Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сунь

Синонимы к слову сунь

сущ., кол-во синонимов: 1

ветер (262)

Полезные сервисы

сунь бинь

Энциклопедический словарь

СУНЬ БИНЬ - СУНЬ БИНЬ, в китайской мифологии бог - покровитель сапожников и кожевников.

Большой энциклопедический словарь

СУНЬ БИНЬ - в китайской мифологии бог - покровитель сапожников и кожевников.

Полезные сервисы

сунь гуань

Энциклопедический словарь

СУНЬ ГУАНЬ - СУНЬ ГУА́НЬ (кит. три чиновника), в китайской мифологии три божества - повелители неба, земли и воды. Изображались в облике чиновников с письменными принадлежностями в руках.

Большой энциклопедический словарь

СУНЬ ГУАНЬ (кит. три чиновника) - в китайской мифологии три божества - повелители неба, земли и воды. Изображались в облике чиновников с письменными принадлежностями в руках.

Полезные сервисы

сунь сы-мяо

Энциклопедический словарь

СУНЬ СЫ-МЯО - СУНЬ СЫ-МЯ́О, в китайской мифологии бог - покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь (см. ЛЕКАРЬ) Сунь сы-Мяо (6-7 вв.). По многочисленным легендам, свои познания получил от драконов.

Большой энциклопедический словарь

СУНЬ СЫ-МЯО - в китайской мифологии бог - покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь Сунь сы-Мяо (6-7 вв.).

Полезные сервисы

сунь хуй в чай, вынь сухим

Словарь разговорных выражений

Сунь хуй в чай, вынь сухим (грубо) - имитация китайской речи.

Полезные сервисы

сунь ятсен

Энциклопедический словарь

Сунь Ятсе́н (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866-1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 - более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый (временный) президент Китайской республики (1 января - 1 апреля 1912). В 1912 основал партию гоминьдан.

* * *

СУНЬ ЯТСЕН - СУНЬ ЯТСЕ́Н (др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866-1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 - более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый (временный) президент Китайской республики (1 января - 1 апреля 1912). В 1912 основал партию гоминьдан.

Большой энциклопедический словарь

СУНЬ ЯТСЕН (др. имена: Сунь Чжуншань - Сунь Вэнь) (1866-1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 - более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый (временный) президент Китайской республики (1 января - 1 апреля 1912). В 1912 основал партию гоминьдан.

Энциклопедия Кольера

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН

(1866-1925), лидер революционного движения в Китае, свергнувшего в 1911 в этой стране монархию. Родился в провинции Гуандун, недалеко от Кантона (Гуанчжоу). По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань ("Центральная Гора") - последнее является китайским аналогом его японского псевдонима "Накаяма". Родные края Сунь Ятсена были одним из тех мест Китая, откуда шел широкий поток иммигрантов. Благодаря своему старшему брату, перебравшемуся на Гавайи, Сунь смог учиться в Гонолулу, а затем в Гонконге, где в 1892 закончил курс западной медицины. Уже с юности он был ориентирован на Запад и "модернизацию" и в дальнейшем получал немалую поддержку от хуацяо (китайцев, живущих за рубежом) и торговцев, обосновавшихся в открытых портах Китая. Обращение в христианство создало ему дополнительные удобства в завязывании тесной дружбы с иностранцами. В то же время жгучая ненависть к западному империализму и восхищение успехами японской модернизации побудили его обратить взор к Японии, где он нашел приют, друзей, последователей и, со временем, поддержку для реализации своих планов. По окончании учебы Сунь некоторое время занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с членами тайных политических обществ. В 1894 он совершил поездку в Северный Китай и безуспешно пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895, после катастрофической для Китая китайско-японской войны, Сунь Ятсен предпринял первую попытку организации восстания в Кантоне. Это восстание, как и десяток последующих, было подавлено. Сунь эмигрировал в Японию, где, перейдя на традиционную японскую одежду, стал жить под именем Накаяма. Позднее он перебрался в Лондон и здесь с трудом сумел спасти свою жизнь после того, как попал в засаду и был передан китайскому посольству. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является успешное осуществление революции в Китае, он все же вернулся на Восток.

С этого момента и вплоть до самой революции 1911 он много путешествовал, собирая средства и сторонников из числа живущих за рубежом китайцев. Некоторые из его наиболее амбициозных восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого - Французский Индокитай. После победы Японии над Россией в 1905 революционное движение вступило в новую фазу. В том же году в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал "Революционную лигу" ("Тунмэнхуй""). Главная цель Лиги - свержение маньчжурской династии, настолько затмила все другие цели, что участники движения не обращали внимания на отсутствие единства в своих рядах. В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу практически не подготовленного восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о силовом подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена, и Сунь Ятсен вернулся на родину триумфатором. Его незамедлительно избрали президентом Китайской Республики. Тем не менее командующий императорской армией Юань Шикай по-прежнему располагал значительными силами, чтобы разгромить республиканцев в случае военного противостояния. Именно поэтому Сунь Ятсен отказался от своего поста в пользу Юань Шикая. Веря, что защита завоеваний революции будет должным образом обеспечена новым конституционным механизмом, Сунь согласился заниматься лишь вопросами экономического планирования и сформулировал амбициозные программы развития железных дорог и промышленности. К его разочарованию, лидеры новой республики оказались далеки от единства в вопросе политической стратегии, и Юань Шикай (стремившийся занять императорский трон), прибегнув к насилию и международной финансовой помощи, развеял все надежды сторонников либерального парламентаризма. Сунь пытался бороться с Юанем, провозгласив в 1913 начало второй революции, но потерпел неудачу и вновь уехал в Японию. В течение нескольких следующих лет его шансы в политике котировались как никогда низко. В период господства местных милитаристов, последовавший после смерти Юань Шикая в 1916, Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне: не имея армии, Сунь мог действовать на политической сцене лишь на условиях, которые ему ставили военные. Постепенно он начал восстанавливать свой высокий статус народного трибуна, используя новую волну национализма, возникшую как результат недовольства положениями Версальского договора среди студентов, торговцев и рабочих приморских городов Китая. Его обличения западного империализма способствовали росту его авторитета. В 1922, после неудачной попытки переиграть кантонских милитаристов, Сунь перебрался в Шанхай. Здесь он встретился с агентом Коминтерна А.А.Иоффе, направленным в Китай для поиска возможных союзников в деле проведения просоветской политики. В 1923, достигнув взаимопонимания с Иоффе, Сунь смог получить широкую поддержку России в создании "Объединенного фронта", хотя и не дал склонить себя к признанию коммунистического пути развития Китая. В соответствии с указаниями русского советника М.М.Бородина, Гоминьдан - политическое детище Сунь Ятсена - был реорганизован по принятому в компартиях принципу "демократического централизма", предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях. В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его "Трех народных принципов" ("Сан Минь Чжу И"), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый - "народное правление" (часто переводимый как "национализм") - уже давно был главным и в его мыслях, и в призывах. Этот принцип подчеркивал значимость восстановления равенства Китая с западными державами, превратившими Китай в свою коллективную колонию, и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип - "народные полномочия", часто трактуемый как "демократия", - аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, все еще неспособен распоряжаться ею, к чему его и должна была подготовить национальная элита - Гоминьдан. Заимствуя в свободной форме западные теории, Сунь был готов дать народу четыре инструмента властных полномочий - выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из подготовленных специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Наконец, развивая третий принцип - "народное жизненное достояние", что иногда переводится как "социализм", Сунь обращался к идеям Г.Джорджа и некоторых других теоретиков и пытался доказать, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае. В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в последней надежде провести плодотворные переговоры с военными лидерами провинций, однако вскоре серьезно заболел.

Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУНЬ ЯТСЕН (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 - 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 революционную организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 - 13, первый (временный) президент Китайской республики (1 января - 1 апреля 1912). В 1912 основал партию гоминьдан.

Полезные сервисы

сунь-вынь

Поговорки

Играть в сунь-вынь. Жарг. мол. Шутл. Совокупляться, заниматься сексом. Вахитов 2003, 70, 137.

Полезные сервисы

сунь-цзы

Энциклопедический словарь

Сунь-Цзы́ - древнекитайский военный теоретик и полководец. VI-V вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

* * *

СУНЬ-ЦЗЫ - СУНЬ-ЦЗЫ́, древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

Большой энциклопедический словарь

СУНЬ-ЦЗЫ - древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

Энциклопедия Кольера

1. древнекитайский полководец

СУНЬ-ЦЗЫ

СУНЬ-ЦЗЫ

Сунь У (Воинственный), Чжанцин (6-5 до н.э.), древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник "школы военной философии" (бин цзя). Уроженец "срединного" царства Ци, прославившийся победоносными боевыми действиями во главе войска "варварского" царства У, считающийся автором древнейшего в мире и главного в Китае военно-философского трактата Сунь-цзы.

ЛИТЕРАТУРА

Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Сыма Цянь. Исторические записки, т. 7. М., 1996 У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая.

СПб, 1998

2. Трактат о военном искусстве

"[[Трактат]] Учителя Суня", Сунь-цзы бин фа - Сунь-цзы о военном искусстве (Законы войны Учителя Суня), древнейший в мире трактат по военной теории из 13 глав (пянь), основополагающий текст "школы военной философии" (бин-цзя), главный в ее каноническом Семикнижии (У цзин ци шу). Традиционно приписывается военачальнику и стратегу 6-5 в. до н.э. Сунь-цзы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется концом 6 - началом 5 в. до н.э. (514-495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н.э. - 8 н.э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы дает основания датировать его создание 2-й половиной 5 в до н.э. (453-403). Современный канонический текст был сформирован на рубеже 2-3 в. н.э., базовым является его официальное издание 11 в. со сводным комментарием 10 авторов 2-11 вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов. Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.

Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской "политологией" и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как "великое дело государства", "почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели", а с другой - как "путь обмана", обобщен в 5 принципах: "пути" (единодушия народа и верхов), "неба" (соответствия времени), "земли" (соответствия месту), "полководца" (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь), "закона" (организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 "расчетов" (стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний. В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Сунь-цзы. Перевод Е.И.Сидоренко. М., 1955 Синицын Е.П. Об авторстве и датировке "Сунь-цзы". - Народы Азии и Африки, 1964, № 4 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977 "Сунь-цзы" в тангутском переводе. Перевод К.Б.Кепинг. М., 1979 У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб, 1998

Полезные сервисы

суньятсенизм

Новый словарь иностранных слов

суньятсени́зм

- название системы взглядов китайского революционера-демократа Сунь Ятсена (1866-1925), основанной на трех принципах:

1) национальная независимость (в его учении обозначалась термином национализм ),

2) установление демократической республики (народовластие ),

3) осуществление социальных реформ (народное благоденствие ). в 1924 г. Сунь Ятсен выдвинул требование борьбы за осуществление трех его принципов на основе трех основных политических установок : союз с СССР, союз с компартией китая, опора на крестьянские и рабочие массы ср. гоминьдан).

Полезные сервисы