Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пудовкин

Словарь русских фамилий

ПУДОВИКОВ ПУДОВКИН

Пудовка - мера измерения зерна, равная пуду, а также пудовая гиря. Вероятно, прозвище легкого, малорослого человека. (Ф) Пудовик - бондарь, изготовляющий пудовки - кадушки для меры сыпучих тел. (Э) См. также Пудов.

Сканворды для слова пудовкин

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Просто случай», «Три встречи», «Убийцы выходят на дорогу», «Шахматная горячка».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Кино за XX лет», «Конец Санкт-Петербурга», «Механика головного мозга».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Минин и Пожарский», «Пир в Жирмунке», «Потомок Чингисхана».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Мать», «Победа», «Суворов».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Дезертир», «Жуковский», «Адмирал Нахимов».

Полезные сервисы

пудовкин вс. илларионович

Гуманитарный словарь

ПУДО́ВКИН Вс. Илларионович (1893-1953) - реж. и актер кино, один из создателей теории монтажа и всей эстетики монтажного кинематографа 1920 - х гг. Учился на физ.-мат. ф-те Моск. ун-та, с 1920 занимался в Госкиношколе (впоследствии ВГИК) у В. Гардина. В качестве актера, сценариста, художника, сореж. участвует в создании ф.-агиток: "В дни борьбы" (1920, реж. И. Перестиани), "Серп и Молот" (1921, реж. Гардин), "Голод..., голод..., голод" (1921, реж. Гардин и П.) и др.

С 1922 П. - в мастерской Л. Кулешова. В качестве актера и худож.-декоратора участвовал в его ф.: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924, роль Жбана), "Луч смерти" (1925, автор сценария и роль фашиста Патера Рево). В 1925 по своему сценарию поставил науч.-попул. ф. "Механика головного мозга", в занимательной кинематогр. форме интерпретирующий учение И. Павлова об условных рефлексах. Короткометр. комедия "Шахматная горячка" (1925, совм. с Н. Шпиковским) была приурочена к проходившему в Москве в 1925 междунар. шахматному турниру. В ф. запечатлены гроссмейстеры, приезжавшие на турнир, в т. ч. Х. Р. Капабланка, снимались известные актеры В. Фогель, А. Кторов, И. Коваль-Самборский, а также и реж. Я. Протазанов, Ю. Райзман, Б. Барнет. С этого ф. начинается сотрудничество П. с оператором А. Головней.

Ф. "Мать" (1926) - вторая в сов. кино экранизация романа М. Горького (после ф. реж. А. Разумного, 1919), вошедший в число 12 лучших ф. мира, поставлен по сценарию Н. Зархи, сотрудничество с к-рым П. продолжится и в дальнейшем. Ф. в поэтически-обобщенной форме рассказывал историю человека, вовлеченного в движение масс. Выразит. яз. ф. сочетался с психол. тонкой разработкой характеров у В. Барановской (Ниловна) и Н. Баталова (Павел Власов). Роль полицейского офицера исполнил П. Худож. открытия и реж. принципы ф. "Мать" получили дальнейшее развитие в ф. П. "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингисхана" (1929, за рубежом - "Буря над Азией", по роману И. Новокшонова).

После ф. "Простой случай" (1930, вып. - 1932) П. ставит звуковой ф. "Дезертир" (1933). Крупной актерской работой П. стало участие в сов.-герм. ф. "Живой труп" (1929, реж. Ф. Оцеп, роль Феди Протасова). Реж. деят-ность П. во 2-й пол. 30-х гг. связана с постановкой ист. ф. "Минин и Пожарский" (1939, по пов. В. Шкловского "Русские в начале 17 века") и "Суворов" (1941, совм. с М. Доллером). Цикл ф. на мат-ле героич. прошлого рус. народа в послевоен. годы продолжен ф. "Адмирал Нахимов" (1946, приз на МКФ в Венеции и на МКФ в Локарно, 1947). В годы войны П. снимает ф. "Пир в Жирмунке" (1941, совм. с М. Доллером) для "Боевого киносборника" № 6, "Во имя Родины" (1943, по пьесе К. Симонова "Русские люди", совм. с Д. Васильевым, в роли нем. ген. - П.). Работает над антифаш. ф. "Убийцы выходят на дорогу" (1942, совм. с Ю. Таричем, по пьесе Б. Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи", на экран выпущен не был).

В 1950 совм. с С. Юткевичем и А. Птушко П. снимает ф. "Три встречи", в 1951 - "Жуковский" (совм. с Д. Васильевым). Последняя работа П. - ф. "Возвращение Василия Бортникова" (1953, по ром. Г. Николаевой "Жатва", оператор С. Урусевский) предвосхитил мн. ф. рубежа 50-60-х гг., в основе к-рых лежат "простые истории" чел. взаимоотношений, личных судеб и семейных драм. Снова, как в немых ф. 20-х гг., П. использует иск-во выразит. детали как средство психол. характеристики. Лишенные привычного для кинематографа тех лет пафоса, актерские работы убедительно точны. Деревенская жизнь на экране не выглядит лакированной и показушной (приз на МКФ в Риме, 1953).

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1974-1976; Кинорежиссер и киноматериал. М.; Л., 1926; Киносценарий. Теория сценария. М., 1926; Актер в фильме. Л., 1934; Избр. статьи. М., 1955; Проблема ритма в моем первом звуковом фильме // Вопр. киноиск-ва. М., 1958.

Лит.: Иезуитов Н. Пудовкин: Пути творчества. М.; Л., 1937; Марьямов А. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин. М., 1952; Юткевич С. Режиссерское мастерство Вс. Пудовкина в фильме "Мать" // Учен. зап. ВГИК. М., 1959. Вып. 1; Караганов А. Всеволод Пудовкин. 2-е изд. М., 1983; Пудовкин в воспоминаниях современников. М., 1989.

Кадр из фильма В. И. Пудовкина «Мать»

Кадр из фильма В. И. Пудовкина «Мать»

Полезные сервисы

пудовкин всеволод илларионович

Энциклопедический словарь

Пудо́вкин Всеволод Илларионович (1893-1953), кинорежиссёр и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928), «Суворов» (1941, совместно с М. И. Доллером), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. В фильмах Пудовкина метафорическая поэтика сочетается с глубиной психологического исследования характеров. Теоретические труды. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).

* * *

ПУДОВКИН Всеволод Илларионович - ПУДО́ВКИН Всеволод Илларионович (1893-1953), российский кинорежиссер и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928), «Суворов» (1941, с М. И. Доллером), «Адмирал Нахимов» (1947) и др. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).

* * *

ПУДО́ВКИН Всеволод Илларионович [16 (28) февраля 1893, Пенза - 30 июня 1953, Москва], советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948).

Участник войны. Студент

С 1914, не успев окончить отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, участвовал в Первой мировой войне, через год был ранен и попал в плен. В 1918 вернулся в Россию, с 1919 работал химиком на заводе ФОСГЕН № 1 в Москве, с 1920 учился в мастерской В. Р. Гардина (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович) в Госкиношколе (ныне ВГИК (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) ).

Сорежиссер и актер

Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Как актер снимался с 1920, в том числе в картине Гардина «Серп и молот» (1921), на которой был и сорежиссером. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод... голод... голод» (1921), написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А. В. Луначарского). В 1922-1925 учился в мастерской Л. В. Кулешова (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович), в фильмах которого «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925) исполнял острохарактерные роли, был соавтором сценариев и художником.

Самостоятельную режиссерскую работу Пудовкин начал в 1925 на студии «Межрабпом-Русь» эксцентрической короткометражкой «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н. Г. Шпиковским) и научно-популярной лентой «Механика головного мозга» (1926).

Вершина творчества

Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «Мать» (1926, по М. Горькому), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928, в международном прокате - «Буря над Азией»), которые образовали трилогию о революционных переменах в начале 20 в. Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, дотошной проработке деталей в кадре. Вместе с оператором А. Д. Головней (см. ГОЛОВНЯ Анатолий Дмитриевич) Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта.

Актерская работа Пудовкина в экранизации «Живого трупа», осуществленной в 1929 Ф. А. Оцепом, демонстрирует высокий уровень проникновения в психологию Федора Протасова, по собственной воле выключившего себя из жизни.

«Простой случай»

Попытка Пудовкина применить методы монтажного кинематографа для исследования психологического состояния человека в фильме «Простой случай» (1932, сценарий А. Г. Ржешевского) привела к неоднозначному художественному результату. Картина стала странным симбиозом экспериментаторских наворотов и заурядной истории измены в семье красного командира. Режиссер подвергся резкой критике, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино, поэтому срочно был вынужден сделать идеологически и эстетически правильную картину «Дезертир» (1933) о революционной борьбе рабочего класса Германии.

Фильмы-биографии

Пудовкин с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа 1930-х годов и только в 1938 создал пафосную «Победу» (1938, совместно с М. И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «Минин и Пожарский» (1939, с Доллером), «Суворов» (1941, с Доллером) - за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «Адмирал Нахимов» (1947, Сталинская премия), «Жуковский» (1950, с Д. И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен «Суворов» (в главной роли Н. П. Черкасов (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович)).

Картины военных и послевоенных лет

Антифашистская картина «Убийцы выходят на дорогу» (1942, с Ю. В. Таричем (см. ТАРИЧ Юрий Викторович)) во избежание аллюзий со сталинской диктатурой даже не была представлена на просмотр для высшего руководства и запрещена нижестоящими инстанциями. Пафосные военные драмы - новелла «Пир в Жирмунке» (с Доллером) в «Боевом киносборнике № 6» (1941) и «Во имя Родины» (1943, с Васильевым, по пьесе «Русские люди» К. М. Симонова (см. СИМОНОВ Константин Михайлович), Пудовкин сыграл также роль немецкого офицера), как и послевоенные социальные киноповести («Три встречи», 1948, выпуск - 1950, с С. И. Юткевичем (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович) и А. Л. Птушко (см. ПТУШКО Александр Лукич)) и «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману «Жатва» Г. Е. Николаевой (см. НИКОЛАЕВА Галина Евгеньевна)), не лишены тенденциозности искусства сталинской эпохи, хотя и отличаются характерным для Пудовкина интересом к людским судьбам.

Актер и кинотеоретик

На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин не прекращал актерской деятельности. Его последней ролью стал Юродивый в первой серии «Ивана Грозного» (1945) С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович).

Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.

Большой энциклопедический словарь

ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (1893-1953) - российский кинорежиссер и теоретик кино, народный артист СССР (1948), один из основоположников кинематографии в СССР. Фильмы: "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингисхана" (1928), "Суворов" (1941, с М. И. Доллером), "Адмирал Нахимов" (1947) и др. Государственная премия СССР (1941, 1947, 1951).

Полезные сервисы

пудовкин, всеволод илларионович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Всеволод Иванович Пудовкин.

Всеволод Иванович Пудовкин.

ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (1893 - 1953), кинорежиссер, теоретик кино. Один из основоположников советского кинематографа. В фильмах "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингисхана" (1928) метафорическая поэтика сочеталась с реалистическими и психологическими исследованиями характеров. Историко-биографические фильмы: "Минин и Пожарский" (1939), "Суворов" (1941; оба с М.И. Доллером), "Адмирал Нахимов" (1947).

Всеволод Пудовкин. Кадр из фильма Потомок Чингисхана.

Всеволод Пудовкин. Кадр из фильма "Потомок Чингисхана".

Полезные сервисы