м.
Г.Е. Распутин - приближённый императрицы Елизаветы Фёдоровны и императора Николая II (1872 - 1916 гг.).
м.
Г.Е. Распутин - приближённый императрицы Елизаветы Фёдоровны и императора Николая II (1872 - 1916 гг.).
Романова Александра Своим Поведением Уничтожила Трон Императора Николая. Деаббр. фамилии Распутин. В обществе, а особенно среди простого народа, считалось, что супруга императора Николая II Александра Федоровна была любовницей Григория Распутина, что и привело к гибели династии Романовых.
РАСПУТИН
Григорий Ефимович Распутин, фаворит последнего российского царя Николая II и его жены Александры Фёдоровны, своим не самым нравственным образом жизни позволил толковать истоки этой фамилии однозначно: первым Распутой был человек развратный, предающийся непотребным соблазнам. И будто забыты первоначальные значения слов распутье, распутица, распута - и та пора года, когда по дорогам не проедешь, и место, где сходятся или расходятся пути-дороги. Именно таким было значение имени Распута, которое получал ребенок, если он появлялся на свет ранней весной или поздней мокрой осенью в бездорожье, либо вообще в пути.
РАСПУТИН
Распута - беспутный, непутевый человек. Иногда служило мужским личным именем. При Иване Грозном на Белом озере жил крестьянин Василий Кирьянов, давший своим сыновьям имена Распута и Беспута. (Ф). Отчество от прозвища Распута, нередкого в старину: крестьянский сын Распута (1560), Распута Клеменьтьев в Вологодском уезде (1619) и др.; можно увидеть момент образования отчестваа- будущей фамилии: в Кижском погосте на Онежском озере (1678) записаны Роспутко Матвеев и сын его Савка Распутин. Из нарицательного распутаа- "безнравственный, непутевый". Фамилия часта на Севере, на Урале и в Зауралье. (Н). Но лишь одно значение слова распута. Есть и другие. Распута, распутье - раздорожье, развилина или же перекресток, пересечка дорог. Такое место считалось притоном нечистых духов, там хоронили пьяниц, самоубицы. Стало быть Рампутой могли назвать человека, который водиться с нечистой силой. Авот поговорка "Пустили дурака на распутье" наводит на мысль, что с таким именем мог быть просто нерешительный человек. И наконец распутица - бездорожье, осенне-весення грязь. И ребенок, появившийся на свет в ту пору мог получить имя Распута. (Э) В "Ономастиконе" Веселовского есть Роспута (Распута), Роспутин: Распута и Безпута Васильевы дети Кирьяновы, крестьяне, 1560 г., Белоозеро; Неустрой Роспутин, крестьянин, 1636 г., Тотьма
РАСПУТИН
Григорий Ефимович Распутин, фаворит последнего российского царя Николая II и его жены Александры Фёдоровны, своим не самым нравственным образом жизни позволил толковать истоки этой фамилии однозначно: первым Распутой был человек развратный, предающийся непотребным соблазнам. И будто забыты первоначальные значения слов распутье, распутица, распута - и та пора года, когда по дорогам не проедешь, и место, где сходятся или расходятся пути-дороги. Именно таким было значение имени Распута, которое получал ребенок, если он появлялся на свет ранней весной или поздней мокрой осенью в бездорожье, либо вообще в пути.
- Прорицатель и исцелитель, пользовавшийся неограниченным доверием Николая II.
- «Серый кардинал» последнего русского императора.
- Злой колдун из мультфильма «Анастасия».
- В 1912 году он отговорил Николая II от вступления в Балканскую войну, отсрочив тем самым начало Первой мировой.
- Под каким псевдонимом известен в истории крестьянин Тобольской губернии Григорий Ефимович Новых?
- Русский прозаик, представитель т.н. «деревенской прозы».
- Русский писатель, автор рассказов «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби», «Уроки французского».
- Русский писатель, автор повестей «Пожар», «Последний срок», «Деньги для Марии».
- Русский писатель, автор повестей «Живи и помни», «Прощание с Матёрой».
- Русский писатель, автор «Цикла рассказов о Сене Позднякове».
- Русский писатель, автор серии рассказов «В ту же землю».
- Русский писатель, автор книги «Дочь Ивана, мать Ивана», альбома очерков «Сибирь, Сибирь».
- Этот уроженец Тобольской губернии занимал в годы царствования Николая II пост возжигателя царских лампад.
- Для избежание домыслов и сплетен после его смерти, царская цензура, запретила употреблять в печати его фамилию и даже прозвище «старец».
Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937)
Русский писатель, публицист. 1987 - Герой Социалистического Труда. Среди произведений - "Деньги для Марии" (1967), "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976), "Век живи - век люби" (1982), "Пожар" (1985).
Афоризмы, цитаты
Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. ("Уроки французского")
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. ("Уроки французского")
РАСПУ́ТИН Вал. Григ (род. 1937) - писатель. Герой Соц. Труда (1987). Произв. Р. - характерные образцы т. н. "деревенской" прозы 70-х гг. Первая пов. из жизни дер. семьи - "Деньги для Марии" (1967); в ней представлены те мысли и характеры, к-рые будут развиты в др. пов.: "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976), "Пожар" (1985). Тема памяти - осн. в творчестве Р.: стремление открыть черты жизни всеобщей, отложившиеся в памяти народной, воплотившиеся в отд. судьбах и выразившиеся в истории и самом укладе крест. жизни, привело писателя к созданию цикла пов., концептуально связ. между собой. Наиб. важная из них - "Прощание с Матерой", о судьбе деревни, попавшей в зону затопления в результате стр-ва ГРЭС на Ангаре. Сюжет был опробован Р. в ранней док.-автобиогр. пов. "Вниз и вверх по течению", однако здесь он обрел притчевые черты, наполняясь размышлениями автора об определяющей ценности духовно-нравств. преемственности поколений. В пов. "Пожар" Р. показывает пагубные последствия насильств. переселения жителей Матеры, неизбежную деградацию обществ. отношений, нравств. и духовное оскудение человека, оторв. от своих корней. В 80-е гг. Р. обращается к жанру рассказа, где продолжил иссл. тех же нравственно-психол. проблем; лирич. герой цикла максимально приближен к автору и является выразителем идеалов писателя ("Век живи - век люби", "Что передать вороне?" и др.). Обществ. внимание привлекли и очерки Р., посвящ. проблеме спасения Байкала.
Распу́тин Валентин Григорьевич (р. 1937), русский писатель, публицист; Герой Социалистического Труда (1987). Представитель «деревенской прозы». В центре повестей «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976) - кризисные ситуации (похороны матери, дезертирство и самоубийство, исчезновение «малой родины»), трагические судьбы на фоне «уходящей» деревенской Руси. Образы праведниц-крестьянок, хранительниц национально-духовной общинной традиции, резко противопоставлены типам утративших корни полуселян-полугорожан; цивилизация демонически вторгается в божественно-прекрасную природу - символ патриархальной целостности мира. В повести «Пожар» (1985) с болью изображено торжество «бескорневых» героев. В публицистических статьях периода перестройки, воспринятой Распутиным как «диктат победившего бесстыдства», социальный идеал патриотически-православного государства противопоставлен «нравственному плюрализму» («Россия: дни и времена», 1993). Серия современных рассказов о разорённом и духовно пробуждающемся народе (в том числе «Нежданно-негаданно», «В больнице», оба 1997). Государственная премия СССР (1977, 1987).
* * *
РАСПУТИН Валентин Григорьевич - РАСПУ́ТИН Валентин Григорьевич (р. 15 марта 1937, поселок Усть-Уда Иркутской области), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1978), лауреат премии А. И. Солженицына (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич). Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи - век люби» (1982), «Пожар» (1985), публицистических статей. Один из самых ярких представителей «деревенской прозы». В 1989-1991 годах - народный депутат СССР.
Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета (1959), в течение ряда лет - до того, как стать профессиональным писателем, - работал журналистом в Сибири. В молодости дружил с А. В. Вампиловым (см. ВАМПИЛОВ Александр Валентинович). Жил в Москве и в Иркутске. Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лешки» (1961), за которым последовали другие: «Край возле самого неба» (1966), «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений - Приангарье: сибирские деревни и поселки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е гг.). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1975) и «Прощание с Матерой» (1976) - вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х гг., окрашенных в апокалиптические тона.
Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером (см. ФОЛКНЕР Уильям) и Г. Гарсиа Маркесом (см. ГАРСИА МАРКЕС Габриель). Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» - «небо» - как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.
Главная героиня повести «Последний срок» - умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).
«Последний срок» - элегический пролог трагедии, которую запечатлевает Распутин в повести «Живи и помни» (1974): старуха Анна и ее непутевые дети все же собираются в ее «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания - волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настене, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку - преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настена - подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настена - венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести - уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настены, уносящей с собой в глубокие воды еще одну народившуюся жизнь: ребенка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.
Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матерой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести - история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев - Павел - навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это - погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.
Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира - на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, - уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда - эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.
Эти же публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х - 1990-х гг. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.
РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 1937) - русский писатель, Герой Социалистического Труда (1987). Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: "Деньги для Марии" (1967), "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976), "Век живи - век люби" (1982), "Пожар" (1985). Публицистика. Государственная премия СССР (1977, 1987).
РАСПУ́ТИН Григ. Еф. (1864, по др. данным, 1872-1916) - крестьянин Тобольской губ. (наст. фам. Новых), фаворит имп. четы. Детство и юношеские годы провел в с. Покровском Тюменского у. Сведения об этом периоде жизни Р. фрагментарны, противоречивы. С 1892 ходил по монастырям как паломник, посетил Афон, Иерусалим. Приобрел репутацию "святого старца", "пророка", "прозорливца", "целителя". В 1903 впервые появился в Петербурге, вскоре стал вхож в высшие церк. сферы, в аристо-кратич. салоны, а затем и во дворец, где приобрел неогранич. доверие и исключит. влияние. Внушал Николаю II и Александре Федоровне уверенность в правильности принимаемых ими решений, являл собой в их глазах подлинного представителя "простого народа". Одним из факторов, обусловивших влияние Р. на имп. чету, была способность лечить наследника престола цесаревича Алексея, страдавшего гемофилией. Во мн. слоях рос. об-ва приобрел репутацию развратника, пьяницы, "антихриста", человека, дискредитирующего монархию. Обвинялся в принадлежности к секте хлыстов. Вмешивался в высш. церк. управление, покровительствуя одним епископам и интригуя против др. Его влиянием неоднократно пользовались разного рода полит. проходимцы и авантюристы. Неоднократно на жизнь Р. совершались покушения. В ночь на 17 дек. 1916 был убит во дворце кн. Ф. Ф. Юсупова. В заговоре, ставившем целью устранение Р., участвовали: Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, вел. кн. Дмитрий Павлович, д-р Лазоверт, поручик Сухотин.
Г. Е. Распутин
Распу́тин Григорий Ефимович - настоящая фамилия Новых (1864/1865, по другим данным, 1872 - 1916), крестьянин Тобольской губернии, получивший известность «прорицаниями» и «исцелениями». Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола царевичу Алексею Николаевичу, приобрёл неограниченное доверие императрицы Александры Фёдоровны и императора Николая II. Убит заговорщиками, считавшими влияние Распутина при дворе гибельным для монархии.
* * *
РАСПУТИН Григорий Ефимович - РАСПУ́ТИН (наст. фам. Новых) Григорий Ефимович (9 января 1869, село Покровское, близ Тюмени - 1916), крестьянин Тобольской губ., получивший известность «прорицаниями» и «исцелениями». Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола, приобрел неограниченное доверие императрицы Александры Федоровны и императора Николая II. Убит заговорщиками, считавшими влияние Распутина гибельным для монархии.
РАСПУТИН (наст. фам. Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865 - по другим данным, 1872-1916), крестьянин Тобольской губ., получивший известность "прорицаниями" и "исцелениями". Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола, приобрел неограниченное доверие императрицы Александры Федоровны и императора Николая II. Убит заговорщиками, считавшими влияние Распутина гибельным для монархии.
РАСПУТИН Григорий Ефимович (ок. 1864-1916), заметная фигура в политической жизни России в последнее десятилетие царствования Николая II. Родился в Тобольской губернии в крестьянской семье. Настоящая фамилия - Новых. Образования не получил; в возрасте 30 лет обратился к религии, приобрел в родных местах репутацию "святого старца", провидца и целителя. Проповедовал прощение и покаяние. В 1895 женился и стал отцом троих детей, однако впоследствии много странствовал и пытался вести жизнь отшельника. В 1904 появился в Санкт-Петербурге, где встретился с отцом Феофаном, инспектором Духовной академии. В следующем году был введен в семью великого князя Николая Николаевича и приобрел покровительство великой княгини Милицы. После этого Распутин появился при дворе и завоевал доверие царской семьи, начав лечить гемофилию, которой страдал цесаревич Алексей. Распутин добился расположения Александры Федоровны, а через нее и Николая II. В 1911 он стал причиной известного скандала, содействовав назначению своего друга, неграмотного крестьянина, епископом Тобольским. Использовал влияние в церковных назначениях, затем распространил его на государственные дела. Распутин упивался властью, убирая со своего пути тех, кто пытался противодействовать его влиянию. Могущество Распутина стало особенно заметным в 1915, когда под влиянием императрицы царь отстранил Николая Николаевича от командования российской армией. Князь Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович и другие дворяне, возмущенные "распутинщинаой, в конце концов составили заговор с целью убийства фаворита. В ночь на 17 (30) декабря 1916 его пригласил в гости князь Юсупов, который подал ему отравленное вино. Яд не подействовал, и тогда заговорщики застрелили Распутина и бросили его тело под лед в притоке Невы. По настоянию императрицы тело Распутина было найдено и захоронено близ часовни императорского дворца в Царском Селе.
ЛИТЕРАТУРА
Куликовский М. Истоки Распутинской легенды. - Свободная мысль, 1997, № 1
РАСПУТИН Валентин Григорьевич (родился в 1937), русский писатель. Драматизм и острота этических проблем, поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рассказах о современной сельской жизни: "Деньги для Марии" (1967), "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матерой" (1976), "Век живи - век люби" (1982), "Пожар" (1985). Публицистика.
Григорий Ефимович Распутин.
РАСПУТИН (Новых) Григорий Ефимович [1864 или 1865 (по другим данным, 1872) - 1916], крестьянин Тобольской губернии, получивший известность "прорицаниями" и "исцелениями". Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола, Распутин приобрел неограниченное доверие императрицы Александры Федоровны и императора Николая II. В общественных кругах было распространено мнение о решающей и отрицательной роли Распутина в проведении правительственной политики. Убит заговорщиками-монархистами, считавшими влияние Распутина гибельным для монархии.