Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

щербатов

Грамматический словарь

Щерба́тов ф. <мс1а>

Словарь русских фамилий

ЩЕРБАК ЩЕРБАКОВ ЩЕРБАТ ЩЕРБАТОВ ЩЕРБАТЫЙ ЩЕРБАТЫХ ЩЕРБАЧЕВ ЩЕРБИНА ЩЕРБИНИН ЩЕРБИНЦЕВ ЩЕРБА ЩЕРБИН

Щербак, щербатый, щербач - человек, лишенный одного или нескольких передних зубов. В "Войне и мире" Л. Толстого описан партизан Тихон Щербатый, прозванный так не зря: улыбка его открыла недостаток зуба. (Ф)

Щербаков Основа фамилии - нарицательное щербак - "ущербный", с лицом, изрытым следами оспы, или без зуба и т.п. Но в Сл. Даля приведены, кроме того, и другие значения слова щербак - "стяжатель, хапуга"; "одноконный извозчик" (костром.). Фамилия существует и в форме Щербак. Щербатов Отчество от именования щербатый, т.е. с каким-либо физическим недостатком (см. Щербаков). В XVI в. Щербатый - составная часть имен многих князей (Андрей Щербатый, Федор Щербатый, Василиса Щербатая и др.). Характерно, что фамилия чаще встречается к западу от Москвы или севернее ее. Щербинин Значение основы то же, что и у фамилии Щербаков. (Н)

Щербинцев - от географического названия, Щербачев от щербач - задира, грубиян..(Э)

Веселовский в "Ономастиконе" приводит еще объяснение:щербатый - задорный, капризный.

Полезные сервисы

щербатов мих. мих

Гуманитарный словарь

ЩЕРБА́ТОВ Мих. Мих. (1733-90) - князь, гос. и обществ. деятель, историк, писатель-публицист, сенатор (1779), поч. чл. Петерб. АН (1776). Происходил из старинного княж. рода Ярославских князей, потомков Рюрика. Получил хорошее домашнее образование, позже был обладателем огромной б-ки в 15000 томов. В раннем детстве был записан в гвардии Семеновский полк, дослужившись до чина капитана, вышел в отставку сразу же после опубликования закона "О вольности дворянской" в 1762. В 1767 был избран ярославским дворянством в Уложенную комиссию, занимавшуюся составлением нового Уложения. Щ. выдвинулся как один из лидеров оппозиц. пр-ву родовитого дворянства, выступал против любых попыток ограничения крепостничества и уменьшения крест. повинностей. Среди форм гос. устройства предпочитал монархию, в к-рой государь опирался бы на аристократию и постоянно с ней советовался. В 1768 Щ. возвращается на службу: работает в Комиссии по коммерции, с 1773 - герольдмейстер и действ. камергер, с лета 1775 заведует секретным делопроиз-вом по воен. делам, с 1778 - тайный советник и през. Камер-коллегии, с 1779 - сенатор. В 1788 вышел в отставку в чине действ. тайного советника. Во 2-й пол. 60-х гг. занялся изучением рус. истории. В 1768 Екатерина II назначила его историографом и поручила разобрать архив Петра I, в связи с чем деят-ность первого рус. императора получила широкое освещение в обширной публицистике Щ. В дальнейшем Щ. много работал над изд. ист. пам., в том числе летописных - "Царственного летописца", "Царственной книги" и др. С 1770 Щ. начинает выпускать том за томом свою "Историю российскую от древнейших времен" (всего вышло 7 томов, изложение событий оборвалось на 1610 из-за смерти автора). В этом произв. Щ. подчеркивал роль феодальной аристократии, к-рая была для него гарантом обществ. справедливости, а ист. прогресс сводил к уровню знаний, наук и разума отд. личностей. Значит. место в тексте "Истории" отводится публикации источников. Щ. впервые ввел в науч. оборот такие комплексы источников, как духовные и договорные грамоты, дипл. переписка, статейные списки послов и т. п. Первым в отечеств. историографии предпринял попытку изобразить внутр. жизнь об-ва. По оценке В. О. Ключевского, "Щ. удачнее угадывал вопросы, чем разрешал их, - и в этом его главная заслуга". Помимо "Истории..." написал "Краткую повесть о бывших ранее в России самозванцах" (1774), ставшую откликом на начавшуюся крестьянскую войну, и "Краткое ист. повествование о начале родов князей Российских, происходящих от великого князя Рюрика" (1785). Кроме того, оппозиционно настроенный историк-аристократ создает ряд "потаенных" трудов, среди к-рых были и политически крамольные соч.: "К вельможам", "Начало военного правительства", "О начале шведской войны", "Умной разговор". Завершением лит. творчества Щ. стали знаменитая записка "О повреждении нравов в России" (1786-89), в к-рой он критиковал политику пр-ва и нравы придворной среды, и утопический ром. "Путешествие в землю Офирскую" (1783), где он изложил свой идеал гос-ва, полицейского по сути, опирающегося на дворянство, процветающего за счет труда подневольных рабов. После кончины Щ. Екатерина II направила моск. главнокомандующему А. А. Прозоровскому предписание "постараться купить б-ку и собрание рукописей покойного", однако б. ч. "потаенного" не попала в руки пр-ва. Лишь через 50-100 лет мат-лы щербатовского архива начинают публиковаться, становясь достоянием широких кругов рос. общественности.

Лит.: Пештич С. Л. Русская историография 18 в.: В 3 ч. Л., 1965-71; Федосов И. А. Из истории рус. обществ. мысли 18 столетия: М. М. Щербатов. М., 1967; Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен по 18 век. Л., 1982.

Полезные сервисы

щербатов михаил михайлович

Энциклопедический словарь

Щерба́тов Михаил Михайлович (1733-1790), князь, историк, публицист, почётный член Петербургской АН (1776). Идеолог корпоративных устремлений дворянства. Труды: «О повреждении нравов в России» (опубл. в 1858), «История Российская с древнейших времён» (изд.: т. 1-7, 1901-04); утопический роман «Путешествие в землю Офирскую» (1784).

* * *

ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович - ЩЕРБА́ТОВ Михаил Михайлович (1733-90), князь, историк, публицист, почетный член Петербургской АН (1776). Идеолог корпоративных устремлений дворянства. Труды: «О повреждении нравов в России», (1858), утопический роман «Путешествие в землю Офирскую» (Cочинение, т. 1, 1896), «История Российская с древнейших времен» (т. 1-7, 1901-04).

Большой энциклопедический словарь

ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович (1733-90) - князь, историк, публицист, почетный член Петербургской АН (1776). Идеолог корпоративных устремлений дворянства. Труды: "О повреждении нравов в России", (1858), утопический роман "Путешествие в землю Офирскую" (Cочинение, т. 1, 1896), "История Российская с древнейших времен" (т. 1-7, 1901-04).

Полезные сервисы

щербатов сергей александрович

Энциклопедический словарь

ЩЕРБАТОВ Сергей Александрович - ЩЕРБА́ТОВ Сергей Александрович (1875-1962), князь, российский художник, меценат, коллекционер.

Принадлежал к древнему знатному роду: его предками были по материнской линии сподвижник Петра I Ф. М. Апраксин (см. АПРАКСИН Федор Матвеевич), а по отцовской линии - историк М. М. Щербатов (см. ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович).

Занимался живописью, учился у Л. О. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Леонид Осипович)и И. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович), занимался издательской деятельностью.

В 1902-1903 вместе со своим другом В. В. фон Мекком устроил в Петербурге постоянно действующий художественный салон «Современное искусство». В подготовке выставки участвовала группа художников, среди которых одно из первых мест принадлежало И. Э. Грабарю, но выставка не оправдала в полной мере ожиданий устроителей. В дальнейшем в салоне устраивались и другие выставки, в том числе художников К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич), Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович), японских графиков, французского ювелира и мастера художественного стекла Рене Лалика (см. ЛАЛИК Рене) .

Сергей Александрович владел крупным художественным собранием, которое состояло как из лично им собранных коллекций, так и доставшихся по наследству. Фамильное собрание включало мебель, предметы убранства (ковры, канделябры), фарфор, графику, картины. Особую историко-художественную ценность имела портретная галерея, представлявшая в произведениях западноевропейских и отечественных мастеров род Щербатовых, начиная с петровских времен, и царских особ. К числу уникальных предметов щербатовского собрания следует отнести альбом бабушки Софьи Степановны Щербатовой, урожденной Апраксиной, в котором были собраны автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, А. Мицкевича, Полины Виардо, Ф. Листа, Дж. Россини, рисунки К. П. Брюллова, О. А. Кипренского.

В русской части собрания были представлены лучшие работы художников «серебряного века». Одним из первых в России он открыл японских мастеров. Западноевропейские художники были представлены картинами 17-18 веков, за исключением «Кельнерши», шедевра О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст), а также статуй работы А. Майоля (см. МАЙОЛЬ Аристид) .

Основу собрания икон составляли произведения новгородской школы (см. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА).

Обширна была коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, китайского и европейского фарфора, вазы работы Э. Галле (см. ГАЛЛЕ Эмиль) (коллекционер приобрел у вдовы все его личное собрание).

В 1913 в Москве под наблюдением С. А. Щербатова на Новинском бульваре возвели оригинальный особняк-музей, за который архитектор А. И. Таманов получил первую премию Академии художеств, а Московская городская дума постановила заказать Е. Е. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич) (он выполнял всю отделку фасадов) каменный барельеф с изображением Георгия Победоносца, чтобы установить его на фасаде здания, украсившего Москву. Здание было предназначено для задуманного Щербатовым музея личных собраний, который целиком мог бы сдаваться для экспонирования частных коллекций.

С. А. Щербатову удалось выполнить первую часть своего плана: построить оригинальное здание и превратить свою квартиру в музей. В дальнейшем он собирался завещать свой дом городу Москве, который должен был бы со временем называться «Городским музеем частных собраний».

Идея Щербатова нашла поддержку как у городских властей (ее принял городской голова Гучков), так и у коллекционеров. Три владельца ценных собраний (фарфора, икон, нумизматики) изъявили желание поместить свои коллекции в этот музей вместе с библиотеками, подобранными по той же теме, что и коллекции. По условиям, выработанным самим Щербатовым, коллекция поступала целиком в том виде, как ее жертвовал собиратель, и располагалась в отдельной комнате изолированно от других собраний. Обязательно на видном месте должен был помещаться портрет или бюст коллекционера.

В доме на Новинском бульваре В. А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович) работал над своим последним произведением - портретом княгини Полины Ивановны Щербатовой, жены Сергея Александровича. Вскоре после смерти художника рисунок оправлен С. А. Щербатовым в раму со стеклом и медной дощечкой с гравированной надписью: «Последняя работа В. А. Серова». Это произведение было принесено владельцем в дар Третьяковской галерее.

Вскоре после октябрьской революции Щербатов эмигрировал; жил во Франции, затем переехал в Соединенные Штаты Америки, где и умер. В годы жизни за рубежом он написал мемуары, в которых воссоздал многие интереснейшие страницы художественной жизни Москвы первых десятилетий 20 века. В его книге даны живые сцены московской жизни, выведены портреты меценатов, собирателей и коллекционеров.

Существенная часть коллекции была сдана самим владельцем на хранение в подвалы Румянцевского и Исторических музеев. После выхода в свет Декрета о национализации частное художественное имущество стало государственной собственностью, лишь частично оставшись в тех музеях, где они нашли временное пристанище. В дальнейшем собрание было разрознено, часть была продана за границу (в том числе Ренуар) или пропала. Из икон Щербатова только одна - «Троица Ветхозаветная» - попала в Третьяковскую галерею. В 1940 Третьяковская галерея приобрела икону «Богоматерь Вертоград заключенный». Из картинной галереи всего 12 работ попали в Третьяковскую галерею, в том числе столь любимые Щербатовым врубелевские картины. Еще в 1913 С. А. Щербатов продал Третьяковской галерее картину А. П. Рябушкина (см. РЯБУШКИН Андрей Петрович) «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Кроме того, ряд картин из щербатовского собрания находится ныне в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова, во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Петербурге.

В 1920-е годы «дворец-музей» на Новинском бульваре был передан под жилье работникам Трехгорной мануфактуры; он утратил большую часть своей художественной отделки, как на фасадах, так и в интерьерах.

Большой энциклопедический словарь

Щерба́тов Сергей Александрович (1875—1962), князь, меценат, коллекционер, художник-любитель. Участник выставок «Мира искусства», с 1903 хозяин литературно-художественного салона в Москве, в 1911—15 член Совета Третьяковской галереи. Собрал коллекции икон, полотен русских художников начала XX в., западно-европейской и японской графики, китайского и западно-европейского фарфора, а также произведений декоративно-прикладного искусства. С 1918 в эмиграции во Франции, затем в США, коллекции национализированы и разрознены. Воспоминания «Художник в ушедшей России» (Нью-Йорк, 1955).

Полезные сервисы

щербатов, михаил михайлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович (1733 - 90), князь, историк, писатель. Идеолог корпоративных устремлений российского дворянства. Искал пути процветания дворянства; осуждал его нравственные пороки. Труды: "О повреждении нравов в России" (1786 - 89, изданы в 1858), утопический роман "Путешествие в землю Офирскую" (1786, издан в 1935), "История России с древнейших времён" (тома 1-7, 1770 - 91).

Полезные сервисы