Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фома

Толковый словарь Даля

ФОМА, от Апостола, человек недоверяющий, склонный к сомнению, Фома неверный.

| Человек простоватый, плохой, вялый. На безлюдьи и Фома дворянин.

| Фома большая крома, богач. Фомка, плут, мошенник, вор. Фомка на долото рыбу удит, побаска.

| Небольшой одноручный лом, коим воры замки ломают.

| Большой приморский рыболов, чайка вор, разбойник, Lestris pomarina (parasita). Фомина неделя, красная горка, первая по Святой, с Фомина понедельника.

Энциклопедический словарь

<ФОМА́> -ы; м. [от арамейск. teoma - близнец] [с прописной буквы]

◊ Фома́ неверующий. О том, кто упорно сомневается в наличии, свершении чего-л. ● Из библейского рассказа об апостоле Фоме, который отказывался поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит его ран; явившийся спустя некоторое время Христос позволяет ему вложить персты в свои раны и убедиться в своём воскресении.

* * *

Фома - I

в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который отказывается поверить в воскресение Иисуса Христа (Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус), пока сам не вложит перста в раны от гвоздей (отсюда - «Фома неверующий»). Фоме приписывается «Евангелие от Фомы». «Книга Фомы Атлета» и «Деяния Фомы». По преданию, Фома отправляется в Индию, где, несмотря на пытки, проявляет твёрдость в вере; его пронзают мечом, и христиане погребают его с почестями (индийские христиане называют себя «христианами апостола Фомы»).

II

инок, русский писатель XV в. «Слово похвальное» (около 1453) о тверском великом князе Борисе Александровиче, отражающее время последнего возвышения Твери в борьбе за создание единодержавного русского государства.

Большой энциклопедический словарь

ФОМА - в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который отказывался поверить в воскресение Иисуса Христа (Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус), пока сам не вложил персты в раны от гвоздей (отсюда - "Фома неверующий"). Фоме приписывается "Евангелие от Фомы", "Книга Фомы Атлета" и "Деяния Фомы". По преданию, Фома отправился в Индию, где, несмотря на пытки, проявил твердость в вере; его пронзили мечом, и христиане погребли его с почестями (индийские христиане называют себя "христианами апостола Фомы").

-----------------------------------

ФОМА - инок, русский писатель 15 в. "Слово похвальное" (ок. 1453) о тверском великом князе Борисе Александровиче, отражающее время последнего возвышения Твери в борьбе за создание единодержавного русского государства.

Энциклопедия Кольера

СВ. (по-арамейски "близнец"), называемый также Дидимом (греч. "близнец"), один из двенадцати апостолов. Евангелие от Иоанна описывает его беззаветную преданность своему учителю: "пойдем и мы умрем с Ним" (11:16), его неспособность сразу понять, кем был Христос: "Господи! не знаем, куда идешь" (14:5), и его первоначальное неверие в чудо воскресения: "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (20:25). Когда же воскресший Христос вновь появился в доме, где собрались апостолы, Фома признал его божественность: "Господь мой и Бог мой" (20:28). По преданию, Фома отправился проповедовать христианство в Индию и основал семь христианских общин в Малабаре. После мученической кончины Фомы близ Мадраса его тело, согласно легенде, было погребено в Милапуре. Члены древних христианских церквей в Северной Индии по традиции называли себя "христианами апостола Фомы". День памяти святого 21 декабря (в Русской православной церкви 30 июня по старому стилю; а также в первое воскресенье после Пасхи).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

Гуманитарный словарь

ФОМА́ - др.-рус. писатель 15 в, инок, автор похвального слова тверскому вел. кн. Борису Александровичу ("Смиреннаго инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князи Борисе Александровиче"). "Слово" было написано в период наибольшего расцвета Тверского княжества. В период войны за Вел. княжество Московское только поддержка Бориса Александровича позволила Василию II Темному захватить престол. "Слово" посвящено восхвалению князя как создателя мощного богатого гос-ва, неоднократно он назван "царем". После падения Твери в кон. 15 в. произв. Фомы перестали переписывать.

Изд. и лит.: Пам. лит-ры Др. Руси: Втор. пол. XV в. М., 1982; Лурье Я. С. Роль Твери в создании Рус. национального гос-ва // Учен. зап. ЛГУ. 1936. № 3.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФОМА, в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который отказывается поверить в воскресение Иисуса Христа (Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус), пока сам не вложит перста в раны от гвоздей (отсюда - "Фома неверующий"). Фоме приписывается "Евангелие от Фомы", "Книга Фомы Атлета" и "Деяния Фомы". По преданию, Фома отправляется в Индию, где, несмотря на пытки, проявляет твердость в вере; его пронзают мечом, и христиане погребают его с почестями (индийские христиане называют себя "христианами апостола Фомы").

Поговорки

Фома Гордеев. Жарг. мол. Шутл. Мужской половой орган. Елистратов, 663; Щуплов, 54.

Фома да Ерёма. Народн. О глупых, недалёких людях. Фома и

Ерёма - традиционные русские скоморошные персонажи. БМС 1998, 596.

Фома да Ерёма, да Колупай с братом. Сиб. Шутл.-ирон. То же. СФС, 194.

Фома Иванович (Фомич). Жарг. угол. Лом. СРВС, I, 23; Балдаев, II, 110; ББИ, 261; Мильяненков, 261. От жарг. фомка - лом.

Фома неверный (неверующий). Книжн. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-л. Оборот из Евангелия. БМС 1998, 596; ФСРЯ, 502; БТС, 1428; ДП, 666.

Я (один) про Фому, а он (другой) про Ерёму. Прост. Шутл. или Неодобр. О людях, которые не могут найти общего языка. ДП, 449; СПП 2001, 77.

Словарь русского арго

ФОМА, -ы, м., собств.

Популярный в 90-е гг. артист, певец Н. Фоменко (в 80-е гг. - один из участников бит-квартета «Секрет»).

Орфографический словарь

Фома́ (Фоми́ч, Фоми́нична)

Синонимы к слову фома

сущ., кол-во синонимов: 2

апостол (22)

имя (1104)

близнец; Хома; Фомка, Фомушка

Грамматический словарь

Фома́ мо <жо 1b>, §29

Этимологический словарь

Фома́

м., имя собств., народн. Хома́ (Гоголь). Из греч. Θωμᾶς - то же, которое этимологизируется из др.-еврейск. как "близнец" (Гуте, Bibelwb. 677).

Словарь русских имен

-ы, ж. Разг. к Фомаида (см.).

 

Фома́

-ы́, м.; прост. Хома́, -ы́.

Отч.: Фоми́ч, Фоми́нична.

Производные: Фо́мка.

[От др.-евр. tě'ōm - близнец.]

† 18 янв., 3 апр., 30 апр., 7 мая, 3 июля, 13 июля, 16 июля, 20 июля, 19 окт., 14 нояб., 28 нояб., 23 дек.

Словарь имён

1) -ы, жен. Разг. к (см. Фомаида).

2) -ы, муж.; прост. к Хома, -ы.

Отч.: Фомич, Фоминична.

Производные: Фомка.

Происхождение: (От др.-евр. te’om - близнец.)

Именины: 18 янв., 3 апр., 30 апр., 7 мая, 3 июля, 13 июля, 16 июля, 20 июля, 19 окт., 14 нояб., 28 нояб., 23 дек.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Фомич, Фоминична

Именины

См. Хома.

Сканворды для слова фома

- Один из апостолов.

- Бизнесмен в исполнении Михаила Евдокимова из фильма Валерия Чикова.

- Сказочный брат Ерёмы.

- Неверующий апостол.

- «На безлюдье и ... дворянин» (посл.).

- Имя философа Аквинского.

- Мужское имя.

- Имя отца Софии Палеолог.

- Картина Диего Веласкеса «Святой ...».

- Роман Максима Горького «... Гордеев».

- Русский писатель XV века, инок, автор «Слова похвального» о тверском князе Борисе Александровиче.

- Опера Александра Касьянова «... Гордеев».

- Имя Опискина из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

- В Библии - один из 12-ти апостолов, носивший прозвище - дидим (близнец), отличавшийся маловерием, что особенно показал по воскресении Спасителя.

- Роман российского писателя Михаила Слонимского «... Клешнев».

- Герой Михаила Кононова в фильме «Андрей Рублёв».

- Этот апостол по преданию отправился в Индию, где, несмотря на пытки, проявил твёрдость в вере.

Полезные сервисы

фома (foma) славянин

Большой энциклопедический словарь

Фома́ (Foma) Славяни́н (около 760 — 823), вождь массового восстания в Византии около 820, поддержанного народами Кавказа и арабами. Безуспешно в 821 осаждал Константинополь. Отступил во Фракию, был схвачен и казнён византийскими властями.

Полезные сервисы

фома (апостол)

Энциклопедический словарь

ФОМА (апостол) - ФОМА́, в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который отказывался поверить в воскресение Иисуса Христа (Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус), пока сам не вложил персты в раны от гвоздей (отсюда - «Фома неверующий»). Фоме приписывается «Евангелие от Фомы», «Книга Фомы Атлета» и «Деяния Фомы». По преданию, Фома отправился в Индию, где, несмотря на пытки, проявил твердость в вере; его пронзили мечом, и христиане погребли его с почестями (индийские христиане называют себя «христианами апостола Фомы»).

Полезные сервисы

фома (инок)

Энциклопедический словарь

ФОМА (инок) - ФОМА́, инок, русский писатель 15 в. «Слово похвальное» (ок. 1453) о тверском великом князе Борисе Александровиче (см. БОРИС Александрович), отражающее время последнего возвышения Твери в борьбе за создание единодержавного русского государства.

Полезные сервисы

фома - большая крома

Пословицы и поговорки Даль

Фома - большая крома. У богача денег - что у зюзи грязи.

См. БОГАТСТВО - УБОЖЕСТВО

Фома - большая крома.

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

фома аквинский

Энциклопедический словарь

Фома́ Акви́нский (Thomas Aquinas) (1225/1226 - 1274), христианский богослов и философ, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. д.). Монах-доминиканец. Преподавал в Парижском университете, в Риме и Неаполе. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанные на аналогии сущего, - в сверхъестественном Откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма. Канонизирован католической церковью.

* * *

ФОМА АКВИНСКИЙ - ФОМА́ АКВИ́НСКИЙ (Thoma Aquinas) (1225 или 1226-1274), философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. д.). Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология (см. ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ), основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма (см. ТОМИЗМ) и неотомизма (см. НЕОТОМИЗМ).

Большой энциклопедический словарь

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thoma Aquinas) (1225 или 1226-1274) - философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (Учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т. д.). Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: "Сумма теологии", "Сумма против язычников". Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.

Энциклопедия Кольера

СВ. (1226-1274), теолог и философ-схоласт, учитель церкви. Родился в начале 1226 в Роккасекка, родовом замке близ Аквино. Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кельн для прохождения новициата и изучения теологии; в этот период его наставником был Альберт Великий. В 1252 возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. В период с 1254-1256 составил комментарий к Четырем книгам сентенций Петра Ломбардского и сочинил небольшой трактат О сущем и сущности (De ente et essentia). К парижскому периоду относится также его неоконченный комментарий к знаменитому трактату Боэция О Троице (De Trinitate). Эта небольшая работа содержит классическое изложение учения Фомы о классификации, взаимоотношении и методологии наук того времени. Кроме того, тогда же им было написано сочинение Об истине (De veritate), суммирующее итоги первого из проведенных им в качестве преподавателя теологии цикла диспутов. Фома возвратился в Италию летом 1259 и на протяжении следующих девяти лет жил в Ананьи, Орвието, Риме и Витербо. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и "чтеца" при папской курии. В Орвието Фома встретился с Гильомом Мербике, также доминиканцем, и эта встреча подвигла Гильома на переводы с греческого подлинника сочинений Аристотеля, а самого Фому - к созданию ряда комментариев, в которых Фома старался разъяснить наиболее существенные моменты аристотелевской философии. В этот период он написал свою философскую "сумму" - Сумму против язычников (Summa contra gentiles), которая, согласно первоначальному замыслу, должна была стать теоретическим руководством для доминиканских миссионеров. Тогда же он начал писать свое самое зрелое и самое знаменитое сочинение - теологическую "сумму" - Сумму теологии (Summa theologiae), которая так и осталась незавершенной (после 6 декабря 1273 Фома уже не имел возможности писать). В этом монументальном синтезе христианской мысли Фома осуществил свое намерение "кратко и ясно изложить то, что относится к священному учению... для наставления начинающих", тщательно рассмотрев вопросы, касающиеся "Бога, пути разумных существ к Богу и Христа, который, по Своему Человечеству, есть наш путь к Богу". К этому же периоду относится и написанное в жанре quaestiones disputatae (спорных вопросов) сочинение О могуществе Бога (De potentia Dei). В конце 1268 Фома был вызван в Париж для участия в полемике против новейшей формы аристотелизма - латинского аверроизма. К 1272 относится написанный в резкой полемической форме трактат О единстве интеллекта против аверроистов (De unitate intellectus contra Averroistas). В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Здесь он работал над компендием теологии, оставшимся незавершенным. Фома скончался 7 марта 1274 в цистерцианском монастыре в Фоссанова по пути в Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в качестве консультанта Лионского собора. 11 апреля 1567 он был провозглашен учителем церкви. День памяти святого в Западной церкви 28 января.

Философия. Фома понимает божественные творения (effecti) как обладающие наличным бытием индивидуальные сущности (субстанции), обозначаемые специальным термином supposita ("подлежащие"). Об акте существования допустимо говорить лишь применительно к тому, что обладает существованием, т.е. наличествует в своем собственном существовании. Таким образом, существованием (бытием) обладают только субстанции со своими акцидентальными свойствами (акциденциями), принадлежащими им, и своими действованиями (operationes). То, что осуществляет акт существования (бытия) в некоторой сущности (essentia), есть субъект (subjectum), или субстанция этой сущности. Сущность - это то, чт есть та или иная вещь; "подлежащее", или suppositum, - это то, что существует и действует: "действованием обладает suppositum и индивидуальное. Поэтому действование... предполагает субъект, который действует" (Sum. Theol. III, 7, 13). Выражение "то, что существует" (и действует) приложимо лишь к субстанции, или "подлежащему". В сложных субстанциях "подлежащим" является сама эта субстанция (например, в человеке suppositum - это весь человек), так как понятие части несовместимо с понятием "подлежащего". "Поэтому рука или нога не может называться подлежащим (hypostasis)... - равно как и душа, поскольку она есть лишь часть человеческого существа" (Sum. Theol. I, 75, 4). Таким образом, познающий человек представляет собою сложную (составную) субстанцию, и, если соблюдать терминологическую строгость, не следует говорить, что "знают" чувства или "знает" интеллект, так как знанием обладает человек, использующий обе эти способности. Человеческая душа соединена с телом прежде всего для того, чтобы человек обладал сущностной полнотой. Но человек, выступающий в качестве субъекта познания, нуждается также и в теле, чтобы достигать знания при посредстве своих органов чувств. Человеческий индивид общается с внешним миром прежде всего посредством органов чувств, которые воспринимают реальность, внешнюю по отношению к человеку. А поскольку человеческая душа одушевляет тело, она пребывает на том же уровне, что и внешние материальные формы, и может вступать в общение с ними. Эти материальные объекты оказывают влияние на сложную субстанцию. Посредством чувств человек получает "материю" (содержание) интеллекта, который воздействует на эту материю, чтобы в акте абстрагирования выработать свои "понятия". Абстрактные понятия извлекаются из чувственных данных умом и служат человеку тем средством, с помощью которого познающий субъект постигает сущность вещей ("чт есть та или иная вещь"). Благодаря понятиям "человеческий интеллект, хотя он и не обладает знанием индивидуальных субстанций как таковых, обладает правильным знанием вещей, так как он познает их через их сущности" (De veritate II, 4). Философия пытается постигнуть те характеристики сущностей вещей, которые лежат за пределами чисто чувственного восприятия. Интеллект своей собственной силой извлекает из чувственного опыта эти сущности. Это действие интеллекта Аристотель называл "простым созерцанием неделимых сущностей", или "простым восприятием" (т.е. актом интеллектуальной интуиции, направленной на постижение отвлеченных принципов и начал). Для Фомы же процесс познания завершается лишь в акте суждения, которое связывает сущности с существованием, т.е. с миром субстанций ("подлежащих"). Основная функция суждения - это утверждение существования (бытия). Первый акт, акт "простого постижения", подчинен второму акту, акту суждения, в котором завершается познание. Истина принадлежит к компетенции суждения и связана прежде всего с актом существования, а не с сущностью; иными словами, "истина следует за существованием вещи" (De veritate I, 1). Для Фомы подлинным объектом интеллектуального познания выступает бытие, однако интеллект по-разному подходит к этому объекту в актах простого восприятия и суждения. В первом случае интеллект постигает выражение бытия в его умопостигаемом основании, сущности, во втором - в самом акте бытия, т.е. в существовании. Существование каждой субстанции связано с нею более тесно, чем ее умопостигаемость. Существование есть конечный акт самого бытия и в силу этого - конечный акт "бытия умопостигаемым": "первое, что постигается интеллектом, - это бытие, так как все познаваемо лишь постольку, поскольку оно действительно существует (est in actu)" (Sum. Theol. I, 5,2). Для того чтобы постигнуть реальность во всей ее полноте и целостности, мы должны прежде всего постигнуть бытие как совпадение сущности и существования. В рамках нашего опыта нет никакого реального бытия, которое не было бы актуально существующей сущностью и сущим, постигаемым через его сущность. Так что все сущее характеризуется определенным соотношением между тем, что есть, и актом, в котором оно существует. Различиями в отношении к акту существования обусловлена градация, присущая самому понятию бытия, которое оказывается множественным: в актах предикации все тождеименные (тавтологические) имена сводятся к одному, первому нетождеименному (аналогическому) имени, которое есть "бытие (ens)" (Sum. Theol. I, 13, 5). Исходя из того, что акт существования ограничен сущностью, которая отлична от него, мы вынуждены сделать вывод о реальности некой причины, которая сама по себе есть свой собственный акт существования: "все вещи, различающиеся между собою по степени причастности бытию, делающей их более или менее совершенными, имеют своей причиной единое первое бытие (causare ab uno primo ente), которое обладает бытием в наиболее совершенной степени... из того, что всякая вещь есть бытие (ens) по причастности, вытекает, что она причинно обусловлена. Следовательно, такого рода бытие (ens) не может быть (esse) без того, чтобы быть причинно обусловленным... Но поскольку причинная обусловленность не соответствует смыслу понятия простого бытия, то, стало быть, существует бытие (ens), которое причинно не обусловлено" (Sum. Theol. I, 44, 1). Всякая тварная сущность реально отделена от акта своего существования, как потенция реально отделена от акта, в котором она актуализуется, ведь если бы это было ее собственное существование, то это было бы само Бытие, а не тварное бытие. Согласно Фоме, единственное возможное объяснение наличия подобных тварных субстанций заключается в том, что их существование было даровано им по свободному волеизъявлению, "Тем, Который есть", т.е. чистым Бытием, или Бытием как таковым. Именно эта идея творения резко отделяет христианскую философскую традицию от языческой (греческой), так как в классической греческой философии космос мыслился несотворенным и вечным. Наивысшую степень актуальности выражает "чистый акт бытия (существования)", принципиальное отличие которого от всех прочих актуализаций бытия составляет его "чистота", или "абсолютность". За первым бытием, в порядке иерархического убывания, следуют субстанции, различающиеся между собою в отношении своего актуального существования в силу того, что они суть "экзистенции" тех или иных конкретных субстанций, в различной степени причастные бытию. Первое действие Творца - это самый акт бытия, а все последующие творения предполагают этот акт и основаны на нем. Творец сообщает свое бытие творениям посредством уподобляющего приобщения. Будучи милосердным и премудрым, Создатель наделяет создания, которые Он вызывает к существованию, всем, что потребно для осуществления их сущностей, и всем, что необходимо для того, чтобы они исполнили свое предназначение. Акт бытия переходит в активность тварных существ точно так же, как высшее Благо активизирует и привлекает к себе всю совокупность творений, составляющих универсум. Благо диффузивно и коммуникативно по своей сущности (bonum est diffusivum seu communicativum sui esse), т.е. оно, в силу своей сущности, распространяет свое влияние и делает другое причастным себе, поэтому оно есть одновременно и цель (causa finalis), которой подчинено все сущее, и "содетельная" причина (causa efficiens). Эта способность или сущностное свойство блага сообщать себя другому подразумевается самим понятием блага. Именно в силу своей абсолютной благости Бог сообщил свою благость творениям таким образом, что одна тварная субстанция может сообщать другой то, что она получила (Cont. gent. III, 69). В 13 в. теологи, развивавшие августиновскую традицию, были склонны недооценивать или преуменьшать величие творения и естественного порядка вещей, чтобы тем самым лишь подчеркнуть славу Творца. По-видимому, они опасались, что, если они припишут производящую силу тварным причинам, творения окажутся слишком независимыми от Творца и недосягаемыми для Божественного всемогущества. Для Фомы же, наоборот, преуменьшение совершенства творения означало преуменьшение совершенства Божественного могущества. Кроме того, такая позиция, с его точки зрения, вступала в противоречие с понятием Божественной премудрости, так как бессмысленно было бы творить бессильные и бездействующие причины. "Это унижает порядок мироздания, сплоченный упорядоченностью и причинными связями, тогда как в действительности Первая Причина, от избытка своей собственной благости, сообщает другим вещам не только возможность быть, но и возможность быть причинами" (De veritate XI, 1). Если рассматривать эти утверждения с исторической точки зрения, мы увидим, что они были сформулированы и заострены в ходе ожесточенной полемики. Для самого Фомы они были глубоко укоренены в его метафизике бытия. Благость совпадает с бытием, и поэтому самому бытию присуще распространяться и выходить за свои пределы, чтобы сообщить другому свое собственное совершенство. Уже в ранних сочинениях Фома обращает внимание на нелепость допущения, будто Бог сотворил человека лишенным способности постигать естественные истины без особой божественной помощи (в августинизме - "иллюминации", просвещающего озарения). В противовес Авиценне и "иллюминационистам"-августинианцам Фома утверждал, что человек постигает то, чего он не знает, светом своего собственного интеллекта и интуитивно постигнутых им принципов, начальных и наиболее общих понятий, которые служат "орудиями" для интеллекта, подобно инструментам, которыми пользуется строитель. Достоверность знания обеспечивается достоверностью знания первых принципов. Умозаключения же признаются истинными, если они сводимы к этим принципам. В этом смысле "философия основана на истинах, выявляемых светом естественного разума. Вместе с тем Бог наделяет нашу природу своими сверхъестественными дарами (дарами благодати), но делает это таким образом, что эти дары не разрушают природу, а приводят ее к совершенству. Поэтому свет веры не затмевает врожденного нам естественного света разума. А стало быть, истины философии не могут противоречить истинам веры. В противном случае либо те, либо другие были бы ложны, а поскольку Бог есть творец и нашей природы, и нашей веры, то он был бы и творцом лжи в нас, а это невозможно" (De Trinitate II, 3). Вера не противоречит разуму, но есть один из видов познания. Она всецело основана на божественном Откровении, чем и обусловлена ее непогрешимая достоверность. Акт вероизъявления - это акт приятия богооткровенной истины на том основании, что она возвещена Богом. Такое согласие со стороны человека, обладающего верой, непоколебимо, однако ему предшествует акт выбора, который осуществляется свободной волей, побуждаемой к этому благодатью. С другой стороны, то, что постигается интеллектуальной интуицией, - например, начальные принципы познания, - обладает естественной убедительностью, и познающий человек не выбирает, соглашаться ли ему с ними или не соглашаться. Поэтому знание (философское и научное) и вера должны различаться между собою и по субъекту, и по объекту. Очевидно, что Фома ставит веру выше разума: он никогда не упускает случая подчеркнуть трансцендентную природу и несравненную высоту слова Божьего. Однако этим он вовсе не принижает разум. И хотя сверхъестественное он ставит неизмеримо выше естественного, это не означает, что он принижает естественное. Согласно Фоме, существует лишь один правильный метод познания, подразумевающий рассмотрение философских проблем с точки зрения философии, а теологических - с точки зрения теологии. Может показаться, что этот метод заключает в себе противоречие, однако для Фомы и вера и философия срастаются в органическое целое, так как и то и другое проистекает из одного и того же божественного источника.

Итоги. Учение Фомы явилось попыткой обновить христианскую мысль в свете метафизики и теологии, систематизированной на основе принципов аристотелизма. Вместе с тем Фома переосмыслил аристотелевское учение, исправив в нем то, что считал необходимым. Быть может, самым существенным вкладом Фомы в развитие аристотелизма явилось то, что он распространил аристотелевское учение об акте и потенции на отношения между сущностью и актом существования, в котором актуализируется сущность. Фома утверждал, что вовсе не на Аристотеля, а на христианское откровение опирается учение о том, что акт бытия есть "акт всякого акта и совершенство всякого совершенства" (De potentia Dei VII, 2), глубочайшее основание реальности и наивысший атрибут божественности: "Аз есмь сущий" (или: "Я есть Тот, Кто есть", см. Исх 3:13-14). Он считал, что именно акт бытия составляет основу и определяет природу умопостигаемого порядка реальности. Конечно, влияние философии Аристотеля на Фому не следует недооценивать. Достаточно обратиться к чтению богословских сочинений Фомы, чтобы убедиться в том, как высоко он ставит труды этого философа. Вместе с тем именно в комментариях Фомы к Аристотелю мы читаем, что "изучение философии служит не для того, чтобы узнать, что думали люди, а для того, чтобы постигнуть истину" (De coelo I, 22). Сам Фома всегда стремился самым тщательным образом рассмотреть все возражения, выдвигаемые философами, "так как никто не может вынести суждение по какому-либо поводу, не выслушав доводов обеих сторон, так что тот, кто прислушивается к философии, вправе с большим основанием вынести окончательное суждение, коль скоро он прислушивается к аргументам обеих сторон" (In Metaph. III). Ни в коем случае не ставя под сомнение авторитет Августина, Фома спорил с его последователями, убеждая их в необходимости отказаться от платонизма. Чтобы сделать учение Аристотеля приемлемым для Церкви, Фома комментировал его сочинения, переосмысливая многие моменты его учения. У Аквината были замечательные комментаторы, например Каетан (1470-1534) или Иоанн св. Фомы (1589-1644), однако только в 20 в., с появлением исследований таких ученых, как Э.Жильсон, Ж.Маритен и Р.Хатчинс, удалось уловить самый дух его философии во всей его оригинальности и жизненной мощи.

ЛИТЕРАТУРА

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979 Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991 Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фома Аквинский.

Фома Аквинский.

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (1225 или 1226 - 1274), философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и другие), утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология - в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: "Сумма теологии", "Сумма против язычников". Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.

Орфографический словарь

Фома́ Акви́нский

Полезные сервисы

фома аквинский (thomas aquinas)

Большой энциклопедический словарь

Фома́ Акви́нский (Thomas Aquinas) (1225/1226 — 1274), христианский богослов и философ, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Воспитывался и учился в монастыре Монтекассино, затем в Неаполе (1239—1244); с 1244 монах-доминиканец. Ученик Альберта Великого в Парижском (1245—1248) и Кёльнском (1248—1252) университетах. Преподавал в Париже, где в 1269—1272 возглавил борьбу против Сигера Брабантского и аверроистов, в Риме и Неаполе. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественное богословие, основанные на познании Бога из бытия сотворённого им мира ? в сверхъестественном Откровении. Основные сочинения: «Сумма богословия», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.

Полезные сервисы

фома бекет

Энциклопедический словарь

ФОМА БЕКЕТ - ФОМА́ БЕ́КЕТ (Thomas Becket) (1118-70), архиепископ Кентерберийский с 1162; канцлер Англии в 1155-62. Противник политики Генриха II, направленной на подчинение английской церкви светской власти. Убит по приказу короля. Святой Католической церкви, канонизирован в 1173.

Полезные сервисы

фома гордеев

Поговорки

Жарг. мол. Шутл. Мужской половой орган. Елистратов, 663; Щуплов, 54.

Полезные сервисы

фома да ерёма

Поговорки

Народн. О глупых, недалёких людях. Фома и Ерёма - традиционные русские скоморошные персонажи. БМС 1998, 596.

Полезные сервисы

фома да ерёма, да колупай с братом

Поговорки

Сиб. Шутл.-ирон. О глупых, недалёких людях. Фома и Ерёма - традиционные русские скоморошные персонажи. СФС, 194.

Полезные сервисы

фома иванович (фомич)

Поговорки

Жарг. угол. Лом. СРВС, I, 23; Балдаев, II, 110; ББИ, 261; Мильяненков, 261. От жарг. фомка - лом.

Полезные сервисы

фома кемпийский

Энциклопедический словарь

Фома́ Кемпи́йский (Thomas a Kempis) [иначе Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Маллеолус (Hemerken, Hämmerlein - молоточек; отсюда его латинизированное имя Malleolus)] (около 1380 - 1471), нидерландский христианский писатель. Был близок к предреформационному течению «Братьев общей жизни». Трактат «О подражании Христу» приобрёл необычайную популярность (свыше 2 тыс. изданий) и был переведён на все европейские языки (на русский язык - К. П. Победоносцевым, 1890).

* * *

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ - ФОМА́ КЕМПИ́ЙСКИЙ (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен (Thomas Hemerken - нем. букв. «молоточек», отсюда лат. Моллеолус, Molleolus) (ок. 1380, Кемптен, Нидерланды - ок. 1471, Агнетенберг), нидерландский религиозный писатель и автор духовных песнопений, предполагаемый автор трактата «Подражание Христу» (на русский язык переведен К. П. Победоносцевым (см. ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович)). Память в Католической церкви 25 июля.

С 1392 воспитывался в школе «Братства общинной жизни» в Девентере, с 1399 жил в Агнетенберге, недалеко от Цволле.

Фома - один из влиятельнейших представителей духовного течения, возникшего в Нидерландах в 1370-х г., известного как «Новое благочестие» (Devotio moderna), повлекшего за собой не только реорганизацию августинских монастырей, создание новых школ, организованных по принципу девентерской, но и в значительной степени подготовившего почву для реформационной идеологии. Известен своими мистическими произведениями: «Orationes et meditationes de vita Christi». «Elevatio mentis ad inquirendum Deum», биографией Генриха Грооте - основателя «Братства общей жизни», проповедями и гимнами. Фому считают автором труда «Подражание Христу» (ок. 1418), заключившем в себе религиозно-этическую доктрину «нового благочестия» и ставшего «программным» для девентерской школы. Однако согласно другой точке зрения (А. Н. Немилов), он является автором только четвертой (последней) части.

«Подражание Христу»

Оставаясь в рамках мистического богословия, автор «Подражания Христу» занимается прежде всего вопросами этического характера и исследует проблему осуществления благочестивой жизни.

Идеалом благочестия оказывается подражание Христу во всем. Смиренное перенесение всех тягот и несчастий земной жизни и неослабевающая любовь к Богу; отход от внешней обрядности как главной добродетели христианина; презрение мира и умертвление всех земных желаний; отказ от веры, полагающейся на знание и «на искусство смертного человека»; упование на Отца Небесного во всех делах; отречение от человека телесного и сосредоточение на человеке внутреннем; терпимость к ближним, служение, труд должны стать повседневной практикой «странника и пришельца на земле».

Благодать («дар благоволения»), согласно Фоме, не является заслугой человека, а дается свыше. Она сравнивается с преходящими состояниями человека - с чувством утешенности, с внутренним покоем и отрешенностью. Угнетенное состояние тела, физические страдания, в свою очередь, не означают отсутствия Божьего благоволения, т. к. оно превыше естества, а «движения природы и благодати весьма противоположны». Однако не следует слишком крепко привязываться к этому Божьему расположению, ибо в любой момент оно может измениться на противное. Таким образом, Фома призывает к постоянному напряжению внутренней жизни, потому в верующем «никогда не должна застывать прилежная молитва» и «благодать следует скрывать под стражею смирения».

Вопрос о свободе воли

При трактовке Фомой человеческой свободы воли обнаруживается противоречие. С одной стороны, свобода воли рассматривается как естественное свойство индивида, иначе был бы бессмысленным призыв к осуществлению истинно христианской жизни, к благочестию и к подражанию Христу. В силу своих действий, а не осуществляющихся исключительно в соответствии с Божьим промыслом, человек может быть угодным или неугодным Создателю: «...Бог по делам моим будет судить меня...» С другой стороны, Фома утверждает: «...не всегда в воле человека путь его: от Бога всякий дар...» Господь предопределил тех, кто удостоится благодати и кому будет суждено почувствовать силу чистой, святой любви, кто будет в силах одержать победу над своей тварной природой и обратиться во «внутреннего человека», - тезис, ставший впоследствии одним из ключевых этике протестантизма.

Человеческий разум Фома объявляет немощным и неспособным помочь в делах веры: «Берегись любопытным умом входить в бесполезное исследование глубочайшего таинства, если не хочешь погрузиться в бездну сомнения». Разум и всякое естественное исследование предмета должны следовать за верой, а не предварять и не преступать ее. Однако помимо данной нам способности рассуждать, которой следует опасаться в силу ее обманчивости, существует еще и человеческая мудрость, проявлением которой является чистая от образов, «бескорыстная» мысль. Такое «знание без вида» невозможно вне любви к Богу и вне Его благодати: «То учение, что истекает свыше от Божественного внушения - много превосходнее того, что приобретается трудом ума человеческого».

Наиболее важным автор «Подражания Христу» считает понятие любви. Способность любить проистекает исключительно от Бога, это Его высший дар человеку. Потому и наиболее совершенную свою реализацию любовь может найти только по отношению к Божественному Предмету: «...любовь... в одном только Боге может успокоиться превыше всякого творения...» Фома подчеркивает, что высшая степень любви достигается в полной свободе от всякой мирской привязанности. Но с другой стороны, любовь, понимаемая как Божественная благодать, сама оказывается важнейшим условием полной свободы.

Большой энциклопедический словарь

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas a Kempis) - Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Моллеолус (ок. 1380-1471), нидерландский христианский писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформационному течению "Братьев общей жизни". Трактат "О подражании Христу" приобрел необычайную популярность (св. 2 тыс. изданий) и был переведен на все европейские языки (на русский язык - К. П. Победоносцевым). Память в Католической церкви 25 июля.

Энциклопедия Кольера

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas Kempis, настоящее имя Томас Хамеркен или Хеммерляйн) (ок. 1380-1471), немецкий монах и священник, духовный воспитатель, предполагаемый автор книги О подражании Христу (De imitatione Christi). Латинский вариант его имени указывает на город Кемпен близ Дюссельдорфа, где он родился ок. 1380. Фома получил образование в Девентере (Голландия), в школе братьев общинной жизни - религиозного общества, незадолго до этого созданного Геертом Гроотом. В возрасте 20 лет поступил в соседний монастырь в Зволле, основанный по инициативе Гроота в качестве своего рода духовного центра возглавляемого Гроотом движения. Здесь Фома почти безотлучно прожил до самой своей кончины в возрасте 92 лет. Спор о том, был ли Фома Кемпийский действительно автором Подражания Христу, или же только переписчиком, располагавшим более ранней рукописью, содержавшей полный текст этого сочинения, имеет длительную историю. С начала 17 в. и до начала 20 в. бытовало мнение, что это сочинение, возможно, следует приписывать Жану Жерсону, знаменитому теологу и современнику Фомы Кемпийского. Исследователи не успели еще отказаться от этой гипотезы, как был назван новый претендент на авторство - Геерт Гроот. С этой книгой не расставались многие святые последующей эпохи. О ней с восхищением отзывались люди, придерживавшиеся самых разных религиозных воззрений.

ЛИТЕРАТУРА

Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Орфографический словарь

Фома́ Кемпи́йский

Полезные сервисы

фома кемпийский (thomas a kempis)

Большой энциклопедический словарь

Фома́ Кемпи́йский (Thomas a Kempis) (около 1380 — 1471), нидерландский христианский писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформационному течению «Братьев общей жизни». Трактат «О подражании Христу» приобрёл необычайную популярность (свыше 2 тыс. изданий) и был переведён на все европейские языки (на русском языке — К. П. Победоносцевым, 1890).

Полезные сервисы

фома ливийский

Словарь народов и культуры

Фома Ливийский

(Aquinas, St. Thomas) (ок. 1224- 74), монах-доминиканец, теолог и философ. Его метафизика сосредоточена вокруг трех фундаментальных противоположностей: потенциального и актуального, формы и материи (Аристотель), сущности и бытия (Авиценна). Существование к.-л. вещи не подразумевается в понятии того, чем эта вещь является. Сущность вещи может подразумевать ее материальность, но это не заключено в понятии бытия: быть не значит быть материальным. Во всех материальных вещах Ф.А. отличает форму, т.е. организующий принцип, от материи, к-рая просто дает им возможность принять ту или иную форму. Вслед за Аристотелем Ф.А. отождествлял ум или душу с формой тела, стремясь примирить этот тезис с христ. верой в бессмертие. Томизм, т.е. философия, основанная на учении Ф.А., вплоть до наст, времени занимает центр, место в рим.-католич. образовании.

Полезные сервисы

фома музыку разумеет, а ерема плясать умеет

Пословицы и поговорки Даль

Фома музыку разумеет, а Ерема плясать умеет.

См. СВОЕОБЫЧИЕ

Полезные сервисы

фома на гудке играть, а ерема глазами мигать

Пословицы и поговорки Даль

Фома на гудке играть, а Ерема глазами мигать.

См. ГУЛЬБА - ПЬЯНСТВО

Полезные сервисы

фома не без ума, ерема не без промысла

Пословицы и поговорки Даль

Фома не без ума, Ерема не без промысла.

См. УМ - ГЛУПОСТЬ

Полезные сервисы

фома не без ума, ерема не без промыслу

Пословицы и поговорки Даль

Фома не без ума, Ерема не без промыслу.

См. ОПЛОШНОСТЬ - РАСТОРОПНОСТЬ

Полезные сервисы

фома не купит ума, своего продаст

Пословицы и поговорки Даль

Фома не купит ума, своего продаст.

См. УМ - ГЛУПОСТЬ

Полезные сервисы

фома неверный

Фразеологический словарь

Ирон. Человек, которого трудно, невозможно заставить поверить чему-либо По своей природе я принадлежу к людям, которых называют «Фома неверный» (И. Эренбург. Люди, годы, жизнь).

Сборник слов и иносказаний

Ср. И теперь знаю, что (дело) без всякого сумнения, ты ведь только Фома неверный...

П.И. Мельников. В лесах. 1, 16.

Ср. Одобрительный... ропот мужчин мог бы убедить самого Фому неверного, что твоя кузина - очень недурна.

Марлинский. Фрегат Надежда. Письмо 1-е.

Ср. Tell that to the marines!

(Ответ на неправдоподобное сообщение.)

Ср. Credat Judaeus Appella (Non ego!).

Пусть этому поверит (суеверный) еврей Апелла (а не я!).

Horat. Sat. 1, 5, 100. Ср. Cic. Fam. 7, 25, 2.

Ср. Но он (Фома) сказал им (ученикам): если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

Иоанн. 20, 25. Ср. 20, 26-29.

См. неверующий Фома.

Учебный фразеологический словарь

Разг. Очень недоверчивый человек, которого трудно заставить поверить чему-либо или во что-либо. С сущ. со знач. лица: дедушка, старик, сотрудник… Фома неверный.

…Сам все хочу, не желаю, чтоб меня «представляли» (в этом - великая жизненная сила: сила Фомы неверного). (А. Блок.)

Мы все крепче верили в… «грядущий рассвет». А Фисун по-прежнему твердо держался своего… Однако буквально каждый год приносил поражение за поражением этому Фоме неверному… (И. Бунин.)

По своей природе я принадлежу к людям, которых называют «Фома неверный». (Прилагательное может сбить с толку: Фома был очень верным… но он был не верящим на слово - захотел проверить правильность того, о чем ему рассказали…) (И. Эренбург.)

(?) Восходит к евангельскому тексту о том, как апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа. Неверный - «неверующий»; ср. неверный - «исповедующий иную религию».

Орфографический словарь

Фома́ неве́рный (неве́рующий)

Синонимы к слову фома неверный

прил., кол-во синонимов: 4

Полезные сервисы

фома неверный (неверующий)

Поговорки

Книжн. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-л. Оборот из Евангелия. БМС 1998, 596; ФСРЯ, 502; БТС, 1428; ДП, 666.

Полезные сервисы

фома неверный неверующий

Орфографический словарь

Фома́ неве́рный (неве́рующий)

Полезные сервисы

фома неверующий

Толковый словарь Ожегова

НЕВЕ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна́, -рно, -рны и -рнШы.

Практический толковый словарь

крыл. сл. Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-нибудь. Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из апостолов Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю» (Иоанн, 20, 24-29).

Фразеологический словарь

Ирон. То же, что Фома неверный.

Собеседники заспорили. - Ах, ты, Фома неверующий, опять за своё… Балясник ты, суеслов… да! (С. Елеонский. Грубиян).

- Сын мой, запомни заповедь: «Не солги!» - Человек говорит - видел… Твоё дело - поверить или не поверить ему! …Фома неверующий (Н. Думбадзе. Закон вечности).

- Из евангельского рассказа об апостоле Фоме, который не поверил сообщению о воскресении распятого Христа: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра его, не поверю». Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1938. - Т. 2. - С. 482; Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1960. - С. 636.

Пословицы и поговорки Даль

Словарь крылатых слов

Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-нибудь. Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из апостолов Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: "Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю" (Иоанн, 20, 24-29).

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 20, ст. 24-29) рассказывается о том, как один из учеников Иисуса, апостол Фома, не поверил вести о воскресении распятого Христа и сказал: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его (римский солдат своим копьем проколол распятому Иисусу Христу грудь, чтобы быть уверенным в его смерти.- Сост.), не поверю».

Тогда Иисус обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим...»

Иносказательно: крайне недоверчивый человек (ирон.).

Отсюда имеющее тот же смысл просторечное выражение - Фома неверный.

Синонимы к слову фома неверующий

прил., кол-во синонимов: 4

недоверчивый, Фома неверный, скептик, маловер

Полезные сервисы

фома славянин

Энциклопедический словарь

Фома́ Славяни́н (около 760 - 823), вождь массового восстания в Византии около 820, поддержанного народами Кавказа и арабами. Безуспешно в 821 осаждал Константинополь. Отступил во Фракию, был схвачен и казнён византийскими властями.

* * *

ФОМА СЛАВЯНИН - ФОМА́ СЛАВЯНИ́Н (ок. 760-823), вождь массового восстания в Византии ок. 820, поддержанного народами Кавказа и арабами. Безуспешно в 821 осаждал Константинополь. Отступил во Фракию, был схвачен и казнен византийскими властями.

Большой энциклопедический словарь

ФОМА СЛАВЯНИН (ок. 760-823) - вождь массового восстания в Византии ок. 820, поддержанного народами Кавказа и арабами. Безуспешно в 821 осаждал Константинополь. Отступил во Фракию, был схвачен и казнен византийскими властями.

Полезные сервисы

фома сплитский

Энциклопедический словарь

Фома́ Спли́тский - Фома Архидьякон (Foma Splitski) (около 1200 - 1268), нотариус и каноник, с 1230 архидьякон в Сплите. Автор хроники «История архиепископов Солоны и Сплита» - источника по средневековой истории югославянских народов.

* * *

ФОМА СПЛИТСКИЙ - ФОМА́ СПЛИ́ТСКИЙ (Foma Splitski) (Фома Архидьякон) (ок. 1200-68), нотариус и каноник, с 1230 архидьякон в Сплите. Автор хроники «История архиепископов Солоны и Сплита» - источника по средневековой истории югославских народов.

Большой энциклопедический словарь

ФОМА СПЛИТСКИЙ (Foma Splitski) (Фома Архидьякон) (ок. 1200-68) - нотариус и каноник, с 1230 архидьякон в Сплите. Автор хроники "История архиепископов Солоны и Сплита" - источника по средневековой истории югославских народов.

Полезные сервисы

фома сплитский (foma splitski)

Большой энциклопедический словарь

Фома́ Спли́тский (Foma Splitski) (Фома Архидьякон) (около 1200 — 1268), нотариус и каноник, с 1230 архидьякон в Сплите. Автор хроники «История архиепископов Солоны и Сплита» — источника по средневековой истории южнославянских народов и венгров.

Полезные сервисы

фомагин

Словарь русских фамилий

ФАМИНИЦЫН ФАМИНЦЫН ФОМЕНКО ФОМИН ФОМИНОВ ФОМИНЫХ ФОМИЧКИН ФОМИЧЕВ ФОМИЧЕНКО ФОМКИН ФОМОВ ФОМОЧКИН ФОМУШКИН ФОМЯГИН ФОМЕНОК ФОМАГИН ФОМЕНКОВ ФОМИНКОВ ФОМИНЦЕВ ФОМИЧ ФОМЧЕНКО ФОМАГИН

Все фамилии от известного имени имени Фома (из арам. - "близнец) и производных этого имени. Фаминцын. Весьма редкая фамилия, принадлежавшая известному русскому ботанику XIX века и его брату - музыкальному критику. Их предок Фоминсын, то есть сын некоего Фомы, слил оба слова: фамилия стала писаться Фаминцын. (У, Ф) Фаминицын По родословной Фаминицыных, шотландец Томсон (этимологическое значение "сын Фомы) в XVI в. "перешел на польскую службу", изменил фамилию на Хоминский, чтобы быть более похожим на шляхтича (польского дворянина). Его правнук в 1654 г. переехал в Россию и стал Фоминицыным. Впрочем, дворянские родословные малодостоверны, так как их часто старались приукрасить. Фомочкин Отчество от ласкательной или иронической формы имениФома. Фамилия записана в Белевском уезде Тульской губернии (1910), именно там, в Верхнем Поочье, на стыке Калужской, Тульской и Орловской областей, находится скопление фамилий, обарзованных из отчества от мужских имен с суффиксами -очк-, -ичк-. Фомягин Отчество от формы Фомяга имени Фома; наиболее характерна для северного и отчасти среднего Поволжья, в Зауралье (Курган. обл.) принесена миграцией населения.(Н) Фоминых. О фамилиях на -их/ых можно прочитать в вопросах. Фамилии Фоменко, Фомиченко (из запросов посетителей) как м другие на -енко, -чук украинские

Полезные сервисы

фомаида

Словарь русских имен

-ы, ж.; разг. Фо́ма, -ы.

Производные: Фомаи́дка; Фо́мка; Ма́я; И́да.

[От др.-евр. tě'ōmā - девочка-близнец.]

† 26 апр.

Словарь имён

-ы, жен.; разг. Фома, -ы.

Производные: Фомаидка; Фомка; Мая; Ида.

Происхождение: (От др.-евр. te’oma - девочка-близнец.)

Именины: 26 апр.

Именины

ж Дочь Фомы (греч.), см. Фома.

26 (13) апреля - мученица Фомаида Египетская.

Сканворды для слова фомаида

- Женское имя.

Полезные сервисы

фомаидка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

фомальгаут

Энциклопедический словарь

Фомальга́ут (α Южной Рыбы), звезда 1-й звёздной величины.

* * *

ФОМАЛЬГАУТ - ФОМАЛЬГА́УТ (a Южной Рыбы), звезда 1-й звездной величины.

Большой энциклопедический словарь

ФОМАЛЬГАУТ (a Южной Рыбы) - звезда 1-й звездной величины.

Синонимы к слову фомальгаут

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Фомальга́ут м 1а (звезда)

Сканворды для слова фомальгаут

- Звезда 1-й звездной величины в созвездии Южной Рыбы.

- Название этой звезды в переводе с арабского означает «рот кита».

Полезные сервисы

фомальгаут или фомахаид

Словарь иностранных слов

Звезда первой величины в созвездии Южн. Рыб.

Полезные сервисы

фомахаид

Синонимы к слову фомахаид

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы