Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

полифон

Синонимы к слову полифон

сущ., кол-во синонимов: 1

знак (138)

Полезные сервисы

полифонема

Слитно. Раздельно. Через дефис

полифоне/ма, -ы

Полезные сервисы

полифонизм

Орфографический словарь

полифони́зм, -а

Словарь ударений

полифони́зм

Формы слов для слова полифонизм

полифони́зм, полифони́змы, полифони́зма, полифони́змов, полифони́зму, полифони́змам, полифони́змом, полифони́змами, полифони́зме, полифони́змах

Синонимы к слову полифонизм

Грамматический словарь

полифони́зм м 1a

Словарь иностранных слов

ПОЛИФОНИЗМ (греч., от poly - много, и phone - звук). Многозвучность, многоголосие, многотонность.

Полезные сервисы

полифонист

Толковый словарь

м.

Композитор, автор полифонической музыки.

Энциклопедический словарь

ПОЛИФОНИ́СТ -а; м. Композитор, автор полифонической музыки. Итальянские полифонисты.

Слитно. Раздельно. Через дефис

полифони/ст, -а

Формы слов для слова полифонист

полифони́ст, полифони́сты, полифони́ста, полифони́стов, полифони́сту, полифони́стам, полифони́стом, полифони́стами, полифони́сте, полифони́стах

Синонимы к слову полифонист

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

полифони́ст мо 1a

Полезные сервисы

полифонический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. полифония, связанный с ним

2. Свойственный полифонии, характерный для нее.

Толковый словарь Ушакова

ПОЛИФОНИ́ЧЕСКИЙ, полифоническая, полифоническое (муз.). прил. к полифония. Полифоническая музыка. Полифонический стиль.

Академический словарь

-ая, -ое. муз., иск.

Относящийся к полифонии.

Полифоническая музыка. Полифоническая разработка музыкальной темы. Полифоническая перспектива романа.

Орфографический словарь

полифони́ческий

Словарь ударений

полифони́ческий

Формы слов для слова полифонический

полифони́ческий, полифони́ческая, полифони́ческое, полифони́ческие, полифони́ческого, полифони́ческой, полифони́ческих, полифони́ческому, полифони́ческим, полифони́ческую, полифони́ческою, полифони́ческими, полифони́ческом, полифони́ческ, полифони́ческа, полифони́ческо, полифони́чески

Синонимы к слову полифонический

многоголосный, многоплановый, многоголосый, полифоничный

Морфемно-орфографический словарь

поли/фон/и́ческ/ий.

Грамматический словарь

полифони́ческий п 3a✕~

Большой словарь иностранных слов

полифонический

- прилагательное от слова полифония; многозвучный, многоголосный

Словарь иностранных слов

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ (этим. см. полифонизм). Многоголосный, к полифонизму относящийся, ему свойственный.

Полезные сервисы

полифоничность

Орфографический словарь

полифони́чность, -и

Синонимы к слову полифоничность

сущ., кол-во синонимов: 3

многоголосность, многоголосие

Полезные сервисы

полифоничный

Академический словарь

-ая, -ое; -чен, -чна, -чно. муз., иск.

То же, что полифонический.

Полифоничное исполнение. Полифоничный роман.

Слитно. Раздельно. Через дефис

полифони/чный

Орфографический словарь

полифони́чный; кратк. форма -чен, -чна

Синонимы к слову полифоничный

прил., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

полифони́чный п 1*a

Полезные сервисы

полифония

Толковый словарь

ж.

Разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании ряда самостоятельных мелодий.

Толковый словарь Ушакова

ПОЛИФОНИ́Я, полифонии, мн. нет, жен. (от греч. poly - много и phone - звук) (муз.). То же, что многоголосие.

Толковый словарь Ожегова

ПОЛИФОНИ́Я, -и, жен. (спец.).

1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п.

2. Многоплановость художественного произведения. П. романов Достоевского.

Энциклопедический словарь

ПОЛИФОНИ́Я -и; ж. [от греч. polys - многочисленный и phōnē - звук]

1. Муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении. Мастер в области полифонии.

2. Иск. Художественное многообразие в чём-л. П. цвета, пьесы. П. оценок и мнений.

Полифони́ческий; полифони́чный, -ая, -ое. П-ая музыка, разработка темы. П. роман. П-ое исполнение. Полифо́нный, -ая, -ое (1 зн.). П-ая техника.

* * *

полифони́я (от поли... и греч. phonē - звук, голос), вид многоголосия, основанного на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии - имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и её вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (IX-XIV вв.) - органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (XVII-XX вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Её особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в XX в. - также с додекафонией и другими видами композиционной техники.

* * *

ПОЛИФОНИЯ - ПОЛИФОНИ́Я (от поли... (см. ПОЛИ... (часть сложных слов)) и греч. phone - звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии (см. ГОМОФОНИЯ)). Виды полифонии - имитационная (см. Имитация (см. ИМИТАЦИЯ)), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) - органум, мотет (см. МОТЕТ). Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику (см. ДИАТОНИКА), плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса (см. МЕССА), мотет, мадригал (см. МАДРИГАЛ), шансон (см. ШАНСОН). Полифония свободного стиля (17-20 вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты (см. ТОККАТА), ричеркара (см. РИЧЕРКАР), фуги (см. ФУГА) и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. - также с додекафонией (см. ДОДЕКАФОНИЯ) и другими видами композиционной техники.

Большой энциклопедический словарь

ПОЛИФОНИЯ (от поли... и греч. phone - звук - голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии - имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) - органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (17-20 вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. - также с додекафонией и другими видами композиционной техники.

Академический словарь

-и, ж.

1. муз.

Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

2. иск.

Художественное многообразие в чем-л.

Полифония цвета. Полифония пьесы.

[греч. πολυφωνία]

Энциклопедия Кольера

ПОЛИФОНИЯ - музыкальный термин, буквально означающий совместное звучание многих голосов, многоголосие, в противоположность монофонии (монодии) - звучанию одного голоса и гомофонии - звучанию одного голоса с аккомпанементом. Число голосов в полифонической музыке - от двух до нескольких десятков, причем каждый голос обладает определенной индивидуальностью и независимостью от других. Термины "полифония" и "контрапункт" имеют много общего, однако термин "контрапункт" относится только к композиционной технике европейской музыки, а термин "полифония" может характеризовать также искусство восточных народов или примитивных культур.

ЛИТЕРАТУРА

Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931 Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987

Гуманитарный словарь

ПОЛИФО́НИЯ - муз.-теоретич. понятие, означающее такой тип орг-ции муз. многоголосной ткани, при к-ром муз. мысль (мелодия) не сосредоточена в одном голосе. Ист. и геогр. формы полифонич. письма отличаются большим многообразием. Эл-ты П. обнаруживаются в фольклоре европ. и неевроп. народов. Однако только в европ. проф. муз. письменной традиции складывается развитая и дифференц. система норм и запретов, регулирующая симультанный и сукцессивный аспекты многоголосного целого. Эта система (начиная с 2-голосного органума, самой ранней формы многоголосия, чьи первые пам. датируются 9 в.) "растет" с увеличением кол-ва голосов и конституируется в учениях о дисканте (12-13 вв.) и контрапункте (14-18 вв.) - ист. корректных дефинициях для тех явлений европ. муз. практики, к-рые описываются начиная с 19 в. через понятие "П.".

В эпоху средневековья и Возрождения полифонич. иск-во интенсивно культивируется во Франции, Нидерландах, Англии, Италии. Крупнейшие достижения этого периода связаны с именами Леонина (2-я пол. 12 в.) и Перотина (кон. 12 - 1-я треть 13 в.; оба принадлежали к певческой школе собора Нотр-Дам, в тв-ве последнего впервые появляется 3-4-голосие), Г. де Машо (14 в., создатель первой авторской полифонич. мессы и изоритмич. мотета), Г. Дюфаи. Й. де Окегема, Я. Обрехта (15 в., представители Нидерланд. школы, обогатили и довели до виртуозного блеска имитац.-остинатную технику в хоровом стиле а капелла), О. Лассо, Дж. П. Палестрина, А. и Дж. Габриелли (16 в., соотв. нидерланд., рим. и венециан. школы). При всем многообразии стилей и исполнит. манер многоголосие этого периода базируется на неск. фундамент. принципах: системе церк. ладов, квантитативной ритмике, технике композиции на основе последоват. присоединения к одному голосу остальных (в норме еще 3-4). Компромисс между двусторонним стремлением к независимости мелодич. линий (каждая имеет свои кульминации, цезуры, внутр. членения) и их взаимосогласованности (регулируется нормами вертикальных интервальных комбинаций) определяет правила голосоведения, меняющиеся от эпохи к эпохе. Однако подлинный водораздел в истории многоголосия приходится на кон. 16 - 1-ю пол. 17 в. и связан с основополагающими изменениями в системе муз. яз. - стабилизацией гармонич. тональности и акцентной метрики. "Свободный стиль" П. барокко регулируется аккордно-тональной логикой, реализуя на новой основе полифонич. методы развития материала (имитацию, инверсию, увеличение, уменьшение и т. д.). Еще одно открытие эпохи - мир инструм. полифонич. форм, увенчанный "царицей контрапункта" фугой, непревзойд. мастерами к-рой были крупнейшие полифонисты 1-й пол. 18 в. И. С. Бах и Г. Ф. Гендель.

Во 2-й пол. 18-19 в. П. как техника и способ формообразования оттесняется на второй план гомофонно-гармонич. письмом, хотя эл-ты старой полифонич. традиции, в целом скомпрометированной как "сухая" и "учебная" музыка, оживают (начиная с В. А. Моцарта и все более активно у романтиков) в полифонизации гомофонной фактуры. Однако с завершением в нач. 20 в. эры гармонии, имевшей "блестящую, но краткую историю" (И. Ф. Стравинский), полифонич. техника вновь возвращается на историч. авансцену, обогащаясь рядом муз.-языковых новаций (напр., у О. Мессиана, В. Лютославского, П. Хиндемита и др.).

Особым своеобразием отличается П. рус. композит. школы, основанная на претворении фольклорных моделей (т. н. подголосочная П.). Данная традиция была заложена М. И. Глинкой и подхвачена "кучкистами", наиб. последовательно - А. П. Бородиным и М. П. Мусоргским. В полифонич. технике С. И. Танеева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина эта линия синтезируется с достижениями европ. полифонич. культуры.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПОЛИФОНИЯ (от поли... и греческого phone - звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную (контрапунктирование разных мелодий), подголосочную (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни).

Орфографический словарь

полифони́я, -и

Словарь ударений

полифони́я, -ни́и

Á сущ см. Приложение II

(в музыке: вид многоголосия)

Сведения о происхождении слова:

Слово происходит от греческого πολυφωνία и соответствует по ударению языку-источнику.

Сведения о старой норме ударения:

В старинных словарях, однако, его можно встретить с ударением полифо́ния.

Профессиональная речь:

Ударение полифо́ния принято в профессиональном общении музыкантов, но только там оно и уместно.

"Узелок на память":

Если постановка ударения в этом слове затрудняет вас, то, возможно, поможет ассоциация полифони́я - многоголо́сие: у обоих существительных под ударением четвертый слог.

Трудности произношения и ударения

полифони́я (не рекомендуется полифо́ния; встречается в речи музыкантов).

Формы слов для слова полифония

полифони́я, полифони́и, полифони́й, полифони́ям, полифони́ю, полифони́ей, полифони́ею, полифони́ями, полифони́ях

Синонимы к слову полифония

полифонизм, контрапункт, многоплановость, многоголосие

сущ.

многоголосие

Идеография

музыка

коллективный

полифония. полифонический.

контрапункт.

ансамбль (оркестровый, хоровой, музыкальный) - группа исполнителей, выступающих совместно.

соло. дуэт.

ансамбль из трех человек: трио - инструментальный а. терцет - вокальный а.

квартет. квинтет. секстет. септет. октет. нонет.

партия (# скрипки).

в две [четыре] руки играть.

аккомпанемент. аккомпаниатор.

аккомпанировать.

аккомпаниаторский.

сопровождение. сопровождать. в сопровождении.

подыграть.

под гитару.

тапер.

Лингвистические термины

Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. polifonìa.

Морфемно-орфографический словарь

поли/фон/и́/я [й/а].

Синтаксис

Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.

Грамматический словарь

полифони́я ж 7a [у музыкантов полифо́ния ж 7a]

Словарь иностранных слов

ПОЛИФОНИЯ (греч.). Музыка, исполняемая многими голосами, многоголосность, в противоположность гомофонии, одноголосности.

Сканворды для слова полифония

- Телефонное «многоголосие».

- Многоголосие.

- Многоголосность.

Полезные сервисы

полифония алфавитная

Грамматологический словарь

Полифония алфавитная - свойственна некоторым системам письма, где не различают глухие и звонкие согласные b/p, v/f, t/d, а также гласные одного ряда i/e, a/e, u/o (во втором случае говорят о сингармонизме). Эти явления характерны в основном для языков, гипотетически объединяемых в алтайскую макросемью (тюркские, монгольские, венгерский, маньчжурский, дравидийские, корейский и японский). Ярко выраженный полифонный характер у монгольских и корейской письменностей. Полифония присуща и тамильскому письму: சிங்கமம் čiŋkam [singam] лев.

Кроме того полифонией обладают письменности, обслуживавшие т.н. средиземноморские языки, - этрусский алфавит, иберский буквенно-слоговой алфавит, а также хеттский, крито- и кипро-минойский силлабарии.

В 1928 А. Байтурсунов нашел гениальный способ приложения реформированного арабского алфавита к казахскому языку. Поскольку этот язык обладает сингармонизмом (несколько огрубляя ситуацию, можно сказать, что в словах могут только гласные одного ряда), он предложил перед каждым словом ставить знак, аналогичный скрипичному или басовому ключу в нотах, показывающий. к переднему или заднему ряду относится слово; для каждой же пары гласных достаточно было одной графемы. Однако такое экономное решение неприменимо ни в казахской латинице, ни в казахской кириллице.

С полифонией тесно связаны явления сингармонизма - единообразное вокалическое (реже консонантное, как в ряде языков индейцев Северной Америки) оформление слова как морфологической единицы. (В русском языке известно только в просторечии сейчас > [чичас]). Широко распространены в алтайских языках: в венгерском ablak-hoz к окну, cipész-hez к сапожнику, küszöb-höz к порогу; в эвенкийском ана-джа-ра толкают, сонго-джо-ро плачут. В агглютинативных языках служит приемом, обеспечивающим цельность и отдельность словоформы. В киргизском (как и в монгольском) вторичны долготы: taγ > too гора, tüjö > töö верблюд, bije > bee кобыла. Губная гармония представлена в в киргизском м калмыцком языках: bol-bos "он не будет" (а не bolbas или bolmas), suroo-lor (а не suroolar).

Полезные сервисы

полифонно-гомофонный

Слитно. Раздельно. Через дефис

полифо/нно-гомофо/нный

Полезные сервисы

полифонный

Толковый словарь

прил.

то же, что полифонический

Толковый словарь Ушакова

ПОЛИФО́ННЫЙ, полифонная, полифонное (муз.). То же, что полифонический.

Академический словарь

-ая, -ое. муз.

прил. к полифония (в 1 знач.).

Полифонная техника.

Орфографический словарь

полифо́нный

Формы слов для слова полифонный

полифо́нный, полифо́нная, полифо́нное, полифо́нные, полифо́нного, полифо́нной, полифо́нных, полифо́нному, полифо́нным, полифо́нную, полифо́нною, полифо́нными, полифо́нном, полифо́нен, полифо́нна, полифо́нно, полифо́нны, полифо́ннее, пополифо́ннее, полифо́нней, пополифо́нней

Синонимы к слову полифонный

прил., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

полифо́нный п 1*a

Полезные сервисы