Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

нуреев

Словарь русских фамилий

НУРЕЕВ

В силу национального разнообразия России русификация фамилий была неизбежна. В частности, это касалось мусульманских фамилий, образованных от имен, которые, согласно Корану, принадлежали Аллаху. Их было 99. Некоторые из них «проявляются» в фамилиях Азизов (‘могущественный’); Алиев (‘Всевышний’); Валиев (‘покровитель’); Вахабов (‘даритель’); Ганиев (‘независимый’); Гапуров, Гафаров, Гафуров (‘прощающий’); Джалимов (‘величественный’); Кадыров (‘могучий’); Меджидов (‘славный’); Нуреев, Нуриев (‘светлый’); Рагимов, Рахимов (‘сострадательный’); Рахманинов, Рахманов (‘милостивый’); Рашидов, Рашитов (‘возглавляющий’); Хакимов (‘мудрый’). Другой ряд подобных фамилий проясняет отношения с Аллахом: Ахмадулин (‘восхваляемый Аллахом’); Каримуллин (‘милостивый от Аллаха’); Насруллаев (‘помощь Аллаха’); Рахматуллин (‘милосердие Аллаха’); Сафиуллин (‘чистый от Аллаха’); Сейфуллин (‘меч Аллаха’), Убайдуллаев (‘маленький раб Аллаха’); Файзуллин (‘доблесть Аллаха’); Хабибуллин (‘возлюбленный Аллахом’); Химатуллин (‘служба Аллаху’).

НАБИЕВ НАСРУЛЛАЕВ НУРЕЕВ НУРИЕВ НАСРУЛАЕВ

Русифицированная тюркская фамилия (вариант - Нуреев) означает - Светлый. Это одно из 99 имен, принадлежащих Аллаху. Еще одна "божественная" фамилия Насруллаев - помощ Аллаха. Другие тюркские фамилии образованы от различный имен. Набиев от имеи Наби - пророк, (Э)

НУРЕЕВ

В силу национального разнообразия России русификация фамилий была неизбежна. В частности, это касалось мусульманских фамилий, образованных от имен, которые, согласно Корану, принадлежали Аллаху. Их было 99. Некоторые из них «проявляются» в фамилиях Азизов (‘могущественный’); Алиев (‘Всевышний’); Валиев (‘покровитель’); Вахабов (‘даритель’); Ганиев (‘независимый’); Гапуров, Гафаров, Гафуров (‘прощающий’); Джалимов (‘величественный’); Кадыров (‘могучий’); Меджидов (‘славный’); Нуреев, Нуриев (‘светлый’); Рагимов, Рахимов (‘сострадательный’); Рахманинов, Рахманов (‘милостивый’); Рашидов, Рашитов (‘возглавляющий’); Хакимов (‘мудрый’). Другой ряд подобных фамилий проясняет отношения с Аллахом: Ахмадулин (‘восхваляемый Аллахом’); Каримуллин (‘милостивый от Аллаха’); Насруллаев (‘помощь Аллаха’); Рахматуллин (‘милосердие Аллаха’); Сафиуллин (‘чистый от Аллаха’); Сейфуллин (‘меч Аллаха’), Убайдуллаев (‘маленький раб Аллаха’); Файзуллин (‘доблесть Аллаха’); Хабибуллин (‘возлюбленный Аллахом’); Химатуллин (‘служба Аллаху’).

Сканворды для слова нуреев

- Российский танцовщик, ставший одним из идолов западного балета второй половины XX века.

- Оставшись на Западе, он спустя всего пять месяцев уже участвовал в бенефисе Марго Фонтейн.

- Он первым из «танцующих диссидентов» остался за рубежом, а его имя стало символом русского балета.

- C 1983 по 1989 годы - он являлся главным хореографом Парижской Гранд опера.

- Прыжкам этого танцовщика аплодировали и Лондон, и Нью-Йорк.

Полезные сервисы

нуреев рудольф хаметович

Энциклопедический словарь

Нуре́ев Рудольф Хаметович (1938-1993), артист балета, балетмейстер, дирижёр. В 1958-61 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Партии: Альберт («Жизель» А. Адана), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна) и др. С 1961 жил за рубежом, выступал в Королевском балете Великобритании и других балетных труппах. Виртуозно владел как классическим, так и различными стилями свободного танца, оказал влияние на развитие мужского танца на Западе. Для Нуреева ставили балеты крупнейшие балетмейстеры: Ф. Аштон, Р. Пети, М. Бежар, М. Грэхем. Нуреев поставил балеты: «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1967), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1977), «Буря» на музыку Чайковского (1982), возобновил «Баядерку» Минкуса и др. В 1985-89 художественный директор балетной труппы Парижской оперы. С 1991 выступал как дирижёр. Снимался в фильмах: «Я - танцовщик», «Валентино» и др.

Большой энциклопедический словарь

НУРЕЕВ Рудольф Хаметович (1938-93) - артист балета, балетмейстер, дирижер. В 1958-61 в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Партии: Альберт ("Жизель" А. Адана), Базиль ("Дон Кихот" Л. Минкуса) и др. С 1961 жил за рубежом, выступал в Королевском балете Великобритании и других балетных труппах. Виртуозно владел как классическим, так и различными стилями свободного танца. Для Нуреева ставили балеты крупнейшие балетмейстеры Ф. Аштон, Р. Пети, М. Бежар. Постановки: акт "Тени" из балета "Баядерка" Минкуса (1968), "Буря" на музыку П. И. Чайковского (1982) и др. В 1985-89 художественный директор балетной труппы Парижской оперы. С 1991 выступал как дирижер.

Энциклопедия Кольера

НУРЕЕВ Рудольф Хаметович (1938-1993), также Нуриев, танцовщик-премьер (premier danseur). Родился 17 марта 1938 близ Иркутска (в поезде). После Второй мировой войны его семья поселилась в Уфе. Здесь Нуреев посещал танцевальный кружок при доме пионеров. Был принят в Ленинградское хореографическое училище, где занимался под руководством А.И.Пушкина. Вскоре стал ведущим солистом балетной труппы Театра оперы и балета им. С.М.Кирова. 17 июня 1961, находясь с театром на гастролях в Париже, Нуреев попросил предоставить ему политическое убежище. В 1962 он выступил в спектакле Жизель лондонского "Королевского балета" в дуэте с Марго Фонтейн. Затем танцевал в США, в спектакле балетной труппы Чикагской оперы. В конце 1962 началось продолжительное сотрудничество Нуреева с "Королевским балетом"; Нуреев и Фонтейн стали самой известной балетной парой 1960-х годов. Кроме выступлений в традиционном репертуаре, Нуреев танцевал в балетах, ставших современной классикой, - Аполлоне Мусагете (музыка И.Ф.Стравинского, хореография Дж.Баланчина) и Танцах на вечеринке (Dances at Gathering) Джерома Роббинса на музыку Ф.Шопена и создал ведущие партии в балетах Маргарита и Арман Фредерика Аштона на музыку Ф.Листа (1963), Ромео и Джульетта С.С.Прокофьева в постановке Кеннета МакМиллана (1965), Потерянный рай (музыка М.Констана, хореография Ролана Пети, 1967) и Field Figures Глена Тетли на музыку К.Штокхаузена (1971). Нуреев поставил несколько балетов из классического наследия в "Королевском балете" и других труппах. В конце 1970-х годов Нуреев обратился к современному танцу и съемкам в фильмах. С 1983 по 1989 он был руководителем балетной труппы Парижской оперы. Умер Нуреев в Леваллуа (Франция) 6 января 1993.

ЛИТЕРАТУРА

Рудольф Нуреев. Три года на Кировской сцене: Воспоминания современников. СПб, 1995 Рюнтю Ю.М. Руди Нуриев без макияжа. М., 1995 Нуреев Р.Х. Автобиография. М., 1998 Рудольф Нуреев: Фотоальбом. СПб, 1998

Гуманитарный словарь

НУРЕ́ЕВ Рудольф Хаметович (1938-93) - артист балета, балетмейстер. Начал обучаться танцу в коллективах самодеятельности Уфы, там же стал выступать на проф. сцене. В 1955-58 обучался в Ленингр. хореогр. уч-ще, к-рое окончил по кл. А. Пушкина. В 1958-61 артист т-ра им. Кирова. Среди его партий: Фрондосо ("Лауренсия"), Голубая птица и Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Солор ("Баядерка"), Базиль ("Дон Кихот"). В 1961 после гастролей в Париже Н. отказался вернуться в СССР. С 1961 выступает в крупнейших балет. труппах мира: англ. Королевском балете, Амер. т-ре балета, парижской Опере, Нац. балете Канады, Австрал. нац. балете, "Балете 20 в.", труппе М. Грэм и др. Неоднократно возглавлял коллектив "Нуреев и его друзья" в гастролях по США и Англии. В репертуаре Н. как ведущие партии в классич. спектаклях, так и роли, созданные для него балетмейстерами Ф. Аштоном, К. Макмилланом, М. Бежаром, П. Тейлором и др. Реализовал во мн. труппах мира свои редакции "Лебединого озера", "Спящей красавицы", "Щелкунчика", "Раймонды", "Дон Кихота", "Баядерки". В 1985-89 возглавлял балет парижской Оперы, где поставил спектакль "Золушка". В 1989 после долгого перерыва выступил в т-ре им. Кирова в балете "Сильфида". Великолепные природные данные, владение всеми элементами техники танца, артистизм, огромное желание и умение работать сделали Н. одним из известнейших во всем мире мастеров балета. Великолепный партнер, долгие годы выступал со знаменитой балериной М. Фонтейн. Огромному и длит. успеху артиста способствовало его чисто мужское сценич. обаяние.

Полезные сервисы

нуреев рудольф хаметонович

Энциклопедический словарь

НУРЕЕВ Рудольф Хаметонович - НУРЕ́ЕВ (Нуриев) Рудольф Хаметонович (17 марта 1938, станция Раздольная Иркутской области - 6 января 1993, Париж), российский танцовщик, ставший одним из идолов западного балета второй половины 20 в.; постановщик ряда новых редакций балетов классического наследия; бизнесмен.

Трудное детство

Нуреев родился в окрестностях Байкала, когда его мать и сестры направлялись на Дальний Восток к отцу, который служил политруком в тех местах. Нуреев с детства обожал музыку и танец, но отец категорически возражал против его занятий балетом. Тем не менее, когда семья перебралась в Уфу, где жила в крайней нужде, Нуреев начал заниматься в самодеятельности, потом в студии при оперном театре. Там преподавали бывшие ленинградские танцовщики, которые дали одаренному мальчику солидную профессиональную подготовку.

В 1955 в возрасте 17 лет, когда его сверстники уже завершали свое обучение в хореографическом училище, он, наконец-то, смог поступить в него в Ленинграде и за три года прошел весь курс обучения, усердно наверстывая упущенное. Нуреев занимался у одного из лучших педагогов классического танца тех лет - А. И. Пушкина, который подготовил с ним программу выпускного класса, а также ряд сольных партий, став фактически ему вторым отцом.

Солист Кировского. Невозвращенец

Нуреев был технически виртуозным танцовщиком с хорошим прыжком и вращением, обладал сценическим темпераментом. В 1958-1961 Нуреев танцевал ведущие партии в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, среди которых были Альберт в «Жизели», Форондосо в «Лауренсии», Дезире в «Спящей красавице», Солор в «Баядерке», Базиль в «Дон Кихоте». С ним выступали примы-балерины Кировского театра - Н. М. Дудинская (см. ДУДИНСКАЯ Наталья Михайловна), А. Я. Шелест, Н. А. Кургапкина (см. КУРГАПКИНА Нинелла Александровна).

В июне 1961 по завершении парижских гастролей театра Нуреев остался во Франции. При посадке в самолет, который должен был доставить его в Москву, он совершил свой самый знаменитый «прыжок к свободе», бросился к полицейским и попросил политическое убежище. Нуреев стал первым балетным невозвращенцем. Уже неделю спустя он танцевал «Спящую красавицу» в труппе маркиза де Куэваса. Освоить технику датской школы ему помог знаменитый Э. Брун, который был его другом. Именно партия Джеймса в датской редакции А. Бурнонвиля (см. БУРНОНВИЛЬ Август) балета «Сильфида» стала одной из лучших в его репертуаре. Вскоре он стал постоянным партнером М. Фонтейн (см. ФОНТЕЙН Марго) - первой леди английского балета. Дуэт Фонтейн и Нуреева - один из самых прославленных дуэтов второй половины 20 в. Их связывали не только творчество, но и нежнейшая дружба. Об этом балерина пишет в своих мемуарах. Они вместе станцевали весь классический репертуар. А английский хореограф Ф. Аштон поставил для них балет «Маргаритта и Арман» на музыку Ф. Листа (см. ЛИСТ Ференц) (1962).

Новаторство Нуреева

С появлением Нуреева на Западе изменилось отношение к мужскому танцу во всем мире - теперь премьер танцевал наравне с балериной. Долгие годы Нуреев был приглашенной звездой Английского Королевского балета. В этой труппе он осуществил свою первую постановку - акт теней из балета «Баядерка» (1963). Символично, что последней его постановкой также была «Баядерка» - ее многоактный вариант он поставил на сцене Парижской Оперы (1992). Нуреев гастролировал по всему миру (с середины 1970-х гг. с труппой «Нуреев и друзья»). В год он танцевал свыше 200 спектаклей, что мало кому под силу.

На Западе, помимо классики, в репертуаре Нуреева появились партии современных хореографов. Он танцевал произведения П. Тейлора («Ореол»), М. Греэм («Люцифера»), Дж. Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж) («Аполлон Мусагет», «Блудный сын», «Агон»), Дж. Роббинса (см. РОББИНС Джером) («Послеполуденный отдых фавна», «Танцы на вечеринке»). Одноактный балет-дуэт «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера (см. МАЛЕР Густав) специально для Нуреева поставил М. Бежар (см. БЕЖАР Морис). Наряду с чистой классикой во французском стиле («Сильфида», «Марко Спада» - оба в постановке П. Лакота), Нуреев танцевал неоклассику Х. ван Манена и Р. ван Данцига, балеты Г. Тетли, Р. Пти («Юноша и смерть» с З. Жанмер), Дж. Ноймайера («Дон Жуан»), Б. Кулберг («Фрекен Юлия») и др. Выступал в различных шоу как танцовщик и актер. Он также создал собственные редакции многих балетов классического наследия («Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Раймонда»), которые до сих пор идут в Париже, Вене (Нуреев был гражданином Австрии), Мюнхене, Канаде, других странах. Он танцевал с лучшими балеринами своего времени, среди которых К. Фраччи, Л. Сеймур, К. Кейн, М. Хайде - они отмечают его одаренность, сверхъестественную выносливость и трудоспособность (при этом не замалчивают его тяжелый характер).

Нуреев работал и в кино - он сыграл главную роль в фильме «Валентино», посвященному знаменитому Рудольфу Валентино (см. ВАЛЕНТИНО Рудольф). Оказалось, что в его честь Нуреев также был назван Рудольфом. Он снимался в фильме «Я - танцовщик», в киноверсии балета «Дон Кихот», где выступил и в качестве режиссера.

Постановщик

В 1983 Нуреев был приглашен художественным руководителем балета Парижской Оперы - на этом посту он проработал до 1989. Вслед за С. Лифарем (см. ЛИФАРЬ Серж) он стал самым долголетним руководителем парижского балета. Нуреев попытался бороться против существующей в этом театре незыблемой иерархии, активно выдвигая молодежь. Именно при нем началась карьера С. Гиллем - в 21 год она стала звездой. Он выдвинул на ведущие партии Ш. Жюда, М. Легри, М. Лудьер, Э. Платель, И. Герэн. Под его руководством балет Парижской Оперы превратился в одну из первых трупп мира, в репертуаре которой до сих пор сохранились все редакции многоактных балетов М. Петипа (см. ПЕТИПА Мариус Иванович) - многие из них в Париже были поставлены впервые. Менее удачными оказались его оригинальные сочинения («Буря», «Манфред», «Вашингтон-сквер», «Золушка»), которые вскоре выпали из репертуара.

В последние годы

В 1989 Нуреев впервые после своей эмиграции приехал в Петербург, где станцевал «Сильфиду» Бурнонвиля. Это было его прощание с родным театром, городом, карьерой танцовщика. Он уже был неизлечимо болен (его настиг СПИД (см. СПИД)), но не сдавался. Он начал выступать в качестве дирижера, мечтал о драматической сцене. Его не стало в сочельник 1993. Нуреев похоронен в Париже. Его коллекции произведений искусства, дома и остров были проданы с аукциона. Часть многомиллионного состояния два нуреевских фонда направляют на поддержку молодых талантов.

Подобно Нижинскому (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), Нуреев стал «богом танца» второй половины 20 в. Он был удостоен многочисленных наград (в том числе ордена Почетного легиона (см. ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН)). Его именем названы международные конкурсы артистов балета, премии и призы. Стать «вторым Нуреевым» мечтают многие молодые артисты балета.

Полезные сервисы

нуреев, рудольф хаметович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рудольф Нуреев.

Рудольф Нуреев.

НУРЕЕВ Рудольф Хаметович (1938 - 93), артист балета, балетмейстер, дирижер. В 1958 - 61 в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Партии: Альберт - "Жизель" А. Адана; Базиль - "Дон Кихот" Л. Минкуса и др. С 1961 жил за рубежом, выступал в Королевском балете Великобритании и других балетных труппах. Виртуозно владел как классическим, так и различными стилями свободного танца. Для Нуреева ставили балеты крупнейшие балетмейстеры Ф. Аштон, Р. Пети, М. Бежар. Поставлены: акт "Тени" из "Баядерки" Минкуса (1968), "Буря" на музыку П.И. Чайковского (1982) и др. В 1985 - 89 художественный директор балетной труппы Парижской оперы. С 1991 выступал как дирижер.

Рудольф Нуреев - Джеймс (Сильфида).

Рудольф Нуреев - Джеймс ("Сильфида").

Рудольф Нуреев - Фрондосо (Лауренсия).

Рудольф Нуреев - Фрондосо ("Лауренсия").

Полезные сервисы