Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

поэма

Толковый словарь

ж.

1. Повествовательное художественное произведение в стихах.

отт. Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.

2. Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.

3. перен.

Что-либо, что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

ПОЭ́МА - сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? поэ́мы, чему? поэ́ме, (вижу) что? поэ́му, чем? поэ́мой, о чём? о поэ́ме; мн. что? поэ́мы, (нет) чего? поэ́м, чему? поэ́мам, (вижу) что? поэ́мы, чем? поэ́мами, о чём? о поэ́мах

1. Поэма - это стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах.

Романтическая поэма. | Поэма-эпопея. | Расцвет поэмы связан с эпохой романтизма. | В центре поэмы как жанра находится событие, так или иначе включенное в перспективу истории народа и человечества.

2. Поэма - это авторское условное название некоторых крупных прозаических произведений.

Поэма Гоголя «Мёртвые души».

3. Поэмой можно назвать что-то, что поражает своей красотой, сильно воздействует на чувства и воображение.

Море на закате - целая поэма.

Толковый словарь Ушакова

ПОЭ́МА [по], поэмы, жен. (греч. poiema - творение).

1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). «Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм.» Пушкин.

|| Название некоторых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя "Мертвые души". Петербургская поэма Достоевского "Двойник". Роман "Война и мир" - героическая поэма о двенадцатом годе.

2. перен. О чем-нибудь необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца - это целая поэма!

3. Название некоторых музыкальных произведений (муз.). "Поэма экстаза" Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Толковый словарь Ожегова

ПОЭ́МА, -ы, жен.

1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина «Цыганы».

2. перен. О чём-н. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны.

| прил. поэмный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Популярный словарь

Поэма

-ы, ж.

1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Поэмы Н.

А.

Некрасова.

2) В музыке: небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное, а также хоровое и вокально-инструментальное сочинение.

Симфоническая поэма.

3) перен. Что-л. возвышенное, необыкновенное, сильно воздействующее на чувства и воображение.

Не жизнь, а поэма!

Этимология:

От французского poème (← лат. poema ← греч. poiēma ← poiein ‘делать’, ‘творить’, ‘создавать’). В русском языке - с XVIII в.

Энциклопедический комментарий:

В древности и Средние века поэмой называли монументальный героический эпос "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее наследственных черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфическим поэмным событием является само столкновение лирических и эпических начал как позиции личности с внеличными силами ("Медный всадник" А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом: автор-участник или вдохновенный комментатор событий (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.

Словарь существительных

ПОЭ́МА, -ы, ж

Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, большого объема, преимущественно лиро-эпическое.

Все роды поэзии… были мною разобраны, оценены, и я непременно решился на эпическую поэму, почерпнутую из отечественной истории (П.).

Энциклопедический словарь

ПОЭ́МА -ы; ж. [греч. poiēma]

1. Большое лирико-эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. "Мёртвые души" Гоголя - поэма в прозе.

2. Название музыкального произведения свободной формы, обычно программного характера. Симфоническая п.

3. О том, что поражает своей красотой, величием, очарованием и т.п. Море на закате - целая п. П. зимней лунной ночи.

* * *

поэ́ма (греч. рóiēma), 1) поэтический жанр большого объёма, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) - «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд её «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие - само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор - участник или вдохновенный комментатор события («За далью - даль» А. Т. Твардовского). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без героя» А. А. Ахматовой).

2) В музыке XIX-XX вв. лирическая инструментальная пьеса, близкая рапсодии, фантазии (А. Н. Скрябин, Э. Шоссон); крупное одночастное произведение для оркестра (симфонические поэмы Ф. Листа), иногда вокальное или хоровое произведение. Отличается относительной свободой построения.

* * *

ПОЭМА - ПОЭ́МА (греч. poiema),

1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею (см. ЭПОПЕЯ) ) - «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие - само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор - участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).

2) В музыке - небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (см. ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА) (симфоническая поэма (см. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА) ), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

Большой энциклопедический словарь

ПОЭМА (греч. poiema) - 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) - "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событие - само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами ("Медный всадник" А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование "зримой" событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор - участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма ("Поэма без Героя" А. А. Ахматовой).

2) В музыке - небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

Академический словарь

-ы, ж.

1. Большое стихотворное лирико-эпическое произведение.

Лирическая поэма. Эпическая поэма. Дидактические поэмы Буало.

Сверх того, «Цыганы» Пушкина - не роман и не повесть, но поэма ---. Поэма рисует идеальную действительность и схватывает жизнь в ее высших моментах. Белинский, Сочинения А. Пушкина.

Жанр трагедии воплощен на балетной сцене в «Ромео и Джульетте», романтической поэмы - в «Бахчисарайском фонтане». Захаров, Искусство балетмейстера.

||

Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения.

Небывалый до Гоголя жанр поэмы в прозе позволял ему не только активно вмешиваться в слова и поступки действующих лиц, перемежая повествование лирическими отступлениями, но путем смелых сопоставлений и поэтических аллегорий доводить частные наблюдения до больших социальных обобщений. Андроников, Гоголь и его современники.

2. перен.

Что-л. прекрасное или необыкновенное, сильно воздействующее на чувства и воображение.

За кормой разгоралась янтарная заря. Из-за гор поднималось солнце, создавая чудесную зрительную поэму. Новиков-Прибой, Женщина в море.

3. Название музыкального произведения свободной формы, обычно программного характера.

«Поэма экстаза» Скрябина.◊

Новая симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин» очень хорошая вещь и превосходно инструментованная. А. Бородин, Письмо Е. С. Бородиной, 30 ноября 1885.

[греч. ποίημα]

Гуманитарный словарь

ПОЭ́МА - 1) Литературный жанр. Эпическая П. - центральная разновидность жанра - крупная повествовав форма. Чаще всего имеет стихотворную организацию, иногда в пределах нац. традиции фиксированную метрически (гекзаметр, александрийский стих) или строфически (терцины, октавы), изредка пишется ритмизованной прозой. Разделяется на героическую П., воспевающую значительное, длительное и представленное как процесс событие, обычно имеющее общенац. или вселенский смысл, и комическую П., к-рая пародирует героическую посредством бурлеска или замены тематики на противоположную.

Лирическая П. - крупная бесфабульная стихотв. форма. Разделяется на описательную и дидактическую. Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.

Лиро-эпическая П. - осложненная фабулой крупная лирическая форма, иногда с элементами драмы (драматическая П.), или расширенная баллада, повесть в стихах (новеллистическая П.).

В России не произошло окончат. циклизации ср.-век. эпических песен, поэтому не было нац. традиции П. В системе нормативной лит-ры 18 в. П. считалась высшим жанром, поэтому А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов и др. пробовали создать нац. эпопею, ориентируясь на античную и западную П. 16-18 вв. В сер. 18 в. появляются сначала стихотворные переложения франц. романов (В. К. Тредиаковский), затем популярные комические П. В. И. Майкова, И. Ф. Богдановича, И. П. Котляревского, соединившие бытописание с пародией на классический эпос. Канонические героические П. на русском мат-ле создал М. М. Херасков. В нач. 19 в. благодаря эпигонству архаистов эта традиция П. пресеклась, но переводы Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским П. Гомера стали лит. события ми. В кон. 18 - нач. 19 в. развивались описательная, дидактическая (Херасков), сказочная П., связавшие традиции былин, оссианизма и шутливого эпоса (Херасков, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин). В 20-30-е гг. 19 в. под влиянием Байрона прежние виды П. вытесняет лироэпическая. Появляются романтические П. с исключительными героями, романтическим конфликтом, "вершин ной" композицией, субъективным тоном повествования (Пушкин, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов, М. Ю. Лермонтов) и шутливые новеллистические П. (Пушкин, Лермонтов). Интерес к прозе, усиление реалистических тенденций в 1830-40-е гг. приводит к созданию бытовой П. в прозе ("Мертвые души" Н. В. Гоголя), многостильной, синтези рующей смешное и серьезное, сатирический, лирический и дидактический взгляд на русскую жизнь, а также к насыщению серьезным, даже трагическим ("Медный всадник" Пушкина) содержанием новеллистической П. Эта разновидность жанра стала госодствующей в сер. 19 в. (А. Н. Майков, И. С. Тургенев, Н. П. Огарев, А. А. Григорьев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет), приближаясь по построению и тематике к бытовой психологической повести писателей, вышедших из натуральной школы. В 1860-70-е гг. распространяется пародийная П.-фельетон (Д. Д. Минаев, В. П. Буренин) и сатирическая П. (Некрасов). Обращение к фольклору позволило Некрасову возродить и обновить эпическую П. ("Мороз, Красный нос" и др.), моделируя цельный народный взгляд на мир путем разностильного освещения бытового сюжета. Во 2-й пол. 19 в. возрождается и романтическая фило-софско-эстетическая (А. К. Толстой) и философско-психологич. (А. Н. Апухтин) П., иногда сниженно-ироническая (Я. П. Полонский). Бытописательная П. кон. 19 в. (К. К. Случевский) в творчестве символистов стала насыщаться философским содержанием и лиризмом (Н. М. Минский, Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб). У К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой и иных поэтов нач. 20 в. лиро-эпическая П. почти утратила фабулу. 20 в. - кризис и разрушение жанра П. в России. Авангардные П. В. В. Маяковского, Велемира Хлебникова, М. И. Цветаевой, Н. Н. Асеева и пр., подобно "малым" П. 19 в., отличаются от лирических стихотворений обычно не структурой, а лишь объемом. Лишь у А. А. Блока, реже - у Маяковского, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого субъективное переживание реальности достигает остроты, порождающей эпически обобщенный образ. Фабульная лиро-эпическая П. 1920-30-х гг. (Э. Г. Багрицкий, В. Н. Инбер, П. Н. Васильев, Б. П. Корнилов) - обширная баллада, осложненная лирическими рассуждениями и ассоциативными описаниями. Комическая П. за редкими исключениями (И. Л. Сельвинский, А. Т. Твардовский и пр.) в 20 в. почти не представлена. В сталинскую эпоху одним из центральных жанров стала героическая П. на историч. (К. М. Симонов) и современные (А. Я. Яшин) сюжеты, построенная по строгим канонам и имеющая идеологич. задание, но не давшая значит. художеств. достижений. Патриотический подъем военных лет способствовал возрождению П., к-рая все же, несмотря на свой эпический тон, маскируется под лирический дневник (О. Ф. Берггольц) или сборник новелл ("Василий Теркин" Твардовского, продолжавшего в целом традиции Н. Некрасова). В послевоенный период развивается лишь лиро-эпическая с сильно ослабленной фабулой и особенно лирическая П. разных видов: патетическая, медитативная и др. (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Д. С. Самойлов). Предпринимались опыты драматической (И. А. Бродский, Самойлов) и прозаической П. (В. В. Ерофеев).

2) Небольшая инстр. пьеса для фортепиано или струнного смычкового инструмента с сопровождением, сочетающая повествовательность с лирико-драматич. экспрессией. Нередко имеет дополняющие жанр. определение программные названия, характеризуется свободой построения. Эти признаки роднят П. с ее жанровым прообразом - симф. поэмами Ф. Листа. В рус. музыке блестящие образцы фп. соч. в этом жанре дал А. Н. Скрябин ("К пламени", "Сатаническая поэма").

3) Эл-т названия нек-рых крупных хоровых или вок.-инстр. соч., подчеркивающий, помимо указания на наличие поэтич. текста, лирикоэпич. характер замысла композитора ("10 поэм для хора" Д. Д. Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" Г. В. Свиридова).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПОЭМА (греческое poiema),

1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой  называли монументальный героический эпос (эпопею) - "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что указывает на эпическую природу жанра поэмы по ее происхождению и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событие - само столкновение лирических и эпических начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческим, социальными или космическими) силами ("Медный всадник" А.С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование "зримой" событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом: автор - участник или вдохновенный комментатор события ("Двенадцать" А.А. Блока; "Погорельщина" Н.А. Клюева). В 20 в. утверждается бессюжетно-лирическая поэма  ("Поэма без Героя" А.А. Ахматовой).

2) В музыке в 19 - 20 вв. лирическая пьеса, близкая рапсодии, фантазии (А.Н. Скрябин, Э. Шоссон); крупное одночастное произведение для оркестра (симфонические поэмы Ф. Листа), иногда вокальное или хоровое сочинение. Отличается относительной свободой построения.

Толковый словарь

Поэма, ы, ж.

Женское имя.

• Имена-неологизмы (1930 г.): Новелла, Поэма. Бондалетов, 131.

Орфографический словарь

поэ́ма, -ы

Формы слов для слова поэма

поэ́ма, поэ́мы, поэ́м, поэ́ме, поэ́мам, поэ́му, поэ́мой, поэ́мою, поэ́мами, поэ́мах

Синонимы к слову поэма

сущ., кол-во синонимов: 9

См. книга...

Морфемно-орфографический словарь

поэ́м/а.

Грамматический словарь

поэ́ма ж 1a

Этимология

Заимствование из французского, где роете восходит к латинскому роета от греческого poiema, образованному от глагола poiein - "делать, творить".

Этимологический словарь русского языка

Из фр. яз. в XVIII в. Фр. роете < лат. роёта, передающего греч. poiema, производное от poiein - «делать, творить, создавать».

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где poëme < лат. poēma, передающего греч. poiēma суф. производное от poiein «делать, творить, создавать». Поэт - «творец».

поэ́ма

у Тредиаковского и Кантемира, в XVIII в. еще пии́ма. Первое - через польск. роеmа (роеmаt) или франц. роèmе из лат. роēmа; пиима - непосредственно из первоисточника этих слов - греч. ποίημα "(поэтическое) творение".

Словарь галлицизмов русского языка

ПОЭМА ы, ж. poème m. <гр. poiema творение. - Комедия. Желательно было бы, чтобы автор к дарованию своему присоединил осмотрительность в сочинении планов для будущих своих поэм, и тогда, может быть, драматическия творения его послужили бы обогащением Русского театра. 1793. Крылов Примечания на комедию "Смех и Горе". // К. 1847 1 335. Лице, наполняющее поэму без действия, есть ошибка в поэме. 1792. Крылов Смех и горе. // К. 1847 1 330.

1. Повествовательное художественное произведение в стихах. Героическая поэма. БАС-1. Повествование эпических Поэм заключает в себе целое действие со всеми эпизодами, которыми Стихотворец действие сочетает. 1767. ПЭ 1 63. Поэма рисует идеальную действительность и схватывает жизнь в ее высших моментах. Белинский Соч. А. Пушкина. || Употребляется как название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий. БАС-1. Эпопея - самое высокое стихотворение, в котором описывается важное целого народа или всего человеческого рода происшествие. Иначе поэма. САР 6 1007. Сделаем лучше, если скажем что-нибудь о самом Ноздреве, которому, может быть, доведеться сыграть не вовсе последнюю роль в нашей поэме. Гоголь Мертв. души. Отметим единственный в русской словесности пример - поэму Тимура Кибирева "Сортиры", исполненную (начиненную!), правда, совсем иным пафосом. ИЛ 1998 5 23.

2. Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющего поэтически-образное содержание. БАС-1. Новая симфоническая поэма Глазунова "Стенька Разин" очень хорошая вещь и превосходно инструментованная. 30.11. 1985. А. Бородин - Е. С. Бородиной. | Либретто. На масштабы его "закупок", его требований на партитуры, "поэмы" (т. е. либретто), рисунки декораций и костюмов - поистине грандиозны. Ливанова Муз. культ. 2 271.

3. перен. О чем-л. поражающем своею красотой, величием, достоинствами и т. п. БАС-1. Море - целая поэма, Вечно новое сказанье Поэтических чудес. Вяземский Море. Среди застольного раздола Предстала роскошь éprouvettes, В обеденном концерте соло, В обеденной поэме цвет. Роскошный, лакомый, прелестный, Времен новейших нежный плод, Краса всей зелени известной, Друзья! взгляните: спаржа! вот Она красуется на блюде! Как манит негой в пышной груде, Как зеленеют стебельки, Как пар от них роскошно веет. 1838. Филимонов Обед. // Ф. 188. Ездит <Лиз Тейлор> со своим знаменитым парикмахером Александром и каждый раз появляется невиданной поэмой на голове, иногда с цветами. Катанян Лоскутные мемуары. // КС 2000 1 180. Отдельными военно-хозяйственными поэмами является уборка урожая зерновых, заготовка и мочение овощей, многочисленные оброчные работы по указаниям вышестоящих командиров. ОЗ 2003 3 425. - Лекс. САР 1793: поэ/ма.

Словарь иностранных слов

ПОЭМА (греч., этимол. смотр. предыд. слово). Эпическое произведете, содержание которого составляет событие, характеризирующее быт народа или часть его, какой-нибудь общественный слой.

Сканворды для слова поэма

- Длинный стих.

- Роман в рифму.

- Последовательное произведение в стихах.

- Это литературное произведение Борис Заходер хотел сочинить про эму.

- Произведение азербайджанского поэта, драматурга Самеда Вургуна «Комсомольская ...».

- Сборник кубинского поэта Николаса Гильена «Испания. ... о четырёх печалях и одной надежде».

- Сборник никарагуанского поэта Рубена Дарио «... осени и другие стихи».

Полезные сервисы

поэма-кантата

Слитно. Раздельно. Через дефис

поэ/ма-канта/та, поэ/мы-канта/ты

Полезные сервисы

поэма-роман

Слитно. Раздельно. Через дефис

поэ/ма-рома/н, поэ/мы-рома/на, ж.

Полезные сервисы

поэма-трилогия

Слитно. Раздельно. Через дефис

поэ/ма-трило/гия, поэ/мы-трило/гии

Полезные сервисы