м.
Имя, которое получил основатель буддизма Сиддхартха Гаутама.
м.
Тот, кто достиг в буддизме абсолютного совершенства и кто способен указывать путь к религиозному спасению; вероучитель.
м.
Имя, которое получил основатель буддизма Сиддхартха Гаутама.
м.
Тот, кто достиг в буддизме абсолютного совершенства и кто способен указывать путь к религиозному спасению; вероучитель.
Будда
-ы, только ед., м.
1) Имя основателя буддизма Гаутамы, прозванного после "просветления" Буддой.
2) В религии буддизма: существо, достигшее в ходе множества перерождений состояния высшего и абсолютного совершенства ("просветление") и способное указать другим путь к религиозному спасению.
Родственные слова:
будди́зм, будди́йский
Этимология:
От древнеиндийского buddha ‘просветленный’, ‘постигший высшую истину’.
Энциклопедический комментарий:
По преданию, Будда происходил из царского рода из племени шакьев в Северной Индии (одно из его племен - Шакья-Муни ‘отшельник из шакьев’). Будда пришел к выводу, что всякое существование есть страдание. Став отшельником, он через 7 лет "познал истину" и начал ее проповедовать. Основные положения своего учения Будда изложил в бенаресской проповеди в форме "четырех благородных истин". Его ученики составили первую на земле монашескую общину.
БУ́ДДА, -ы, м (Б прописное).
Объект религиозного поклонения в буддизме: основатель вероучения Сиддхартха Гаутама Шанья-Муни, достигший, по мнению почитающих его людей, абсолютного совершенства и указывающий другим путь к спасению, ставший в результате нескольких перерождений божеством.
Спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей (прот. А. Мень).
БУ́ДДА -ы; м. [санскр. buddha - просветлённый] В буддизме: высшее божество, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. ● По имени, данному основателю буддизма и религиозному учителю Сиддхартхе Гаутаме - сыну царя небольшого государства в среднем течении Ганга (около 544 г. до н. э.).
* * *
Бу́дда (санскр., буквально - просветлённый), 1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имён Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»). 2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.
* * *
БУДДА - БУ́ДДА (санскр., букв. - просветленный),
1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, «отшельник из шакьев»).
2) В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.
* * *
БУ́ДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).
Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+ 3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.
Жизнь
Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, буквально - Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на пали Суддходана, буквально - Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия).
Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и стать отшельником под своим родовым именем Гаутама (на пали Готама, буквально - Лучший из пастухов; так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи (см. БОДХИ)).
Просветление
В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (см. БОДХИСАТТВА) (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша (см. МОКША (в индуизме))) от цепи перерождений (сансара (см. САМСАРА)), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (см. НИРВАНА) (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая (см. БОДХ-ГАЯ) в современном индийском штате Бихар).
Проповедь
Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (см. ДХАРМА) (на пали дхамма, тибет. chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга.
Первую проповедь (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ), раздел Хинаяна) он произнес в Сарнатхе близ Варанаси (см. ВАРАНАСИ), последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм.
Учение о будде
Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (см. МАЙТРЕЯ) (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм (см. БУДДИЗМ)).
В писаниях Великой колесницы (махаяна (см. МАХАЯНА)) доктрина будды получила значительное развитие. Здесь будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время будда - это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя (см. МАЙЯ (в индийской философии))) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной.
Писания Алмазной колесницы (ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА)) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-будде (см. АДИ-БУДДА)) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт (см. АДЕПТ) становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).
БУДДА (санскр. - букв. - просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, "отшельник из шакьев")
2)] В буддизме - существо, достигшее состояние высшего совершенства.БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет), 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования;
2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара).Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+
3) до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически.Жизнь Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на языке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на языке пали - Суддходана, буквально Имеющий рис), мать - майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету).
На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали - Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи).Просветление В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. проповедь Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали - дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих Буддизм. учение о Будде Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-х будд), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм). В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получила значительное развитие. Здесь Будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время Будда - это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Адибудде) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя).Литература: Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. с санскр. А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. М., 1962.Джатаки / Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979.Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1990.Пишель Р. Будда, его Жизнь и учение. М., 1911.Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1-2.Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 1993. . 1.Жизнь Будды. Новосибирск, 1994.Андросов В. П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. М., 1995.Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1952.Nanamoli Bhikkhu. The Life of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984.Lamotte E. History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. from French by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988.When did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert. Delhi, 1995.Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays. Delhi, 1996.В. П. Андросов БУДДЕ Евгений Федорович (1859-1929) - российский языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1916). Труды по диалектологии и истории русского литературного языка.
Великий Будда.
БУДДА (санскритское, буквально - просветленный), в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания ("просветления"). В буддийском пантеоне насчитывается множество Будд. В более узком значении Будда - имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623 - 544 до нашей эры). Происходил, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, "отшельник из шакьев"). В возрасте 29 лет Будда оставил семью и дом отца и после 7-летних скитаний, аскетических подвигов и глубоких медитаций стал проповедником учения, получившего название буддизма.
Буддийская молельня в Тибете.
БУДДА
(от санскр.-пробуждать, познавать, бодрствовать): человек, обладающий пробужденным, просветленным сознанием. Собственное имя Будда принадлежит основателю религиозно-философского учения буддизма царевичу Сиддхаргха Гаутама, происходившему из аристократического рода Шакья. Он жил предположительно в 6 - 5 вв. до н.э. По легенде, предсказатель обещал маленькому принцу коренное изменение его жизни при столкновении со злом мира, и родители сделали все, чтобы уберечь сына от лицезрения оборотной стороны бытия. Однако, будучи уже взрослым, окруженным любовью и роскошью человеком, Сиддхаргха Гаутама все же встретился однажды с видом смерти, болезни и страдания.
Тогда в 29 лет он стал отшельником, покинул родных и богатство, чтобы найти истину, избавляющую человечество от страданий. В 35 лет в ходе длительной семинедельной медитации ему открылась, истина, он стал буддой, т.е. просветленным. В течение сорока пяти лет, Будда проповедовал свое учение об избавлении от страданий. Предание приписывает ему способность всевидения и всеслышания, умение летать по воздуху и спускаться глубоко под землю, принимать любой облик, а также иные волшебные качества. Нарицательное имя «будда» относится ко всякому просветленному человеку, сумевшему угасить свои желания и страсти и следующему по нравственному пути Гаутамы Будды. Соответственно буддийской мифологии во Вселенной происходит своеобразный круговорот будд: одни умирают, другие воплощыагся и приступают к выполнению своих нравственных обязанностей. Они воплощаются параллельно в разных мирах, и их всех никто не знает, кроме Гаутамы., До Гаутамы на земле существовало 27 будд, он является 28-м, а за ним должен последовать Майтрейя как будда грядущего Мирового периода.
Будда
(Buddha) (санскрит - просветленный), имя, крое буддисты присваивают любому существу (земному или трансцендентному), достигшему нирваны. Обычно, однако, этим именем называется историч. основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 гг. до н.э.). Согласно преданию, он отказался от жизни принца и стал странствующим аскетом, дабы постичь смысл существования. В возрасте 35 лет Б. испытал просветление под деревом Бодхи. Он постиг, что корень всякого существования - это страдание, но достичь просветления можно посредством срединного пути, лежащего между потворством себе и крайним аскетизмом. Б. странствовал по Сев. Индии в течение почти 45 лет, проповедуя и объединяя своих многочисл. последователей (сангха). В своем просветлении он обрел нирвану, а после смерти - окончательную нирвану (паринирвану). В учении буддизма осн. внимание сосредоточено скорее на абстрактных идеях Б., чем на его конкретной личности, но Б. тем не менее оказывается величайшее почтение как верховному учителю и образцу для подражания. Тхеравада рассматривает Гаутаму как единств. Б., в то время как махаяна признает множество его воплощений.
Бу́дда, -ы, муж. (имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы) и бу́дда, -ы, муж. (в буддизме: вероучитель; лицо, достигшее духовного просветления)
БУДДА (санскр. budha - мудрый, от budh - понимать). Лицо, давшее индусам религиозные и нравственные законы и почитаемое ими как божество.
- Он, согласно легенде, основал не только религию, но и тибетскую медицину.
- Сборник джатак - сказаний о его предыдущих жизнях - был составлен около II века до нашей эры.
- Перерождаясь, он побывал 18 раз обезьяной, 12 раз курицей, 8 раз гесем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой, лягушкой и зайцем.
- Его статуя в Киото - официально зарегистрированное «национальное сокровище номер один».
- Переведите на санскрит слово «просветленный».
- Фильм с Киану Ривзом в главной роли «Маленький ...».
- Под каким именем мы знаем принца Сиддхартха Гаутама?
- В ночь его зачатия королеве приснилось, что в нее вошел белый слон с шестью белыми клыками.
- Заслуги этого основателя мировой религии в борьбе с кастовой системой признавал даже коммунистический лидер Мао Цзедун, называвший его настоящим революционером.
- Простые смертные могут видеть его Священный зуб лишь 10 дней в году, в лунный месяц Азала.
- Легенда российского писателя Дмитрия Мережковского.
- Его статуя в китайской провинции Хэнань самая высокая в мире - 128 метров.
- Его мать звали Майя, а перед рождением он посетил её в образе белого слона.
- Фильм Бернардо Бертолуччи «Маленький ...».
- Свою первую проповедь он произнес в Оленьем парке близ города Варанаси, перед пятью учениками и двумя любопытными оленями.
- Святилище Боробудур на острове Ява содержит около полутора тысяч рельефов со сценками из его жизни.
Буддизм - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, "школа старейшин", или хинаяна, "малая колесница") буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны ("большая колесница"), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению "истинной реальности".
В Индии буддизм процветал примерно до 500 н.э. Затем он постепенно пришел в упадок, был поглощен индуизмом и к 11 в. почти полностью исчез. К тому времени буддизм успел распространиться и приобрести влияние в других странах Центральной и Восточной Азии, где сохраняет жизнеспособность по сей день. Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии - в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайских королевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Гораздо меньше буддистов (менее 1%) живет в самой Индии, в Пакистане, на Филиппинах и в Индонезии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.), в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.). Данные по общей численности буддистов в мире (от 200 млн. до 500 млн.) расходятся в зависимости от методики и критериев подсчета. Во многих странах буддизм смешался с элементами других восточных религий, таких, как синтоизм или даосизм.
См. далее