мн.
Святые Отцы (в богословии).
см. предки
Ср. Давным-давно... владимирцы согрешили перед Богом, посамовольничали, не приняли архипастыря, хотели своего, что ли, поставить... хоть и давно было, а вот даром не прошло: и поныне зовут их святогонами, и никакое дело у них не спорится! Отцы терпкое поели, а внукам оскомина пала...
Даль. Подземное село.
Ср. Отцы согрешили, а детей наказывают (халдейск.).
Ср. Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина.
Иез. 18, 2.
Ср. Господь, наказывающий беззаконие отцов к детям до третьего и четвертого колена.
Числа. 14, 18. Ср. Исх. 20, 5. Второз. 5, 9. Иерем. 32, 18.
См. оскомину набить.
Как отцы и деды наши, так и мы. Отцы и деды наши не знали этого, да жили же не хуже нашего.
См. БЫЛОЕ - БУДУЩЕЕ
крыл. сл. Заглавие романа И. С. Тургенева (1862), ставшее в XIX веке синонимом розни двух поколений - старого и молодого.
Заглавие романа И.С. Тургенева (1862), ставшее в XIX веке синонимом розни двух поколений - старого и молодого.
Публ., Разг. иногда Шутл. О конфликтах между представителями старого и молодого поколения. Название романа И. С. Тургенева (1862 г.). БМС 1998, 425.
Отцы́ це́ркви - традиционное название деятелей христианской церкви II-VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
* * *
ОТЦЫ ЦЕРКВИ - ОТЦЫ́ ЦЕ́РКВИ, традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин (см. АВГУСТИН (апостол Англии)), Иероним, Григорий I Великий (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ), в православии - Афанасий Александрийский (см. АФАНАСИЙ Александрийский), Василий Великий (см. ВАСИЛИЙ Великий), Григорий Назианзин (см. ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН) (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ).
ОТЦЫ ЦЕРКВИ - традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
ОТЦЫ ЦЕРКВИ - термин, употребляемый для обозначения ранних христианских писателей, развивавших вероучение на основе Св. Писания и Св. Предания. Благодаря этим авторам церковь восприняла философию и культуру греко-римского мира, усваивая ее здравые элементы, и отвергая ее заблуждения. Последним из западных отцов церкви обычно называют Беду Досточтимого (ум. 735), однако дух патристики - библейский, благочестивый и в общем смысле платоновский - продолжал жить вплоть до возникновения схоластики в 12 в. На Востоке подобной резкой границы не наблюдалось, по крайней мере до момента падения Византийской империи. Обширное издание патристических текстов в 383 томах аббатом Ж. П. Минем, Patrologiae cursus completus, включает сочинения греческих церковных писателей до падения Константинополя (1453) и латинских - до конца понтификата папы Иннокентия III (1216). Эпоха патристики охватывает период с начала 2 в. н.э. до начала 7 в. На смену т. н. апостольским мужам пришли Юстин Мученик и другие апологеты, формулировавшие христианское вероучение на языке наиболее значительных философских систем той эпохи. Между 180 и 260 фундамент греческого спекулятивного богословия был заложен александрийскими христианскими платониками - Климентом и Оригеном. Для развития латинской христианской мысли столь же важное значение имели этические и догматические сочинения двух великих карфагенцев - Тертуллиана и Киприана. После Никейского собора (325) выдвинулась целая плеяда выдающихся христианских писателей. На Востоке дело Афанасия Александрийского было продолжено т.н. каппадокийцами - Василием Кесарийским, его братом Григорием Нисским и Григорием Назианзином, а также Иоанном Златоустом, прославившемся своими проповедями. Различные подходы к христологическому учению развивались в Антиохийской школе (Феодор Мопсуестийский) и в Александрийской школе (Кирилл Александрийский); к этим двум богословам восходят две противоположные ереси - несторианство и монофизитство, между тем как последующие отцы церкви предпочли средний путь, закрепив его в постановлениях Халкидонского собора (451). Крупными богословами были Леонтий Византийский (6 в.), Максим Исповедник (7 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.). На Западе родоначальниками классической латинской богословской традиции стали Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский и Иероним, автор латинского перевода Библии - Вульгаты. Последующее развитие эта традиция получила в многочисленных сочинениях Августина (ум. 430), учившего о спасении через благодать в лоне церкви. Традиционный список древних латинских учителей церкви замыкают два папы - Лев Великий (ум. 461) и Григорий Великий (ум. 604).
ЛИТЕРАТУРА
Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992 Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994
ОТЦЫ ЦЕРКВИ ("святые отцы"), традиционное название деятелей христианской церкви 2 - 8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные отцы церкви в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ - название, закрепившееся в истории за англичанами, высадившимися в Плимуте (шт. Массачусетс) в 1620. Часть поселенцев составляли члены Сепаратистской церкви в Лейдене (Голландия), большинство же были членами Англиканской церкви. У первопоселенцев не было определенного самоназвания, иногда они говорили о себе как о "святых" - после того как автор идеи сепаратизма Роберт Браун назвал Сепаратистскую церковь "церковью святых"; употреблялось и наименование "браунисты". Следующие поколения говорили о них как об "отцах-первопоселенцах". Название "пилигримы" появилось в 1793, когда на празднике "Дня отцов-первопоселенцев" в Плимуте его употребил в проповеди преподобный Ч.Роббинс. В церковных архивах он обнаружил экземпляр описания отплытия из Лейдена, автор которого, У.Брадфорд, писал, что "святые" оставляли город скрепя сердце, "но они знали, что являются пилигримами, не обращали внимания на трудности и, возводя очи к небесам, их благословенной родине, смиряли свои души". В своей проповеди Роббинс назвал отцов-основателей пилигримами; это название привилось. В 1819 было основано Общество пилигримов, а в следующем году, на праздновании их двухсотлетнего юбилея, известный политик и оратор Д.Уэбстер вновь говорил об "отцах-пилигримах". Через несколько лет англичанка Ф.Д.Хеманз написала поэму Прибытие отцов-пилигримов в Новую Англию. К 1840 название стало общеупотребительным.