Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стрепетов

Грамматический словарь

Стре́петов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

СТРЕПЕТОВ

Стрепет - степная птица из отряда дроф. Во время полета производит резкий шум крыльями. (Ф)

Полезные сервисы

стрепетова пелагея антипьевна

Гуманитарный словарь

СТРЕ́ПЕТОВА Пелагея (Полина) Антипьевна (1850-1903) - выдающаяся драм. актриса. Воспитывалась в театр. семье, начала появляться на сцене еще в детском возрасте. С 1864 выступает в провинц. т-рах, а также в Пушкин. т-ре в Москве. С 1881 по 1890 - в Александринском т-ре. В 1895-97 - в Суворинском т-ре. В 1899 вновь возвращается в Александринский т-р, но через год вынуждена покинуть его. Выступала и на др. сценич. площадках. Связанная по мировоззрению и эстетич. взглядам с народничеством, С. обладала оригин. актерским дарованием, в к-ром соединялись иск-во перевоплощения и эмоц. мощь, отчаянный трагизм и глубина переживаний. Стихийный талант актрисы вызывал восторженное поклонение публики, но и приводил к односторонности образов, неровности исполнения. "Болезненная, бедная внешними силами, неправильно сложенная" актриса была символом обществ. устремлений 80-х гг. Но с изменением ист. ситуации стало сказываться отсутствие подлинной театр. школы, что привело к творч. кризису в последние годы ее сценич. деят-ности. Роли: Катерина ("Гроза"), Мария Андреевна ("Бедная невеста"), Ксения ("Не от мира сего", написана специально для С.), Евгения ("На бойком месте"), Кручинина ("Без вины виноватые" А. Н. Островского), Василиса Мелентьевна в одноименной пьесе Островского и С. А. Гедеонова, Анна Петровна ("Иванов" А. П. Чехова), Матрена ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого), Лизавета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского), Марьица ("Каширская старина" Д. В. Аверкиева), Готовцева ("Вторая молодость" П. М. Невежина), Степанида ("Около денег" В. А. Крылова), Чаврина ("Дело житейское" И. В. Шпажинского), Медея в одноименной пьесе А. С. Суворина и В. П. Буренина и др.

Полезные сервисы

стрепетова полина (пелагея) антипьевна

Энциклопедический словарь

Стре́петова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903), актриса. Выступала преимущественно в российской провинции (с 1865), в 1881-90 в Александринском театре (Санкт-Петербург). Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) и Катерины («Гроза» А. Н. Островского).

Большой энциклопедический словарь

Стре́петова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850—1903), актриса. Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 1881—90 в петербургском Александринском театре. Играла простых женщин, крестьянок и мещанок, поднимая бытовую драму до уровня трагедии. С редкой искренностью и эмоциональной силой передавала стихийные порывы страсти, страдания мятущейся женской души (Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского, Катерина в «Грозе» А. Н. Островского).

Полезные сервисы

стрепетова полина антипьевна

Энциклопедический словарь

СТРЕПЕТОВА Полина Антипьевна - СТРЕ́ПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна [ок. 4 ноября 1850, Нижний Новгород - 4 (17) октября 1903, Санкт-Петербург], русская трагическая актриса.

Первые шаги провинциальной актрисы

Была взята на воспитание в семью театрального парикмахера. С детских лет стремилась на сцену, на которой дебютировала в 1865 в Рыбинске. После нескольких сезонов, проведенных на сценах разных приволжских городов, в 1872 попала в труппу П. М. Медведева (см. МЕДВЕДЕВ Петр Михайлович), лучшего провинциального антрепренера. а летом того же года предстала перед московской публикой, сыграв в нескольких спектаклях Народного театра на Политехнической выставке. Выступления актрисы на сцене Общедоступного театра в 1873 потрясли Москву, сразу сделав ее известной.

Трагическое противоречие

В 1876 ее впервые увидели петербургские зрители. Огромное влияние на Стрепетову, на ее развитие и образование, на становление ее таланта, на ее женскую судьбу оказала встреча с М. И. Писаревым ( (см. ПИСАРЕВ Модест Иванович)впоследствии ставшим ее мужем), одним из культурнейших артистов своего времени. Мощный, природный талант Стрепетовой, определившийся в своих очертаниях с самого начала ее артистической карьеры, был явлением уникальным, ибо трагизм его вырастал из национального быта, из сферы стихийной народной жизни. Но в этом была и сила актрисы, и ее ограниченность. С годами стало обнаруживаться, что область, в которой она не знала себе равных, узка, что она актриса одной темы, что ей все труднее находить новые роли. Репертуар актрисы всегда был невелик, и в центре его - две роли, впервые сыгранные ею в девятнадцать лет, принесшие ей славу и титул трагической актрисы. Это Катерина в «Грозе» А. Н. Островкого (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) и Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского (см. ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович) - в них с наибольшей силой обнаружилась ее тема, выявились особенности ее трагического таланта, ее стихийной творческой природы. В названии пьесы Писемского звучит главная и единственная тема актрисы, которой, по сути, исчерпывалось ее искусство. Героини Стрепетовой - женщины самобытного характера, обездоленные, обиженные судьбой, обреченные на мучительные страдания, которые актриса явила во всей жестокой обнаженности и суровой правде. Они потрясали зрителей достоверностью характера, напряженностью глубокой внутренней жизни, силой и нетеатральностью проявления страстного чувства. Являясь для сценического искусства своего времени фигурой исключительной не только по силе дарования, но и по важности художественной проблематики своего творчества, обладая огромным влиянием на умы современников, Стрепетова не смогла занять в русской театральной жизни того положения, которое этой исключительности соответствовало и обеспечивало бы ее таланту возможность гармоничного развития и полного осуществления.

Актриса другого театра

Большая часть творческой жизни актрисы проходила в гастролях по России; и хотя каждое ее появление в Москве и Петербурге становилось ее артистическим триумфом, лишь в 1881 она получила приглашение на петербургскую казенную сцену. В эти годы Стрепетова находилась в зените славы, на вершине своей судьбы. Ее влияние на умы современников было огромно. Художники Н. А. Ярошенко (см. ЯРОШЕНКО Николай Александрович) и И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович) создали ее портреты (репинский особенно удачный). Ее называли гениальной. Однако несовпадение творческого пафоса актрисы с общим искусства Александринского театра слишком было очевидно. Ее грозный талант, тревожащий душу, ее народнические тенденции, ее протест против общепринятых сценических условностей, рамок сценической дозволенности, мера ее резкой, беспощадной сценической правды были таковы, что она не могла вписаться ни в репертуар театра, ни в его замечательный актерский ансамбль, и в неписаные правила внутренней жизни императорской труппы. Гармонично уравновешенная художественная атмосфера Александринского театра отторгала стихийное искусство актрисы с ее неумением так же, как и у ее героинь, вписываться во враждебно противостоящую ей жизнь. В александринский период она играла в основном свои старые роли: Аннета («Семейные расчеты» Н. И. и Н. Н. Куликовых), Груня («Не так живи, как хочется»), Евгения («На бойком месте») Марья Андреевна («Бедная невестае») Островского; новые же, в которых ее талант мог развиваться, выпадали редко: Степанида (переделка романа А. А. Потехина (см. ПОТЕХИН Алексей Антипович) «Около денег»), Сарра («Иванов» А. П.Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович)), Кручинина («Без вины виноватые» Островского). С 1890 она вновь оказалась без театра, вновь была вынуждена ездить по провинции, довольствуясь случайными выступлениями в Москве и Петербурге; на два сезона (1898-1900) вернулась на александринскую сцену. Последним творческим лостижением актрисы стала Матрена во «Власти тьмы» Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) в театре Литературно-художественного общества в 1895. Соприкоснувшись с подлинно народной темой великого писателя, она сыграла его героиню с трагической жуткостью.

Большой энциклопедический словарь

СТРЕПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903) - российская актриса. Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 1881-90 в санкт-петербургском Александринском театре. Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского) и Катерины ("Гроза" А. Н. Островского).

Полезные сервисы