Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

новалис

Энциклопедический словарь

Нова́лис (Novalis), настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772-1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и взаимоперехода всех вещей («магический идеализм»). Философские «Фрагменты», «Духовные песни», повесть «Ученики в Саисе» (1800); незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген» (опубл. в 1802) - о немецком средневековье. Трагическая надломленность, религиозно-мистические мотивы в лирическом цикле «Гимны к ночи» (1800) и других стихах.

* * *

НОВАЛИС - НОВА́ЛИС (Novalis) (псевд.; наст. имя - Фридрих фон Харденберг, Hardenberg) (2 мая 1772, Обервидерштедт, ок. Мансфельда - 25 марта 1801, Вайсенфельс), немецкий философ, поэт, один из вождей йенского романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге в 1797 - горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным инженером на саксонских соляных копях.

«Магический идеализм»

Во фрагменте «Ученики в Саисе», поэтическом цикле «Гимны к ночи», незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген», а также в сборниках фрагментов и афоризмов Новалис обрисовал контуры нового философского мировоззрения, ставшего активным ферментом будущего романтизма. Свою философию Новалис называл «магическим идеализмом», подразумевая под этим двуединую задачу одухотворения природы и воплощения в конкретную реальность идеальных потенций человека. Залогом осуществления этой цели Новалис считал «магию» слова и способности поэтического воображения. «Магический идеализм» - программа целостного физического и духовного преображения человека, который должен отказаться от репрессивного отношения абстрактной рациональности к природе и осознать скрытые в индивидуально-чувственном обобщающие силы. Согласно Новалису, просвещенческий рационализм ошибочно подменил задачу творческого культивирования чувства гипертрофией мысли: «Мысль - это только сны ощущения, умершее чувство…» (ср. с учением Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) о пра-феномене). Как мыслитель, реабилитировавший средневековье, и поэт, воспевавший таинственное единство любви и смерти, Новалис был чужд Просвещению (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)). В то же время он своеобразно продолжает просвещенческую трактовку творчества как трудового преображения природы.

Родоначальник символизма

Философия, по Новалису, - это «искусство извлекать мыслью мировую систему из глубин нашего духа». Дух - это «жизнь жизни», возвращающая природе смысл. Природа же - набросок того, чем должен стать наш дух в своем развитии. Для мыслительного стиля Новалиса характерно выстраивание восходящих рядов разноприродных явлений и нахождение соответствий и «перекличек» между элементами внешне несходных рядов. Причем Новалис использует не только аналогию, в рамках которой одно явление объясняется через другое, но и метод связи «несходного с несходным», при котором явления приобретают смысл, вступая в отношения взаимошифрования. Это делает Новалис родоначальником нового символизма. Свою мистическую натурфилософию (в которой ощущается влияние Беме (см. БЕМЕ Якоб)) Новалис тесно увязывает с мистической историософией, в центре которой - учение о «золотом веке», ждущем спасенное поэзией и религией человечество. Сценарий спасения сжато изложен в романе «Генрих фон Офтердинген» (вставная «сказка Клингсора», ч.1, гл.9.). Статья «Христианство, или Европа» (1799), посвященная толкованию роли католицизма и протестантизма в европейской судьбе (и решительно отвергнутая поначалу единомышленниками), стала первым манифестом христианского консерватизма и обозначила конец эпохи Просвещения.

Энциклопедия Кольера

НОВАЛИС (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг - Georg Philipp Friedrich von Hardenberg)

(1772-1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма. Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом имении Обервидерштедт в Саксонии, был старшим сыном; вырос в тесном кругу благочестивой семьи. Получил традиционное для его положения юридическое образование в университетах Йены и Лейпцига (1790-1791) и, видя себя в будущем преемником отца в должности управляющего Саксонскими соляными копями, изучал экономику и горное дело во Фрайбурге (1797-1798). Умер Новалис в своем имении 25 марта 1801. Во время учебы в Йене Новалис сблизился с литературным кружком, душой которого были братья Шлегель; в него входили также философы И.Г.Фихте и Ф.В.Шеллинг и поэт Л.Тик. В "Атенеуме", влиятельном журнале, издаваемом Шлегелями, Новалис опубликовал сборник блестящих афоризмов Цветочная пыльца (Bltenstaub, 1798) и прозаическую версию Гимнов к ночи. Сильнейшим испытанием в жизни Новалиса стала любовь к невесте Софи фон Кюн, умершей в 1797 в возрасте пятнадцати лет. Потрясение близостью любви и смерти заняло центральное место в его жизни и творчестве. Сплавляя воедино любовь, ночь, христианство, европейский и восточный мистицизм, Новалис воспринимает и изображает любовь как первозданную космическую и чисто индивидуальную силу, когда душевное переживание обеспечивает духовное слияние со всей вселенной. Поэтическим воплощением этих воззрений стали Гимны к ночи (Hymnen an die Nacht, 1800), отдающие предпочтение таинственному мистическому царству ночи любви и веры перед миром здравого смысла и просвещенного разума. В незаконченном романе Генрих фон Офтердинген (Heinrich von Ofterdingen, 1800, опубл. 1802) герой-поэт ищет "голубой цветок", который привиделся ему во сне. Здесь философия и поэзия нераздельны; философия определена как тоска по родине, и на экзистенциальный вопрос "Куда же мы идем?" дается поразительный ответ: "Всякий путь ведет домой". Чрезвычайно важна и в корне новая концепция языка у Новалиса, нашедшая выражение в этом романе и во фрагменте Монолог (Monolog, 1798). Взгляды Новалиса на природу поэзии и использование языка оказали мощное воздействие на французских символистов и всю поэзию 20 в. Творчество Новалиса включает также незаконченный философский роман Ученики в Саисе (Die Lehrlinge zu Sais, 1798, опубл. 1802), сборник религиозных стихов Духовные песни (Geistliche Lieder, опубл. 1802), философско-культурологическое эссе Христианство, или Европа (Die Christenheit oder Europa, 1799, полное изд. 1826), где духовное, политическое и культурное единство католического Средневековья противопоставлено разрушительным силам Реформации и Просвещения; а также теоретические работы о поэтике, особенно Сказки (Mrchen) в посмертно опубликованных Фрагментах (Fragmente) и Дневниках (Journale).

ЛИТЕРАТУРА

Новалис. Ученики в Саисе. - В кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 2. М. - Л., 1935 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973 Новалис. Генрих фон Офтердинген. Окончание "Генриха фон Офтердингена" в изложении Л.Тика. - В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 1. М., 1979

Иллюстрированный энциклопедический словарь

НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 - 1801), немецкий писатель-романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ("магический идеализм") духа, Бога и природы, существующих в полярности и взаимоотражении. Постичь вечную сущность бытия призвано (с помощью интуиции) творческое сознание художника, чья миссия - преодолеть разделение духа и материи, высшего и низшего рядов бытия и таким образом идеально преобразовать мир (философские "Фрагменты"; повесть "Ученики в Саисе", 1800). Мифологический, с многозначной зашифрованной символикой роман о немецком средневековье "Генрих фон Офтердинген" (издание 1802; не закончен). Трагическая надломленность, религиозно-мистические мотивы в цикле "Гимны к ночи" (1800) и др., в том числе в духовных стихах.

Афоризмы

Новалис (Novalis)

(наст. имя и фамилия Фридрих фон Харденберг, Hardenberg) (1772 - 1801)

Немецкий писатель, поэт, философ. Входил в кружок йенских романтиков.

Афоризмы, цитаты

Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия.

Ребенок - это любовь, ставшая зримой.

Человеком стать - это искусство.

Играть - это производить опыты со случаем.

Новалис

(Фридрих фон Хартенберг) (1772-1801 гг.) писатель и философ

Безумие и колдовство очень схожи. Кудесник - это художник безумия.

В основе, каждый человек живет в своей воле. Твердое намерение есть общеуспокаивающее средство.

Все случаи нашей жизни - это материалы, из которых мы можем делать, что хотим. Кто богат духом, тот делает много из своей жизни. Всякое знакомство, всякое происшествие было бы для всецело вдохновенного человека первым звеном бесконечной вереницы, началом бесконечного романа.

Вся жизнь наша - богослужение.

Всякое благо в мире есть непосредственная деятельность Бога. В каждом человеке мне может явиться Бог.

Всякая философия, или наука науки, есть критика. Идея о философии - это схема Будущего.

Гений есть как бы душа души; это есть соотношение между душой и духом. Субстрат или схему гения уместно будет назвать идолом; идол есть подобие человека.

Грядущей жизнью можно спасти и возвысить жизнь прошедшую.

Есть только Единый храм в мире и это - человеческое тело. Нет ничего священней, чем этот высокий образ. Низкий поклон пред человеком есть присяга на верность этому откровению во плоти. (Божеское почитание Лингама, грудей, изваяний). Касаются неба, если прикасаются к человеческому телу.

Жизнь есть болезнь духа, - деятельность, возбуждаемая страстями. Духу свойственно быть в покое.

Играть - это производить опыты со случаем.

Инстинкт есть искусство без намерения.

Истина есть совершенная ошибка, точно так же, как здоровье - совершенная болезнь.

Кривая линия - победа свободной природы над правилом.

Нет ничего отрадней, как говорить о наших желаниях, если они уже исполняются.

Пространство переходит во время, как тело в душу.

Прочное счастье - удел честного человека.

Ребенок - это любовь, ставшая зримой. - Мы сами - сделавшийся зримым росток любви между природой и духом или искусством.

Смерть есть прекращение обмена между внутренним и внешним возбуждением, между душой и миром.

Смерть - это романтизирующее начало нашей жизни.

Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия.

Философия - тоска по родине, желание везде быть дома.

Характер есть вполне сложившаяся воля.

Человеком стать - это искусство.

Не только Англия, но и каждый англичанин - остров.

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Поэзия - это проза среди искусств.

Грамматический словарь

Нова́лис ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова новалис

- Немецкий философ, писатель, поэт мистического мироощущения, один из йенских романтиков.

Полезные сервисы

новалис (novalis)

Большой энциклопедический словарь

НОВАЛИС (Novalis) (наст. имя и фам. Фридрих фон Харденберг - Hardenberg) (1772-1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и взаимоперехода всех вещей ("магический идеализм"). Философские фрагменты, лирический цикл "Гимны к ночи" (1800), "Духовные песни", незаконченный роман "Генрих фон Офтердинген" (опубликован 1802).

Полезные сервисы