Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

правда

Толковый словарь Даля

ПРАВДА - жен. истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоят за правду. Нет правды на свете суда по правде. Небеса, возвещают правду Его, Псалтирь.. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче, Псалтирь..правосудие свыше.

| Неумытность, честность, неподкупность, добросовестность. Ходяй непорочен и делаяй правду, Псалтирь. Он живет по правде, ·противоп. по кривде кривдою. Правдою жить, палат каменных не нажить.

| Правдивость, как качество человека, или как

| принадлежность понятия, или рассказа, описания чего словами, полное согласие слова и дела, истина, ·противоп. ложь. В зтом человеке, одна правда, нет лжи. Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи! Грибоедов. В словах его много правды, он прав, говорит правду. Рассуди ты его правду, а мою кривду! шуточн.

| Праведность, законность, безгрешность. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не впадете в царствие небесное, Матф.

| По первому коренному ·знач., правдой зовется судебник, свод законов, кодекс. Русская Правда и Правда Ярославлева, сборник узаконений, уставник.

| Посему же, правда, ·стар. право суда, власть судить, карать и миловать, суд и расправа. Се яз князь великий пожаловал есми Дмитрея Аминева (т. е. селами) Утмановым да Яхренгою, с правдою, в покормленье.

| Правда, ·стар. пошлина, за призыв свидетеля к допросу. А доводчику имати хоженое и езд и правды, по грамоте.

| Также самый свидетель, притомный, послух. Судьи велели истцову и ответчикову правду перед себя поставити. Давать на чем правду, присягать. Вправду или вправду, заправду, взаправду, подлинно, истинно, взабыль, в самом деле. По правде, по истине, по справедливости. В нем правды нет, совести. Правду губить, судить, жить кривдою. Без правды жить легче, да помирать тяжело. Правда твоя, мужичок - а полезай-ка в мешок! Он на правду черт. Над правдой не мудруй. По правде тужим, а кривдой живем. От правды отстать - куда пристать? Про правду слышали, а кривду видали. Правда сама себя очистит. У Бога правда одна. Правда-свет разума. Правда светлее солнца. Правда чище ясного солнца. Все минется, одна правда останется. Не в силе Бог, а в правде. Царю пуще правда нужна. Царю правда лучший слуга (Я. Ф. Долгорукий). На правду нет слов (она сама высказывается). Доброе дело правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Дело помни, а правды не забывай. Варвара мне тетка, а правда сестра. Кто правдой живет, тот добро наживет. Бог тому дает, кто правдой живет. Что ни говори, а правда надобна. Торгуй правдою, больше барыша будет. Без правды не житье, а вытье. Без правды житье - вставши, да и за вытье! Правда со дна мяря выносит. Правда из воды, из огня спасает. Стать на правду, ·стар. идти на суд. Правда есть, так правда и будет. За правду не судись: скинь шапку да поклонись. На правде ничего не возьмешь. На правде взятки гладки. Правда суда не боится. Правда бессудна (или: несудима). На правду нет суда. Завали правду золотом, затопчи ее в грязь - все наружу выйдет. Правда - что шило в мешке не утаишь. Не всяку правду жена сказывай. Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, ·т.е. где была пытка). У всякого Павла своя правда. Пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах (намек на Московского голову Шестова 1845). Правда к Петру и Павлу ушла, кривда по земле пошла. Временем и дурак правду скажет. Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет. В ком правды нет, в том добра мало. Не все то правда, что говорится (или: что люди говорят). Коли Грек на правду пошел, держи ухо остро! Цыганская правда хуже всякой православной кривды. Это Сидорова правда да Шемякин суд. Сват с правдой не ездит. Велика святорусская земля, а правда нигда нет места! За правду плати, и за неправду плати. Вся правда в вине. Счет всю правду скажет. Правду говорить - себе досадить. И твоя правда, и моя правда, и везда правда - а где она?

| Правда, как нареч. истинно, да, так, согласен, бесспорно. Да, правда-не свои беды, для нас забавы! Грибоедов.

| В виде союза: хотя, конечно. Оно, правда, и дорого, да любо. Правдивый, не уклоняющийся от правды, на ней основанный. Правдивый человек не покривит душой. Вести эти правдивы, истинны. Правдивый путь до небес. Правдивая книга, в госпиталях, для записки порций (ординарной, слабой, молочной) и особых требований ординатора и пр. вина и пр. Криклив, да на дело правдив. Правдивая рука правдой, живет. Простите на правдивом слове! Одна смерть правдива (не разбирает богатства). Правдивость жен. свойство или качество ·по·прилаг. Правдо(у)ха ·об. правдивый человек, кто всегда говорит правду. Правдить тамб. делать что по правде, правдиво, добросовестно, исправно, как должно;

| распоряжаться большаком в доме. Я яму указал пахать, теперь он и сам магёт (может) правдить. У нас еще дедушка правдит.

| Оправдывать. Отнино (отеческо) словои по сказке правдит, и сказка к тому ведет. Правдитель муж., тамб. хозяин, большак, старший в доме, в семье. Правдовать, начальствовать, управлять, судить и рядить, сидеть наряду. Этот голова у нас восемь годов правдовал. Праведный, оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный. У праведна мужа душа красавица. От трудов праведных не стяжать (не нажить) палат каменных. Праведно живут: с нашего дерут да на церковь кладут. Праведно говоришь, правдиво, по всей правде, истине. Мать праведна ограда каменна. Для праведных у Бога места много. Праведник, -ница, праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. Творяй правду праведник есть. Иоан. Нет перед Богом праведника, все грешники.

| сев. родители, ·в·знач. усопших;

| твер. прадед. У Бога для праведных места много. Не стоит город без святого, селение без праведника. Ни праведный без порока, ни грешник без покаяния. Не нужны нам праведники, а нужны угодники (т. е. нам угождающие). Праведников, -ницын, все, что лично их; -ничий, -нический, к ним относящийся -ничество, ·сост. праведника, спасенье. Праведенышко ср., вологод. солнце, солнышко (праведное воссия солнце, церк.). Праведь жен., пск., твер. межа, или тропинка по меже. Правдолюбие свято, да не корыстно; или церк. правотолюбие. Правдолюбивые долговечны. Правдолюб, -бка, правдолюбец,-бица, любитель правды. Правдолюб: душа нагишем! Правдолюб: ворот на распашку, язык на плечо! Правдоподобный рассказ, сбыточный, возможный, и вероятный. Это неправдоподобное дело, в нем нет правдоподобия. Правдоречивый человек. Правдосудие и -судство ср., церк. правосудие. Течь правобыстро, прямым путем и быстрым бегом. Прововеденье, -ведство ср. законоведенье, наука права, правословие, ученье о правах и законах, юриспруденция. Правовед, -ведец, юрист, изучавший правоведенье. Правоверие, -верство ср. исповеданье правой, истинной веры; ислам присвоил исповеданью Мохамеда это названье. Правоверный, исповедующий правую веру; мусульманин. Праводушие, прямодушие и откровенность;

| правда, добросовестность. Это человек праводушный. Правомудрие, -мудрость, истинная, божественная мудрость, ·противоп. суемудрие или лжемудрие. Правомудрый мыслитель силен словом. Правомудрствовать, философствовать право, правильно. Правомыслие, здравомыслие. Провомыслящий человек. Правомерный, пропорциональный, соразмерный, соответствующий, равномерный в частях своих. Правомерие, верная, правильная, полная мера;

| правда, правосудие, правое воздаяние. Правопись, грамматика, наука правильно говорить и писать;

| иногда в части, ·знач. то же, что правописанье, отдел грамматики, орфграфия, и примененье правил к делу, принятый кем образ писанья. Проворучница жен., архан. и леворучница, две девушки, между коими невеста сидит покрытая, во время плаканья, когда подруги работают и поют. Православие ср. правоверие, истинная вера, ученье; восточная русская церковь, грекороссийское, кафолическое (не католическое) исповеданье. Неделя православия, воскресенье по первой неделе великого поста: при службе провозглашаются догматы православной веры. Православный государь, русский. Православные, русский народ. Правоспособность, юридическое есть право лица (persona) на юридическия отношения, определяемые положительным законодательством. Православати церк. быть православным, хранить догматы церкви своей. Правосудный, кто судит право, по правде; что содержит в себе правдивое, праведное сужденье или приговор, или к сему относится. Судья правосудный услышит! Ум его правосуден. Правосуд муж. правосудие ср. провосудность жен. провосудство ср., ·стар. правый суд, справедливый приговор, решенье по закону, по совести, или правда.

| Правосуд, ниж. член вотчинного (помещичьего) правленья; контора, ·сост. из бурмистра, правосуда, старосты, конторщика, писаря; бывал еще и выборный. Провосудить, правосудствовать или -судничать, судить по всей правде, творить суд и правду, суд по правде, быть праведным судьею. Правоте(о)чный, прямотечный.

Полезные сервисы

православие

Гуманитарный словарь

ПРАВОСЛА́ВИЕ (калька греч. ὀρθοδοξία- правомыслие, православие) - 1) Термин, означавший в раннехрист. времена истинную веру всей Церкви (ортодо́ксия), в противоположность "еретическому разномыслию" (гетеродо́ксия). Появившись во 2 в., он фиксировал духовное чувство меры, необходимое для создания основных постулатов (догматов) христианства. При этом гарантом православия и верховным хранителем истинной веры был епископ (папа) Римский. Поэтому православность, а тем самым и принадлежность христ. общины или отдельного иерарха к Вселенской Церкви удостоверялась фактом его общения с Римом. После разрыва между Римской и Константинопольской Церквами (1054) термин "П." был в одностороннем порядке удержан последней, утратив свое первоначальное значение.

2) В совр. (узком) смысле П. - одно из направлений в мировом христианстве, претендующее, исходя из названия, на "правоверие", т. е. исключит. обладание "монополией истины". Как правило, это влечет за собой отрицание полноты этой истины в вероучении других христ. Церквей, именуемых поэтому "инославными".

На уровне церковного управления П. - сообщество Церквей, признающих "первым среди равных" патриарха Константинопольского. Он живет в Стамбуле, но сохраняет древний имперский титул "Вселенский" и признается первым по чести и символич. центром православных Церквей. Православные христиане считают себя членами единой Церкви, потому что разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургич., канонич. и духовную традиции.

П. - третья по численности христ. конфессия после католичества и протестантизма, если понимать последнее как целое; в противном случае - вторая (от 150 до 250 млн чел. по разл. источникам).

Мировое П. представляют в наст. время (на 2001 г.) 14 автокефальных (букв. "самовозглавляемых") и 5 автономных Церквей. В первую группу входят 4 древних Восточных патриархата - Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский - и 10 других церквей, возникших преимуществ. по нац. принципу, - Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Греческая (Элладская), Польская, Албанская и Правосл. Церковь в Чешской и Словацкой республиках. Из них 9 - патриархаты, остальные возглавляются архиепископами или митрополитами. (Реально существующая Американская Правосл. Церковь, 15-я по счету, не признается в качестве автокефалии Константинопольским патриархатом, претендующим на исключит. право даровать этот статус.) Каждая автокефальная Церковь обладает полным правом самостоят. решать свои внутренние проблемы, включая избрание своего "предстоятеля" (возглавляющего ее патриарха, архиепископа или митрополита). Напротив, автономные Церкви, хотя и свободны в своей текущей деятельности, но канонически зависят от автокефальных Церквей, предоставивших им этот статус. К ним относятся: Православная Церковь Горы Синай, Финская Правосл. Церковь, Японская Правосл. Церковь, Китайская Правосл. Церковь, Эстонская Правосл. Церковь. К П. принадлежит также ряд Церквей (преимуществ. в Сев. Америке), состоящих в основном из потомков эмигрантов и находящихся под каноническим покровительством Константинопольского патриархата.

Наконец, православными называют себя и Церкви (общины) с т. н. "неопределенным статусом", т. е. неканонические или находящиеся в расколе и не имеющие общения с мировым П.: староверы, Русская Правосл. Церковь за границей, Украинская Правосл. Церковь (1 - Киевский патриархат и 2 - Украинская Автокефальная Правосл. Церковь), Белорусская Автоефальная Правосл. Церковь, Македонская Правосл. Церковь и т. н. Старостильные Правосл. Церкви.

Поскольку православные Церкви исторически были связаны с Византийской (Вост. Римской) империей, П. традиционно называют "вост. христианством". Для нашего времени это анахронизм, т. к. П. распространено в Зап. Европе и Сев. Америке, а также, правда в гораздо меньшей степени, в Юж. Америке, Австралии, Африке.

С католичеством П. имеет общую богословскую основу понимания христианства (Священное Писание, Священное Предание, Триадология, Христология, Пневматология, учение о Церкви, о Таинствах, почитание Богоматери, святых, икон, аскетика, мистика, основные принципы церковной дисциплины и др.). Это единство обусловлено исторически (разделение Церквей относится лишь к 1054, взаимные анафемы сняты 7 дек. 1965). Существуют, однако, разногласия как по вероучительным вопросам (учение об исхождении Св. Духа "и от Сына" - Filioque, папский "прима́т" - первенство в христианском мире римского первосвященника, его непогрешимость, догматы о Непорочном зачатии и Вознесении Божией Матери), так и по каноническим, обрядовым и др. Сущностное единство П. и католичества обусловлено общими для П. и католичества семью Вселенскими Соборами (Рим признает "вселенским" и авторитет последующих, с 8-го по 21-й, своих соборов). В П. авторитет имеют не только Вселенские Соборы, но и позднейшие, например, Константинопольские 1341 и 1351, утвердившие исихазм, Ясский 1642 и Иерусалимский 1672, изложившие Правосл. учение о Евхаристии и природе Церкви. Но по многим догматическим вопросам нет соборных вероопределений, и П. руководствуется Священным Преданием (наследием Отцов и учителей Церкви и литургическими текстами).

Гораздо более значит. обособление П. от третьей формы мирового христианства - т. н. протестантизма, порожденного религиозной Реформацией 1517. Нек-рые ее мотивы были не чужды П. (антипапские тенденции, стремление к восстановлению неискаженного - "евангельского" - христианства, забота о нац. культурах и др.), другие же принципиально неприемлемы. К ним относится основанное на индивидуалистич. мировосприятии отрицание авторитета Вселенских Соборов и всего Священного Предания, церковной иерархии в традиционном ее понимании и большинства Таинств, восходящее к ветхозаветным истокам иконоборчество, упразднение института монашества и др. секулярные тенденции.

Оставаясь приверженным к святоотеческой традиции и достаточно консервативным, П. поддерживает экуменический диалог с другими христ. Церквами и объединениями и прилагает активные усилия к достижению взаимопонимания и единства в христианском мире. Правосл. Церкви, исключая Иерусалимскую и Грузинскую, входят и во Всемирный Совет Церквей, и в Конференцию Европейских Церквей.

Лит.: Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991; Иоанн (Экономцев), игум. Православие. Византия. Россия / Сб. статей. М., 1992; Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. СПб., 1999; Православие: Библиогр. указ. книг на рус. и церковно-слав. яз. за 1918-1993 гг. М., 1999; Православное богословие на пороге третьего тысячелетия: Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 7-9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000.

Православие. Памятник Св. равноапостольному князю Владимиру. Киев

Православие. Памятник Св. равноапостольному князю Владимиру. Киев

Православие. Св. Сергий. Худ. Н. К. Рерих. 1932

Православие. Св. Сергий. Худ. Н. К. Рерих. 1932

Полезные сервисы