Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

классицизм

Толковый словарь

I м.

Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX в., характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

II м.

Система образования, в основу которой положено изучение древних языков (древнегреческого, латинского) и античности.

Толковый словарь Ушакова

КЛАССИЦИ́ЗМ [аси], классицизма, мн. нет, муж. (нем. Klassizismus) (книжн.).

1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70-х и 80-х годах 19 в. в русской школе царил классицизм.

2. Направление в литературе, характеризующееся соблюдением правил античной поэтики (ист. лит.). Классицизм ведет свое начало от французских писателей 17 в.

|| Направление в изобразительных искусствах, характеризующееся преобладанием античных мотивов (ист. иск.).

3. Тип, манера художественного творчества, характеризующиеся стройной отчетливостью, ясностью, законченностью, гармонией между формой и содержанием (лит. иск.). Классицизм Гёте. Классицизм Пушкина.

Толковый словарь Ожегова

КЛАССИЦИ́ЗМ, -а, муж. Направление в искусстве 17начала 19 в., основанное на подражании античным образцам. Каноны классицизма.

| прил. классический, -ая, -ое. Классическая живопись. Русский к. балет.

Популярный словарь

Классицизм

-а, только ед., м.

Направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XIX в., одной из характерных черт которого было обращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Наследие классицизма.

Я классицизму отдал честь: хоть поздно, а вступленье есть (Пушкин).

Архитектурно-художественные качества Колонного зала... знаменуют собой высший подъем искусства классицизма не только Москвы, но и всей России (Ильин).

Родственные слова:

классици́ст, классицисти́ческий, псевдоклассици́зм, неоклассици́зм

Этимология:

От французского classicisme ‘классицизм’.

Энциклопедический комментарий:

Классицизм сложился в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. В XVIII в. был связан с Просвещением и выразил его гражданские идеалы и буржуазно-революционные устремления. Классицизм, основывавшийся на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. В соответствии с возвышенными эпическими идеями эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня и т. д.). В литературе ведущую роль играют эпические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью плавного, обобщенного рисунка.

Словарь существительных

КЛАССИЦИ́ЗМ, -а, м

Направление в литературе, искусстве XVIII - начала XIX вв., основанное на подражании образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным, характеризующееся стремлением к соблюдению пропорций и гармонии форм.

Век литературного классицизма в России закрыл А. С. Грибоедов своей гениальной комедией «Горе от ума».

Энциклопедический словарь

КЛАССИЦИ́ЗМ -а; м. [нем. Klassizismus] Направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как к наиболее совершенным. Эпоха классицизма. Французский к. Стиль классицизма.

* * *

классици́зм (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы И. Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развёртыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.

Дворец Малый Трианон в Версале.Памятник К. М. Минину и Д. М. Пожарскому в Москве.Арка здания Главного штаба в Санкт-Петербурге.

* * *

КЛАССИЦИЗМ - КЛАССИЦИ́ЗМ (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)); основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар (см. АРДУЭН-МАНСАР Жюль), Ж. А. Габриель (см. ГАБРИЕЛЬ Жак Анж), К. Н. Леду (см. ЛЕДУ Клод Никола) во Франции, К. Рен (см. РЕН Кристофер) в Англии, В. И. Баженов (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович), М. Ф. Казаков (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович), А. Н. Воронихин (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), А. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич), К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен (см. ПУССЕН Никола), К. Лоррен (см. ЛОРРЕН Клод), Ж. Л. Давид (см. ДАВИД Луи), Ж. О. Д. Энгр (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик), скульпторы Ж. Б. Пигаль (см. ПИГАЛЬ Жан Батист), Э. М. Фальконе (см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис) во Франции, скульпторы Г. Шадов (см. ШАДОВ Готфрид) в Германии, Б. Торвальдсен (см. ТОРВАЛЬДСЕН Бертель) в Дании, А. Канова (см. КАНОВА Антонио) в Италии, живописцы А. П. Лосенко (см. ЛОСЕНКО Антон Павлович), Г. И. Угрюмов (см. УГРЮМОВ Григорий Иванович), скульпторы М. И. Козловский (см. КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович), И. П. Мартос (см. МАРТОС Иван Петрович) в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

Большой энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т.

д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

Академический словарь

-а, м.

1. Направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

2. Система образования, основанная на изучении древнегреческого и латинского языков и античной культуры.

[нем. Klassizismus]

Гуманитарный словарь

КЛАССИЦИ́ЗМ - периоды в истории к-ры Европы, Америки и России, когда идеальными становятся худож. формы античного иск-ва, а деяния исторических и мифологических персонажей древности выбираются в качестве сюжета худож. произведений и становятся образцом для подражания.

К. в целом не является содержательным стилем, но системой форм, в к-рых могут воплощаться самые разные мировоззренческие системы, имеющие, тем не менее, много общих черт. Во 2-й пол. 17 в. и с сер. 18 до нач. 19 в. К. был стилем эпохи. К. во многом определил культ. и науч. жизнь Европы и проявился в разных ее сферах - философии, естеств. науках, архитектуре, изобр. иск-вах, музыке, лит-ре и т. д.

Мир К. состоит из абсолютных реальностей и отношений, строится на разумных и потому вечных началах. Его субстанциональные основы постоянны, исторически неизменны, но проявления их в обычной жизни искажены хаотическими случайностями. Переживание историч. времени в эпоху К. еще не сформировалось, история воспринималась как цепь событий с неизменной точкой отсчета. Гл. орудием раскрытия Истины, освобождения ее от хаоса, и тем самым познания законов мира и жизни К. полагал разум, ибо он есть основа самого мироздания. Отсюда представление об универсальном языке культуры, адекватном законам мироздания, лежащем в основе всех механизмов познания.

В теории искусства К. кажется парадоксом идея "подражания природе" (мимесис). Но коль скоро основы природы неизменны, то подражание ей есть очищение от случайностей и задача иск-ва - стереть искажения, обнаружив непреходящие эл-ты мироздания, глубинную сущность природы - ее вечные законы и основы, для к-рых не существует исторической изменяемости. Изменяемое, динамичное и нехарактерное - лишь видимость, нарушающая предустановленную гармонию мироздания, и естественно, что фиксация их иск-вом отвергалась. Поэтому, в частности, для К. не существует национальных истоков, которые могли восприниматься только как искажение всеобщих, вненациональных и вневременных основ. В этическом плане разумные и вечные основы выступают в К. как образцовые, к-рым человек должен подражать.

Задача иск-ва - остановить время, освободить вечность. Фиксированная временна́я точка зрения (с неподвижным временем) соотносилась с античностью не как с эпохой начала исторического времени, а как с системой прекрасно организованного мира. Классическая древность выступала как явленный, воплощенный в реальности мир универсалий, вечных идей.

Характерными признаками К. являются: простота формы, пропорциональность, симметрия, ордерное оформление архитектурных сооружений, а также пондерация, т. е. сбалансированность, равновесие сил, действующих внутри художественной системы, - архитектурной, пластической или многофигурной композиции, драматического или поэтического текста, - образованной самостоятельными элементами; ясность архитектоники, в живописи - преобладание линии над цветом.

Поскольку законом бытия и одновременно орудием раскрытия истины для К. был прежде всего Разум, в иск-ве К. идея часто преобладает над чувств. образом и произведения отличаются определ. рационализмом. Рационализм особенно явствен в стиле К., к-рый во всех видах и родах иск-ва требовал ясности, простоты и четкости, соразмерности всех стилистич. элементов, что было необходимым условием верного постижения сущности изображаемого. Поэтому К. необходимо связан с орг-цией Академий, отбиравших и систематизировавших средства худож. языков.

Принципы К. были сформулированы во Франции в сер. 17 в. Наиболее отчетливо они выражены в литературе - в "Поэтическом искусстве" Н. Буало - сочинении, определившем лит. развитие Европы в течение последующего столетия. В архитектуре и садово-парковом иск-ве воплощением раннего К. стали созданные А. Ленотром и Ж. Ардуэн-Мансаром ансамбли Версаля, в живописи вершинами К. явились произведения К. Лоррена, Н. Пуссена, Ш. Лебрена.

К. был основой худож. мировоззрения Франции 17 в., классические традиции в архитектуре с эпохи Возрождения не прерывались также в Англии и Голландии, сочетаясь с воздействием барокко. В др. странах в это время господствовало барокко. В 18 в. Франция пережила период рококо, сменившийся неоклассицизмом, во многом следовавшим - особенно в литературе - заветам 17 в.

Развитие К. в литературе, изобразительных и др. иск-вах было неравномерным и непараллельным.

Рождение в сер. 18 в. археологии, раскопки терм Рима, открытие и раскопки Геркуланума дали новый импульс культу классической древности. Девизом К. 18 в. стало требование И. Винкельмана: "Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, - это подражание древним". К. 18 - нач. 19 в. содержательно был связан с идеями Просвещения и равенства, так, в архитектуре он отвечал задачам строить не только жилые дома и храмы, но - школы, театры, музеи, больницы, казармы.

Худож. формы К. пережили рационализм, в них в осн. укладывается и сентиментализм (в архитектуре и живописи существовавший в классич. формах). Традиции К. долго сосуществовали с романтизмом. При этом в формах К. 18 в. одинаково нашли свое воплощение идеи философского просвещенного абсолютизма в России и Пруссии, "Декларации Независимости" в США, имперских претензий Наполеона I - во Франции.

Становление принципов К. в музыке совпадает в России с эпохой реформ Петра I. Возникают новые формы организации муз. жизни - "ассамблеи", придворный оперный театр, новые жанры - канты, городские, солдатские песни и т. п. В посл. четв. 18 в., в екатерининскую эпоху, рождается национальная русская опера, герои к-рой - самодостаточные личности "третьего сословия" (оперы "Мельник - колдун, обманщик и сват" А. Аблесимова и М. Соколовского, "Ямщики на подставе" В. Пашкевича и др.) либо мифологические персонажи ("Орфей" Е. Фомина).

В сфере рус. инструментальной музыки кон. 18 в. (И. Хандошкин, Д. Бортнянский, М. Березовский) преломляются черты европейского муз. К., в частности, венской школы (Гайдн, Моцарт) с ее приверженностью к строгой соразмерности конструкции, к ясности мелодики и гармонии, к доминированию сонатной формы, претворяющей диалектический принцип развития. Черты К. в музыке обнаружились позднее, нежели в отеч. лит-ре, поэтому здесь они сопрягаются с эл-тами сентиментализма и раннего романтизма, проявившимися в музыке одновременно с литературными, но значительно раньше, чем в архитектуре: М. Глинка, живший в эпоху архитектурного К., писал уже вполне романтические произведения.

Предысторию К. в лит-ре иногда относят к петровской эпохе (Феофан Прокопович), однако больше оснований относить его зарождение к 1730-м гг., когда в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, а позднее М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова (1740-е гг.) он складывается как законченная система. Однако важнейшей чертой рус. К. является его близость к барокко и рококо, что приводило к соединению в творчестве ряда литераторов (Тредиаковского, Ломоносова) черт обоих стилей: соблюдая классич. правила, эти поэты создавали тексты, мировоззрением лежащие вне К. Такой синтез был обусловлен своеобразием культурного пути России, не знавшей Ренессанса, следствием чего было опред. совпадение конечных целей барокко и К. - построить секуляризиров. культуру европ. типа, сориентиров. на античность. Рус. лит. К. предложил три пути приближения к античному идеалу. Первый реализовался в творчестве В. К. Тредиаковского, буквально следовавшего за античными авторами, что приводило к латинизации поэтич. языка, детализиров. стиля, метрич. поискам, завершившимся созданием гекзаметра. Не встретившие сочувствия современников идеи Тредиаковского нашли развитие в кон. 18 - нач. 19 в., в частности у писателей, связ. со стилем ампир (Н. И. Гнедич, В. А. Озеров). Второй путь приобщения к античному иск-ву предложил М. В. Ломоносов, по мнению к-рого необходимо воссоздать не букву, а дух античности, состоящий в величеств. гармонии. Третья возможность связана с деятельностью А. П. Сумарокова, считавшего необходимым подражать тем правилам, коим следовали антич. писатели. В их формулировке он во многом опирался на "Поэтическое искусство" Н. Буало. Различие в понимании возможностей повторения античности приводило к ожесточ. полемике между Тредиаковским, Ломоносовым, Сумароковым и их учениками; одной из ее форм были лит. состязания. Стилистич. принципы К. способствовали систематизации и очищению рус. лит. яз., уточнению семантики слова, упрощению синтаксиса, хотя в поэтич. практике эти принципы не всегда соблюдались (напр., у В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, В. П. Петрова). Тематико-проблемное содержание лит-ры рус. К. многообразно. Стремясь к раскрытию абс. идеальных качеств человека, К. тщательно исследовал страсти, существующие в душе, и их борьбу друг с другом. Большое внимание уделялось конфликту общего с частным; при этом, как правило, отстаивается примат общего, как более адекватно выражающего абсолютное начало, над частным (трагедии, оды М. В. Ломоносова и др. явления). В то же время К. утверждал идеи чести и благородства отд. человека (А. П. Сумароков и его школа). Большое место в нем занимало связ. с этим идейным комплексом горацианство, а также анакреонтика.

Жанровая система К. обусловлена также механизмами познания. Рационалистич. философия считала лучшим способом познания мира его членение на возможно более простые эл-ты; механич. сумма таких по отдельности понятых эл-тов и составляет общую картину действительности. В соотв. с этим каждый жанр был направлен на худож. осознание и воспроизведение к.-л. одной стороны жизни. Естественно, что разнонаправленность жанра теория К. отвергала (хотя на практике она могла возникнуть). Цельное восприятие мира должен давать не один жанр, а вся жанровая система в целом. Отсюда - "жанровая экстенсивность" писателей К., разрабатывающих, как правило, разл. жанры (А. П. Сумароков, М. М. Херасков и др.). В России теория жанров К. впервые была отчетливо сформулирована А. П. Сумароковым в "Эпистоле о стихотворстве" (1748).

Между "низким" и "высоким" располагались ср. жанры (идиллия, эклога, элегия и др.), также во многом связан. с идеальным содержанием, но раскрывающие его в более естеств. и негероич. (по сравнению с "высокими" жанрами) ситуациях, часто связ. с любовной тематикой.

Наиб. "чистый" вид К. приобрел у Сумарокова и его последователей (М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина, В. И. Майкова), к-рые способствовали утверждению в стихотворной культуре лирич. жанров и трагедии, связанных с изображением психол. состояний человеч. души. С 1760-х гг. К. начинает испытывать давление новых форм (в частности, жанра "слезной" комедии), к-рое приводит к постепенной утрате однонаправленности жанра ("Недоросль" Д. И. Фонвизина, оды Г. Р. Державина). В худож. мир К. входит оссианизм (Державин, Озеров), другие преромантич. тенденции (В. В. Капнист). Потеряв господств. положение в лит. процессе кон. 18 - нач. 19 в., К. продолжал существовать, в частности обнаруживаясь в поэзии декабристов. Стилистич. принципы К. повлияли на творчество целого ряда поэтов 19-20 вв. (А. С. Пушкин, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич и др.).

В отличие от литературы, где классические идеи не были достойно воплощены из-за неразработанности рус. яз. того времени (и, в силу разрыва с яз. 19 в., тексты этой эпохи вышли из круга чтения), - в архитектуре, где рус. зодчие опирались на классические труды теоретиков прошлого, К. достиг совершенства. Архитектура рус. К. является высшим достижением этого стиля в архитектуре и первым несомненным вкладом послепетровской России в мировую культуру.

В России с теориями К. впервые познакомились в петровское время, а первые постройки появились в сер. 18 в. В это время в Европе К. уже был разработан и осознан, и синхронный русскому К. стиль в Европе называют неоклассицизмом.

В России К. был основой худож. мировоззрения в 1760-1830-е гг. Смена барокко К. произошла постепенно, на протяжении двух десятилетий, и в соответствии с личными вкусами имп. Екатерины II. У истоков К. в России стояла Академия художеств и ее первый руководитель Ж.-Б. Баллен-Деламот. Уже первые выпускники Академии В. И. Баженов и И. Е. Старов, вернувшиеся из пансионерской поездки в Италию и Францию, проявили себя именно как мастера классической архитектуры. Огромно значение И. Старова, строителя Таврического дворца, как родоначальника всего классического усадебного зодчества в России. В кон. 18 - нач. 19 в. работы М. Ф. Казакова оказывают огромное влияние на формирование классического облика Москвы, так же как дворцы и общественные здания Дж. Кваренги станут эталоном для последующих строителей Петербурга.

В это же время разрабатываются проекты застройки провинциальных городов, типовые проекты общественных зданий, гос. учреждений, казарм и даже частных жилых домов. Поэтому центры многих провинциальных городов России до сих пор сохранили классич. облик.

Если постройки в формах К. в екатерининскую эпоху имели отчетливо "палладианский" характер, т. е. основывались на ренессансных переработках римских и греческих образцов (характерным примером явл. творчество Ч. Камерона), то в дальнейшем, под влиянием французского арх. Ш. Н. Леду, - Н. А. Львов, А. Д. Захаров, Д. И. Жилярди и Ж. Тома де Томон разработали направление рус. К., наз. "Александровский ампир". После войны с Наполеоном работы над созданием крупномасштабных классицистич. сооружений были продолжены В. П. Стасовым и К. И. Росси. Именно в эту эпоху городские площади приобретают характер "римского форума": формируются, как архитектурные ансамбли. Огромная роль в этом на первом этапе принадлежит Ю. М. Фельтену, затем А. Д. Захарову, К. И. Росси.

Рус. живопись эпохи К. имела подражательно-академич. характер, за исключением жанра портрета, где В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий и др. создали галерею образов, проникнутых духом сентиментализма. Рус. скульптура, развивавшаяся в тесной связи с архитектурой, дала замечательные образцы монументальных произведений, портретов и фарфоровой пластики (Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, Н. С. Пименов и многие др.).

В 1840-х гг. идеи и формы К. уходят на второй план, уступая место историзму, хотя отдельные здания строят в ордерном неоренессансе или помпейском стилях, основанных на классич. традициях.

На последнем этапе рус. модерна происходит возвращение К. - неоклассицизм. К. в эту эпоху воспринимается как золотой век национальной культуры не только в архитектуре и изобразительных иск-вах: подражание классич. образцам является основополагающей идеей и поэзии акмеистов. Но в архитектуре нач. 20 в. изменяются, перерабатываются классич. пропорции, усиливаются акценты (многослойные растянутые колоннады; узкие, вытянутые вверх фасады, мощные горельефы); симметрия заменяется подчеркнутой, характерной для модерна, асимметрией; применяются невозможные для К. материалы и расцветки, изменяется фактура; в рядовой застройке применяется гигантский ордер. Наряду с архитектурными прототипами классической Греции и Рима используется архаический декор.

Жизненность К. позволяет нек-рым исследователям (Э. Курциус, Д. Чижевский, В. Жирмунский) видеть в нем внеисторич. тип творчества, существующий в разные эпохи (от античности до 20 в.) и, несмотря на определенные модификации, сохраняющий внутр. единство. В то же время, питаясь худож. идеалами прошлого, К. постоянно балансирует на грани подражательности, канонизации и сухости формы, переводящих классицистич. произв. в сугубо академические.

В 20 в. формы К. стали идейными спутниками тоталитарных обществ. Синхронно в Италии в эпоху Муссолини, в гитлеровской Германии и сталинской России в основу всех искусств были положены классические формы.

Классицизм. Владимир и Рогнеда. Худ. А. П. Лосенко. 1770

Классицизм. Владимир и Рогнеда. Худ. А. П. Лосенко. 1770

Классицизм. План дома в стиле классицизма. Чертеж из альбома М. Казакова. 1801

Классицизм. План дома в стиле классицизма. Чертеж из альбома М. Казакова. 1801

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Классицизм. Ж.А. Габриель. Малый Трианон в Версале. 1762-64.

Классицизм. Ж.А. Габриель. Малый Трианон в Версале. 1762-64.

КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в 17 в. во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы. Расцвет классицизма в литературе - трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Мольера, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко. Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Ж.Б. Люлли (создатель лирической трагедии), черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-сериа. С просветительством классицизма (18 в.; смотри Просвещение) связано творчество Вольтера, Г.Э. Лессинга, И.В. Гете и Ф. Шиллера (1780 - 90-е гг.); в музыке - оперы К.В. Глюка; вершинной стадией развития музыкального классицизма стало искусство венской классической школы. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в.) представлен поэзией М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, сатирами А.Д. Кантемира, трагедиями А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина; в русской музыкальной культуре (в сочетании с другими художественными направлениями) - сочинениями М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, Е.И. Фомина и др. Нормативная эстетика классицизма (свод "правил" поэтики дан в "Поэтическом искусстве" Н. Буало) предписывала строгую иерархию жанров ("высокие" - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина, и "низкие" - комедия, сатира, басня, жанровая картина), единство времени, места и действия (в драматургии), языковой пуризм. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность и ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором; изобразительному искусству - строгое развертывание сюжета (ведущий - исторический жанр), ясность и уравновешенность композиции, сдержанное цветовое решение. Поздняя стадия классицизма - стиль ампир.

Словарь русского арго

КЛАССИЦИЗМ, -а, м.

Орогенитальный секс.

Ср. классик.

Орфографический словарь

классици́зм, -а

Словарь ударений

классици́зм

Формы слов для слова классицизм

классици́зм, классици́змы, классици́зма, классици́змов, классици́зму, классици́змам, классици́змом, классици́змами, классици́зме, классици́змах

Синонимы к слову классицизм

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

класс/иц/и́зм/.

Грамматический словарь

классици́зм м 1a

Словарь галлицизмов русского языка

КЛАССИЦИЗМ а, м. classicisme m., > нем. Klassizismus.

1. Направление в литературе и искусстве 17- нач. 19 вв., основанное на подражании античным образцам и связанное с системой строгих правил в воспроизведении действительности. БАС-1. Мне скажут: да вы отъявленный партизан классицизма! Жихарев Зап. соврем. // Ашукин 1940 21. Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, да вступленье есть. Пушк. Е. Онегин. Посмотрите, какую всеобщность, какую народность приобрели .. создания Пушкина еще при самом появлении его на поэтическое поприще, еще во время полного владычества бездушного французского классицизма. Белинский "Гамлет" Шекспира. Придя на смену искусственным, придуманным именам литературы классицизма - Медор, Клеарх, Гликон, Созим.. простые, естественные русские имена в произведениях нового времени не должны были нести отпечатка слишком позднего происхождения. РР 1985 2 133. Из сопоставления видно, что "пиндарическими дерзостями" Тредиаковский пользуется для того, чтобы ввести в свою оду оксюморон (отсутствующий у Буало); оксюморон при этом является одной из отрицательных черт барочной поэтики, решительно чуждых классицизму, в частности и в его буалоистской версии. Живов 1996 252. || В архитектуре - один из основных стилей 17 -нач. 19 вв., последовательно развивавший традиции зодчества античности и эпохи Возрождения. БАС-1. ♦ Советский классицизм. Теперь там находится дом № 52 в стиле советского классицизма. Нева 2002 9 231.

2. Система образования, в основу которой положено изучение древних языков (древнегреческого, латинского) и античной культуры. Защитники классицизма наивно убеждены в том, что все дело будет благополучно окончено, как только откроется значительное количество классических гимназий. Писарев Педагог. софизмы. Разговор перешел на тему о разных житейских противоречиях, о таких несообразностях, как введение в России классицизма, когда страна нуждается в развитии промышленности, сельского хозяйства, железных дорог, горного дела, - одним словом, во всем таком, что может процветать только при помощи естествознания и чего не двинут вперед никакие классические языки. А. Михайлов Голь. // РМ 1882 6 46. - Лекс. Кириллов 1845: классицизм; Даль-1: следующий класици/зму; Даль-3: следующий классици/зму; САН 1909: классици/зм.

Словарь иностранных слов

КЛАССИЦИЗМ (ново-лат.). 1) литературное направление, состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитейших древних писателей. 2) система обучения, в основание которой положено изучение языка и литературы древних греков и римлян.

Сканворды для слова классицизм

- В каком архитектурном стиле построено Адмиралтейство в Санкт-Петербурге?

- В каком архитектурном стиле построен Смольный институт в Санкт-Петербурге?

- В каком архитектурном стиле построен Казанский собор в Санкт-Петербурге?

- Это образцовое направление представляли француз Фальконе, итальянец Канова, датчанин Торвальдсен.

- В каком архитектурном стиле построен Дом Пашкова в Москве?

- В каком архитектурном стиле построен Собор Святого Павла в Лондоне?

- Направление в Западной Европе в конце 17-18 вв.

- Направление в искусстве 17-19 вв.

Полезные сервисы

классицизм веймарский

Энциклопедический словарь

Классици́зм ве́ймарский - направление в немецкой просветительской литературе 80-90-х гг. XVIII в. Представлен произведениями И. В. Гёте и Ф. Шиллера периода их творческого содружества в г. Веймар, теоретическими трудами И. И. Винкельмана, И. Г. Гердера, В. Гумбольдта. Вызванный кризисом «Бури и натиска», обращался к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности. Стремился к обобщённости и естественности образов, строгой завершённости формы, сочетал рационалистическую ясность и тонкий лиризм.

* * *

КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ - КЛАССИЦИ́ЗМ ВЕ́ЙМАРСКИЙ, направление в немецкой просветительской литературе 1780-1790-х гг. Представлен произведениями И. В. Гете и Ф. Шиллера периода их творческого содружества в г. Веймар, теоретическими трудами И. И. Винкельмана, И. Г. Гердера, В. Гумбольдта. Вызванный кризисом «Бури и натиска» (см. БУРЯ И НАТИСК), обращался к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности. Стремился к обобщенности и естественности образов, строгой завершенности формы, сочетал рационалистическую ясность и тонкий лиризм.

Большой энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ - направление в немецкой просветительской литературе 80-90-х гг. 18 в. Представлен произведениями И. В. Гете и Ф. Шиллера периода их творческого содружества в г. Веймар, теоретическими трудами И. И. Винкельмана, И. Г. Гердера, В. Гумбольдта. Вызванный кризисом "Бури и натиска", обращался к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности. Стремился к обобщенности и естественности образов, строгой завершенности формы, сочетал рационалистическую ясность и тонкий лиризм.

Полезные сервисы

классицизм вошел в петербург через арку новой голландии и покинул его через арку сената и синода

Крылатые слова

Начало петербургского архитектурного стиля классицизм относят к строительству комплекса Новой Голландии по проекту архитектора Жана Батиста Валлен-Деламота в 1765-1780-х гг., а конец - к возведению зданий Сената и Синода по проекту К. И. Росси в 1829-1834 гг. И корпуса Новой Голландии, и здания Сената и Синода украшены величественными арками.

Полезные сервисы