м.
Четырехсложная стопа, образованная сочетанием хорея [хорей I 1.] и ямба, как стихотворный размер в античном стихосложении.
м.
Четырехсложная стопа, образованная сочетанием хорея [хорей I 1.] и ямба, как стихотворный размер в античном стихосложении.
ХОРИЯМБ - ХОРИЯ́МБ (греч. choriambos), в метрическом стихосложении стопа из долгого, 2 кратких и долгого слога; в силлабо-тоническом стихосложении 2 стопы ямба, из которых в 1-й стоит сверхсхемное ударение (см. СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ) и пропущено схемное («Мысль изреченная есть ложь», Ф. И. Тютчев).
ХОРИЯМБ (греч. choriambos) - в метрическом стихосложении стопа из долгого, 2 кратких и долгого слога; в силлабо-тоническом стихосложении 2 стопы ямба, из которых в 1-й стоит сверхсхемное ударение и пропущено схемное ("Мысль изреченная есть ложь", Ф. И. Тютчев).
ХОРИЯ́МБ (греч. χοριάμβος, от χορει̃ος - хорей и ίαμβος - ямб) - 1) В метрич. стихосложении - шестимерная 4-сложная стопа, состоящая из 2 кратких и опоясывающих их 2 долгих слогов. Схема: - - . Употреблялась обычно в сочетании со сходно звучащими стопами - иониками: восходящими ( -) или нисходящими (- ).
2) В силлабо-тонич. стихосложении Х. называют ямбич. диподию (двустопие ямба), в к-рой появление сверхсхемного ударения на 1-м (слабом) слоге сопровождается пропуском схемного ударения на 2-м (сильном слоге). Схема Х.: - . С т. зр. стопной теории такое сочетание представляет собой объединение стоп хорея и ямба. Напр.: "Мы́сль изрече́нная есть ложь" (Ф. И. Тютчев). В рус. силлабо-тонике сверхсхемное ударение на 1-м слоге ямбич. стиха может быть образовано только односложным словом; случаи нарушения этого правила (употребление в начале ямбов 2-сложных "хореич." слов) - т. н. "долгие Х." - в рус поэзии единичны: "Та́йна? Ах, во́т что! Как в романе я..." (В. Я. Брюсов).
хория́мб, хория́мбы, хория́мба, хория́мбов, хория́мбу, хория́мбам, хория́мбом, хория́мбами, хория́мбе, хория́мбах
Стопа греческого и латинского стихосложения, состоящая из хорея и ямба, т. е. из двух коротких между двумя долгими слогами.