачки, повторения звуков, гаммообразные пассажи) становятся тематической основой быстрых частей. Симфонии Гайдна отличаются остроумием, изобретательностью тематического развития, оригинальностью фразировки, инструментовки, фактуры и тематизма; симфонии Моцарта отмечены богатством мелодики, пластичностью, изяществом гармонии и мастерским контрапунктом. Превосходный образец классической симфонии конца 18 в. - симфония № 41 Моцарта (К. 551, до мажор (1788), известная под названием Юпитер. Ее партитура включает флейту, два гобоя, два фагота, две валторны, две трубы, литавры и группу струнных (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Симфония состоит из четырех частей. Первая, Allegro vivace, написана в живом темпе, в тональности до мажор, размере 4/4, в сонатной форме (т.н. форме сонатного аллегро: темы в первый раз появляются в экспозиции, затем развиваются в разработке, за которой следует реприза, обычно заканчивающаяся заключением - кодой). Вторая часть симфонии Моцарта написана в умеренном (moderato) темпе, в субдоминантовой тональности фа мажор, опять-таки в сонатной форме и носит певучий характер (Andante cantabile). Третья часть состоит из умеренно подвижного менуэта и трио в до мажоре. Хотя каждый из этих двух танцев написан в рондообразной бинарной форме (менуэт - ААВАВА; трио - CCDCDC), возвращение менуэта после трио придает общей структуре трехчастность. Финал - это снова сонатная форма, в очень быстром темпе (Molto allegro), в основной тональности до мажор. Построенные на лаконичных мотивах темы финала излучают энергию и силу; в коде финала баховские приемы контрапункта сочетаются с виртуозностью моцартовского классического стиля. В творчестве Л. ван Бетховена части симфонии теснее связываются тематически, и цикл достигает большего единства. Принцип использования родственного тематического материала во всех четырех частях, проведенный в бетховенской Пятой симфонии, привел к возникновению т.н. циклической симфонии. Бетховен заменяет спокойный менуэт более оживленным, часто буйным, скерцо; он поднимает тематическое развитие на новый уровень, подвергая свои темы всевозможным изменениям, среди которых контрапунктическая разработка, вычленение фрагментов тем, перемена лада (мажор - минор), ритмические сдвиги. Весьма выразительно применение Бетховеном тромбонов в Пятой, Шестой и Девятой симфониях и включение голосов в финале Девятой. У Бетховена центр тяжести в цикле смещается с первой части на финал; в Третьей, Пятой, Девятой финалы несомненно являются кульминациями циклов. У Бетховена появляются симфонии "характерные" и программные - Третья (Героическая) и Шестая (Пасторальная).

Романтическая симфония. С творчеством Бетховена симфония вступила в новый век. Свойственные его стилю резкие смены темпа, широта динамического диапазона, богатство образности, виртуозность и драматичность, иногда неожиданность появления и многозначность тем - все это расчистило путь композиторам романтической эпохи. Осознавая величие Бетховена, они стремились идти его путем, не теряя при этом собственной индивидуальности. Композиторы-романтики, начиная с Ф.Шуберта, экспериментировали с сонатной и другими формами, часто сужая или расширяя их; симфонии романтиков полны лиризма, субъективной экспрессии и отличаются богатством тембрового и гармонического колорита. Современник Бетховена Шуберт обладал особым даром создания лирических тем и необычайно выразительных гармонических последовательностей. Когда логика и упорядоченность классицизма уступили место субъективизму и непредсказуемости, характерным для искусства романтизма, форма многих симфоний стала пространнее и фактура тяжелее. Среди немецких симфонистов-романтиков - Ф. Мендельсон, Р. Шуман и И. Брамс. Мендельсону, с его классичностью в областях формы и пропорций, особенно удались Третья (Шотландская) и Четвертая (Итальянская) симфонии, отразившие впечатления автора от посещения этих стран. Симфонии Шумана, на которые оказали воздействие Бетховен и Мендельсон, тяготеют к цикличности и одновременно к рапсодичности, особенно Третья (Рейнская) и Четвертая. В своих четырех симфониях Брамс благоговейно сочетает баховский по стилю контрапункт, бетховенский метод развития, шубертовский лиризм и шумановское настроение. П.И.Чайковский избежал типичной для западных романтиков склонности к подробным программам для симфоний, а также использования вокальных средств в этом жанре. В симфониях Чайковского, одаренного оркестратора и мелодиста, запечатлена склонность автора к танцевальным ритмам. Симфонии другого талантливого мелодиста - А.Дворжака отличаются достаточно консервативным, воспринятым от Шуберта и Брамса, подходом к симфонической форме. Глубоко национальны по содержанию и монументальны по форме симфонии А. П. Бородина. Автором, в творчестве которого сформировался тип программной симфонии прошлого столетия, во многом отличающейся от абстрактной или, если можно так выразиться, абсолютной симфонии классической эпохи, стал Г.Берлиоз. В программной симфонии ведется повествование, или живописуется картина, или, обобщенно говоря, присутствует элемент "экстрамузыкального", лежащего за пределами самой музыки. Вдохновляясь бетховенской Девятой симфонией с ее финальным хором на слова шиллеровской Оды к Радости, Берлиоз пошел дальше в своей эпохальной Фантастической симфонии (1831), где каждая часть есть фрагмент как бы автобиографического повествования, причем через весь цикл проходят лейтмотивы-напоминания. Среди других программных симфоний композитора - Гарольд в Италии по Байрону и Ромео и Джульетта по Шекспиру, где наряду с инструментами широко используются и вокальные средства. Как и Берлиоз, Ф.Лист и Р.Вагнер были "авангардистами" своей эпохи. Хотя стремление Вагнера к синтезу слова и музыки, голосов и инструментов увело его от симфонии к опере, великолепное мастерство этого автора оказало влияние почти на всех европейских композиторов последующего поколения, включая австрийца А.Брукнера. Как и Вагнер, Лист был одним из вождей позднего музыкального романтизма, и его тяготение к программности породило такие произведения, как симфонии Фауст и Данте, а также 12 программных симфонических поэм. Листовские приемы образных трансформаций тем в процессе их развития сильно воздействовали на творчество С. Франка и Р. Штрауса, авторов более позднего периода. В конце 19 в. творчество ряда талантливых симфонистов, среди которых каждый обладал ярким индивидуальным стилем, ознаменовало финальный этап классико-романтической традиции с ее преобладанием сонатной формы и определенных тональных отношений. Австриец Г.Малер насытил симфонию тематизмом, берущим истоки в его собственных песнях, в танцевальных мотивах; нередко он прямо цитировал фрагменты из народной, религиозной или военной музыки. В четырех симфониях Малера используются хор и солисты, и все десять его симфонических циклов отмечены необычайным разнообразием и изощренностью оркестрового письма. Финн Я.Сибелиус сочинял симфонии абстрактного характера, проникнутые глубоким чувством; для его стиля типично предпочтение низких регистров и басовых инструментов, однако в общем его оркестровая фактура остается ясной. Француз К.Сен-Санс написал три симфонии, из которых наиболее известна последняя (1886) - т.н. Органная симфония. Самой популярной французской симфонией этого периода можно, пожалуй, назвать единственную симфонию С.Франка (1886-1888). Превосходным примером постромантической симфонии конца 19 в. является Вторая симфония до минор Малера, законченная в 1894 (ее иногда называют Воскресение в связи с содержанием хорала в последней части). Гигантский пятичастный цикл написан для большого оркестрового состава: 4 флейты (в том числе пикколо), 4 гобоя (в том числе 2 английских рожка), 5 кларнетов (из них один басовый), 4 фагота (из них 2 контрафагота), 10 валторн, 10 труб, 4 тромбона, туба, орган, 2 арфы, две солистки - контральто и сопрано, смешанный хор и огромная ударная группа, включающая 6 литавр, большой барабан, тарелки, гонги и колокола. Первая часть носит торжественный (Allegro maestoso) маршеобразный характер (размер 4/4 в тональности до минор); в отношении структуры это развернутая сонатная форма с двойной экспозицией. Вторая часть разворачивается в умеренном темпе (Andante moderato) и по характеру напоминает изящный австрийский танец лендлер. Эта часть написана в тональности субмедианты (ля-бемоль мажор) в размере 3/8 и в простой форме АВАВА. Третья часть отличается плавностью течения музыки, она написана в основной тональности и в размере 3/8. Это трехчастное скерцо является симфоническим развитием одновременно сочиненной Малером песни Проповедь св. Антония рыбам. В четвертой части, "Предвечный свет" ("Urlicht"), появляется человеческий голос. Эта оркестровая песнь, излучающая сияние и исполненная глубокого религиозного чувства, написана для альта соло и уменьшенного оркестрового состава; она имеет форму АВСВ, размер 4/4, тональность ре-бемоль мажор. Бурный, "дикий" финал в темпе скерцо содержит множество смен настроений, тональности, темпа, метра. Это очень крупная сонатная форма с монументальной кодой; в финал включены мотивы марша, хорала, песни, напоминающие о предшествующих частях. В конце финала вступают голоса (солирующие сопрано и контральто, а также хор - с гимном о воскресшем Христе на слова немецкого поэта 18 в. Ф.Клопштока. В оркестровом заключении появляются светлые, блестящие оркестровые краски и тональность ми-бемоль мажор, параллельная к основному до минору: свет веры рассеивает тьму.

Двадцатый век. Резким контрастом к разросшимся позднеромантическим циклам Малера явились тщательно отделанные неоклассические симфонии таких французских авторов, как Д.Мийо и А.Онеггер. В неоклассическом (или необарочном) стиле писал русский автор И.Ф.Стравинский, который наполнил традиционные симфонические формы новым мелодическим и тонально-гармоническим материалом. Немец П.Хиндемит тоже сочетал формы, пришедшие из прошлого, с остро индивидуальным мелодическим и гармоническим языком (для него характерно предпочтение интервала кварты в тематизме и аккордике). Крупнейшие русские симфонисты - С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович. Три симфонии Рахманинова продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского. Симфонии Прокофьева тоже связаны с традицией, но заново переосмысленной; для этого автора характерны жесткие моторные ритмы, неожиданные тональные сдвиги, встречается тематизм, идущий от фольклора. Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России. Самыми "передовыми" можно считать его Первую, Десятую, Тринадцатую и Пятнадцатую симфонии, в то время как Третья, Восьмая, Одиннадцатая и Двенадцатая в большей степени связаны с традиционным "русским стилем". В Англии выдающимися симфонистами были Э.Элгар (две симфонии) и Р.В.Уильямс (девять симфоний, написанных между 1910 и 1957, в том числе с включением вокального элемента). Среди других авторов, каждый из которых связан с традициями своей страны, можно назвать поляков Витольда Лютославского (р. 1913) и К. Пендерецкого, чеха Богуслава Мартину (1890-1959), бразильца Э.Вилла-Лобоса и мексиканца Карлоса Чавеса (1899-1976). В начале 20 в. американец Ч. Айвз сочинил ряд авангардных симфоний, в которых использованы оркестровые кластеры, четвертитоновые интервалы, полиритмия, диссонантное гармоническое письмо, а также коллажная техника. В следующем поколении несколько композиторов (все они учились в 1920-х годах в Париже у Нади Буланже) создали американскую симфоническую школу: это А.Копленд, Рой Харрис (1898-1981) и У.Пистон. В их стиле благодаря элементам неоклассицизма ощутимо французское влияние, но все же их симфонии создают образ Америки с ее просторами, пафосом и природными красотами. Симфонии Роджера Сешнса отмечены сложностью и прихотливостью хроматических мелодических линий, напряженностью тематического развития, обилием контрапункта. Уоллингфорд Риггер в своих симфониях применял серийную технику А.Шенберга; Генри Коуэлл использовал в симфониях такие экспериментальные идеи, как мелодии гимнов в фугированной разработке, экзотические инструменты, звуковые кластеры, диссонантный хроматизм. Среди других американских симфонистов середины 20 в. можно выделить Х.Хансона, У.Шумана, Д.Даймонда и В.Персичетти. Во второй половине столетия интересные симфонии были созданы Э.Картером, Дж.Рочбергом, У.Г.Стиллом, Ф.Глассом, Э.Т.Цвилих и Дж.Корильяно. В Англии симфоническую традицию продолжил Майкл Типпет (1905-1998). В 1990-х годах наблюдалось необычное явление: современная симфония стала "хитом" у широкой публики. Речь идет о Третьей симфонии (Симфонии грустных песен) поляка Генриха Гурецкого. На рубеже третьего тысячелетия композиторы разных стран создали симфонии, отразившие тяготение их авторов к таким различным явлениям, как минимализм, тотальный сериализм, алеаторика, электронная музыка, неоромантизм, джаз и внеевропейские музыкальные культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Конен В. Театр и симфония. М., 1975 Арановский М.Г. Симфонические искания. Л., 1979

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СИМФОНИЯ (латинское symphonia, от греческого symphonia - созвучие, согласие), произведение для симфонического оркестра; один из основных жанров инструментальной музыки. Симфония классического типа сложилась у композиторов венской классической школы - Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена; представляет собой 4-частный сонатно-симфонический цикл (смотри Циклические формы, Сонатная форма). Образцы симфоний различных видов - у Ф. Шуберта, И. Брамса (лирические симфонии); Г. Малера, Я. Сибелиуса, П.И. Чайковского (драматические симфонии); А. Брукнера, А.П. Бородина, А.К. Глазунова (эпические симфонии), С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

Сборник слов и иносказаний

симфония (иноск. шутл.) - шумное сливание звуков (намек на симфонии - многогласные музыкальные сочинения)

Ср. Звон якорных цепей, грохот скрепления у вагонов... металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой... дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крик грузчиков... все эти звуки сливаются в оглушительную симфонию трудового дня.

М. Горький. Челкаш. Введение.

Ср. В этой яме всегда пахло землей, махоркой и перегорелой водкой - симфония запахов, от которых... страшно ломило голову...

М. Горький. Коновалов.

Ср. У другого (на юбилейном банкете) "в нутре" целая симфония юмора и остроумных уподоблений, а встанет - слова сказать не может...

Импрессионист? Наши ораторы ("Новости" 24-го окт. 1900).

Ср. Symphonie (symphonia) - согласие звуков.

Ср. σνμφων α (σύν, со - φώνή, голос).

См. нутро.

См. юмор.

См. юбилей.

Поговорки

Золотая симфония. Жарг. шк. Шутл. Звонок с урока. ВМН 2003, 120.

Орфографический словарь

симфо́ния, -и (муз.)

Симфо́ния, -и (словарь-указатель к Священному Писанию)

Словарь ударений

симфо́ния, -и

Формы слов для слова симфония

симфо́ния, симфо́нии, симфо́ний, симфо́ниям, симфо́нию, симфо́нией, симфо́ниею, симфо́ниями, симфо́ниях

Синонимы к слову симфония

Морфемно-орфографический словарь

симфо́ни/я [й/а].

Грамматический словарь

симфо́ния ж 7a

Этимология

Это название музыкального жанра заимствовано из французского, а восходит к латинскому слову греческого происхождения symphonia, к котором (syn - ис(о)", phone - "звук, голос"). Буквально - согласованные (гармоничные звуки). Слово согласие в известной мере передает смысл латинского symphonia.

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где sinfonia < греч. symphōnia «созвучие», суф.-преф. производного от phōnē «звук». См. фонетика.

симфо́ния

Вероятно, через ит. sinfonia из лат. symphōnia, греч. συμφωνία "созвучие"; ср. Риман, Мusik-Leхikon.

Словарь галлицизмов русского языка

СИМФОНИЯ и, ж. symphonie f. , ит. sinfonia <лат. symphonia <гр. symphonia созвучие. Крысин 1998.

1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Патетическая симфония Чайковского. БАС-1. || О гармоническом звучании чего-л.; о каки-л. музыкальных, гармонических звуках. Симфония чего-л. или какая-л. БАС-1.

2. перен., шутл., разг. Громкая музыка. Уш. 1940. Часы заводишь, на весь квартал симфонию гремишь. Гриб.

3. перен. Гармоническое сочетание чего-л., каких-л. частей, образующих единое целое. Симфония чего-л. или какая-л. БАС-1. Симфония цветов. С. запахов. Уш. 1940. Эти звуки сливались в оглушительную симфонию трудового дня. Горький. // Уш. - Лекс. Нордстет 1782: симфо/ния.

Словарь иностранных слов

СИМФОНИЯ (греч. созвучие). Большое музыкальное произведение, написанное для оркестра.

Сканворды для слова симфония

- Она и «Домашняя», и «Героическая», и «Прощальная», и «Пасторальная».

- Большое музыкальное произведение для оркестра.

- Картина Николая Богданова-Бельского.

- Французско-немецкий искусственный спутник.

Полезные сервисы

симфония андриенко

Крылатые слова

В блокаду так называли регулярные, раз в 10 дней, выступления по радио начальника управления торговли продовольственными товарами Ленинграда Андриенко с разъяснением норм выдачи продуктов по карточкам.

Полезные сервисы

симфония-баллада

Слитно. Раздельно. Через дефис

симфо/ния-балла/да, симфо/нии-балла/ды

Синонимы к слову симфония-баллада

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-вариация

Синонимы к слову симфония-вариация

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-кантата

Слитно. Раздельно. Через дефис

симфо/ния-канта/та, симфо/нии-канта/ты

Синонимы к слову симфония-кантата

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-консертант

Словарь галлицизмов русского языка

СИМФОНИЯ-КОНСЕРТАНТ symphonie concertante. Музыкальное произведение для оркестра и нескольких солирующих инструментов. Господин Вирбес, клавикордный мастер в Париже, выдумал новый клавесин, названный "клавесин Гармонико-Небесный, который один своею игрою может игрывать с точностью "консерты" и "симфонии-консертанты". Спб. вед. 1820. // Столпянский Музыка 170.

Полезные сервисы

симфония-концерт

Синонимы к слову симфония-концерт

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-оратория

Синонимы к слову симфония-оратория

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-поэма

Синонимы к слову симфония-поэма

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-рапсодия

Слитно. Раздельно. Через дефис

симфо/ния-рапсо/дия, симфо/нии-рапсо/дии

Синонимы к слову симфония-рапсодия

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-реквием

Слитно. Раздельно. Через дефис

симфо/ния-ре/квием, симфо/нии-ре/квиема, ж.

Синонимы к слову симфония-реквием

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

симфония-сюита

Слитно. Раздельно. Через дефис

симфо/ния-сюи/та, симфо/нии-сюи/ты

Синонимы к слову симфония-сюита

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы