Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

салтык

Толковый словарь Ушакова

САЛТЫ́К (от тюрк. salt - повадка, обычай). Только в выражении: на свой салтык (разг. устар.) - на свой лад. «Порядков не знает и всё на свой салтык норовит, не так, как отцы.» А.Тургенев.

Толковый словарь Ожегова

САЛТЫ́К (устар. разг.) на свой лад, по своему вкусу. Норовит поступать на свой салтык.

Толковый словарь Даля

САЛТЫК - муж. лад, склад или образец. У всякого шлык на свой салтык. Переделать одежду на свой салтык. С дурацкого ладу, да на свой салтык.

Энциклопедический словарь

<САЛТЫ́К> -а́; м. [от тюрк. салт - обычай, установление]

◊ На свой салты́к, в зн. нареч. Устар. Своим способом, по своему образцу, в своей манере. Делать что-л. на свой салтык.

Академический словарь

-а́, м. устар.

на свой салтык

на свой лад.

[Крестьяне] пророчили ему разорение - потому порядков не знает и все на свой салтык норовит, не так, как отцы. Тургенев, Новь.

[От тюрк. салт - обычай, установление]

Поговорки

На свой салтык. Прост. По-своему, на свой лад, образец. ФСРЯ, 406; Глухов 1988, 92. Выражение образовано сокращением пословицы

У всякого шлык на свой салтык, где шлык - башлык, салтык - обычай (из тюркск.) БМС 1998, 512.

Немой салтык. Морд. Шутл. О ребёнке, который долго не начинает говорить. СРГМ 2002, 14.

Орфографический словарь

салты́к: на сво́й салты́к

Словарь ударений

салты́к, -а́; на свой салты́к

Формы слов для слова салтык

салты́к, салтыки́, салтыка́, салтыко́в, салтыку́, салтыка́м, салтыко́м, салтыка́ми, салтыке́, салтыка́х

Синонимы к слову салтык

сущ., кол-во синонимов: 2

вкус (27)

лад (28)

лад, вкус

Грамматический словарь

салты́к м 3b: на сво́й салты́к

Этимологический словарь

салты́к

в выражении: на свой салты́к "на свой лад" (Мельников, Даль). Вероятно, из тюрк., ср. уйг. saltyk "подать" : sal- "класть"; см. Мелиоранский, Зап. Вост. Отд. 16, 6 (без русск. слова). Фам. Салтыко́в, возм., связана с тат., казах. saltyk "хромой".

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Хранитель порядка, традиций.

Хромой, хромоногий. Сохранилось у казанских татар и русских в фамилии Салтыков.

Словарь иностранных слов

салтык

- (< тюрк. salt повадка, обычай).

В выражении: на свой салтык (устар. разг.) - на свой лад, по своему вкусу. Каждый на свой с. судит.

Сканворды для слова салтык

- Лад, склад или образец (устар.).

Полезные сервисы

салтыков

Грамматический словарь

Салтыко́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

САЛТЫКОВ САЛТЫРЕВ САЛТЫЧЕВ САЛТЫЧКОВ

По мнению известного этимолога профессора Фасмера, от татарского слова "салтык" - хромой. (Ф)

Салтык - лад, склад, образец. Очень приятная фамилия, ак и Салтырев, Салтычев, Салтчов. (Э)Фамилия Салтыковых происходит от русской клички Сал тык, в основе которой лежит либо тюркское слово saltaq~-soltaq^-syltyqЧsyltaq, в значении "немного хромой, прихрамывающий, хромающий на одну ногу, некрепкий на ноги" [Радлов], либо слово saltyqЧsaldyq со значением соблюдающий обычаи, порядок", казах "нравственный". (Б)

Сканворды для слова салтыков

- Писатель ...-Щедрин.

- Родной дядя императрицы Анны Иоанновны, московский генерал-губернатор.

- Русский посланник в Гамбурге, Париже и Дрездене, первый по времени фаворит Екатерины Алексеевны.

- Российский певец, автор альбомов «Армия любви», «Серебряный ветер», «Свожу с ума», «Шаг за шагом».

- Русский генерал-фельдмаршал, командующий армией в Семилетней войне (1759-60 гг.), одержавший победы при Польциге и Кунерсдорфе (1759 г.).

Полезные сервисы

салтыков (салтыков-щедрин)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Михаил Евграфович Салтыков (Салтыков-Щедрин).

Михаил Евграфович Салтыков (Салтыков-Щедрин).

Салтыков (Салтыков-Щедрин) М.Е.

САЛТЫКОВ (Салтыков-Щедрин) Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) (1826 - 89), русский писатель, публицист. В 1868 - 84 редактор журнала "Отечественные записки" (до 1878 совместно с Н.А. Некрасовым). В творчестве Салтыкова с позиций демократа-просветителя создан сатирический образ российской бюрократии как порождения самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", 1856 - 57; "Помпадуры и помпадурши", 1863 - 1874; "Пошехонская старина", 1887 - 1889; "Сказки", преимущественно 1882 - 86); в "Истории одного города" (1869 - 1870), пародируя официальную историографию, создал галерею гротескных образов градоправителей. В социально-психологическом романе "Господа Головлевы" (1875 - 80) изобразил духовную и физическую деградацию дворянства. В книге очерков "За рубежом" (1880 - 81) высмеял политический строй и общественные нравы буржуазной Европы.

Полезные сервисы

салтыков (салтыков-щедрин) михаил евграфович

Большой энциклопедический словарь

Салтыко́в (Салтыков-Щедрин) Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) (1826—1889), русский писатель, публицист. В 1868—84 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Н. А. Некрасовым). В творчестве Салтыкова, сочетающем публицистичность и художественность, создан сатирический образ российской бюрократии как порождения самодержавно-крепостнического строя («Губернские очерки», 1856—57; «Помпадуры и помпадурши», 1863—74; «Пошехонская старина», 1887—89; «Сказки», преимущественно 1882—86, и др.). В «Истории одного города» (1869—70), пародируя официальную историографию, создал галерею гротескных образов градоправителей. В социально-психологическом романе «Господа Головлёвы» (1875—80) изобразил духовную и физическую деградацию дворянства. Салтыков высмеивал политическое устройство и общественные нравы стран Европы, историческую отсталость России. Творчество Салтыкова оказало существенное влияние на развитие русской литературы.

Полезные сервисы

салтыков алексей александрович

Энциклопедический словарь

Салтыко́в Алексей Александрович (1934-1994), кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1980). Фильмы: «Друг мой, Колька!» (с А. Н. Миттой, 1961), «Председатель» (1964), «Директор» (1970), «Возврата нет» (1974), «Емельян Пугачёв» (1979), «Господин Великий Новгород» (1985) и др. Для Салтыкова характерен интерес к острым морально-этическим коллизиям, самобытным, активно действующим героям.

* * *

САЛТЫКОВ Алексей Александрович - САЛТЫКО́В Алексей Александрович (1934-1993), российский кинорежиссер, народный артист России (1980).

Фильмы: «Председатель» (1964), «Директор» (1970), «Возврата нет» (1974), «Емельян Пугачев» (1979), «Экзамен на бессмертие» (1983), «Господин Великий Новгород» (1985).

Большой энциклопедический словарь

САЛТЫКОВ Алексей Александрович (р. 1934) - российский кинорежиссер, народный артист России (1980). Фильмы: "Председатель" (1964), "Директор" (1970), "Возврата нет" (1974), "Емельян Пугачев" (1979), "Экзамен на бессмертие" (1983), "Господин Великий Новгород" (1985) и др.

Полезные сервисы

салтыков борис георгиевич

Энциклопедический словарь

САЛТЫКОВ Борис Георгиевич - САЛТЫКО́В Борис Георгиевич (р. 1940), российский государственный деятель, министр науки и технической политики Российской Федерации в 1993-1995.

Большой энциклопедический словарь

САЛТЫКОВ Борис Георгиевич (р. 1940) - российский государственный деятель, министр науки и технической политики Российской Федерации с 1993.

Полезные сервисы

салтыков иван петрович

Энциклопедический словарь

Салтыко́в Иван Петрович (1730-1805), генерал-фельдмаршал (1795). Сын П. С. Салтыкова. Участвовал в Семилетней (1756-63) и русско-турецкой (1768-1774) войнах. С 1790 главнокомандующий финляндской армией, одержавшей ряд побед над шведскими войсками во время русско-шведской войны 1788-90. С 1797 первый московский военный губернатор.

Полезные сервисы

салтыков мих. евграфович

Гуманитарный словарь

САЛТЫКО́В Мих. Евграфович (псевд. Н. Щедрин) (1826-89) - писатель, публицист. Род. в дворянской семье. Дет. годы провел в родовой помещичьей усадьбе Спас-Угол Тверской губ. в атмосфере крепостного права - страха, жестокости, насилия над человеческой личностью (воспоминания о детстве стали основой ром.-хроники "Пошехонская старина", 1887-89). Поступил в Моск. дворян. ин-т (1836), в 1838 переведен в Царскосельский лицей, где начал писать и публиковать стихи, считался на своем курсе продолжателем А. С. Пушкина. Служил в Воен. мин-ве, увлекался теориями социалистов-утопистов, был чл. кружка петрашевцев. После публ. пов. "Противоречия" (1847) и "Запутанное дело" (1848), в к-рых цензура обнаружила "вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу", был выслан в Вятку, где в течение 7 лет продолжал чиновничью службу. После возвр. в С.-Петербург опубликовал (под псевд. Н. Щедрин) цикл "Губернские очерки" (1856-57), в к-ром создал сатир. панораму рус. провинц. жизни накануне отмены крепост. права. С этого произв., принесшего С. широкую известность, определяется своеобразие его творч. метода и роль в рус. лит-ре. Он становится сатир. летописцем, "домашним историком общества" (П. Анненков), объединяющим в своих кн. публиц. злободневность, бытовую точность и социальный гротеск, фантасмагорию, вырастающую на основе этого быта. Отстаивая идеал "свободного исследования", С. свободен и разнообразен в форме своих произв. Чаще всего он обращается к циклу очерков, рассматривающ. оп-ред. проблему и не скованных рамками фабулы ("Невинные рассказы", 1857-63; "Сатиры в прозе", 1857; "Помпадуры и помпадурши", 1863-74; "Дневник провинциала в Петербурге", 1872; "Благонамеренные речи", 1872-76; "В среде умеренности и аккуратности", 1874-78; "Убежище Монрепо", 1878-79; "За рубежом", 1880-81; "Письма к тетеньке", 1881-82; "Пошехонские рассказы", 1883-84; "Пестрые письма", 1886; "Мелочи жизни", 1886-87). В арсенале жанров С. также новатор. ром.-исследования ("Современная идиллия", 1877-78; 1882-83; "История одного города", 1869-70), семейно-психологич. ром., в к-ром создан "вечный тип" лицемера и пустослова Иудушки Головлева ("Господа Головлевы", 1875-80), аллегорический цикл "Сказок" (1882-86), драмы "Смерть Пазухина" (1857) и "Тени" (1862-65), публиц. и крит. ст. Большинство произв. С. первоначально публиковал в ж. "Современник" и "Отечественные записки". Он был одним из ред. и идейных вдохновителей "Отечественных записок" (1868-84). Почти все произв. С. вызывали цензурные придирки и преследования, поэтому установление их аутентичного текста представляет больш. трудности. Высокую оценку творчеству С. давали И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. И. Толстой, А. П. Чехов. "Невозможно понять историю России во второй половине 19 в. без помощи Щедрина", - утверждал М. Горький.

М. Е. Салтыков (Щедрин)

М. Е. Салтыков (Щедрин)

Полезные сервисы

салтыков михаил евграфович

Энциклопедический словарь

Салтыко́в Михаил Евграфович - Салтыков-Щедрин, настоящая фамилия Салтыков; псевдоним Н. Щедрин (1826-1889), русский писатель, публицист. В 1868-1884 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Н. А. Некрасовым). В творчестве Салтыкова, сочетающем публицистичность и художественность, создан сатирический образ российской бюрократии как порождения самодержавно-крепостнического строя («Губернские очерки», 1856-57; «Помпадуры и помпадурши», 1863-74; «Пошехонская старина», 1887-89; «Сказки», преимущественно 1882-86, и др.). В «Истории одного города» (1869-70), пародируя официальную историографию, создал галерею гротескных образов градоправителей. В социально-психологическом романе «Господа Головлёвы» (1875-80) изобразил духовную и физическую деградацию дворянства. Салтыков высмеивал политическое устройство и общественные нравы Европы, историческую отсталость России (книга очерков «За рубежом», 1880-81). Творчество Салтыкова оказало существенное влияние на развитие русской литературы.

Большой энциклопедический словарь

САЛТЫКОВ (Салтыков-Щедрин) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) (1826-89) - русский писатель-сатирик, публицист. В 1868-1884 редактор журнала "Отечественные записки" (до 1878 совместно с Н. А. Некрасовым). Творчество Салтыкова, сочетая публицистичность и художественность, воссоздало гротескно-сатирический образ мира русской бюрократии как порождения самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", 1856-57, "Помпадуры и помпадурши", 1863-74, "Пошехонская старина", 1887-89, "Сказки", преимущественно 1882-86, и др.). В "Истории одного города" (1869-70), пародируя официальную историографию, создал галерею образов градоправителей. В социально-психологическом романе "Господа Головлевы" (1875-80) изобразил духовную и физическую деградацию дворянства. В книге очерков "За рубежом" (1880-81) Салтыков высмеивал как политическое устройство и общественные нравы Европы, так и историческую отсталость России, стремясь осмыслить ее судьбу.

Энциклопедия Кольера

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

(1826-1889), русский писатель. Его единственный большой роман Господа Головлевы (1875-1880) представляет собой историю вымирания семейства провинциальных помещиков. В 1882-1886 Салтыков написал свои язвительно-аллегорические Сказки (например, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил); среди других его произведений - пьеса об алчных купцах Смерть Пазухина (1857) и незаконченная, отчасти автобиографическая семейная хроника Пошехонская старина (1887-1889). Родился 27 января 1826 в селе Спас-Угол Тверской губернии. Учился в Московском дворянском институте (1836-1838), затем в Царскосельском императорском лицее (1838-1844); определился чиновником в канцелярию военного министерства. Первые его публикации были стихотворными (Лира, 1841, и еще восемь стихотворений в 1844-1845); за ними последовали повести Противоречия (1847) и Запутанное дело (1848). Последняя была открытым обличением социальной несправедливости, и за ее публикацией последовал арест Салтыкова и ссылка в Вятку. Однако он остался на государственной службе (чиновником особых поручений при губернаторе) и сочинил Губернские очерки, комическое саморазоблачение помещиков и чиновников, которые были опубликованы после его возвращения в Санкт-Петербург (в 1856). В 1862-1864 Салтыков был членом редакции солидного литературно-художественного журнала "Современник" и сотрудничал в его леворадикальном приложении "Свисток". Он не только обличал правительство, но и нападал на другие журналы. В 1868 вместе с поэтом Н.А.Некрасовым Салтыков взял на себя редактирование журнала "Отечественные записки". После смерти Некрасова в 1878 Салтыков стал главным редактором и оставался таковым до закрытия журнала в 1884.

Умер Салтыков в Санкт-Петербурге 28 апреля 1889.

ЛИТЕРАТУРА

Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений, тт. 1-20. М., 1965-1977 Бушмин А.С. М.Е Салтыков-Щедрин. Л., 1970 М.Е.Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников, 2-е изд., тт. 1-2. М., 1975 Турков А. Салтыков-Щедрин, 3-е изд. М., 1981

Полезные сервисы

салтыков николай иванович

Большой энциклопедический словарь

Салтыко́в Николай Иванович (1736—1816), государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1796), граф (с 1790). Участник Семилетней (1756—63) и русско-турецкой (1768—1774) войн, с 1783 главный воспитатель великих князей Александра Павловича (будущий император Александр I) и Константина Павловича. В 1796—1802 президент Военной коллегии. В 1812—16 председатель Государственного совета и Кабинета министров.

Полезные сервисы

салтыков пётр семёнович

Энциклопедический словарь

Салтыко́в Пётр Семёнович (1698 - 1772/1773), генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). В Семилетней войне, командуя русской армией в 1759-60, одержал победы при Пальциге и Кунерсдорфе. В 1764-71 главнокомандующий в Москве.

* * *

САЛТЫКОВ Петр Семенович - САЛТЫКО́В Петр Семенович (1698-1772/73), российский генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). В Семилетней войне, командуя русской армией в 1759-60, одержал победы при Пальциге и Кунерсдорфе. В 1764-71 генерал-губернатор Москвы.

Полезные сервисы

салтыков петр семенович

Большой энциклопедический словарь

САЛТЫКОВ Петр Семенович (1698-1772/73) - российский генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). В Семилетней войне, командуя русской армией в 1759-60, одержал победы при Пальциге и Кунерсдорфе. В 1764-71 генерал-губернатор Москвы.

Полезные сервисы

салтыков фёдор степанович

Энциклопедический словарь

Салтыко́в Фёдор Степанович (? - 1715), государственный деятель, сподвижник Петра I. Обучался морскому делу за границей, в России руководил строительством кораблей. Составил проект экспедиции для отыскания морского пути в Индию через Северный Ледовитый океан.

* * *

САЛТЫКОВ Федор Степанович - САЛТЫКО́В Федор Степанович (?-1715), российский морской деятель, сподвижник Петра I. Обучался морскому делу за границей, в России руководил строительством кораблей. Составил проект экспедиции для отыскания морского пути в Индию через Северный Ледовитый океан.

Полезные сервисы

салтыков федор степанович

Большой энциклопедический словарь

САЛТЫКОВ Федор Степанович (?-1715) - российский государственный деятель, сподвижник Петра I. Обучался морскому делу за границей, в России руководил строительством кораблей. Составил проект экспедиции для отыскания морского пути в Индию через Сев. Ледовитый ок.

Полезные сервисы

салтыков, пётр семёнович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Салтыков,Петр Семенович

САЛТЫКОВ Петр Семенович (1698 - 1772/73), полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). В Семилетнюю войну 1756 - 63 главнокомандующий российской армией (1759 - 60 и с 1762), одержал победы при Пальциге и в Кунерсдорфском сражении (1759). В 1764 - 71 главнокомандующий в Москве, руководил борьбой с эпидемией чумы (1770 - 71).

Полезные сервисы

салтыков-щедрин

Грамматический словарь

Салты́ков-Щедри́н ф., <мс 1а> + <мс 1b>

Полезные сервисы

салтыков-щедрин михаил евграфович

Энциклопедический словарь

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович - САЛТЫКО́В-ЩЕДРИ́Н (Салтыков) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) [15 (27) января 1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский р-н Тверской обл. - 28 апреля (10 мая) 1889, Санкт-Петербург], русский писатель-сатирик, публицист.

Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи - равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания - позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых («Господа Головлевы», 1875-80) и Затрапезных («Пошехонская старина», 1887-89). В 1836 был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) (в то время назывался благородным университетским пансионом), а в 1838 как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей (см. ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ). Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения сблизился с выпускником лицея М. В. Буташевичем-Петрашевским (см. ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич), оказавшим серьезное влияние на мировоззрение будущего писателя. С увлечением изучал философские труды французских социалистов-утопистов Шарля Фурье (см. ФУРЬЕ Шарль) и Сен-Симона (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа), знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич).

В 1844 был определен на службу в канцелярию военного министерства, бюрократическая служба его тяготила - Салтыков мечтал заниматься только литературой. В 1847 начал работу над первой повестью «Противоречия», «повестью из повседневной жизни» - как сам определил ее автор, опубликованную в журнале «Отечественные записки (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ)». В повести явственно слышен отзвук идей петрашевцев (см. ПЕТРАШЕВЦЫ), а в противоречивом и сложном образе главного героя Нагибина угадываются черты друзей и единомышленников самого писателя. Вторая повесть «Запутанное дело» (1848) продолжала и по-своему развивала традиции, с одной стороны, Гоголя и Достоевского, с другой, - представителей натуральной школы. Рельефно выписанная история своеобразного «маленького человека», обитателя Петербургских низов, имела неожиданный резонанс: выход «Дела» совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку и назначен на должность писца в Губернском правлении.

Блестящего выпускника Царскосельского лицея ожидали годы отчаяния, рутинной бумажной работы, мучительной неизвестности относительно своего будущего (в это время начались аресты членов кружка петрашевцев) и внутреннего одиночества. В 1850 круг обязанностей писателя неожиданно меняется, Салтыков становится членом комиссии по подготовке вятской выставки плодов крестьянского труда. Новое занятие дало возможность глубже познакомиться с бытом народа, проникнуть в специфические особенности экономического развития русской провинции. В 1855 получил долгожданное разрешение на возвращение в столицу. Еще во время вятской ссылки произошло важное событие - знакомство с Лизой Болтиной, ставшей женой Салтыкова в 1856, несмотря на активное недовольство родителей писателя.

Семилетние наблюдения за неэффективной, а порой преступной работой чиновничьего аппарата, отсталостью и косностью законов, регулирующих экономическую жизнь деревни, скучным и невежественным существованием обывателей нашли отражение в «Губернских очерках» (1856-1857), опубликованных в журнале «Русский вестник (см. РУССКИЙ ВЕСТНИК)» под псевдонимом Щедрин. Время написания очерков было пропитано духом свободы и либерализма: эпоха реформ Александра II вернула независимость и насыщенность литературной жизни, возродила интерес к сатире, оживила надежду интеллигенции на возможность коренных преобразований в устройстве общества и духовном мире человека. В «Губернских очерках» на первый план выходит талант Салтыкова-обличителя, страстного борца со всем отсталым, нечистым, ограниченным, порочным. В 1958-62 свет увидели два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых впервые появился город Глупов, собирательный образ современной российской действительности.

В феврале 1862 решает выйти в отставку и всецело посвятить себя писательскому и издательскому делу, принимает активнейшее участие в издании «Современника (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))». Однако в 1866 возвращается на службу на этот раз в должности управляющего пензенской Казенной палатой, где продолжает активно работать над «глуповскими» памфлетами, пополняя коллекцию уродливых образов за счет наблюдений за нравом своих начальников и подчиненных. В 1868 оставляет должность и переходит в журнал «Отечественные записки», а после смерти Некрасова, бывшего главным редактором, становится во главе журнала.

В конце 1860-х гг. начинает работу над «Историей одного города» (1970), при этом портрет Глупова, запечатленный в сатирических памфлетах, существенно меняется, обрастая новыми чертами. Раньше корень всех российских бед виделся в дворянских инертности и произволе, теперь к этому прибавились крестьяне с их тупой покорностью и готовностью терпеть этот произвол. Размышляя о причинах такого положения, Салтыков обращается к истории, так формируется основной замысел книги. Талант сатирика и безграничная фантазия породили причудливый гротескно-фантастический мир «Истории», мир страшный и обреченный, населенный монстрами, причем уродливы и градоначальники, и сам народ. Главной задачей, стоявшей перед писателем, было не создание собственно пародии на официальную историографию, несмотря на то что в образах градоначальников отражены характерные черты их прототипов, и каждый глуповский правитель соответствует реальному историческому деятелю, здесь Салтыков поднимается до уровня обобщения, предлагая собирательный образ российского общества с его вневременными пороками (в этом плане нарисованный писателем образ России оказался во многом пророческим). Параллельно работает над публицистическими статьями, в 1870 выпускает сборники рассказав «Признаки времени» и «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни.

В 1878 свет увидел самый серьезный и значительный роман «Господа Головлевы». История семьи Головлевых - это подавляющая своей трагичностью и глубиной история разложения и смерти дворянского семейства, мучительной агонии рода. Писателя интересует процесс распада человеческой личности, одержимой страстью: страстью стяжательства, страстью к алкоголю, словесным запоям. Наряду с социальной проблематикой Салтыков-Щедрин поднимает ряд онтологических вопросов, напрямую касающихся основ духовной жизни человека, как непременного условия жизни физической.

Сказки Салтыкова-Щедрина (впервые появились в 1869, но основная их часть была написана в период 1883-86) органично вписываются в сатирическое русло писателя. Этот жанр оказался очень близок художественным методам Салтыкова-Щедрина, таким как гиперболизация образов, гротескное смешение деталей, включение элементов фантастики и фантасмагории, иносказание. При этом активно использует жанр классической народной сказки о животных: за каждым животным у Салтыкова-Щедрина закреплен традиционный набор пороков и отрицательных качеств, дополненный узнаваемыми социальными характеристиками.

Роман «Пошехонская старина» (1886) во многом повторяет основные идеи «Господ Головлевых». Однако в композиционном отношении роман намного более сложный и многоплановый: хроника, жизнеописание героев (значительная часть которых представляет собой автобиографию) и эпическая историко-бытовая панорама крепостничества предопределяют три основных уровня построения романа. Кроме того, писатель почти полностью отказывается от сатиры, роман мыслится как исторический документ ушедшей ужасной эпохи рабства и бесправия. Ушла ли эта эпоха? Превратились ли мрачные годы в настоящую «старину»? На эти принципиальные для всего творчества писателя Салтыков-Щедрин дает отрицательный ответ.

Полезные сервисы

салтыкова

Сканворды для слова салтыкова

- Российская эстрадная певица, выпустившая альбомы «Серые глаза», «Голубые глазки».

- Российская певица, снявшаяся в фильме «Брат-2».

- Русская царица, жена (с 1684 года) царя Иоанна Алексеевича.

Полезные сервисы

салтыковка

Синонимы к слову салтыковка

сущ., кол-во синонимов: 1

водка (162)

Полезные сервисы

салтыково-щедриновед

Синонимы к слову салтыково-щедриновед

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

салтыково-щедриноведение

Синонимы к слову салтыково-щедриноведение

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы