Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

соната

Толковый словарь

ж.

Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.

Толковый словарь Ушакова

СОНА́ТА, сонаты, жен. (итал. sonata) (муз.). Инструментальное музыкальное произведение из трех или четырех различающихся своим содержанием частей, из которых одна или две написаны в форме сонатного аллегро (см. сонатный). Крейцерова соната. Бетховена для скрипки и фортепьяно.

Толковый словарь Ожегова

СОНА́ТА, -ы, жен. Музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Сонаты Скрябина.

| прил. сонатный, -ая, -ое. Сонатная форма.

Толковый словарь Даля

СОНАТА - жен. музыкальное, фортепьянное сочинение своего рода. Сонет муж. стихотворение из двух четырестиший, и двух трестиший. Сонетка жен. звонок, колокольчик, позвонок, с проводом куда, для призыва прислуги. Сонометр муж., лат. звукомер, снаряд для измерения силы звуков и для сравнения разных звуков.

Популярный словарь

Соната

-ы, ж.

1) До XVII в.: название инструментальной музыкальной пьесы в отличие от вокальной (кантаты).

Церковная соната.

2) Музыкальное произведение для одного или двух инструментов из трех-четырех контрастирующих частей, объединенных единым замыслом.

Было все очень просто, было все очень мило: королева просила перерезать гранат, и дала половину, и пажа истомила, и пажа полюбила, вся в мотивах сонат (Северянин).

Родственные слова:

сона́тный

Этимология:

От итальянского sonata (← лат. sonare ‘звучать’).

Энциклопедический комментарий:

Соната - один из основных жанров камерной инструментальной музыки. Классическая соната формировалась в течение XVIII в. в процессе длительного преобразования предшествовавших ей трио-сонаты и переходных жанровых форм. В законченном виде она представляет собой трехчастное произведение с быстрыми крайними частями и медленной средней. Непосредственно подготовили классический стиль фортепьянные сонаты Д. Скарлатти, В. Ф. Баха, К. Ф. Э. Баха и И. К. Баха. В творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта и М. Клементи соната предполагает не более двух исполнителей. Новым этапом эволюции жанра стали сочинения Л. Бетховена, который по масштабам приблизил сонату к симфонии. Значительные произведения были сочинены Ф. Шубертом, Р. Шуманом, Ф. Шопеном, Ф. Листом, И. Брамсом, Э. Григом. В России к жанру сонаты обращались Д. С. Бортнянский, И. Е. Хандошкин, А. А. Алябьев, М. И. Глинка. Расцвета он достиг в творчестве П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова и др. Среди сонат последующего периода особое место занимают сочинения С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского и Д. Д. Шостаковича.

Словарь существительных

СОНА́ТА, -ы, ж

Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, для одного или нескольких инструментов, написанное в форме цикла, обычно состоящее из 2-4 контрастирующих частей, объединенных общим замыслом.

Классическая соната включает три, иногда четыре части: подвижную первую, медленную вторую, менуэт и быстрый финал.

Энциклопедический словарь

СОНА́ТА -ы; ж. [итал. sonata] Инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх-четырёх различных по темпу и характеру частей, объединённых общим замыслом. Крейцерова с. Бетховена. Сонаты Прокофьева.

Сона́тный, -ая, -ое. С. цикл. С-ая форма произведения.

* * *

сона́та (итал. sonata, от sonare - звучать), камерно-инструментальное произведение; один из основных жанров инструментальной музыки. Классическая соната для одного или двух инструментов (например: для фортепиано; для скрипки и фортепиано), представляющая собой 3-частный цикл (см. Циклические формы, Сонатная форма), сложилась в конце XVIII в. в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. ван Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), отечественной музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

* * *

СОНАТА - СОНА́ТА (итал. sonata, от sonare - звучать), музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла (см. Циклические формы (см. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ)). Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна (см. ГАЙДН Йозеф) и В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей); высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном (см. БЕТХОВЕН Людвиг). Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (см. РОМАНТИЗМ) (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

Академический словарь

-ы, ж.

Инструментальное музыкальное произведение, состоящее из четырех или трех различных по темпу и характеру частей.

Крейцерова соната Бетховена.

[итал. sonata]

Энциклопедия Кольера

СОНАТА - музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении термина только сольными произведениями сформировались во второй половине 18 в. Слово "соната" часто употребляется также в составе термина "сонатная форма": в этом случае оно относится не к многочастному произведению, а к формальной структуре одной части сонаты. Сонатная форма встречается также в симфониях, концертах, трио, квартетах, квинтетах, даже в увертюрах и т.д. История сонаты как жанра помогает прояснить различие между сонатой как многочастным произведением и сонатой как формальной структурой.

Ранние сонаты. История сонаты начинается с примечания "da cantare e sonare" ("для пения или игры"), которое в 16 в. часто помещалось на титульных листах изданий мадригалов. Постепенно термины "canzona da sonare" ("песня для исполнения на инструментах") и "соната" заняли место на титулах сочинений, предназначенных специально для инструментов. Один из ранних и выдающихся образцов такого рода - Sonata piano e forte (1597) венецианского мастера Дж. Габриели - инструментальная пьеса, в которой впервые различие между "тихо" и "громко" выражено в фактуре произведения. В течение эпохи барокко (17 - начало 18 вв.) название "соната" часто прилагалось к произведениям для двух, трех и более инструментов. Среди них особое значение приобрела трио-соната (sonata a tre). Трио-сонаты сочинялись для двух солирующих инструментов (например, двух скрипок) с аккомпанементом (преимущественно клавишных инструментов). Среди барочных трио-сонат выделяются два основных вида: церковная соната (sonata da chiesa) - инструментальная музыка для публичного исполнения; камерная, или светская соната (sonata da camera) - инструментальная музыка для домашнего музицирования. Сонаты первого типа сочинялись обычно в четырех развернутых полифонических частях (медленно - быстро - медленно - быстро). Сонаты второго типа содержали большее число коротких частей и напоминали танцевальные сюиты. Сонаты обоих типов иногда служили вступлениями к крупным вокально-инструментальным формам: например, название "соната" употребляется в значении "увертюра" еще в 1715, в кантате № 182 И.С.Баха. В течение 18 в., с расширением сферы светской музыки, соната превратилась в самостоятельный жанр камерной музыки, и различие между "церковной" и "домашней" сонатами исчезло. Сольная соната, т.е. соната для одного инструмента, с аккомпанементом или без него, возникла в творчестве Б.Мартини ок. 1620. В конце концов именно этот исполнительский состав стал отождествляться с термином "соната". Решающее воздействие на развитие жанра оказало появление первых клавирных сонат в творчестве одного из предшественников И.С.Баха - И.Кунау (1660-1722). В клавирных сонатах мастеров следующих двух поколений, особенно в одночастных сонатах Д.Скарлатти (1685-1757) и сонатах К.Ф.Э.Баха (1714-1788), складывается классическая модель сонатной формы. Особого внимания заслуживают поразительные по глубине содержания сонаты И.С.Баха для скрипки соло и виолончели соло.

Классическая соната. Соната конца 18 в., состоящая из нескольких частей в контрастных темпах, впитала в себя разные формы инструментальной музыки эпохи барокко; особенно это касается инструментальной танцевальной сюиты, откуда классическая соната позаимствовала менуэт и рондо. Параллельное развитие камерных и оркестровых жанров оказало существенное влияние на их формальную структуру: так, классический квартет можно считать сонатой для четырех инструментов, классический концерт - сонатой для солирующего инструмента с оркестром. Слово "соната" теперь применялось ограниченно, а именно к музыке для завоевывавшего все большую популярность фортепиано и для других солирующих инструментов (с аккомпанементом или без него). На вершине своего развития (рубеж 18 и 19 вв.) план составной (циклической) классической сонаты включал три, иногда четыре части: подвижную первую, медленную, менуэт (позже скерцо) и быстрый финал. Менуэт - иногда расположенный перед медленной частью, иногда после нее, а часто и вообще опускавшийся, - структурно был самым простым, поскольку основывался на модели танца. Медленная часть иногда сочинялась в форме темы с вариациями, а финал - в форме рондо. Во многих случаях, однако, эти части, как и первая, имели сонатную форму, и в конце концов черты сонатной формы все теснее переплетались с чертами других форм, особенно рондо (рондо-соната). Трех- или четырехчастная соната в сочинениях Гайдна и Моцарта до сих пор остается идеалом данной формы. Но термин "соната" продолжает прилагаться и к сочинения, отходящим от классического типа. Соната в творчестве Бетховена достигает такой неумолимой логики развития и драматургической напряженности, которые не были превзойдены авторами последующих поколений. Особенно это относится к 32 фортепианным сонатам, среди которых наиболее популярны такие шедевры, как Патетическая, Вальдштейновская и Аппассионата. Бетховен открыл и столь всесторонне использовал многообразные возможности сонатной формы, что его творчество знаменует собой и кульминацию классической идеи сонаты, и начало ее распада. Несмотря на необычайную красоту гармонического и мелодического языка и обилие драматургически выразительных эпизодов, сонаты ближайшего последователя Бетховена - Ф. Шуберта (для солирующих инструментов и фортепианных дуэтов) исполняются не столь часто, как они того заслуживают.

Современная соната. До 1845 были созданы четыре фортепианные сонаты К.М.фон Вебером и по три фортепианные сонаты - Ф.Мендельсоном, Р.Шуманом и Ф.Шопеном; хотя упомянутые композиторы сознательно стремились к продолжению классических традиций, эти сочинения обозначили начало романтической эпохи, когда богатство и оригинальность гармонического и мелодического письма взяли верх над строгой экономией средств и логикой развития в классической сбалансированной форме. Превосходный образец чисто романтической сонаты являет собой фортепианная Соната си минор (1854) Ф.Листа, где все части обычного сонатного цикла объединены в сквозной одночастной композиции. С другой стороны, десять виртуозных сонат И.Брамса (1833-1897) для фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, кларнета и фортепиано демонстрируют подлинно новаторское претворение классических принципов художником романтической эпохи. В массе сонат, которые продолжали появляться в позднеромантический период (конец 19 в.), профессиональное, но логически не обоснованное, сугубо формальное владение "школьной" схемой классической сонаты сочетается с типично романтическим и часто национально окрашенным музыкальным содержанием. Важным свидетельством тяготения композиторов-романтиков ко все большему единству сонатного цикла - единству, которое у Бетховена достигалось стилистической и драматургической цельностью концепции, - стало прямое применение принципа монотематизма, проведения одной тематической идеи во всех частях, причем нередко в связи с литературной программой. Монотематизм характерен, например, для сонатных циклов С.Франка (1822-1890), в числе которых популярная соната для скрипки и фортепиано (1886) и симфония ре минор (1888). И все же классическая концепция сонаты сохраняет свою значимость: почти все крупные композиторы 20 в. обращаются к ней в своих масштабных инструментальных сочинениях. Тенденция к компактности и сжатости (например, в сонатах Прокофьева) нередко приходит на смену романтическому многословию; на традиционные ладово-тональные соотношения оказывают влияние более ранние, доклассические ладовые (модальные) системы (например, в сочинениях П.Хиндемита). Но при этом новые явления не затрагивают основы классической сонаты, и она сохраняет свою актуальность.

Сонатная форма. Термин "сонатная форма" был введен музыкантами-теоретиками в конце 18 в. для характеристики типичной формальной структуры, которая наблюдается в некоторых частях классической сонаты, хотя подобная структура может присутствовать и в любых других жанрах инструментальной музыки классического периода. Поскольку описываемая структура почти всегда наличествует в первых частях сонатных циклов, которые, как правило, сочиняются в подвижных темпах, эту форму иногда называют "сонатным аллегро". Сонатная форма явилась итогом длительной эволюции, детали которой до сих пор составляют предмет дискуссий. Важным элементом явилась т.н. двухчастная форма, типичная для танцевальной музыки барочного периода. По определению, эта форма состоит из двух разделов - А и В, где В служит логическим дополнением к А. Каждый раздел при исполнении обычно повторяется: АА ВВ. Постепенно раздел В стал протяженнее раздела А, и к началу 18 в. после него стали вводить повторение раздела А (или его части). Таким образом, возникла законченная двухчастная форма, которая может быть выражена схемой АВА, с повторениями - АА ВВ АА. В нее вошли и другие элементы. Барочный концерт, с его переходами от звучания солирующих инструментов к оркестровому tutti, привнес принцип контрастных тем внутри раздела А. В разделе В стали сосредоточиваться модуляции в отдаленные тональности. Все большее значение приобретал принцип тематического развития. Эти и другие элементы были объединены в середине и во второй половине 18 в. в классической сонатной форме Гайдна, Моцарта и Бетховена. Сонатная форма характеризуется присутствием двух или более тем (или тематических групп), контрастных по характеру, по тональности изложения (главная и побочная партии), между ними помещаются связующие разделы - это экспозиция формы; далее следует развитие тем или их звеньев в разных тональностях - разработка; наконец наступает возвращение двух основных тем, причем обе они звучат в одной тональности - реприза. Экспозиции иногда предшествует вступление, возможно, предвосхищающее по своему материалу появление основных тем; после репризы иногда следует дополнительное обобщение развития, заключение - кода. В разработке разделы, в которых варьируются основные темы, перемежаются с т.н. эпизодами и моментами переходного характера. Экспозиция и реприза содержат по сути один и тот же тематический материал, но для экспозиции типичен прежде всего контраст между основными темами, их "борьба", а для репризы - "примирение". В ранней сонатной форме экспозиция, а также разработка вместе с репризой повторялись. Когда разработка разрослась (что имеет место во многих сонатах Гайдна, Моцарта и Бетховена), ее повторение вместе с репризой оказалось излишним, хотя повторение экспозиции еще довольно долго оставалось непреложным правилом. Главная характеристика сонатной формы - это специфическое тематическое развитие, которое впервые в полную силу проявилось в сочинениях Й.Гайдна (1732-1809). Тематическое развитие (обычно связанное со средним разделом сонатной формы - разработкой, но не обязательно только с ней) - это особый метод, с помощью которого композитор исследует все возможности экспонированного тематического материала. Имеется в виду процесс трансформации, детализации, фрагментирования тем в мелодическом, гармоническом и ритмическом аспектах. Техника тематического развития включает тональные (модуляции) и ладовые перемещения (переходы из мажора в минор и обратно); использование элементов фуги и типичных полифонических приемов - увеличения темы (т.е. ее изложения в более крупных ритмических единицах, в результате чего она звучит медленнее), ее уменьшения (когда тема излагается более мелкими ритмическими единицами, т.е. звучит быстрее), инверсии (обращения темы, в результате которого верхние ноты становятся нижними и наоборот), стретты (проведения темы в разных последовательно вступающих голосах накладываются одно на другое). Тематическое развитие играет наиболее значимую роль в сочинениях Л. ван Бетховена, но и вообще оно является абсолютно обязательным аспектом сонатной формы в творчество всех крупных мастеров инструментальной музыки. После окончания классического периода сонатная форма претерпевает дальнейшее развитие. Так, отмена повторения экспозиции превращает бывшую двухчастную форму в трехчастную (АВА). Хотя характеристики главной и побочной партий как воплощающих мужское и женское начала связаны с эпохой романтизма, именно романтическая сонатная форма часто жертвует напряженностью тематического контраста и тематической разработки в пользу созерцательной лирики. Интересной тенденцией, заявившей о себе в творчестве таких поздних симфонистов, как Брукнер, Сибелиус и Шостакович, и имеющей источником Третью и Пятую симфонии Бетховена, является наличие тематических "ядер", которые разворачиваются в полные темы и развиваются на протяжении всей сонатной формы, а не только в разработке как таковой. Подобная тенденция в ряде образцов 20 в. может приводить к сворачиванию репризного раздела, так как протяженное развитие делает излишним повторение первоначального материала.

ЛИТЕРАТУРА

Способин И. Музыкальная форма. М., 1984

Гуманитарный словарь

СОНА́ТА (от итал. sonare - звучать) - жанр европ. инструмент. музыки, появившийся в период Возрождения, утвердившийся в своем лидирующем и исторически консолидирующем значении в эпоху барокко и во многом сохранивший его в наст. время. Первонач. С. обозначала всякую инструмент. пьесу. Это название - оно появляется в 13 в. - применялось и тогда, когда инструмент использовался в кач-ве сопровождающего пение или заменял один из вокальных голосов - характерное и весьма распространенное указание в нотах "Buone da cantare e sonare" (итал. "Пригодно для пения и игры") встречается вплоть до 16 в. Скон. 16 в. так назывались инструмент. переложения вокальных разделов канцон, представленные творчеством Дж. Вичентино, Ф. Маскера, А. Бан-кьери. К кон. 17 в. С. окончательно связывается с инструмент. произведением, принципиально отличным от кантаты как произведения вокального. В свою очередь, С. обозначается исключит. широкий и разнообразный круг произведений, совершенно различных по своим функциям: это и синоним таким названиям инструмент. пьес, как скерцо или тастаты, токкаты, упражнения, этюды, сюиты; и инструмент. части церковной службы.

Важный этап развития жанра - трио-С., в к-рой обычно исполнялись 3 партии. Трио-С. получила распространение в церковной и придворной музыке. Выдающиеся трио-С. были созданы в эпоху барокко А. Корелли, Г. Перселлом, Ф. Купереном, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделем, Г. Ф. Телеманом. Однако и позднее композиторы обращались к этому жанру (17 церк. сонат написаны Моцартом). Трио-С. знаменовала переход от многоголосия 16 в. к "сольной С.", утвердившейся в 17-18 вв. Ее высочайший расцвет связан со скрипкой, в силу богатейших мелодических и виртуозных возможностей занимавшей ведущее место в исполнительских составах трио-С. С. для скрипки с разработанной партией клавира впервые появляется у И. С. Баха. И. Кунау впервые назвал С. сольную клавирную пьесу.

В своем зрелом виде С. (она окончат. складывается в творчестве композиторов венской классич. школы - И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) - циклическое многочастное (обычно 3, позднее 4 части) произв. для солиста (обычно клавир - клавесин, клавикорд, фп.) или инструмент. ансамбля. В творчестве Бетховена жанр С. (им создано 10 С. для скрипки и фп., 5 для виолончели и фп., 32 для фп.) достигает высочайшего расцвета. Его фортепианные С. монументализируют-ся, приближаясь к С.-симфонии ("Аппассионата").

С. сохраняет значение одного из ведущих жанров инструмент. музыки и в эпоху романтизма. Выдающуюся роль в ее истории сыграли Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс. Детище муз. романтизма - одночастная С., сформировавшаяся под влиянием романтич. поэмности.

В нач. 20 в. в сонатном жанре создаются произведения Г. Форе, П. Дюка, К. Дебюсси, М. Равеля, Э. Макк-Доуэлла, К. Шимановского и др. Среди авторов, обращающихся к С. для разных инструментов и инструмент. ансамблей, - Б. Барток, Ф. Пуленк, А. Онеггер, П. Хиндемит, И. Стравинский. Во 2-й пол. 20 в. возникают С., в к-рых это жанровое обозначение скорее воскрешает его исторически самое ранее значение - инструмент. пьеса (С. для фп. П. Булеза, С. и интермедия для подготовленного фп. Дж. Кейджа, С. для виолончели с оркестром К. Пендерецкого и др.).

В России первые опыты в жанре С. связаны с именами Д. С. Бортнянского (С. для чембало) и И. Е. Хандошкина (три С. для скрипки соло, С. для скрипки и баса), И. Геништы (для фп.). С. для скрипки (альта) с фп. представлена именами М. И. Глинки (незаверш.) и А. А. Алябьева. 4 С. для фп., 3 для скрипки и фп., 2 для виолончели и фп., 1 для альта и фп. написаны А. Г. Рубинштейном. Фортепианная С. П. И. Чайковского (G-dur, 1878) - первый выдающийся образец этого жанра в отечеств, музыке. На рубеже столетий появляются 2 фортепианные С. А. К. Глазунова (b-moll и e-moll, 1901), в 1905 - С. М. А. Балакирева, в 1907 ив 1913-2 фортепианные С. С. В. Рахманинова, в 1908 - одночастная (в листовских традициях) С. С. М. Ляпунова. Выдающееся явление мировой культуры - 10 фортепианных С. А. Н. Скрябина, к-рые создавались на протяжении всей его жизни, в ранних образцах (№ 1-4) наследующего романтическим традициям жанра, в последующих же утверждавшего новый тип символистской С.-поэмы (№ 5-10). В творчестве Н. К. Метнера, автора 3 С. для скрипки и фп. и 14 фортепианных, разрабатывается поэтика жанровых разновидностей С. на основе синтеза ее с принципами романтич. программности - "С.-сказка", "С.-элегия", "С-баллада", "С.-фантазия", "С.-идиллия", "С.-воспоминание", "Романтическая С.", "Трагическая С." и даже "С.-вокализ" для голоса с фп., знаменующая рождение нового жанра. Из трех фортепианных С. Н. Я. Мясковского наиболее интересна одночастная Вторая (1912), в к-рой широко разрабатывается мрачно-трагедийная образная сфера. В области сонатного жанра активно работал Д. Б. Кабалевский. С С. связаны выдающиеся творческие достижения ОС. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

В области сонатного жанра интенсивно работали и работают современные отечеств. композиторы - Б. А. Арапов, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко, А. Г. Шнитке. С. для неакадемич. инструментов (баян) создали Л. А. Пригожий, Г. И. Банщиков и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОНАТА (итальянское sonata, от sonare - звучать), камерно-инструментальное произведение; один из основных жанров инструментальной музыки. Классическая соната для одного или двух инструментов (фортепьяно; скрипки и фортепьяно; и др.), представляющая собой 3-частный цикл (смотри Циклические формы, Сонатная форма), сложилась у композиторов венской классической школы - Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена. Образцы различных видов - у Д. Скарлатти (1-частная соната), Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Листа (программная соната), И. Брамса, А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера, П. Хиндемита, С.С. Прокофьева.

Орфографический словарь

сона́та, -ы

Словарь ударений

сона́та

Формы слов для слова соната

сона́та, сона́ты, сона́т, сона́те, сона́там, сона́ту, сона́той, сона́тою, сона́тами, сона́тах

Синонимы к слову соната

сущ., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

сона́т/а.

Грамматический словарь

сона́та ж 1a

Этимологический словарь

сона́та

Из ит. sоnаtа.

Словарь галлицизмов русского языка

СОНАТА ы, ж. sonate f., ит. sonata. Инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из четырех или трех различных по характеру и темпу частей, из которых одна имеет форму сонатного аллегро. БАС-1. Sonates. Сонаты. Есть безчисленное множество сонатов. 1790. Танц. сл. 411. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763-1804). // Муз. эст. 18 в. 194. - Если вам угодно, mademoiselle, - резко повернулся он к Лидии, - то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа. Куприн Тапер. sonate pathétique. Патетическая соната. Он как-то говорил нам, что изх всех музыкальных произведений всего больше любит la sonate pathétique Бетховена и что эат соната всегда погружет его в целый мир забытых ощущений.С. Ковалевская Знакомство с Ф. М. Достоевским. Сонатный ая, ое. Сонатный цикл. Сонатное аллегро. БАС-1. Вот, например, пародийные сонеты, которыми открывается "Дон-Кихот". Хотя они построены безукоризненно как сонеты, мы их ни в коем случае не можем отнести к сонетному жанру. М. Бахтин Из предыстории романного слова. - Лекс. Ян. 1806: соната; Соколов 1834: сонАта; СИЗ: соната 1763; сонат 1790; Брокг.: сонатная форма; Уш. 1940: сона/тный.

Словарь иностранных слов

СОНАТА (ит. sonata, от лат. sonare - звучать). Прежде называлась пьеса, предназначенная для исполнения на каком-нибудь инструменте, в отличие от кантаты - пьесы для пения. Нынче - собрание муз. пьес и соединение их в одно целое.

Сканворды для слова соната

- «Лунное» произведение Бетховена.

- Музыкально-инструментальная пьеса.

- «Апассионата» у Бетховена.

- Крейцерова у Бетховена.

- Произведение, которое Бетховен посвятил французскому скрипачу Крейцеру.

- Какое название вплоть до 17-го века носила всякая инструментальная песня, название которой связывают с итальянским словом «петь»?

- Модель «Хёндэ».

- Пьеса украинского драматурга Миколы Кулиша «Патетическая ...».

- Фильм Ингмара Бергмана «Осенняя ...».

- Драма шведского писателя Августа Стриндберга «... призраков».

- Фильм Владимира Гардина «Крейцерова ...».

Полезные сервисы

соната фа минор

Слитно. Раздельно. Через дефис

сона/та фа мино/р, сона/ты фа мино/р

Полезные сервисы

соната-вокализ

Слитно. Раздельно. Через дефис

сона/та-вокали/з, сона/ты-вокали/за, ж.

Полезные сервисы

соната-миниатюра

Слитно. Раздельно. Через дефис

сона/та-миниатю/ра, сона/ты-миниатю/ры

Полезные сервисы

соната-симфония

Слитно. Раздельно. Через дефис

сона/та-симфо/ния, сона/ты-симфо/нии

Полезные сервисы

соната-фантазия

Слитно. Раздельно. Через дефис

сона/та-фанта/зия, сона/ты-фанта/зии

Полезные сервисы