Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

черкасов

Грамматический словарь

Черка́сов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЧЕРКАСОВ ЧЕРКАС ЧЕРКАШИН

Черкасами называли правобережных украинцев (имеется ввиду правый берег Днепра). Отсюда же и название города Черкасы. Пушкин в поэме "Полтава" называет Марию Кочубей "красой черкасских дочерей", в смысле "украинских дочерей". (Ф) Отчество от именования отца: черкас - так в XV-XVIII вв. называли казаков Поднепровья. (Н)

Сканворды для слова черкасов

- Советский актёр, исполнивший роль царевича Алексея в фильме «Пётр Первый».

- Советский актёр, исполнивший заглавную роль в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

- Российский теннисист.

- Советский актёр, исполнивший заглавную роль в фильме «Александр Невский».

- Российский скульптор XX века, автор бетонной стены-мемориала «Ополченцы» на 11 км Пушкинского шоссе у деревни Кузьмино.

- Этот великий Николай сыграл в кино царевича Алексея, а в театре - Петра Первого.

Полезные сервисы

черкасов владимир кузьмич

Энциклопедический словарь

ЧЕРКАСОВ Владимир Кузьмич - ЧЕРКА́СОВ Владимир Кузьмич (р. 14 июня 1946, Казань, Татарская АССР), российский ученый-химик, член-корреспондент РАН (с 2003). Специалист в области химии свободных радикалов и парамагнитных металлоорганических соединений.

Полезные сервисы

черкасов ник. конст

Гуманитарный словарь

ЧЕРКА́СОВ Ник. Конст. (1903-66) - актер. Род. в Петербурге. В 1919 начал работать статистом в Петрогр. акад. т-ре оперы и балета (Мариинском). После окончания курсов мимистов был принят в штат, выступал в паре с Е. А. Мравинским, в спектаклях шаляпинского репертуара получал небольшие роли; в 1922-25 участвует в спектаклях Петерб. Студии мол. балета, исполняя пантомимические роли и характерные танцы (Дон Кихот в балете Минкуса, Злой гений в "Лебедином озере" и др.). После учебы в Ин-те сценич. иск-в (1923-26) принят в Т-р юн. зрителя. Роли: старик Моор ("Разбойники"), Инквизитор ("Тиль Уленшпигель"), Звездинцев ("Плоды просвещения"), Сильвестр ("Проделки Скапена") и др. В 1929 переходит в Мюзик-холл, в 1931-33 работает в передвижном т-ре "Комедия". В 1933 вступает в труппу Ленингр. акад. т-ра драмы (позднее - т-р им. Пушкина). Роли: Сенечка Перчаткин ("Чужой ребенок"), Варлаам ("Борис Годунов"), Осип ("Ревизор"), Буланов ("Лес"), Крогстэд ("Нора") и др. В 1941-44 вместе с т-ром эвакуируется в Новосибирск. После возвращения работает воен. с реж. Л. С. Вивьеном. Роли: Иван Грозный ("Великий государь"), Мичурин ("Жизнь в цвету"), Варлаам ("Борис Годунов"), Хлудов ("Бег"), Дронов ("Все остается людям"), Барон ("Маленькие трагедии"). Снялся в 45 картинах. Дебют - парикмахер Шарль ("Поэт и царь"). Комедийное дарование проявилось в ролях: Колька Лошак ("Горячие денечки"), Жак Паганель ("Дети капитана Гранта"), кинорежиссер Громов ("Весна") и др. Выдающийся драматич. талант раскрылся в психол. и трагич. ролях: проф. Полежаев ("Депутат Балтики"), царевич Алексей ("Петр I"), Александр Невский, Иван Грозный, Дон Кихотводноим. ф., акад. Дронов ("Все остается людям"). Значит, место в творч. Ч. занимают образы деятелей науки и культуры: Максим Горький ("Ленин в 1918"), акад. Иван Павлов, Александр Попов в одноименных фильмах, В. В. Стасов ("Мусоргский" и "Римский-Корсаков"), Маяковский ("Они знали Маяковского"). В 1969 реж. А. Абрамов создал худож.-публиц. ф. о творч. Ч.

Н. К. Черкасов в роли Ивана Грозного. Фильм «Иван Грозный». Реж. С. Эйзенштейн

Н. К. Черкасов в роли Ивана Грозного. Фильм «Иван Грозный». Реж. С. Эйзенштейн

Полезные сервисы

черкасов николай константинович

Энциклопедический словарь

Черка́сов Николай Константинович (1903-1966), актёр, народный артист СССР (1947). С 1933 в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Роли: Пётр («Пётр Первый» по А. Н. Толстому), Хлудов («Бег» М. А. Булгакова) и др. Снимался в фильмах: «Депутат Балтики», «Дети капитана Гранта», «Пётр Первый», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Весна», «Дон Кихот», «Всё остаётся людям» и др. Игре Черкасова, мастера перевоплощения, были присущи глубина психологического анализа, напряжённый драматизм, острота рисунка роли, склонность к гротеску.

* * *

ЧЕРКАСОВ Николай Константинович - ЧЕРКА́СОВ Николай Константинович (1903-66), российский актер, народный артист СССР (1947). С 1933 в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Роли: Петр («Петр Первый» по А. Н. Толстому), Хлудов («Бег» М. А. Булгакова) и др. Снимался в фильмах: «Депутат Балтики» (1936), «Петр Первый» (1937), «Иван Грозный» (1944-45), «Дон Кихот» (1957), «Все остается людям» (1963) и др. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1941, 1946, 1950, 1951 - дважды).

* * *

ЧЕРКА́СОВ Николай Константинович (27 июля 1903, Петербург - 14 сентября 1966, Ленинград), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1947).

В 1919-21 по окончании краткосрочных курсов был мимистом в Петроградском (Мариинском) театре оперы и балета, а также в Большом драматическом театре. В 1922-25 участник Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановок Театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. В 1926 окончил Институт сценических искусств. До 1929 артист Ленинградского ТЮЗа. Одновременно выступал на сцене Свободного театра совместно с П. А. Березовым и Б. П. Чирковым (см. ЧИРКОВ Борис Петрович) в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторен в «Концерте на экране» (1940). Участвовал в спектаклях передвижного коллектива «Комсоглаз». В 1929-31 выступал в Ленинградском и Московском мюзик-холле, в 1931-33 - в передвижном театре «Комедия». В 1933-65 актер Ленинградского театра имени Пушкина.

Первые работы Черкасова в театре (например, небольшие роли в спектаклях «Тиль Уленшпигель» и «Проделки Скапена») и кино были связаны с его увлечением эксцентрикой, острохарактерными приемами и выразительной пластикой. Высокий рост актера способствовал акцентированию внешнего рисунка ролей, но, как нетрудно заметить, нескладность простого парня Кольки Лошака из кинокомедии «Горячие денечки» (1935) отличается от несуразности поведения Жака Паганеля («Дети капитана Гранта», 1936). Тогда же сыграл в театре Варлаама в «Борисе Годунове» (сцена с его участием потом вошла в «Концерт на экране»), Осипа в «Ревизоре».

В 1937 на экраны вышел фильм «Депутат Балтики», в котором молодой, 34-летний Черкасов сыграл роль пожилого профессора Полежаева. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей. Это в первую очередь проявилось в трагически понятой роли царевича Алексея («Петр Первый», 1937, 1939; а в спектакле 1938 года сыграл Петра Первого) и в трактованном возвышенно, былинно заглавном образе Александра Невского в картине С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), снятой в 1938 (Сталинская премия СССР, 1941). Продолжив сотрудничество с этим режиссером, Черкасов создал свою лучшую роль в кино (параллельно исполнил ее и в спектакле «Иван Грозный - великий государь») - Ивана Грозного в одноименном фильме (1-я серия, 1945, Сталинская премия, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск - 1958). Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития.

Интересно, что в популярной комедии «Весна» (1948) Г. В. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич), бывшего соратника Эйзенштейна, Черкасов, не без иронии играя кинорежиссера Громова, в какой-то степени по-дружески пародирует выдающегося мастера экрана. К сожалению, актер чаще был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького («Ленин в 1918 году», 1939; «Академик Иван Павлов», 1949), Попова («Александр Попов», 1949, Сталинская премия, 1951), Стасова («Мусоргский», 1950, Сталинская премия, 1951; «Римский-Корсаков», 1953), Маяковского («Они знали Маяковского», 1955, спектакль снят для телевидения).

Только в образе Дон Кихота (впервые обратился к нему в театре еще в 1933) в одноименном фильме (1958) по сценарию Е. Л. Шварца (см. ШВАРЦ Евгений Львович)в постановке Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты. В том же 1958 исполнил трагическую роль генерала Хлудова в пьесе М. А. Булгакова «Бег» на сцене Александринки. Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым, - ученый Федор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться (спектакль «Все остается людям», 1959, фильм снят в 1963, Ленинская премия, 1964). Подобный энтузиазм истинного человека-творца выдавался в СССР за активное и коммунистическое отношение к жизни. Черкасов, будучи человеком своего времени, вел общественную работу (в том числе был председателем ленинградского отделения ВТО), дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Но в памяти людей остался прежде всего замечательным актером.

Большой энциклопедический словарь

ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (1903-66) - российский актер, народный артист СССР (1947). С 1933 в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Роли: Петр ("Петр Первый" по А. Н. Толстому), Хлудов ("Бег" М. А. Булгакова) и др. Снимался в фильмах: "Депутат Балтики", "Петр Первый", "Иван Грозный", "Дон Кихот", "Все остается людям" и др. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1941, 1946, 1950, 1951 - дважды).

Полезные сервисы

черкасов, николай константинович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Николай Черкасов.

Николай Черкасов.

ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (1903 - 66), актер. На сцене с 1926. С 1933 в Ленинградском театре драмы имени А.С. Пушкина. Выдающийся мастер перевоплощения. Игре присущи глубина психологического анализа характеров, напряженный драматизм при стремлении к остроте и графической четкости внешнего рисунка роли, склонность к гротеску: Мичурин ("Жизнь в цвету" А.П. Довженко, 1947), Хлудов ("Бег" М.А. Булгакова, 1958), Барон ("Маленькие трагедии" А.С. Пушкина, 1962) и др. Снимался в фильмах: "Дети капитана Гранта" (1936), "Петр I" (1937, 1939), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945), "Дон Кихот" (1957), "Все остается людям" (1963) и др.

Н.К. Черкасов в роли Ивана Грозного (Великий государь В.А. Соловьёва). 1944.

Н.К. Черкасов в роли Ивана Грозного ("Великий государь" В.А. Соловьёва). 1944.

Полезные сервисы

черкасова

Сканворды для слова черкасова

- Российская фигуристка, выступавшая в парном катании с С.Шахраем.

Полезные сервисы

черкасовка

Крылатые слова

1970-е гг. Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова (Моховая ул., 34). Ныне Академия театрального искусства.

Ср.: МОХОВИК, ПТУ2, СПТУ.

Полезные сервисы