Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рушева

Сканворды для слова рушева

- Художница-вундеркинд, прожившая всего 17 лет.

- В семилетнем возрасте она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане», а всего за свою короткую жизнь успела создать около 10 тысяч рисунков.

Полезные сервисы

рушева надя

Энциклопедический словарь

РУШЕВА Надя - РУ́ШЕВА Надя (Надежда Николаевна) (31 января 1952, Улан-Батор - 6 марта 1969, Ленинград), российская художница, прожившая всего 17 лет и оставившая заметный след в истории изобразительного искусства России - более десяти тысяч рисунков, в основном иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова и др.

Семья

Родители Нади - Николай Константинович Рушев, театральный художник, и Наталья Дойдаловна Ажикмаа, одна из первых балерин Тувы, - сумели создать в семье творческую атмосферу, способствующую раннему развитию девочки. Рисовать Надя начала очень рано, причем, как и все дети, карандашами. Вскоре, однако, их сменила авторучка - техника, необычная для ребенка, так как требует точности и глазомера, исправления делать практически нельзя.

Отец серьезно занимался кругом чтения дочери: подбирал книги, читал вслух. Очень скоро полюбившиеся книжные герои стали оживать в рисунках: появились иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», открывшие «Пушкиниану» юной художницы.

Первоклассницей Надя проиллюстрировала миф о Геракле. Эти рисунки еще очень несовершенны, однако их герой имеет характер, движения его динамичны, изображен он с юмором, что свойственно и другим рисункам Нади. Впоследствии она выпускала остроумные школьные газеты, рисовала плакаты для игр КВН, с иронией Надя изображала и себя на автопортретах, кроме последнего, созданного в 1968, за год до смерти.

Скульптор Ватагин - друг и учитель

В 1962 Надя начала заниматься в изостудии Дворца пионеров, а в 1963 познакомилась со скульптором-анималистом В. А. Ватагиным (см. ВАТАГИН Василий Алексеевич). Огромная разница в возрасте не помешала их дружбе. По совету Ватагина, родители не стали отдавать Надю в художественную школу, она продолжала рисовать то, что подсказывала ей собственная фантазия и прочитанные книги, и так, как ей хотелось. «Я имею счастливую возможность, - писал Ватагин, - наблюдать за развитием необыкновенных способностей Нади Рушевой. Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы «детского творчества», но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира».

Любимые темы

В 11 лет Надя начала рисовать фломастерами на цветной бумаге, часто рисунки дополнялись подцветкой акварелью, пастелью или гуашью - цветом закрашивались контуры, выявлялись объемы («Автопортрет в 12 лет»). В этот период были проиллюстрированы различные мифологические темы, а также сказки («Чиполлино» Джанни Родари, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова и др.).

Продолжает юная художница работать и пером. Композиции рисунков постепенно усложняются, силуэты фигур приобретают законченность, штриховка сочетается с заливкой тушью или чернилами. Образы Маленького принца и других персонажей Экзюпери, созданные в 1966-67, поразили одного из крупнейших специалистов по графике - А. А. Сидорова (см. СИДОРОВ Алексей Алексеевич), считавшего что «Экзюпери ни разу не встречал такой глубины и чуткости интерпретации».

В этот же период были созданы иллюстрации к «Дочери Лаконии», а также серии «Библейские сюжеты» и «Художники». После посещения художественных выставок Надя часто импровизировала в духе полюбившегося художника. В числе ее любимых художников были Пабло Пикассо, Сандро Боттичелли, Виктор Попков (см. ПОПКОВ Виктор Ефимович).

Множество рисунков посвящено и тому, что окружало Надю ежедневно: балету, школе, спорту, кино и др.

«Война и мир»

Прочитав «Войну и мир» в 13 лет, Надя за три года создала более 400 иллюстраций к этому произведению, более половины из них посвящены Наташе. Со своей любимой героиней - подвижной, искренней, обаятельной - Надя, такая же юная, как и Наташа, прожила ее отрочество, юность и зрелость: «Наташа с куклой», «Наташа в бальном платье», «Наташа в Отрадном», «Наташа - счастливая мать» и др. (рисунки хранятся в Государственном музее Л. Н. Толстого).

«Пушкиниана»

Пушкин был для Нади «самым, самым родным поэтом». Ее «Пушкиниана» включает не только иллюстрации к произведения поэта («Евгений Онегин», «Арап Петра Великого», «Пиковая дама» и др.), но и рисунки, посвященные различным событиям из его жизни («Лучший поэт лицея», «Пушкин и Анна Керн» и др.), его друзьям и близким («Пушкин у семейного очага»). Многие рисунки этой серии отличаются виртуозной легкостью, их стилистика близка графике поэта, что отмечалось многими специалистами и благодаря чему А. Гессен предложил Наде проиллюстрировать его книги о Пушкине. С этой задачей юная художница прекрасно справилась. В 1967 Надя освоила монотипию (см. МОНОТИПИЯ) («А. С. Пушкин», 1966).

«Мастер и Маргарита»

Поездка в «Артек», состоявшаяся в 1967, стала значительным событием в жизни Нади: там она не только приобрела много новых друзей, но впервые прочитала роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Впоследствии он стал темой для новой, последней серии Надиных рисунков (200 графических листов) и первой попыткой графического прочтения этого удивительного произведения. Елена Сергеевна Булгакова - жена писателя, увидевшая уже после смерти Нади эти рисунки, в том числе и «Иешуа перед Пилатом», заметила: «Какой безошибочный рисунок! Как Надя чувствовала Христа! Как ребенок ребенка!..».

Выставки

Первые персональные выставки юной художницы, состоявшиеся в 1964, а также выставки «Война и мир» в Москве и «Пушкиниана» в Ленинграде (1968) прошли с большим успехом.

В 1969 на Ленинградской киностудии начались съемки документального фильма, прерванные Надиной скоропостижной смертью от инсульта. «Она рисовала сердцем» - сказал о Наде Лев Кассиль, его слова невольно перекликается с Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

В 1970-87 выставки графики Нади Рушевой прошли в более чем 150 городах СССР. В 1987 Наталья Дойдаловна Ажикмаа передала рисунки дочери (около десяти тысяч) в Советский фонд культуры. Отец Нади написал книгу «Последний год моей Надежды».

Полезные сервисы