Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

барокко

Энциклопедический словарь

БАРО́ККО неизм. [итал. barocco].

I. ср. В Западной Европе 16 - 18 вв.: художественный стиль, отличавшийся декоративной пышностью, живописностью, причудливостью форм (получил наибольшее развитие в архитектуре). Архитектура позднего б. Русское б. (национальная разновидность этого стиля).

II. прил Вычурный, причудливый, с обилием декоративных деталей (о художественном стиле). Дворец в стиле б.

Баро́чный, -ая, -ое. Б. стиль. Б-ая живопись. Б-ые фонари.

* * *

баро́кко (итал. barocco, буквально - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Тяготело к торжественному «большому стилю», отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. Д’Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко (например, барокко славянских стран).

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме.Л. Бернини. «Аполлон и Дафна».Зимний Дворец в Санкт-Петербурге.

* * *

БАРОККО - БАРО́ККО (итал. Barocco, буквально - причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Традиция Возрождения

Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность.

Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории (см. АЛЛЕГОРИЯ) и эмблеме (см. ЭМБЛЕМА) достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (см. АНАМОРФОЗА) уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

История и география

Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) как главным курсом тогдашнего папского престола. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини (см. БЕРНИНИ Лоренцо) и Ф. Борромини (см. БОРРОМИНИ Франческо) в Италии, Д. Веласкес (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) в Испании, П. П. Рубенс (см. РУБЕНС Питер Пауль) и А. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис) во Фландрии, работают в католической среде; однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.

Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат - как и в целом ряде других мест - лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Ф. Хальса и даже Я. Вермера (см. ВЕРМЕР Ян)).

Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его - Версаль). В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.

В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко» (см. НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО), где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич).

Литература, театр, музыка

Для литературы барокко особенно характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы, где важное место занимают аллегорические фигуры-персонификации; самобытно развиваются также различные виды сатиры, роман, большие и малые формы метафорически насыщенной поэзии. Принципы барокко преломились в творчестве П. Кальдерона (см. КАЛЬЕС Плутарко Элиас), Т. Тассо (см. ТАССО Торквато), Агриппы д"Обинье (см. Д`ОБИНЬЕ Теодор), а также М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич)и Симеона Полоцкого (см. СИМЕОН Полоцкий).

В музыкальном театре происходит интенсивное развитие оперы и балета (оснащаемых все более сложными живописными, технически хитроумными декорациями), а собственно в музыке - расцвет более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии и тенденции к обособлению различных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Выдающимися представителями музыкального барокко были Дж. Габриели (см. ГАБРИЕЛИ), Дж. Фрескобальди (см. ФРЕСКОБАЛЬДИ Джироламо), А. Чести (см. ЧЕСТИ Антонио), Д. Букстехуде (см. БУКСТЕХУДЕ Дитрих) и Р. Кайзер.

Поздний этап

В первой половине 18 века - отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен - складывается стиль рококо (см. РОКОКО). Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).

Полезные сервисы