Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

островский

Орфографический словарь

остро́вский (от о́стров, город)

Грамматический словарь

Остро́вский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ОСТРОВИТИНОВ ОСТРОВИТЯНОВ ОСТРОВКОВ ОСТРОВСКИЙ ОСТРОВСКОВ

Множество населенных пунктов в России, на Украине, в Белорусии и в Польше именуется Остров. Большинство из них расположено вовсе не на островах в обычномзначении этого слова: часть суши, со всех сторонокруженная водой. Раньше островом называлось так-же урочище, небольшой, отдельно стоящий лес, где ивозникали такие поседения. Итак, Островитяновы и Островские должны искать родину своих предков внаселенных пунктах по названию Остров. Островитянов (первоначально, несомненно, Островитинов) - от "островитин", житель Острова (Псковска обл.). Я вместо и появилось благодаря аналогии со словом "островитянин". (Ф). Родственная фамилия Островков. А Островсков - донская фамилия. В казачьей среде была тенденция заменять окончания -ский на -сков. Ведь фамилии на -ский как правило принадлежали дворянству, людям знатного происхождения. (Э). В "Ономастиконе" Веселовского Островский Гавриил Петрович, дворянин, 1629 г.

Сканворды для слова островский

- Советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь».

- Русский писатель, автор пьесы «Женитьба Бальзаминова».

- Русский писатель, автор пьесы «Без вины виноватые».

- Русский писатель, автор пьесы «Бедность не порок».

- Русский писатель, автор пьесы «На всякого мудреца довольно простоты».

- Русский писатель, автор пьесы «Не в свои сани не садись».

- Русский писатель, автор пьесы «Не всё коту масленица».

- Русский писатель, автор пьесы «Гроза».

- Русский писатель, автор пьесы «Бесприданница».

- Русский писатель, автор пьесы «Свои люди, сочтёмся».

- Русский писатель, автор пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

- Русский писатель, автор пьесы «В чужом миру похмелье».

- Памятник какому драматургу стоит перед входом в Малый театр Москвы?

- Русский писатель, автор пьесы «Снегурочка».

- Русский писатель, автор пьесы «Волки и овцы».

- Какой дворянин послужил прообразом главного героя романа Пушкина «Дубровский»?

- В двадцати девяти из сорока семи пьес этого драматурга действие происходит в Москве.

- Именно он создал в 1865 г. артистический кружок, из которого вышли практически все известные актёры Малого театра того времени.

- Русский писатель, автор пьесы «Лес».

- Русский писатель, автор пьесы «На бойком месте».

- Русский писатель, автор пьесы «Бедная невеста».

- Русский писатель, автор пьесы «Бешеные деньги».

- Русский писатель, автор пьесы «Таланты и поклонники».

- Русский писатель, автор пьесы «Доходное место».

- Советский писатель, автор романа «Рождённые бурей».

Полезные сервисы

островский а.н

Афоризмы

Островский Александр Николаевич (1823 - 1886)

Русский драматург, театральный деятель.

Афоризмы, цитаты -

Островский А.Н. - биография

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть.

Полезные сервисы

островский ал-др ник

Гуманитарный словарь

ОСТРО́ВСКИЙ Ал-др Ник. (1823-86) - драматург. Род. в Москве, в семье мелкого чиновника. Окончил г-зию (1840), учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, но оставил его (1843). Служил чиновником в суде (1843-51). Лит. деят-ностью занимался с нач. 1840-х гг.

В нач. 1850-х гг. сблизился с ред. ж. "Москвитянин" (М. Погодин, А. Григорьев, Т. Филиппов и др.) и под влиянием славянофильских идей написал неск. комедий, в к-рых в купеческо-мещанской среде ведутся поиски положительных основ рус. жизни ("Не в свои сани не садись", 1853; "Бедность не порок", 1854; "Не так живи, как хочется", 1855). Эти произв. вызвали резкую полемику в критике, упреки в идеализации рус. быта (Н. Чернышевский).

С сер. 1850-х гг. окончательно сложилась форма пьес О. как "пьес жизни", изображающих разные социал. и психол. аспекты действительности, сочетающих в своем содержании отрицание и утверждение, смех и слезы в широком диапазоне от напряженного драматизма, приближающегося к трагедии ("Гроза", 1859), к мелодраме ("Лес", 1871; "Последняя жертва", 1878; "Бесприданница", 1879; "Без вины виноватые", 1884), до мягкого юмора (трилогия о Бальзаминове "Праздничный сон - до обеда", 1857; "Свои собаки грызутся - чужая не приставай", 1861; "За чем пойдешь, то и найдешь", 1861) и резкой, переходящей в гротеск сатиры ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868; "Горячее сердце", 1869).

В 1860-е гг. О. обращается также к ист. драматургии (хроника в стихах "Козьма Захарьич Минин-Сухорук, 1862; "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1867; "Тушино", 1867; комедия "Воевода", 1865), в 1873 пишет стихотворную сказку "Снегурочка". В последние годы жизни - неск. произв. в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я. Соловьевым и М. П. Невежиным.

О. казался единств. в 19 в. рус. писателем, все интересы к-рого сосредоточились в сфере драматургии. 47 его оригинальных пьес в течение десятилетий были основой репертуара моск. Малого т-ра, имевшего даже неофициальное назв. "Дом Островского". Они широко шли на сценах Петербурга и провинции. В них играли замечательные актеры П., М., О. Садовские, П. Стрепетова, М. Ермолова и др. Творчество О. стало предметом значительных крит. статей Н. Добролюбова, А. Григорьева, А. Дружинина.

А. Н. Островский

А. Н. Островский

Полезные сервисы

островский александр николаевич

Энциклопедический словарь

Остро́вский Александр Николаевич (1823-1886), русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Брат М. Н. Островского. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди - сочтёмся», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875), показал трагедию одарённых, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878), судьбы людей из актёрской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьесы в стихах - поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлён колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий и приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражён нравственный идеал народа.

* * *

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич - ОСТРО́ВСКИЙ Александр Николаевич [31 марта (12 апреля) 1823, Москва - 2 (14) июня 1886, имение Щелыково, Костромской губернии}, русский писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863).

Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди - сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878), судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах - поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.

Выбор в пользу драматургии

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА) В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева (см. ШЕВЫРЕВ Степан Петрович) и одобрительно принята им).

Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрут» («Свои люди - сочтемся», 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи - дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.

Сквозная тема

Уже в «Банкруте» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые - в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра, Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества. Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин» (редактор М. П. Погодин (см. ПОГОДИН Михаил Петрович), сотрудники А. А. Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович), Т. И. Филиппов и др.), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление - сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности, но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов), а патриархального купечества.

В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» (1852-1855) драматург и попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал он в «москвитянинский» период. В это же время драматург сошелся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Для «москвитянских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок», 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты - Любови Гордеевны - с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце» (1868). Одновременно Любим - провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.

В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов (см. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич) считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

«Гроза»

Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада - критическая, обличительная и поэтизирующая - в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической знБǐؐܐޑQ‘̑Πконфликта. Столкновение двух женских характеров - Катерины Кабановой и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) - по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым (см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович) «лучом света в темном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее - плоть от плоти патриархального уклада.

Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма (см. ЭСХАТОЛОГИЯ), ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).

Новые герои Островского

Последующий большой период творчества драматурга (1861-1886) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа - от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович) до психологических романов Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) и Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чем-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это - Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа - дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановна от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де), Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Мольер (см. МОЛЬЕР), Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих)) комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, - постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства - деклассированный дворянин и провинциальный актер Несчастливцев.

В жанре психологической драмы

Помимо «народной трагедии» («Гроза»), сатирической комедии («Лес»), Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы («Бесприданница», 1878, «Таланты и поклонники», 1881, «Без вины виноватые», 1884). Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации. Паратов - это не только «фатальный мужчина», роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой, но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев - не только «маленький человек», терпящий циничных «хозяев жизни», но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса - не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей ее среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов («Бесприданница»). Столь же психологически неоднозначно решен драматургом характер Негиной («Таланты и поклонники»): молодая актриса не просто избирает путь служения искусству, предпочитая его любви и личному счастью, но и соглашается на участь содержанки, то есть «практически подкрепляет» свой выбор. В судьбе известной артистки Кручининой («Без вины виноватые») переплелись и восхождение на театральный Олимп, и страшная личная драма. Таким образом, Островский идет по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы, - пути все более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.

Мифы и история

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). Поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Обращается драматург и к историческим жанрам - хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории («Козьма Захарыч Минин-Сухорук», 1861, 2-я редакция 1866; «Воевода», 1864, 2-я редакция 1885; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1866 и др.). Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.

В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни - стенокардии.

Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены - это примета истинно народного писателя.

Большой энциклопедический словарь

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823-86) - русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к "деланию денег" своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников ("Свои люди - сочтемся!", 1849; "Бедность не порок", 1853; "Доходное место", 1856; "Гроза", 1859; "Горячее сердце", 1868; "Бешеные деньги", 1869; "Волки и овцы", 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин ("Бесприданница", 1878), судьбы людей из актерской среды ("Лес", 1870; "Таланты и поклонники", 1881; "Без вины виноватые", 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах - поэтическая "весенняя сказка" "Снегурочка" (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.

Энциклопедия Кольера

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823-1886), русский драматург. Родился 12 апреля 1823 в Москве; там же получил юридическое образование. Работая в судах, Островский имел возможность наблюдать многих чиновников и представителей полуобразованного купечества Москвы, где царили беззаконие и взяточничество. Долгое время были запрещены к постановке пьесы Островского Семейная картина (1847, пост. 1855), Бедность не порок (1854), Гроза (1859) и другие. В двух других пьесах, Лес (1871) и Волки и овцы (1875), Островский изобразил беспечное существование помещиков и разного рода авантюристов. Исторические драмы Островского относятся к событиям российской жизни 16-17 вв., а его сказочные пьесы в стихах существенно обогатили репертуар русского театра. Современник Островского, один из виднейших представителей российской литературы И.А.Гончаров, писал драматургу 12 февраля 1882: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого заложили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой, русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского". Умер Островский в Костроме 14 июня 1886.

ЛИТЕРАТУРА

А.Н.Островский в воспоминаниях современников. М., 1966 Островский А.Н. Полное собрание сочинений, тт. 1-12. М., 1973-1980 Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974 Журавлева А.И. А.Н.Островский - комедиограф. М., 1981 Лакшин В.Я. А.Н.Островский, 2-е изд. М., 1982

Полезные сервисы

островский арк. ил

Гуманитарный словарь

ОСТРО́ВСКИЙ Арк. (Авраам) Ил. (1914-67) - композитор. Обучался в Центр. муз. техникуме (Ленинград) композиции у И. Белоземцева и фп. у И. Браудо, работал пианистом и аккордеонистом в разл. эстрадных группах, а в 1940-47 - в джаз-оркестре Л. Утесова. О. создал широко популярные гимнические, эстрадные, маршево-лирические, детские песни. Его творчество продолжило линию И. Дунаевского. Лучшие из песен О. написаны на стихи Л. Ошанина ("Комсомольцы - беспокойные сердца", 1948; цикл "А у нас во дворе" и "Пусть всегда будет солнце", 1962; "Красная гвоздика", 1965; "Веришь - не веришь", 1955); К. Ваншенкина ("Как провожают пароходы", 1965); З. Петровой ("Спят усталые игрушки", 1965). Засл. деятель иск-в РСФСР (1965).

Лит.: Соболева Г. Г. Жизнь в песне. Аркадий Островский. М., 1971.

Полезные сервисы

островский аркадий (авраам) ильич

Энциклопедический словарь

Остро́вский Аркадий (Авраам) Ильич (1914-1967), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). В 1940-47 работал в джаз-оркестре под руководством Л. О. Утёсова. Песни «Комсомольцы - беспокойные сердца» (1948), «Пусть всегда будет солнце» (1962), «Голос Земли», «Спят усталые игрушки» и др.

Большой энциклопедический словарь

Остро́вский Аркадий (Авраам) Ильич (1914—1967), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). В 1940—47 работал в джаз-оркестре под руководством Л. О. Утёсова. Песни «Комсомольцы — беспокойные сердца» (1948), «Пусть всегда будет солнце» (1962), «Голос Земли», «Спят усталые игрушки» и др.

Полезные сервисы

островский аркадий ильич

Энциклопедический словарь

ОСТРОВСКИЙ Аркадий Ильич - ОСТРО́ВСКИЙ Аркадий (Авраам) Ильич (1914-67), советский композитор, заслуженный деятель искусств России (1965). Песни «Комсомольцы - беспокойные сердца» (1948), «Пусть всегда будет солнце» (1962), «Голос Земли», «Спят усталые игрушки» и др.

Большой энциклопедический словарь

ОСТРОВСКИЙ Аркадий (Авраам) Ильич (1914-67) - российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1965). Песни "Комсомольцы - беспокойные сердца" (1948), "Пусть всегда будет солнце" (1962), "Голос Земли", "Спят усталые игрушки" и др.

Полезные сервисы

островский григ

Гуманитарный словарь

ОСТРО́ВСКИЙ Григ. (1756 (?)-1814) - рус. художник, портретист. Манере О. свойственно соединение нек-рых натуралистич. черт с плоскостностью и декоративностью, характерными для мастеров парсунной живописи. Творчество О. является провинц. вариантом того типа отеч. живописи, к-рый представляют Антропов и Аргунов в сер. 18 в. Произведениям О. присущи тонкая колористич. разработка, живописность, уважение, почтительность к персонажам. Портреты Д. Черевина и М. Черевиной (1774), А. Лермонтовой (1776).

Полезные сервисы

островский михаил аркадьевич

Энциклопедический словарь

Остро́вский Михаил Аркадьевич (р. 1935), физиолог, академик РАН (1994). Сын А. И. Островского. Исследования молекулярных механизмов первичных процессов зрения. Один из создателей искусственного хрусталика с естественной окраской.

* * *

ОСТРОВСКИЙ Михаил Аркадьевич - ОСТРО́ВСКИЙ Михаил Аркадьевич (р. 22 февраля 1935), российский физиолог, академик РАН (1994). Сын А. И. Островского. (см. ОСТРОВСКИЙ Аркадий Ильич) Исследования молекулярных механизмов первичных процессов зрения. Один из создателей искусственного хрусталика с естественной окраской.

Большой энциклопедический словарь

ОСТРОВСКИЙ Михаил Аркадьевич (р. 1935) - российский физиолог, академик РАН (1994). Сын А. И. Островского. Исследования молекулярных механизмов первичных процессов зрения. Один из создателей искусственного хрусталика с естественной окраской.

Полезные сервисы

островский михаил николаевич

Энциклопедический словарь

Остро́вский Михаил Николаевич (1827-1901), государственный деятель. Брат А. Н. Островского. Статс-секретарь (с 1876). В 1881-93 министр государственного имущества, участвовал в разработке и реализации программы контрреформ. В 1893-99 председатель Департамента законов Государственного совета.

Полезные сервисы

островский ник. ал

Гуманитарный словарь

ОСТРО́ВСКИЙ Ник. Ал. (1904-36) - прозаик. Род. в с. Вилия Волынской губ. (ныне Ровенская обл.), в семье рабочего. Окончил церк.-приходскую школу (1913). В 1918 - подручный кочегара на электростанции, затем пом. электромонтера. В 1918 О. приобщился к рев. деят-ности, подпольной работе против оккупантов в Шепетовке. Первые лит. опыты - в период пребывания в высшем нач. уч-ще (осень 1918). В 1919 - 1-й секр. комс. ячейки школы. Добровольцем ушел на фронт (авг. 1919). Воевал в дивизии Котовского, потом в составе Первой конной армии. В 1920 дважды тяжело ранен. В окт. 1920 по состоянию здоровья демобилизован, после чего работал на стр-ве узкоколейки, спасал лесоповал на Днепре, участвовал в разгроме вооруженных банд, занимался полит. просвещением молодежи. С 1924 здоровье О. стало ухудшаться, несмотря на длительное лечение. К янв. 1927 - полная потеря подвижности, а в 1928 - и зрения. С помощью родных и близких О. упорно занимается самообразованием, учится на заочном ф-те Коммунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова (окончил летом 1929). Неск. глав воспоминаний о "котовцах" О. послал фронтовым друзьям, рукопись была утеряна. В 1931-33 написан ром. "Как закалялась сталь" (полностью опубл. в 1935). Осенью 1933 задумал новый ром. "Рожденные бурей". Несмотря на тяжелый недуг, продолжал вести интенсивную лит. и обществ. деят-ность, писал статьи, выступал по радио, общался с молодежью, писателями-современниками, вел обширную переписку с читателями. Жизнь О. воспринималась "как образец торжества духа над телом" (М. Горький). Книга "Как закалялась сталь" стала частью истории сов. об-ва и входила в круг произв., обязат. для изучения в сов. школе.

Н. А. Островский

Н. А. Островский

Полезные сервисы

островский николай алексеевич

Энциклопедический словарь

Остро́вский Николай Алексеевич (1904-1936), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-34; некоторые главы не были пропущены цензурой) - о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере автобиографический, определил тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рождённые бурей» (1936, не окончен) - о Гражданской войне в Западной Украине.

* * *

ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич - ОСТРО́ВСКИЙ Николай Алексеевич (1904-1936), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-1934; некоторые главы не были пропущены цензурой) - о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) - о Гражданской войне в Зап. Украине.

Большой энциклопедический словарь

ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (1904-36) - русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал Роман "Как закалялась сталь" (1932-34; некоторые главы не были пропущены цензурой) - о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман "Рожденные бурей" (1936, не окончен) - о Гражданской войне в Зап. Украине.

Полезные сервисы

островский, александр николаевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Александр Николаевич Островский.

Александр Николаевич Островский.

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 - 86), русский драматург. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов - от охваченных страстью к "деланию денег" своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников ("Свои люди - сочтёмся!", 1850; "Бедность не порок", 1854; "Доходное место", 1857; "Гроза", 1859; "Горячее сердце", 1868; "Бешеные деньги", 1870; "Волки и овцы", 1875), показал трагедию одарённых, тонко чувствующих женщин ("Бесприданница", 1878), судьбы людей из актёрской среды ("Лес", 1871; "Таланты и поклонники", 1881; "Без вины виноватые", 1884), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857 - 61). Пьесы в стихах - поэтическая "весенняя сказка" "Снегурочка" (1873; опера Н.А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского отражен нравственный идеал народа, запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий и приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера.

Полезные сервисы

островский, николай алексеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Николай Алексеевич Островский.

Николай Алексеевич Островский.

ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (1904 - 1936), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, создал роман "Как закалялась сталь" (1932 - 34; некоторые главы не были пропущены цензурой) о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (автобиографический образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман "Рождённые бурей" (1936, не окончен) - о Гражданской войне в Западной Украине.

Полезные сервисы