мн.
1. Реальные условия, возможности.
2. перен. устар.
Духовные или физические качества человека, необходимые для чего-либо; способности.
3. Деньги, капитал.
мн.
1. Реальные условия, возможности.
2. перен. устар.
Духовные или физические качества человека, необходимые для чего-либо; способности.
3. Деньги, капитал.
СРЕ́ДСТВА, сре́дств, только мн
Деньги, материальные ценности;
Син.: капитал.
Правительство заявило, что направит дополнительные средства на помощь особо нуждающимся слоям населения и на развитие образования (Газ.).
(материальные ценности) для чего и к чему. Средства для жизни. Советовались мы относительно изыскания средств для покупки кормов (Г. Николаева). Средства к существованию.
сущ., кол-во синонимов: 10
возможности (3)
деньги (129)
доходы (5)
капитал (7)
патентика (1)
суммы (3)
условия (30)
фонды (3)
хлеб (75)
громадные средства
значительные средства
колоссальные средства
мощные средства
немалые средства
огромные средства
изыскать средства => обладание, начало
изыскивать средства => модальность, стремление
имеются средства => существование / создание
искать средства => модальность, стремление
использовать средства => использование
найти средства => обладание, начало
направить средства => использование
оправдывать средства => оценка, соответствие
позволяют средства => возможность, субъект, модальность
получить средства => обладание, начало
привлечь средства => обладание, начало
расходуются средства => пассив на -ся, использование
средства используются => пассив на -ся, использование
средства пошли => субъект, использование
сэкономить средства => обладание, начало
тратить средства => использование
1) интонация;
2) союзы;
3) формы слов
Основные особенности интонации однородности:
1) отделение членов друг от друга;
2) невозможность произнесения их как целостных речевых отрезков.
Этому способствуют:
1) паузы между членами;
2) наличие фразового ударения на каждом из них;
3) равномерное повышение тона.
Эти особенности интонации проявляются при употреблении союзов и в бессоюзных предложениях. Наиболее четкими показателями отношений однородности являются сочинительные союзы:
1) соединительные;
2) противительные;
3) разделительные.
1. Соединительные союзы указывают на перечисление однородных членов, которые соединяются в ряд как равноценные:
а) союз и, стилистически нейтральный, выражает соединение, перечисление;
б) да - вносит оттенок просторечности;
в) также - присоединения; как ... так и - совместимости, не только ... но и - семантический оттенок допустимости.
2. Противительные союзы но, а, зато, однако, да, выражающие те или иные оттенки противительных отношений: но, не - а - противопоставление, несовместимость, зато - возмещение и т.п.
3. Разделительные союзы или, либо, то ... то, не то ... не то, то ли ... то ли указывают на избирательность или чередуемость членов однородного ряда. Они выражают различные оттенки разделительного значения: или, либо - альтернативность, то ... то - чередование, не то ... не то, то ли ... то ли - неразличимость. Союзы и интонация - основные средства выражения однородности. Форма однородных членов - дополнительный показатель однородности, подчеркивающий их независимость, единообразное отношение к поясняемому или поясняющему члену.
Повторение предлога или его отсутствие подчеркивают однородность.
В качестве добавочных средств выражения однородности могут выступать контекстуальные лексические показатели:
а) повторы;
б) антонимические пары.
Знаки препинания не являются средством выражения однородности: они служат на письме средством синтаксического и смыслового членения текста. Обобщающие слова в предложении открывают или закрывают ряд однородных членов;
они представляют собой общие или родовые понятия, под которые подводятся понятия, обозначаемые однородными членами.
В качестве обобщающих слов употребляются:
1) местоимения;
2) местоименные наречия;
3) существительные, обозначающие родовые понятия.
1) интонация;
2) союзы;
3) формы слов.
Основные особенности интонации однородности:
1) отделение членов друг от друга;
2) невозможность произнесения их как целостных речевых отрезков.
Этому способствуют:
1) паузы между членами;
2) наличие фразового ударения на каждом из них;
3) равномерное повышение тона.
Эти особенности интонации проявляются при употреблении союзов и в бессоюзных предложениях. Наиболее четкими показателями отношений однородности являются сочинительные союзы:
1) соединительные;
2) противительные;
3) разделительные.
1. Соединительные союзы указывают на перечисление однородных членов, которые соединяются в ряд как равноценные: а) союз и, стилистически нейтральный, выражает соединение, перечисление; б) да - вносит оттенок просторечности; в) также - присоединения; как ... так и - совместимости, не только ... но и - семантический оттенок допустимости.
2. Противительные союзы но, а, зато, однако, да, выражающие те или иные оттенки противительных отношений: но, не - а - противопоставление, несовместимость, зато - возмещение и т.п.
3. Разделительные союзы или, либо, то ... то, не то ... не то, то ли ... то ли указывают на избирательность или чередуемость членов однородного ряда. Они выражают различные оттенки разделительного значения: или, либо - альтернативность, то ... то - чередование, не то ... не то, то ли ... то ли - неразличимость. Союзы и интонация - основные средства выражения однородности. Форма однородных членов - дополнительный показатель однородности, подчеркивающий их независимость, единообразное отношение к поясняемому или поясняющему члену. Повторение предлога или его отсутствие подчеркивают однородность. В качестве добавочных средств выражения однородности могут выступать контекстуальные лексические показатели: а) повторы; б) антонимические пары. Знаки препинания не являются средством выражения однородности: они служат на письме средством синтаксического и смыслового членения текста. Обобщающие слова в предложении открывают или закрывают ряд однородных членов; они представляют собой общие или родовые понятия, под которые подводятся понятия, обозначаемые однородными членами.
В качестве обобщающих слов употребляются:
1) местоимения;
2) местоименные наречия;
3) существительные, обозначающие родовые понятия.
▲ средство
↑ для (чего), ограничение, доступ
ограничение доступа.
допуск (иметь # к документам).
симпатические чернила - чернила, используемые для тайнописи.
замок - механизм, закрывающий доступ куда-л. для посторонних.
на замке (держать # - о дверях).
под замком [замками] (держать #).
за [под] семью [десятью] замками
[печатями].
под замок. под семь замков.
запирать. отпирать.
сейф - прочный металлический шкаф для хранения ценностей.
пломба. пломбир.
пломбировать. опломбировать.
опечатать (# комнату). запечатать.
Сре́дства измере́ний - технические средства, применяемые для проведения экспериментальной части измерений и имеющие нормированные метрологические свойства. К средствам измерения относятся меры, измерительные приборы и преобразователи, а также состоящие из них измерительные установки и системы.
* * *
СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ - СРЕ́ДСТВА ИЗМЕРЕ́НИЙ, технические средства, применяемые для проведения экспериментальной части измерений и имеющие нормированные метрологические свойства. К средствам измерения относятся меры, измерительные приборы и преобразователи, а также состоящие из них измерительные установки и системы.
СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ - технические средства, применяемые для проведения экспериментальной части измерений и имеющие нормированные метрологические свойства. К средствам измерения относятся меры, измерительные приборы и преобразователи, а также состоящие из них измерительные установки и системы.
↑ для (чего), жизнь человека
материальный стимул.
прожиточный минимум. | на прожитие.
иждивение. иждивенец.
едок. рот (пять ртов в семье). лишний рот.
содержание. содержать кого. на содержании у кого (быть #. иметь #).
хлеб насущный (забота о #). кусок хлеба (# иметь). на хлебах чьих (жить #).
на руках быть (на ее руках двое детей).
своим горбом (# наживать, добывать, зарабатывать).
пропитание. пропитаться (разг).
добытчик.
кормиться.
кормилец. кормить (# всю семью).
поилец и кормилец. поить - кормить.
опора семьи.
прокорм. прокормить. -ся (на эти деньги трудно #).
харч. харчи. прохарчиться (прост).
детишкам [ребятишкам] на молочишко.
сущ., кол-во синонимов: 7
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (печать, радио, телевидение и др.), см. Массовая коммуникация.
* * *
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - СРЕ́ДСТВА МА́ССОВОЙ ИНФОРМА́ЦИИ (печать, радио, телевидение и др.), см. Массовая коммуникация (см. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ).
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (печать - радио, телевидение и др.), см. Массовая коммуникация.
СРЕ́ДСТВА МА́ССОВОЙ ИНФОРМА́ЦИИ
Каналы оперативного распространения информации (печать, радио, телевидение, кино) среди широких масс населения. Каждое из С. м. и. имеет как общие черты, присущие всем средствам, так и некоторые особенности, касающиеся способов передачи информации, установления контакта и обратной связи с аудиторией, лингвистических характеристик сообщения. С. м. и. используются на занятиях по языку в качестве средства обучения и средства ознакомления со страной изучаемого языка и происходящими в мире событиями. Особенно велика сфера применения С. м. и. в самостоятельной работе. В последние годы наблюдается значительный интерес к проблеме обучения иностранных учащихся восприятию информации через С. м. и., особенно в связи с распространением компьютерных коммуникационных линий связи и баз данных (например, Интернета).
Средства массовой информации, СМИ (массмедиа)
(mass media), ср-ва произ-ва и широкого распространения новостей, информации и развлечений. Понятие СМИ обычно относится к печатным, телеи радиовещательным ср-вам передачи новостей - газетам, журналам, радио и телевидению, но может включать кино, звукозаписывающую пром-ть и даже карманные издания и фотографию. Пользуясь преимуществом большого масштаба (экономия на масштабе), распределения рисков (диверсификация) и имея дело с чрезвычайно широким разделением труда, СМИ представляют собой колоссальную индустрию, влияющую на политику, экономику и культурную жизнь. Ключевыми факторами, определяющими характер сообщений в СМИ, способ, к-рым они передаются, и силу воздействия на каждого человека и все об-во, являются подбор новостей, воздействие на массовое сознание, цензура, кач-во журналистской работы (журналистика) и развитие таких совр. телекоммуникационных технологий, как электронные способы сбора новостей. СМИ способствуют формированию обществ, согласия, приобщению людей к участию в обществ, жизни, но с ними связаны и негативные явления - конформизм, пассивность и соглашательство. Объединение и укрепление компаний, интеграция произ-ва и техн. его оснащение породили империи СМИ, работающие на междунар. и даже глобальном уровне. В слаборазвитых странах и странах с авторитарным (авторитарное государство) или тоталитарным режимом (тоталитаризм) гос. собственность и контроль влияют на СМИ непосредственно. Степень контроля, испытываемого СМИ, их воздействие на обществ, мнение и союз с идеологами (идеология), а также то, что можно назвать потворствованием низменным, вульгарным вкусам об-ва, остаются в мире предметом горячих споров. В то же время СМИ часто обвиняются в культурном империализме: в течение 1970-80-х гг. мн. развивающиеся страны почувствовали, что эконом, власть зап. СМИ, зап. программы и ценности начинают вытеснять местные программы и ценности. С др. стороны, требование, выдвинуто е непр исо е дин ившими ся странам и и ЮНЕСКО, о новом междунар. информационном порядке как ср-ве контроля над СМИ и изменения сложившейся ситуации было отклонено как противоречащее принципу свободы печати. Развитие спутникового вещания в 1980-х гг. еще больше усилило позиции поставщиков информации и развлечений.
1) зацепление - употребление средств, отсылающих к другому субтексту;
2) повтор - использование для межфразовой связи тождественных или сходных элементов;
3) следование - связь, основанная на выводе одного субтекста из другого (напр., мораль в басне)
Выделяются:
1) собственно-лексические;
2) лексико-грамматические;
3) грамматические средства межфразовой связи.
С учетом актуального членения предложения выделяется тема-рематическая связь. Используется также ассоциативная связь. В связи с типом тематической последовательности различаются:
1) цепная связь;
2) параллельная связь.
1) зацепление - употребление средств, отсылающих к другому субтексту;
2) повтор - использование для межфразовой связи тождественных или сходных элементов;
3) следование - связь, основанная на выводе одного субтекста из другого (напр., мораль в басне).
Выделяются:
1) собственно-лексические;
2) лексико-грамматические;
3) грамматические средства межфразовой связи. С учетом актуального членения предложения выделяется тема-рематическая связь. Используется также ассоциативная связь.
В связи с типом тематической последовательности различаются:
1) цепная связь;
2) параллельная связь.
СРЕ́ДСТВА НАГЛЯ́ДНОСТИ.
Наглядные образцы, входящие в состав аудиовизуальных средств обучения и используемые на занятиях с целью семантизации учебного материала и его закрепления, воссоздания ситуаций общения, стимулирования высказывания. Способствуют повышению эффективности обучения в результате целенаправленной опоры на зрительный и слуховой каналы восприятия. В отличие от наглядных пособий С. н. специально для использования на занятиях по языку не предназначаются и представляют собой адаптированные к условиям обучения образцы средств массовой информации (кино-, телефильмы, радиопередачи и др.).
СРЕ́ДСТВА НО́ВЫХ ИНФОРМАЦИО́ННЫХ ТЕХНОЛО́ГИЙ.
Технические устройства, которые включают: компьютеры всех классов, устройства ввода речи в компьютер, сканеры, базы данных, системы мультимедиа, видео- и телетекст, модемы, компьютерные сети, информационно-поисковые системы, цифровые фотокамеры, экспертные обучающие системы, устройства ввода графической информации, гипертекстовые системы, телевидение, радио, телефон и факс, голосовую электронную почту, телеконференции, электронную доску объявлений, программные средства навигации в Интернете, электронные библиотеки, программные средства учебного назначения, системы распознавания текста, программные комплексы (языки программирования, трансляторы), синтезаторы речи по тексту, средства передачи данных, пейджеры, системы «виртуальной реальности», геоинформационные системы и др.
1) изменение высоты тона;
2) ритм;
3) паузы;
4) изменение расположения членов: вынесение их в абсолютное начало или конец предложения
Знаки препинания не являются средством обособления: они его лишь передают в письменной речи.
1) изменение высоты тона;
2) ритм;
3) паузы;
4) изменение расположения членов: вынесение их в абсолютное начало или конец предложения. Знаки препинания не являются средством обособления: они его лишь передают в письменной форме речи.
СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ.
Базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. С. о. облегчают овладение языком и делают его более эффективным.
В структурном отношении выделяются:
a) С. о. для преподавателя (государственный образовательный стандарт, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методические пособия, справочная и научная литература);
б) С. о. для учащихся (учебник, книга для чтения, сборник упражнений, вводно-фонетический курс, пособия по развитию речи, справочник по языку, словари и др.). Существуют также две группы С. о., в одинаковой степени адресуемые и преподавателю, и учащимся: аудиовизуальные средства обучения (аудитивные, визуальные, аудиовизуальные) и технические средства обучения (звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические). С. о. образуют, как правило, типовой учебный комплекс, предназначенный для работы с конкретным контингентом учащихся и рассчитанный на определенный профиль обучения. Обязательными компонентами комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение, в то время как другие компоненты призваны конкретизировать и дополнять содержание учебника, не выходя за пределы зафиксированного в программе учебного материала.
-----------------------------------
авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа, адаптивность, аос, аппликация, аудиовизуальные средства обучения (авсо), аудиовизуальные технические средства обучения, аудиоматериалы, аудитивные средства обучения, аутентичные материалы, банк заданий, библиотека электронная, букварь, веб-сайт учебный, взаимодействие «человек - компьютер», видеограмма, видеоконференция, видеокурс, видеофонограмма, видеофрагмент, видеохрестоматия, визуальные наглядные пособия, визуальные опоры, визуальные технические средства обучения, виртуальная аудитория, виртуальная образовательная среда, виртуальная реальность, виртуальная языковая среда, внешняя наглядность, внутренняя наглядность, вычислительная машина электронная, гипермедиа, государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному, государственный стандарт общего образования, грамматики ортологические, графическая наглядность, графопроектор, деловая игра, диалогический текст, диапозитив, диапроектор, диаскоп, диафильм, дидактическая игра, динамическая наглядность, дистантное обучение, дистанционное обучение, дистанционный курс, европейский языковой портфель, задание лабораторное, закрепление, замкнутая система телевидения, занимательность, запечатление, заучивание, звукозапись, звукосветотехнические средства обучения, звукотехнические средства обучения, зона ближайшего развития, зрительная наглядность, игра, игра деловая, игра обучающая, игра ролевая, игровая терапия, идентификация, идеограмма, изложение, иллюстрация, инженерная психология, интеллект, интерактивная доска, интерактивные средства обучения, интерактивный режим, интернет, интернет-конференция, интернет-общение, интернет-технологии, интерфейс, информационно-коммуникационные технологии, информационные ресурсы, информационные технологии, кабинет технических средств обучения (ктсо), кадр, кадр учебный, картинные словари, кейс, кинокольцовка, кинопроектор, кинофрагмент, кинохрестоматия, класс лингафонный, классная доска, книга для преподавателя, книга для учащегося, книга для чтения, кодоскоп, комментарий, коммуникативные игры, компакт-диск, комплекс учебный, комплекс учебных пособий, компьютер, компьютер персональный, компьютерная графика, компьютерная игра, компьютерная мультимедийная презентация, компьютерная программа-оболочка, компьютерные учебные программы, компьютерный учебный курс, концертный сеанс, курс дистанционный, лаборатория технических средств обучения, лингафонный кабинет, лингафонный класс, лингвистические словари, линейная программа, магнитофон, материал раздаточный, материал учебный, машина обучающая, машинный перевод, медиатека, методическая разработка, мнемоническая наглядность, мультимедиа, мультимедийная презентация, мультимедийные технологии, мультипликация, наглядная семантизация, наглядность, наглядность внешняя, наглядность внутренняя, наглядность графическая, наглядность динамическая, наглядность зрительная, наглядность мнемоническая, наглядность неязыковая, наглядность перцептивная, наглядность предметная, наглядность речевая, наглядность языковая, наглядные пособия, наглядные пособия визуальные, неязыковая наглядность, нит, новые информационные технологии (нит), образовательные интернет-технологии, образовательный портал, обучающая игра, обучающая машина, обучающая машина адаптивная, обучающая программа, обучающая система автоматизированная, обучающий алгоритм, оверхед-проектор, опора функциональная, орфографические словари, орфоэпические словари, памятка, паралингвистические средства, персональный компьютер (пк), перцептивная наглядность, пк, портал, портфель учителя иностранного языка, портфель языковой, пособие учебное, пособия наглядные, почта электронная, практикум, предметная наглядность, предметно-изобразительная наглядность, программа линейная, программа обучающая, программа обучения, программа разветвлённая, программирование, программированное обучение, программированные упражнения, программированный учебник, программные оболочки, прогресс научно-технический, проектор, прописи, пульт управления, работа лабораторная, рабочая матрица, радиопередача, разветвленная программа, разговорник, раздаточный материал, разработки, реальность виртуальная, режим общения синхронный, речевая наглядность, ролевая игра, самодиктант, самоучитель, светотехнические средства обучения, семантизация наглядная, сервер, сетевая технология обучения, сетевой курс, система дистанционного обучения, система сетевого дистанционного обучения, система «человек - компьютер», ситуация проблемная, ситуация речевая, ситуация стандартная, слайд, словари иностранных слов, словари картинные, словари лингвистические, словари орфографические, словари орфоэпические, словари правильности русской речи и трудностей русского языка, словари синонимов, словари толковые, словари учебные, словарь электронный, социальные сервисы, списывание, справочник, средства массовой информации, средства наглядности, средства новых информационных технологий, средства обучения, средства обучения аудиовизуальные, средства обучения аудиовизуальные технические, средства обучения аудитивные, средства обучения для преподавателя, средства обучения для учащихся, средства обучения звукосветотехнические, средства обучения звукотехнические, средства обучения светотехнические, средства обучения технические, средства общения, средства общения в интернете, средства общения вербальные, средства общения лингвистические, средства общения невербальные, средства общения речевые, средства общения экстралингвистические, средства учения, суггестивные средства воздействия, таблица, текстовый редактор, телевидение, телевизионный центр, телекоммуникации, телекоммуникационные проекты, телефильм, тетрадь с печатной основой, технические средства обучения (тсо), технические средства обучения визуальные, технологии информационные, технологии информационные новые, типовой учебный комплекс, толковые словари, транспарант, тсо, устный вводный курс, учебная лексикография, учебная письменная речь, учебная практика, учебная среда, учебник, учебник программированный, учебник электронный, учебное кино, учебное пособие, учебные интернет-ресурсы, учебные словари, учебный веб-сайт, учебный кадр, учебный комплекс, учебный комплекс типовой, учебный курс компьютерный, учебный материал, учебный предмет, учебный словарь, файл, фильмоскоп, фильмотека, фланелеграф, флэш-карты, фонограмма, фонотека, фонохрестоматия, форум, функциональная опора, хрестоматия, центр телевизионный, чат, электронная библиотека, электронная вычислительная машина (эвм), электронная доска, электронная педагогика, электронная почта, электронно-вычислительная машина, электронное обучение, электронный переводчик, электронный словарь, электронный учебник, электронный учебный курс, электрофон, эпипроектор, языковой портфель
СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ АУДИОВИЗУА́ЛЬНЫЕ ТЕХНИ́ЧЕСКИЕ.
См. аудиовизуальные технические средства обучения.
СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВА́ТЕЛЯ.
Средства обучения, обеспечивающие организацию и проведение занятий по языку, а также способствующие повышению профессионального уровня преподавания. К ним относятся книги для преподавателя, инструктивные материалы, в том числе программы, методические пособия, а также учебные фильмы, фонограммы, компьютерные программы и др.
СРЕ́ДСТВА ОБУЧЕ́НИЯ ДЛЯ УЧА́ЩИХСЯ.
То же, что средства учения. Средства обучения, адресуемые учащимся и помогающие им в овладении языком. В первую очередь к таким средствам относится учебник, а также дополняющие его пособия в виде сборника упражнений, книги для чтения, справочника, словаря и др. Перечисленные средства могут входить в типовой учебный комплекс.
Средства обучения риторике - это материальные источники информации, которые облегчают организацию учебного процесса, управление познавательной и практической деятельностью учащихся, отражают специфику данного учебного предмета.
Особенности С. о. р. определяются спецификой данного учебного предмета, его целью: обучение эффективному речевому общению (см. педагогическая риторика). Указанная цель позволяет выделить следующие функции С. о.: не только создание, но и видоизменение ситуаций общения, варьирование отдельных компонентов ее (например, адресата высказывания); предъявление образцов речевых жанров и образцов речевого поведения. Кроме того, формирование инструментальных знаний (один из компонентов содержания данного учебного предмета) предполагает инструктивную функцию С. о. р.
Для занятий по риторике в вузе и школе правомерны все основные виды С. о., оправдавшие себя в практике преподавания родного языка: печатные, звуковые, экранные, экранно-звуковые пособия. Однако соотношение их несколько меняется. Так, первостепенное значение приобретают видеофрагменты и видеофильмы, поскольку они обеспечивают звуко-зрительный синтез, необходимый для наблюдений над речевым поведением говорящих, и компьютерные программы, позволяющие моделировать и видоизменять ситуации общения. Необходимость организации широкой речевой практики учащихся позволяет говорить об особой роли раздаточного изобразительного материала.
Важность звуко-зрительного синтеза при обучении эффективному речевому общению дает основания говорить о специфике главного С. о. р. - учебника, о необходимости видеоучебника (Т.А. Ладыженская), дополнением к которому является традиционный, текстовой.
Для использования методов и приемов работы, указанных в концепции Т.А. Ладыженской, необходимы и некоторые новые виды С, о. р., например игровые атрибуты, облегчающие организацию риторических игр (помогающие учащимся, особенно младшим школьникам, войти в предложенную им речевую роль). Целесообразна синхронная разработка учебников и дополняющих их С. о. р., поскольку при этом осуществляется обоснованное распределение теоретического, практического и иллюстративного материала между компонентами комплекса, рациональное использование возможностей каждого компонента. Оптимальные условия для занятий по риторике создает кабинет риторики.
Лит.: Зельманова Л.М. и др. Оборудование учебных кабинетов русского языка и литературы (раздел «Средства обучения риторике») - М., 1995; Ладыженская ТА. и др. О новом курсе «Детская риторика»: Программа к новому курсу «Детская риторика» // Начальная школа. - 1994. - № 7. Развитие речи: Школьная риторика: 5 класс / Под редакцией Т.А.Ладыженской. Методический комментарий.-М., 1996.
Л.М. Зельманова
СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ.
Языковой, фонетический, лексический, грамматический и речевой материал, усваиваемый в процессе обучения в виде правил, инструкций, текстов, языковых моделей и речевых образцов с целью практического применения в процессе речевой деятельности. В совокупности с речевыми навыками и умениями С. о. составляют содержание обучения. Процесс обучения складывается из обучения иноязычному языковому материалу (средствам общения) и обучения деятельности общения; оба аспекта обучения одинаково важны.
СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ В ИНТЕРНЕ́ТЕ.
Специальные программы, позволяющие организовать общение с помощью компьютера - чаты, форумы, блоги, гостевые книги, списки рассылки, социальные сервисы и др.
Языки, служащие средством общения народов разных государств:
1) естественные и 2) искусственные языки.
Международные естественные языки в древности и в средние века обычно функционировали в сфере религии, науки, образования, литературы. Их употребление сопровождалось ограничениями: региональными, социальными, функциональными. В XXI в. наряду с региональными международными языками (арабским, суахили и др.), появились международные языки глобального использования (мировые языки).
Языки, служащие средством общения народов разных государств: 1) естественные и 2) искусственные языки. Международные естественные языки в древности и в средние века обычно функционировали в сфере религии, науки, образования, литературы. Их употребление сопровождалось ограничениями: региональными, социальными, функциональными. В XXI в. наряду с региональными международными языками (арабским, суахили и др.), появились международные языки глобального использования (мировые языки).
Языки, служащие средством общения народов разных государств. Подразделяются на естественные и искусственные языки. Международные естественные языки в древнюю и средневековую эпохи, как правило, функционировали в сфере религии, а также науки, образования, литературы. Их употребление ограничивалось определенным регионом, их использование сопровождалось ограничениями социальными, функциональными и др. В новое время, наряду с сохраняющейся категорией региональных международных языков (прежних, как например арабский, или новых, как например суахили), возникла группа так называемых международных языков глобального использования (так называемые мировые языки).
<=> локальный язык
См. также: Мировой язык, Язык межнационального общения, Язык-посредник
Средства ориентации на коммуниканта - предложения и сочетания предложений, с помощью которых упреждается неправильный или нежелательный ход мысли у коммуникантов, зреющий у них вопрос, непонимание и одновременно поощряется опережение хода мысли и т. д. Например: Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что..., и потому... //Другое обстоятельство, которое здесь следует оговорить, касается ... // Здесь необходимо оговорить ряд условий (обстоятельств), в которых... // Вы помните, что мы рассматривали этот вопрос лишь с точки зрения ... // Справедливости ради следует сказать, что здесь есть и положительные примеры ... I/ Все это безусловно так. Но было бы несправедливо не учитывать и ... // Не принимая ... в целом, отметим, что при ... открываются некоторые перспективы в ...
Лит.: Шабес В.Я. Событие и текст. - М., 1986.
В. Н. Мещеряков
Сре́дства произво́дства - совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К активным средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, средства перемещения грузов, средства связи и информации; к пассивным - производственные здания и сооружения, каналы, трубопроводы, пути сообщения. Всеобщим средством труда является земля. Предметы труда - всё то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (например, уголь, руда, нефть) или же являются продуктами труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина и т. д.).
* * *
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - СРЕ́ДСТВА ПРОИЗВО́ДСТВА, совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи и информации. Всеобщим средством труда является земля. Предметы труда - все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (напр., уголь, руда, нефть) или же являются продуктами труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина и т. д.).
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства. С помощью средств труда люди воздействуют на Предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи и информации. Всеобщим средством труда является земля. Предметы труда - все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (напр., уголь, руда, нефть) или же являются продуктами труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина и т. д.).
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. Средства труда - машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Предметы труда - все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (например, уголь, руда, нефть) или являются продуктами труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина и т.д.).
1) широкое использование двойных союзов: если.. то, если... так и др.;
2) сочетание союзов: что если, что хотя и др.;
3) тенденция к употреблению союзов недифференцирующего типа и союзных слов, лишенных дополнительных оттенков значения.
1) широкое использование двойных союзов: если... то, если... так и др.;
2) сочетание союзов: что если, что хотя и др.;
3) тенденция к употреблению союзов недифференцирующего типа и союзных слов, лишенных дополнительных оттенков значения.
1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части:
а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории состояния, требующие объективного распространения: Я знаю: ты теперь уже далеко;
б) отвлеченные имена, оценочные слова и словосочетания с семой указательности, требующие пояснения: У него появилось хобби: собирать диски;
2) катафорические местоименные слова в первой части: так, такой, все, это, оно, ничто и др., вмещающие содержание последующей предикативной части: Судьба такая: нужно все успеть;
3) анафорические местоименные слова во второй части, замещающие содержание первой части или ее элементы: Сердце уже не стучало - оно ..притаилось (В. Некрасов);
4) лексические средства связи: синонимы, антонимы, гипонимы, гиперонимы, слова одной лексико-семантической или тематической группы: Для стариков я слишком молод, для молодых я слишком стар, одни в вину мне ставят - холод, другие - неуместный жар (П. Вяземский);
5) соотнесенность видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей - парадигма предложения: Мир рушится, забвением дыша, Уходят в бесконечность корабли;
6) параллелизм строения: Летят мечты, в реальность облекаясь, Несется поезд по Земле домой;
7) структурная неполнота одной из частей: Мужчина слушает ушами, женщина - глазами (В. Ключевский);
8) общий второстепенный член: В лесу было прохладно, пели птицы;
9) порядок предикативных частей, указывающий на зависимость одной части от другой: Он выглянул в окно - никого не было.
1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части: а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории состояния, требующие объективного распространения: Я знаю: ты теперь уже далеко; б) отвлеченные имена, оценочные слова и словосочетания с семой указательности, требующие пояснения: У него появилось хобби: собирать диски;
2) катафорические местоименные слова в первой части: так, такой, все, это, оно, ничто и др., вмещающие содержание последующей предикативной части: Судьба такая: нужно все успеть;
3) анафорические местоименные слова во второй части, замещающие содержание первой части или ее элементы: Сердце уже не стучало - оно ... притаилось (В. Некрасов);
4) лексические средства связи: синонимы, антонимы, гипонимы, гиперонимы, слова одной лексико-семантической или тематической группы: Для стариков я слишком молод, для молодых я слишком стар, одни в вину мне ставят - холод, другие - неуместный жар (П. Вяземский);
5) соотнесенность видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей - парадигма предложения: Мир рушится, забвением дыша, Уходят в бесконечность корабли;
6) параллелизм строения: Летят мечты, в реальность облекаясь, Несется поезд по Земле домой;
7) структурная неполнота одной из частей: Мужчина слушает ушами, женщина - глазами (В. Ключевский);
8) общий второстепенный член: В лесу было прохладно, пели птицы;
9) порядок предикативных частей, указывающий на зависимость одной части от другой: Он выглянул в окно - никого не было.
Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:
1) союзы:
а) по структуре: простые, сложные, составные;
б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные;
в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что, как и др.);
г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;
2) союзные слова, представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;
3) интонация завершенности или незавершенности;
4) корреляты - указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;
5) опорные слова - слова в главной части, распространяемые придаточной частью;
6) порядок предикативных частей: фиксированный и нефиксированный;
7) парадигма: свободная и несвободная;
8) типизированные лексические элементы:
а) эмоциональная лексика;
б) модальная лексика;
в) антонимическая лексика;
9) частные средства связи:
а) параллелизм строения предикативных частей;
б) неполнота одной из частей.
Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:
1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что, как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;
2) союзные слова, представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;
3) интонация завершенности или незавершенности;
4) корреляты - указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;
5) опорные слова - слова в главной части, распространяемые придаточной частью;
6) порядок предикативных частей: фиксированный и нефиксированный;
7) парадигма: свободная и несвободная;
8) типизированные лексические элементы: а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в) антонимическая лексика;
9) частные средства связи: а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной из частей.
В языкознании выделяются выразительные средства языка (фразеологизмы, метафоры и т.п.). Кроме того, зачастую употребляются термины "грамматические средства", "словообразовательные средства" и т.п. Рассмотрение грамматических средств показывает, что они сами по себе не существуют: они выступают как компоненты грамматических форм, выражают семантику категорий, свойственных той или иной части речи. Своеобразие грамматического строя разных языков состоит в наличии и удельном весе не только грамматических средств, но самих грамматических единиц, их семантике и комбинации грамматических средств, которые образуют ту или иную категорию. Например, аффиксы образуют особый тип грамматических средств. Кроме них, грамматическими средствами являются также служебные слова, чередование звуков, смысловое сближение слов и основ при супплетивизме и редупликации, порядок слов и интонация. Все эти средства функционально близки аффиксам.
1) Набор языковых средств, характерных для научной речи. Например: нейтральная и книжная лексика с обобщенным и отвлеченным значением (скорость, движение, возгорание): конкретная лексика, выступающая для обозначения общих понятий (волк, лиса, медведь, олень) и др.
2) Один из элементов информационной модели научного стиля, входящий в набор языковых средств, смоделированный с опорой на такую стилевую черту, как обобщенность-отвлеченность.