АБХИДХАММА-ПИТАКА - «АБХИДХА́ММА-ПИ́ТАКА» (пали - «Корзина высшего Закона», санскр. «Абхидхарма-питака»), название третьей многотомной книги буддийского канона (Типитаки (см. ТИПИТАКА)), передаваемого школой тхеравада. Аналогом этой книги являются китайский и, отчасти, тибетский переводы с санскрита «Абхидхарма-питаки» по версии еще одной школы раннего буддизма и Малой колесницы - сарвастивады. Такие же книги других школ не сохранились. Хотя содержательно ее варианты различаются, но оба состоят из семи трактатов, в которых буддийское законоучение передано в самом сжатом виде, числовыми комплексами терминов и понятий и техническим языком, созданным для описания догматики сутр. Много внимания уделяется критике взглядов оппонентов.
В обоих вариантах книги излагаются методы и способы анализа человеческой психики (внутреннего мира и воспринимаемого человеком внешнего мира) как потока дхармо-частиц сознания, представленных в многочисленных списках и классификациях по различным основаниям; устанавливаются взаимоотношения и ряды следования этих ежемгновенно вспыхивающе-гаснущих частиц; описываются правила и техники психотренинга: памяти, внимания, сосредоточения, созерцания; исследуются феномены сознания и их качества (чистота и нечистота, омрачение и освобождение).
Третья корзина считается наиболее трудной, эзотерической частью буддийского канона. Расшифровывать и истолковывать ее тексты могли только адепты, прошедшие особую практику у живых носителей этого знания. Буддисты традиционно полагают, что «Абхидхамма-питака» была составлена уже на первом соборе после смерти Будды (см. БУДДА) Шакьямуни, как и две другие корзины. Ученые же уверены, что ее тексты начали создаваться не ранее 3 века до н. э. Лучшим комментатором палийской версии является Буддхагхоша (см. БУДДХАГХОША). Санскритские толкования версии сарвастивады образовали особую традицию в школах вайбхашика (см. ВАЙБХАШИКА) и саутрантика (см. САУТРАНТИКА), к которой относятся и самостоятельные труды, например, «Абхидхарма-коша» (см. АБХИДХАРМА-КОША) Васубандху. Кроме того, существует ряд произведений, написанных в махаянской школе йогачара (см. ЙОГАЧАРА), которые нередко считаются «Абхидхарма-питакой» махаяны (см. МАХАЯНА).