Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

нежданов

Грамматический словарь

Нежда́нов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

НЕЖДАНОВ

Неждан - младенец, появление которого для родителей показалось неожиданным, нежелательным. Возможно, негативное, "страховочное" имя, употреблявшееся для обмана злых духов. (Ф).

Сканворды для слова нежданов

- Персонаж произведения Ивана Тургенева «Новь».

Полезные сервисы

нежданова

Сканворды для слова нежданова

- Эта прославленная певица дебютировала на сцене Большого театра 23 апреля 1902 года, исполнив партию Антониды в опере «Жизнь за царя».

- Русская певица, доктор искусствоведения.

Полезные сервисы

нежданова ант. вас

Гуманитарный словарь

НЕЖДА́НОВА Ант. Вас. (1873-1950) - певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936), Герой труда (1925). Д-р иск-ведения (1944). Род. в семье учителей. С семи лет солировала в церк. и сел. хорах. В 1883-91 училась в одесской Мариинской г-зии, по окончании к-рой преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. жен. уч-ще. В 1899-1902 обучалась пению в Моск. конс. (кл. У. Мазетти). В 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию. В 1902-34 солистка моск. Большого т-ра. Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона, блестящей виртуозной колоратурной техникой. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. Собинова - пост партнера, Ф. Шаляпина, К. Станиславского. Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила" М. И. Глинки), Снегурочка ("Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова), Марфа ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова; певица считала ее своей лучшей ролью), Иоланта ("Иоланта" П. И. Чайковского; одна из вершин ее творчества). Была замечательной камерной певицей (репертуар ее включал св. 700 произв.). Гастролировала по России и за рубежом. Пела в ансамбле ("Риголетто" 1912, "Гранд-Опера" в Париже) с вел. итал. певцами Э. Карузо и Т. Руффо. В 1936 преподавала в Оперной студии Большого т-ра, в 1936-41 и в 1943 - в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского. В 1943-45 и 1947-50 проф. Моск. конс. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

А. В. Нежданова

А. В. Нежданова

Полезные сервисы

нежданова антонина васильевна

Энциклопедический словарь

Нежда́нова Антонина Васильевна (1873-1950), певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Среди партий: Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Марфа, Волхова («Царская невеста», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера). Много концертировала. Профессор Московской консерватории (с 1943). Государственная премия СССР (1943).

* * *

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна - НЕЖДА́НОВА Антонина Васильевна (1873-1950), российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы.Профессор Московской консерватории (с 1943). Государственная премия СССР (1943).

С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Среди партий: Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Марфа, Волхова («Царская невеста», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера). Много концертировала.

* * *

НЕЖДА́НОВА Антонина Васильевна [4 (17) июня 1873, с. Кривая Балка, близ Одессы - 26 июня 1950, Москва), русская певица (сопрано). Заслуженная артистка императорских театров (1912). Народная артистка СССР (1936). Герой Труда (1925). Государственная премия СССР (1943).

Годы учебы

Первым ее учителем музыки был отец. Нежданова пела в хоре начального училища в с. Кривая Балка (1880). В 1890 окончила вторую городскую гимназию в Одессе, в 1891 - дополнительный класс гимназии, получив звание домашней учительницы русского и немецкого языков. В том же году Нежданова поступила учительницей в Одесское городское девичье училище. Выступала в Одессе на музыкальных вечерах военного собрания (1891-92), в концертах Литературно-артистического и Славянского благородного обществ (1899).

В 1899 поступила в Московскую консерваторию (класс профессора У. М. Мазетти). В 1902 окончила консерваторию с малой золотой медалью.

В Большом театре

В 1900 еще студенткой дебютировала на сцене Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), исполнив партию Миссис Форд в спектакле Московской консерватории «Виндзорские насмешницы» О. Николаи (см. НИКОЛАИ Отто).

В 1902-48 стала солисткой Большого театра. Дебютировала в партии Антониды в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Участвовала в первых постановках на сцене Большого театра опер «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (Парася, 1925) и «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (Нинетта, 1927). Прославилась в партиях: Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), Марфы («Царская невеста»), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Снегурочки в операх Н. А. Римского-Корсакова, Эльзы («Лоэнгрин») и Герхильды («Валькирия») в операх Р. Вагнера, Виолетты («Травиата») и Джильды («Риголетто») в операх Дж. Верди и др.

Выступления за рубежом

Впервые выступила за границей в 1901 в Италии. В 1902 была приглашена в Кремону (Италия) на партию Джильды. В 1906-1907 выступала в Париже (концерты русской музыки С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович)), Лондоне, США. Имела ангажементы в театрах «Гранд-Опера (см. ГРАНД-ОПЕРА)» (Париж), «Ковент-Гарден (см. КОВЕНТ-ГАРДЕН)» (Лондон), в опере Монте-Карло, Чикаго и др. Одно из самых ярких выступлений - в партии Джильды в опере Верди «Риголетто» (Париж, 1913). Выступления в Лондоне, Франции, Италии, Швейцарии (1914). Концертное турне по Латвии, Литве, Эстонии, Германии, Польше, Чехословакии (1922).

Неоднократно выступала на сценах Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) (1908, 1911, 1915 и др.) и Народного дома (1915 и др.) в Санкт-Петербурге.

Особенности голоса и исполнительской манеры

Великая русская певица 20 в. Обладательница сильного лирико-колоратурного сопрано чистого, ясного тембра, сохранявшего свежесть звучания несколько десятилетий. Исполнительскую манеру певицы отличали безупречная природная музыкальность и великолепная школа, подарившая ей виртуозное владение вокальной техникой и чеканную дикцию. Ее голос поражал многокрасочностью, психологическими оттенками, большим внутренним содержанием. Особенно удавался певице русский репертуар. Ее искусство было истинно национальным, сочетавшим простоту, естественность исполнения с исключительной выразительностью.

Концертная деятельность

Имела грандиозный концертный репертуар, включавший произведения старинной музыки, русской и зарубежной классики, сочинения современных композиторов, романсы, народные песни и др. В 1908 впервые в Москве исполнила Шотландские песни Л. ван Бетховена в симфоническом концерте. Неоднократно в концертах ей аккомпанировали композиторы С. И. Танеев (см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович) и С. С. Рахманинов (см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич), а также дирижер Н. С. Голованов (см. ГОЛОВАНОВ Николай Семенович), ее муж. В 1912 выступала с программами старинной камерной музыки с известной польской клавесинисткой Вандой Ландовской (см. ЛАНДОВСКА Ванда). Участвовала в «Исторических концертах» С. Н. Василенко (см. ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович), пропагандировавших лучшие музыкальные произведения среди широких слоев населения. В романсовом творчестве ее главными пристрастиями были Глинка, Чайковский и Рахманинов, который написал специально для Неждановой свой «Вокализ» и посвятил ей.

Нежданова - один из лучших интерпретаторов вокальной лирики А. Л. Гурилева (см. ГУРИЛЕВ Александр Львович), М. А. Балакирева (см. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич), А. Е. Варламова (см. ВАРЛАМОВ Александр Егорович), А. А. Алябьева (см. АЛЯБЬЕВ Александр Александрович). Объездила с концертами всю Россию, имела большой успех как камерная певица за границей. Принимала участие в первых радиоконцертах.

Общественная и благотворительная деятельность

Вела обширную общественную деятельность. Студенткой консерватории участвовала в концертах в пользу нуждающихся студентов, голодающих Казанской губернии, студентов Московского университета, инвалидов, Убежища для престарелых артистов и др. В годы Первой мировой войны не раз давала благотворительные концерты в пользу раненых, вдов, сирот.

После 1917 была неизменным участником благотворительных и шефских концертов (в пользу Общества охраны материнства и младенчества; в пользу беспризорных детей и др.). Член Художественно-политического совета Большого театра (1927). В годы Великой Отечественной войны неоднократно выступала с концертами в госпиталях.

Нежданова - выдающийся педагог-вокалист. Уже в 1919, после смерти профессора Мазетти, по просьбе руководства Московской консерватории довела до выпуска его класс. В 1936 начала преподавать в Оперной студии Большого театра и в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского. С 1943 преподавала на кафедре сольного пения Московской консерватории, профессор, доктор искусствоведения (1944).

Похоронена на Новодевичьем кладбище, в Москве.

Большой энциклопедический словарь

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873-1950) - российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет). Среди партий: Антонида ("Иван Сусанин" М. И. Глинки), Марфа, Волхова ("Царская невеста", "Садко" Н. А. Римского-Корсакова), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера). Много концертировала. Профессор Московской консерватории (с 1943). Государственная премия СССР (1943).

Полезные сервисы

нежданова, антонина васильевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Антонина Васильевна Нежданова.

Антонина Васильевна Нежданова.

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873 - 1950), певица (лирико-колоратурное сопрано). С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Обладала кристально чистым, нежным тембром голоса. Создала вокально-сценические образы, исполненные благородной простоты и искренности: Антонида ("Иван Сусанин" М.И. Глинки), Марфа, Волхова ("Царская невеста", "Садко" Н.А. Римского-Корсакова), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера). Много концертировала; выступала в дуэте с Л.В. Собиновым.

Полезные сервисы

неждановский сергей сергеевич

Энциклопедический словарь

НЕЖДАНОВСКИЙ Сергей Сергеевич - НЕЖДАНО́ВСКИЙ Сергей Сергеевич (1850-1940), российский изобретатель, конструктор и исследователь. Многолетний сотрудник Н. Е. Жуковского, с 1880-х гг. исследовал проблемы создания реактивных летательных аппаратов, предложил ряд оригинальных схем вертолетов, самолета бесфюзеляжной формы («летающее крыло»). Его записи обнаружены в кон. 1950-х гг., поэтому результаты его изысканий не использовались в практической работе. В 1919-29 работал в ЦАГИ.

Большой энциклопедический словарь

НЕЖДАНОВСКИЙ Сергей Сергеевич (1850-1940) - российский изобретатель, конструктор и исследователь. Многолетний сотрудник Н. Е. Жуковского, с 1880-х гг. исследовал проблемы создания реактивных летательных аппаратов, предложил ряд оригинальных схем вертолетов, самолета бесфюзеляжной формы ("летающее крыло"). Его записи обнаружены в кон. 1950-х гг., поэтому результаты его изысканий не использовались в практической работе. В 1919-29 работал в ЦАГИ.

Полезные сервисы