Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тембр

Толковый словарь

м.

Характерная окраска звука (голоса или инструмента).

Толковый словарь Ушакова

ТЕМБР [тэмбр], тембра, муж. (франц. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный, скрипичный тембр. Гласные звуки речи отличаются между собой по способу образования и по тембру.

Толковый словарь Ожегова

[тэ ], -а, муж. Характерная окраска звука (у голоса, инструмента), сообщаемая ему обертонами, призвуками. Т. баяна. Приятный т. голоса.

| прил. тембровый, -ая, -ое.

Энциклопедический словарь

ТЕМБР [тэ], -а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный, низкий т. Различные тембры. Т. голоса, инструмента.

Те́мбровый, -ая, -ое. (спец.) Темброво́й, -а́я, -о́е. Т-ые различия инструментов. Т-ые возможности хора.

* * *

тембр (франц. timbre), 1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука.

2) В музыке - качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами. Тембр зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, какова интенсивность каждого из них и в каких областях звуковых частот образуются их скопления (форманты).

* * *

ТЕМБР - ТЕМБР (франц. timbre),

1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант (см. ФОРМАНТ) в частотном спектре звука.

2) В музыке - качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами. Тембр зависит от того, какие обертоны (см. ОБЕРТОНЫ) сопутствуют основному тону, какова интенсивность каждого из них и в каких областях звуковых частот образуются их скопления (форманты).

Большой энциклопедический словарь

ТЕМБР (франц. timbre) -..1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука

2)] В музыке - качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами. Тембр зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, какова интенсивность каждого из них и в каких областях звуковых частот образуются их скопления (форманты).

Академический словарь

-а, м.

Качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.

У него был небольшой тихий тенор, необыкновенно приятного тембра, чистый, светло-серебристый. Скиталец, Огарки.

Вебер удачно пользуется различными тембрами инструментов оркестра. Кюи, «Фрейшюц» Вебера.

[франц. timbre]

Орфографический словарь

тембр, -а

Словарь ударений

тембр, -а [тэ]

Трудности произношения и ударения

тембр. Произносится [тэмбр] и допустимо [тембр].

Формы слов для слова тембр

те́мбр, те́мбры, те́мбра, те́мбров, те́мбру, те́мбрам, те́мбром, те́мбрами, те́мбре, те́мбрах

Синонимы к слову тембр

сущ., кол-во синонимов: 1

Идеография

оттенок

звук

тембр - окраска звука, вызываемая дополнительными тонами; спектр звука.

обертон. унтертон.

монотонный. однотонный. однозвучный.

резкий. пронзительный. визгливый.

звонкий. звучный. звончатый.

заливистый. заливчатый. заливной. переливчатый.

серебристый.

сочный звук. богатый.

глухой (# тембр). приглушенный. тупой.

гулкий. раскатистый. перекатистый.

надтреснутый (# голос).

↓ малиновый звон.

звукоподражание.

тембр голоса

Лингвистические термины

тембр (фр. timbre). Особое качество звука, звуковая окраска, характерная для того или иного голоса.

тембр (франц. timbre).

1 (тембр звука). Качество звука, зависящее от соотношения по высоте и силе основного тона с добавочными.

2 (тембр голоса). Звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента). Сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.

3 (тембр речи) см. интонация.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. timbro.

Морфемно-орфографический словарь

тембр/.

Грамматический словарь

тембр м 1a

Методические термины

ТЕМБР.

Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как в субъективном индивидуальном использовании, так и по своей объективной (языковой) структуре. Большинство европейских языков являются тембральными, так как смыслоразличительную функцию в них имеет тембр. Многие азиатские языки (японский, китайский и др.) являются тембрально-тональными, так как в них наряду с тембром смыслоразличительную функцию имеет и тон. Это обстоятельство является причиной затруднений, возникающих при знакомстве с фонетической системой изучаемого языка при расхождениях языков по данному показателю. См. интонационная конструкция.

Словарь галлицизмов русского языка

I.

ТЕМБР (буффовыя арии

II.

ТЕМБР а, м. timbre m.

1. Характерная окраска звука (голоса или инструмента), отличающая звуки одинаковой силы, высоты и длительности друг от друга. БАС-1. ♦ Тембр голоса, инструмента. Ты ничего не пишешь о твоем пении. Как жалко, что люди так глупы, что не слышат в твоем голосе будущаго его раскрытия, не знают цены его timbre, который требует только упражнения и гибкости. 1820. М. Сперанский - дочери. // РА 1868 1761. <Сипягин>, с размаху ударив по колокольчику в виде гриба, наполнил весь дом металлическим звоном стального тембра. Тург. Новь. Они <звуки органа> без сомнения, совсем иначе, но глубже, сильнее действуют, чем timbre фортепьяно, и потому доставляют мне более реального наслаждения. 1846. А. Н. Серов - В. В. Стасову. // РС 1877 4 685. Голос ее решительно тех же свойств, как превосходный в отношении симпатичности, нежности timbr'а голос г-жи Фраццолани, и даже весьма близко ее напоминает. 1851. А. Серов Ст. о муз. 1 15. Зиновьевы девочки пели, и было очень приятно. Пела и Таня - сестра, и ничей timbre голоса не может сравниться с ее голосом. С. Толстая Дн. 1 187. | - Вы застали уже изменившийся к лучшему timbre кашля. К. Леонтьев В своем краю. Ольховиков .. имел баритон красивого тембра и напевал, проделывая сложные жонглерские пассажи на бегущей по кругу лошади. ЦИР 289. || перен. Об окрашенности, настроенности чего-л. С кем Вы познакомились - и, главное, - какой timbre получила ваша жизнь: художественный, музыкальный, интимный? 31. 1. 1861. Тург. - О. Д. Хилковой. Вы по натуре лирик, тембр Вашей души мягкий. Если бы вы были композитором, то избегали бы писать марши. 3. 9. 1899. Чехов - А. М. Горькому.

2. устар. Тембр, тимбр. Гербовый сбор во Франции. Сегодня ночью приснилось мне, что мне предлагают невесту, дочь какого-то купца, приданого .. за ней нет, а есть приданое timbre, и показали мне статью о timbre. 17. 8. 1819. АБТ 5 207. Настоящие революционеры начинают уже страшиться этого всеобщего признания нового Правительства, его силы, правительственных замашек и особенно негодуют на декрет, который удерживая все старые налоги, удерживает вместе с тем журнальный залог и тимбр. Анненков Зап. о рев. 1848 г. // А. Париж. письма 292. Я писал письмо и отослал в нем почтовый тимбр газет, - получил ли ты? Герц. 30-29 (1) 76. Изъятие от тембра дарованное литературным газетам позволило им распространяться. 1871. Делор 2 119. - Лекс. Михельсон 1866: тембр.

Словарь иностранных слов

ТЕМБР (фр.). Оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах.

Сканворды для слова тембр

- Приятный ... голоса.

- Одна из специфических характеристик музыкального звука, наряду с его высотой, громкостью и длительностью.

- Обертонная окраска голоса.

- Что регулирует эквалайзер?

- Что нарушается при гнусавости?

- Характерная окраска голоса.

- Характерная окраска звука.

Полезные сервисы

тембр голоса

Идеография

тембр

голос (человека)

хрипота. хрипотца.

хрипеть. хриплый. хрипучий (прост). хрипливый.

хрипнуть. охрипнуть. охриплый.

сипота. сипеть. сиплый. сиповатый.

сипнуть. осипнуть. осиплый. осипший.

надтреснутый.

глухой (# голос).

замогильный.

мягкий.

фонастения. афония.

ломаться (голос ломается).

пустить петуха.

дрожать (голос дрожит). вздрагивать.

↓ нота (# неудовольствия в голосе).

подавленный.

вокалископия. вокалиграмма.

Педагогическое речеведение

Тембр голоса (фр. timbre - колокольчик) - психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра; степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов; модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Т. г. воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Т. г. имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Т. г. может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непо-ставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднен. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным. Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.

Человек способен в широких пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет черты индивидуальной неповторимости. Индивидуальность тембра обусловлена тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей им, у каждого человека неповторимы. В то же время широкое варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах.

Т. г. зависит в основном от характера смыкания голосовых складок и настройки резонаторов - полостей глотки, рта и носа. Чем плотнее смыкаются голосовые складки, колеблясь в горизонтальной плоскости, тем более насыщенным, «густым» получается Т. Резонаторы выполняют двоякую роль: определяют формантную структуру звукового спектра и косвенно влияют на работу голосовых складок. В голосе присутствует, как правило, несколько формант разной интенсивности. Если энергия обертонов голоса преимущественно сосредоточена в низкочастотной форманте порядка 500 Гц, то голос воспринимается как мягкий, округлый. Если же достаточно ярко выражена так называемая «высокая форманта» (область частот порядка 3000 Гц), то голос приобретает металлич-ность, звонкость, с этой формантой связано такое качество голоса, как полетность. Каждая форманта в зависимости от интенсивности и расположения на шкале частот привносит в общее, синтетически воспринимаемое звучание голоса какой-то особый оттенок, специфическую «краску».

Т. существенно меняется, когда наряду с гармоническими обертонами в голосе появляются разного рода шумовые призвуки. Чаще всего наблюдаются охриплость и осиплость, которые возникают в результате нескоординированности дыхания с работой гортани, а также органических поражений голосовых складок и других участков речевого аппарата. Кроме того, охриплость и осиплость могут быть следствием нарушений функционирования нервной и эндокринной систем. Все это относится к спонтанному Т., его дефектам. Однако в некоторых случаях человек сознательно вырабатывает у себя хрипоту или сипоту в голосе, руководствуясь соображениями эстетического или социального толка. В педагогическом общении креативный Т. такого характера вряд ли уместен, за исключением каких-то особых случаев, например связанных с чтением художественных произведений. Педагогу необходимо стремиться очищать свой голос от всевозможных шумовых призвуков, добиваясь благозвучности голоса, так как шумовой компонент е голосе - свидетельство нерациональной работы речевого аппарата. Голос, как любой звук, характеризуется с точки зрения его восприятия во времени атакой, модуляциями или отсутствием модуляции, затуханием. Эти акустические процессы оказывают непосредственное влияние на Т. Короткая, «взрывная» атака делает голос жестким, напористым. Плавное, как бы «с раздуванием» начало звука придает ему противоположный характер - голос становится мягким, задушевным. Если вслед за фазой атаки наступает короткая фаза затухания, то голос воспринимается как выкрик, лающий звук. Если фаза затухания длительная, то возникает эффект стона или плача. Как правило, между атакой и затуханием существует достаточно продолжительная фаза, которая характеризуется либо отсутствием изменений громкости и высоты, либо модулированием этих параметров. Модуляции громкости и высоты со строгой периодичностью (по синусоидальному закону) и с частотой от 4 до 8 Гц называют эффектом вибрато. Легче всего проследить вибрато в оперном пении, где оно крупное, «размашистое». В устной речи вибрато возникает довольно редко - лишь в минуты особого эмоционального подъема и у хорошо обученных чтецов. И у поющего, и у говорящего вибрато является украшением голоса. В том случае, когда частота модуляции достигает 8-13 Гц, возникает тремоляция, «барашек» в голосе, которая относится уже к дефектам голосообразова-ния. Однако тремоляция может быть вызвана определенными изобразительными или выразительными задачами - если, например, нужно изобразить голос старика или выразить крайнюю степень волнения.

Т. г. трудно поддается описанию. Обычно для обозначения Т. г. используют слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, почти не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, горячий, раскаленный, жесткий, задавленный, мягкий, острый, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твердый, темный, теплый, тусклый, тяжелый, широкий, холодный, ясный. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырех знаменитых Т.: золотого, серебряного, медного и бархатного. Интересны высказывания о тембровых красках голоса известного итальянского баритона Титта Руффо: «Я стремился создать при помощи специальной вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определенных изменений я создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком более насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к черному, т. е. темному». Очень мало используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, назальный. Известен и такой прием характеристики Т., когда пытаются называть те чувства, которые они выражают: эмоционально-волевой Т., шутливо-иронический Т., грустный, нежный, спокойный, угрюмый. В некоторых случаях целесообразно использовать названия Т., построенные на основе ассоциаций с той или иной фонемой: у-образный Т., и-образный Т. и т. п.

Работа над Т. является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче Т. г. - одно из важнейших профессиональных умений.

Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977; Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990; Максимов И. Фониатрия. - М., 1987; Незайкинский Е. Музыка - звуковой мир // Сов. музыка. - 1986. - № 11, 12.

А.А. Князьков

Полезные сервисы

тембральный

Орфографический словарь

тембра́льный

Полезные сервисы

тембристый

Словарь галлицизмов русского языка

ТЕМБРИСТЫЙ ая, ое. timbre m. един. Баритон Красильщиков .. занимался пением ради собственного удовольствия, но обладал таким тембристым и сильным голосом, что легко мог стать вокальной знаменитостью мира. Бахрушин 75.

Полезные сервисы

темброблок

Сканворды для слова темброблок

- Эквалайзер.

Полезные сервисы

темброво-голосовой

Слитно. Раздельно. Через дефис

те/мброво-голосово/й

Полезные сервисы

темброво-ритмический

Слитно. Раздельно. Через дефис

те/мброво-ритми/ческий

Полезные сервисы

тембровые средства интонации

Лингвистические термины

Разные качества голоса, которые определяются состоянием голосовых связок.

Выделяются следующие качества голоса:

1) нейтральный голос: Мы приходили сегодня на лекцию;

2) расслабленный голос: Здесь так хорошо, красиво, уютно...;

3) напряженный голос: Все произошло так быстро, молниеносно;

4) скрипучий голос: И ходят, и ходят без конца, устали все от них;

5) придыхательный голос: Она такая красавица, умница, королева. В конце движения тона независимо от того, понижается он или повышается, может происходить гортанная смычка.

Полезные сервисы

тембровый

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. тембр, связанный с ним

2. Свойственный тембру, характерный для него.

Толковый словарь Ушакова

ТЕ́МБРОВЫЙ [тэмбровый], тембровая, тембровое. прил. к тембр. Тембровая окраска звука. Тембровые различия инструментов.

Толковый словарь Ожегова

ТЕМБР [тэ], -а, м. Характерная окраска звука (у голоса, инструмента), сообщаемая ему обертонами, призвуками. Т. баяна. Приятный т. голоса.

Академический словарь

-ая, -ое.

Относящийся к тембру.

Тембровые различия инструментов. Тембровые возможности хора.

Орфографический словарь

те́мбровый

Словарь ударений

те́мбровый [тэ]

[тэ́]

A/ пр; 114 см. Приложение II

Профессиональная речь:

В профессиональном общении музыкантов и др. специалистов принято ударение темброво́й, но только там оно и уместно.

Трудности произношения и ударения

те́мбровый и в профессиональной речи темброво́й. Произносится [тэ́мбровый] и допустимо [те́мбровый].

Формы слов для слова тембровый

те́мбровый, те́мбровая, те́мбровое, те́мбровые, те́мбрового, те́мбровой, те́мбровых, те́мбровому, те́мбровым, те́мбровую, те́мбровою, те́мбровыми, те́мбровом, те́мбров, те́мброва, те́мброво, те́мбровы, те́мбровее, поте́мбровее, те́мбровей, поте́мбровей

Морфемно-орфографический словарь

те́мбр/ов/ый.

Грамматический словарь

те́мбровый п 1a

Словарь галлицизмов русского языка

ТЕМБРОВЫЙ ая, ое. timbre m. Отн. к тембру. Тембровая характеристика инструментов. БАС-1. Тембровая окраска звука. Уш. 1940. - Лекс. Уш. 1940: те/мбровый.

Полезные сервисы

темброгармонический

Слитно. Раздельно. Через дефис

темброгармони/ческий

Полезные сервисы