Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

майя

Толковый словарь

I ж.

Имя богини, воплощающей иллюзорный мир (в ведизме и брахманизме).

II ж.

Мать Будды (в буддизме).

III ж.

Старшая из Плеяд - семи дочерей Атланта, которые были превращены богами в звезды (в древнегреческой и древнеримской мифологии).

IV ж.

Одна из ярких звезд звездного скопления Плеяды.

V ж.

Женское имя.

Толковый словарь Ожегова

МА́ЙЯ

1. нескл. мн., ед. майя, муж. и жен. Индейский народ в Мексике, создатель одной из древнейших американских цивилизаций.

2. неизм. Относящийся к этому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории его проживания, её внутреннему устройству, истории; такой, как у майя1. М. язык. Письмо м. (иероглифическое словесно-слоговое).

II. МА́ЙЯ, -и, жен. Лёгкая хлопчатобумажная ткань.

Словарь существительных

МА́ЙЯ, нескл., мн (ед ма́йя, нескл., м).

Группа родственных по языку индейских племен, создавших древнюю развитую культуру на территории современных государств: Мексики, Гватемалы, Гондураса, Белиза (цивилизация Майя была уничтожена в XVI в. испанскими завоевателями, сохранились развалины свыше 100 городов); а также индейский народ, живущий преимущественно в Мексике; люди, принадлежащие к этому народу; яз. - майя, киче, мам, цонталь, чоль и хуастеки; письменность - иероглифическая словесно-слоговая; верующие - католики и приверженцы традиционных верований.

// ж майя, нескл.

Несмотря на большие разрушения, которые понесла культура народов майя, по сохранившимся памятникам можно судить о том, что это была высокоразвитая цивилизация.

МА́ЙЯ, -и, ж

Хлопчатобумажная, легкая ткань.

Сарафан из майи был Ане к лицу.

Энциклопедический словарь

МАЙЯ

1. МА́ЙЯ, неизм.; мн. [индейск. Mayan]

1. Индейские племена Центральной Америки, создавшие одну из древних цивилизаций на территории нынешних юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Культура м.

2. Индейский народ, живущий в настоящее время в Мексике; представители этого народа.

Ма́йя, неизм.; м. Язык м. Этот человек - м.

2. МА́ЙЯ, -и; ж. Тонкая хлопчатобумажная ткань. Платье из майи.

* * *

майя - I

(юкатеки), индейский народ в Мексике, Гватемале (полуостров Юкатан) и Белизе. Общая численность 700 тыс. человек (в Мексике 670 тыс. человек; 1995). Язык ветви майя семьи майя-киче. Верующие - католики. Предки майя - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки (связанной с ольмекской культурой), существовавшей на территории Юго-Восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Сохранились развалины свыше 100 городов, наиболее крупные Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.

II

понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте, - иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность - Брахмана как единственную реальность.

III

лёгкая хлопчатобумажная ткань; выпускается отбеленной, гладкокрашеной и набивной. Из майи шьют женские и детские платья.

Большой энциклопедический словарь

МАЙЯ - в греческой мифологии одна из Плеяд, нимфа горы Киллены, возлюбленная Зевса и мать Гермеса. В Др. Риме была отождествлена с богиней земли Майестой; ее праздники приходились на май (отсюда - название месяца).

-----------------------------------

МАЙЯ - понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте, - иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность, - Брахмана как единственная реальность.

-----------------------------------

МАЙЯ (юкатеки) - индейский народ в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. 700 тыс. человек, в т. ч. в Мексике 670 тыс. человек (1992). Язык ветви майя семьи майя-киче. По религии католики. Предки майя - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки (связанной с ольмекской культурой), существовавшей на территории юго-восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Сохранились развалины св. 100 городов, наиболее крупные Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.

-----------------------------------

МАЙЯ - легкая хлопчатобумажная ткань; выпускается отбеленной, гладкокрашеной и набивной. Из майи шьют женские и детские платья.

Академический словарь

1)

нескл., мн.

1. Общее название группы родственных индейских племен, создавших одну из древнейших высоких цивилизаций Америки на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы.

2. Индейский народ, живущий в настоящее время в Мексике, а также лица, относящиеся к этому народу.

2)

-и, ж.

Тонкая хлопчатобумажная ткань.

Энциклопедия Кольера

МАЙЯ - исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.

ДРЕВНИЕ МАЙЯ

Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

ХРАМ В ТИКАЛЕ

ХРАМ В ТИКАЛЕ

Обнаруженное в "Храме надписей" захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир. В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами - организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга. За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер. В поздний классический период (650-950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье - области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.

РУИНЫ ПАЛЕНКЕ, в прошлом важного экономического и религиозного центра.

РУИНЫ ПАЛЕНКЕ, в прошлом важного экономического и религиозного центра.

СТЕЛА из города Копан.

СТЕЛА из города Копан.

КОНИЧЕСКАЯ АРКА - характерная деталь майяской архитектуры.

КОНИЧЕСКАЯ АРКА - характерная деталь майяской архитектуры.

Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.

Последние города майя. Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.

СКУЛЬПТУРА ИЗ УШМАЛЯ (10 в).

СКУЛЬПТУРА ИЗ УШМАЛЯ (10 в).

ОБСЕРВАТОРИЯ в городе Чичен-Ица.

ОБСЕРВАТОРИЯ в городе Чичен-Ица.

Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания.

На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств - будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Социальная организация. Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.

КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА - образец гончарного искусства майя.

КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА - образец гончарного искусства майя.

Письмо и изобразительное искусство. Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.

ИСКУССТВО МАЙЯ. Великолепные образцы сохранившейся фресковой живописи обнаружены в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас.

ИСКУССТВО МАЙЯ. Великолепные образцы сохранившейся фресковой живописи обнаружены в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас.

ИЕРОГЛИФЫ МАЙЯ

ИЕРОГЛИФЫ МАЙЯ

ФРЕСКА, изображающая церемонию посвящения в сан жреца (Бонампак, Мексика).

ФРЕСКА, изображающая церемонию посвящения в сан жреца (Бонампак, Мексика).

Религиозные верования. В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления - она была предназначена поддерживать равновесие природных стихий и обеспечивать плодородие земли. Даже в 20 в. на севере Юкатана практикуется религиозный обряд Ча Чак с целью задобрить богов и вызвать дождь при засухе.

ЛИТЕРАТУРА

Ланда Диего де. Сообщение о делах в Юкатане. М. - Л., 1955 Кнорозов Ю. Система письма древних майя. М., 1955 Кнорозов Ю. Письменность индейцев майя. М. - Л., 1963 Кинжалов Р. Искусство древних майя. Л., 1968 Гуляев В. Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху. М., 1968 Кинжалов Р. Культура древних майя. М. - Л., 1971 Гуляев В. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972 Гуляев В. Города-государства майя. М., 1979 Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. СПб, 1991

Евразийская мудрость от А до Я.

МАЙЯ

(инд. слово, означающее иллюзию): (санскр.): означает относительность, относительную правду, творимый разумом и физической силой мир, не дающий полного представления о реальности; неистинный, иллюзорный мир, создаваемый неведением, в противоположность тому неконвенциальному, нераздельному бытию, который стоит за ним и который, с точки зрения буддизма, и есть истинная реальность. В буддийской философии обозначает низшую степень познания (что характерно и для философии Шопенгауэра, опиравшегося на индуистскую мысль).

Словарь народов и культуры

Майя

(maya, санскрит - колдовство, видимость), термин, используемый в индуизме для обозначения иллюзорной природы реальности. В Упанишадах он связан с понятиями магии и обмана. Мир М. подобен представлению фокусника, уверяющего, что все видимое нами в феноменальном мире существует реально, хотя на самом деле мы введены в заблуждение иск-вом чародея. В адвайте (адвайта-веданта) М. означает, что - как и в магическом представлении - чувственная достоверность недостаточна для знания. Природа нашего познания мира не дает никакой гарантии в том, что реальность и есть то, чем она обыкновенно представляется. В действительности знание, как это проистекает из учения Упанишад, состоит в понимании того, что природный мир изменчив, многовиден и не является последней реальностью, несмотря на свидетельство нашего опыта, подлинной же реальностью является брахман, сам по себе тождественный познанному я (атман). Только с помощью знания мы можем достичь истинного понимания вечной и неизменной природы брахмана и тем самым окончательно освободиться от М.

Орфографический словарь

Ма́йя, -и (имя; мифол.; астр.)

ма́йя 1, -и (ткань; одно из филос. понятий индуизма)

Словарь ударений

1. ма́йя, неизм.; нескл., м. (язык), м. иж. (народ)

2. ма́йя, -и (ткань)

Формы слов для слова майя

1. ма́йя, ма́йи, ма́йи, ма́йь, ма́йе, ма́йям, ма́йю, ма́йи, ма́йей, ма́йею, ма́йями, ма́йе, ма́йях

2. майя

Синонимы к слову майя

сущ., кол-во синонимов: 14

мать Гермеса; прародительница вселенной; Мая, Маюня, Маюха

Омонимы к слову майя

майя I

индейский народ в Мексике, создатель одной из древнейших американских цивилизаций

майя II

лёгкая хлопчатобумажная ткань

майя III

в Ригведе могущественная сила богов и демонов, их способность совершать сверхчеловеческие поступки и действия

в Упанишада магическая способность абстрактного духа (брахмана) к сотворению мира, материи, имеющих реальное существование

в традиции веданты воспринимаемый материальный мир, по незнанию принимаемый обыденным сознанием за реально существующий; иллюзия, видимость

Морфемно-орфографический словарь

1. ма́й/я¹ (ткань).

2. ма́йя², неизм. и нескл., м. (язык) и нескл., м. и ж. (народ).

Грамматический словарь

Ма́йя жо 6а÷

ма́йя ж 6a, Р. мн. нет (ткань)

ма́йя п 0; м 0 (язык); мо-жо 0 (представитель народности)

Словарь русских имен

-и, ж. Заимств.

Производные: Ма́я; Маю́ня; Маю́ха.

[Майя - имя др.-греч. богини, матери Гермеса (Меркурия); в индийск. мифологии: Майя - прародительница вселенной.]

Словарь имён

-и, жен. Заимств.

Производные: Мая; Маюня; Маюха.

Происхождение: (Майя - имя др.-греч. богини, матери Гермеса (Меркурия); в индийск. мифологии: Майя - прародительница вселенной.)

Словарь имён и отчеств

Майя, -и, жен., заимств.

Майя - имя древнегреческой богини, матери Гермеса (Меркурия); в индийской мифологии: Майя - прародительница вселенной

Производные: Ма́я, Маю́ня, Маю́ха

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Женское имя.

Месяц май. Имя, даваемое девочкам, родившимся в мае.

Еврейские имена

Женское имя.

- от "маим" - "вода".

Древние индийские имена

(жен.) иллюзия

Словарь древнегреческих имен

Гомер и Гесиод упоминают о Майе как об одной из Плеяд, дочерей Атланта, которая родила от Зевса Гермеса. В римской мифологии Майя была богиней живой природы. По ее имени был назван месяц май, и позже Майю и Май перестали различать. Ей приносили жертвы 1 мая, само ее имя («матушка», «кормилица») указывает на присущую ей плодоносную и воспитательную функции.

Большой словарь иностранных слов

майя

- 1) в индусской религиозной философии - богиня-прародительница вселенной, олицетворение обольщения и иллюзии (по религиозным индусским учениям мир - только иллюзии); 2) название одного из астероидов; звезда 4-й величины в звёздном скоплении Плеяд.

Словарь галлицизмов русского языка

МАИ я, м. МАЙЯ и, ж. mai ( arbre de mai майское деревце, нем. May. Молодая березка. Сл. 18. Береза во многих местах называется еще Маия. Лесн. вр. 70. // Сл. 18. Чернь во всех мелких городах .. наперерыв такие же Маи ставит перед муниципальными домами. На верхушке этих дерев надета большая красная шерстяная шапка. Б.-Б. Письма 3 7. // Сл. 18. - Лекс. Сл. 18: маи (май) 1792. маия 1773.

Словарь иностранных слов

МАЙЯ - лат. Maja, от греч. maia, от mater, мать. Дочь Атласа и мать Меркурия.

Сканворды для слова майя

- Согласно календарю какой цивилизации, конец света должен был наступить 21 декабря 2012 года?

- Имя певицы Кристалинской.

- Имя актрисы Булгаковой.

- Имя балерины Плисецкой.

- От этого народа осталось только три документа - все остальные были сожжены по приказу архиепископа Юкатана Диего де Ланды.

- Юрий Кнорозов докладывал о расшифровке их письменности менее четырёх минут, зато стал не кандидатом, а сразу доктором исторических наук.

- Цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам.

- Цивилизация, о жизни которой рассказывает фильм Мела Гибсона «Апокалипсис».

- Имя шахматистки Чибурданидзе.

- Как стали звать сказочную Дюймовочку после свадьбы с Эльфом?

- Опера итальянского композитора Руджеро Леонкавалло.

- Население Баакульского царства.

- Народ индейского происхождения, численностью не менее 6 миллионов человек в Центральной Америке.

- Приёмная мать Кришны, чаще упоминаемая под именем Яшода.

- Италийская богиня, покровительница плодоносной земли.

- Горный хребет в Белизе и Гватемале.

- Звезда в созвездии Тельца.

- Переведите на древнеиндийский язык «мать, кормилица».

- Старшая из семи дочерей Атланта и Плейоны, дочери Океана, жена Зевса, мать Гермеса в древнегреческой мифологии.

- Индуистская богиня иллюзорного мира, жена бога любви Камы.

- Старшая из семи плеяд.

- Малая планета.

- Хлопчатобумажная ткань.

- Женское имя.

Полезные сервисы

майя (в индийской философии)

Энциклопедический словарь

МАЙЯ (в индийской философии) - МА́ЙЯ, понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное, развитое особенно в адвайта-веданте (см. АДВАЙТА-ВЕДАНТА), - иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность, - Брахмана (см. БРАХМАН) как единственная реальность.

Полезные сервисы

майя (в мифологии)

Энциклопедический словарь

МАЙЯ (в мифологии) - МА́ЙЯ, в греческой мифологии одна из Плеяд (см. ПЛЕЯДЫ (в мифологии)), нимфа горы Киллены, возлюбленная Зевса (см. ЗЕВС) и мать Гермеса, (см. ГЕРМЕС) вскормила и воспитала Аркада (см. АРКАД). В Др. Риме была отождествлена с богиней земли Майестой; ее праздники приходились на май (отсюда - название месяца).

Полезные сервисы

майя (индейский народ)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАЙЯ (самоназвания майя юкотана, юкотеки, ах-кех) - индейский народ общей численностью 700 тыс. чел. Основные страны расселения: Мексика - 670 тыс. чел., Белиз - 25 тыс. чел., Гондурас - 5 тыс. чел. Язык - майя. Религиозная принадлежность верующих: католики, часть - традиционные верования.

Полезные сервисы

майя (народ)

Энциклопедический словарь

МАЙЯ (народ) - МА́ЙЯ, археологическая культура и народы Америки. Памятники культуры майя встречаются на землях нынешних мексиканских штатов Юкатан (см. ЮКАТАН (штат)), Кампече (см. КАМПЕЧЕ), Кинтана-Роо (см. КИНТАНА-РОО), почти всего Табаско (см. ТАБАСКО) и западной половины Чьяпаса, а также в Гватемале, Белизе и на западе Гондураса и Сальвадора.

Современнные майя живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. 700 тыс. человек, в т. ч. в Мексике 670 тыс. человек (1992). Язык ветви майя семьи майя-киче (см. МАЙЯ-КИЧЕ ЯЗЫКИ). По религии католики.

История

Предполагается, что предки майя обитали в горах Южной Мексики (Чьяпас (см. ЧЬЯПАС)), Гватемалы, Сальвадора и Гондураса. Оттуда они стали спускаться в тропические леса Северной Гватемалы, Белиза и Юкатана на протяжении 2-го тыс. до н.э. Именно на равнинах культура майя достигла наивысшего развития - в 1 тыс. н.э., в период, который археологи называют классическим.

Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы. Более древние, южные, включают Копан (см. КОПАН), Тикаль (см. ТИКАЛЬ), Вашактун, Яшчилан и Паленке (см. ПАЛЕНКЕ) и др. Они берут начало в 1 тыс. до н.э. и достигают зрелости между 2 в. до н.э. и 7 в. н.э. Более северные - на полуострове Юкатан - Ушмаль, Кабах, Лабна, Чичен-Итца и др. Их апогей наступает после 7 в. н.э.

К концу 1 тыс. н.э. многие крупные города майя южных областей (нынешние Белиз, Гватемала и Южная Мексика) запустели, в других жизнь едва теплилась. Выдвигались разные причины для объяснения этого факта: изменение климата, землетресяние, истощение почв и оскудение неземледельческих пищевых ресурсов, эпидемические заболевания, восстания, нашествие чужеземцев. Индейские источники, а также данные археологии говорят о вторжении на Юкатан тольтеков (см. ТОЛЬТЕКИ) и близких им народов (в частности, пипилей) в конце 10 в. Ученые все больше приходят к выводу, что города майя классического периода могли погибнуть в результате сочетания нескольких факторов экономического и социального порядков, связанных между собой.

Ко времени появления испанцев на землях майя имелось полтора десятка небольших государств, которые воевали друг с другом с целью захвата добычи и рабов. Первые испанские экспедиции добрались до берегов Юкатана в 1517 и 1518 гг. (Ф. Эрнандес де Кордова (см. ЭРНАНДЕС ДЕ КОРДОВА Франсиско) и Х. де Грихальва (см. ГРИХАЛЬВА Хуан)). В 1519 вдоль берегов этого полуострова прошел Кортес (см. КОРТЕС Эрнандо). Только после захвата столицы ацтеков Теночтитлана (см. ТЕНОЧТИТЛАН) и завоеваний в центральной Мексике испанцы приступили к покорению майя. В 1523-1524 П. де Альварадо (см. АЛЬВАРАДО Педро) с боями дошел до Гватемалы и основал город Сантьяго-де-Кабальерос-де-Гватемала. В 1527 испанцы предприняли безуспешную попытку завоевать Юкатан. Неудачной оказалась и вторая попытка, хотя испанцы временно (1532-1533) овладели городом Чичен-Ица (см. ЧИЧЕН-ИЦА). Через несколько лет испанцы вновь стали наступать на обитателей Юкатана и к середине 16 в. почти весь полуостров был во власти пришельцев. Исключение составляло племя ица, сохранявшее независимость до 1697, когда пала их столица Тайясаль.

Вследствие войн и болезней, принесенных конкистадорами, многие земли майя запустели. В некоторых районах (северо-восток Юкатана, его восточное побережье, а также центральная часть Петена и бассейн р. Усумасинта) демографические потери в течение века составили до 90%. Только к концу 18 - началу 19 вв. численность майя стала вновь увеличиваться. На протяжении колониального периода общество и культура народов майя претерпели сильные изменения. Местная знать, оказавшая сопротивление, была уничтожена, верховная власть находилась в руках испанских чиновников. Насаждался католицизм, прежние верования искоренялись насильственными методами - разрушались изображения божеств, алтари и храмы, сжигались рукописи.

Культура и общество

Особенностью культуры древних майя, в сравнении с другими культурами Америки, является то, что она достигла своего расцвета во влажных тропических лесах. Майя практиковали подсечно-огневое земледелие. По этнографическим наблюдениям известно, что такой тип земледелия сам по себе, без других источников пищи, не может обеспечить стабильность поселений, так как почвы на участках вокруг поселений быстро истощаются и требуется менять места обитания. При этом мала возможность развивать ремесла, строить монументальные культовые сооружение и так далее или, по другому говоря, содержать ремесленников и торговцев, а также жречество и знать. В последние годы стали появляться сведения о находках в разных местах области обитания древних майя следов мелиорации, которая должна была существенно повысить урожаи. Но эти свидетельства признаны не всеми археологами. Компенсирующую роль могли играть разработанная календарная система, что позволяло планировать и вовремя осуществлять работы годичного земледельческого цикла (включал валку деревьев и кустарника, их сжигание в сухой сезон, посадку перед началом дождей, уход за растениями, сбор урожая), а также высокая урожайность сельскохозяйственных культур. Майя выращивали кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, стручковые перцы, некоторые корнеплоды (батат, маниоку и хикаму), растения для приправ, а также хлопок, табак и энекен. На прибрежных землях Тихого океана и Мексиканского залива выращивали какао. Возможно, ухаживали за плодовыми деревьями. Земледельческими орудиями служили каменный топор для рубки деревьев и заостренный кол для посадки семян и выкапывания корнеплодов.

Майя охотились на различных животных, пользуясь копьями, метательными дротиками и луком со стрелами, а также стрелометальными трубками (из них жертву поражали глиняными шариками), пращами, петлями и другими ловушками. Добычей служили олень, тапир, пекари, броненосцы, игуаны, а также птицы. В прибрежных районах охотились на ламантинов. Рыбу били копьями и из луков, ловили сетями и на крючки. Последние делали из раковины, они могли быть и медными.

Майя разводили собак, индеек и пчел.

Основной пищей служила кукуруза. Из кукурузного теста пекли лепешки и готовили разнообразные блюда и питательный напиток. Другой напиток делали из размолотого какао. Отварную или размолотую фасоль ели с другими овощами или с мясом. В пищу шли и разные виды тыкв, а также корнеплоды, томаты, и др. Майя знали много фруктов - авокадо, аннона, гуаяба и др. Мясо ели по преимуществу в праздничные дни. Пищу сдабривали приправами, в частности, несколькими сортами перца. Помимо безалкогольных напитков, майя готовили несколько алкогольных.

Майя обитали в нескольких видах поселений, от небольших деревушек из нескольких хижин до больших городских центров. В отличие от городских центров мексиканских нагорий, города майя являли собой нерегулярные скопления платформ, дворцов, храмов, площадок для игры в мяч, площадей и дорог. Самым большим городом классического периода, был, видимо, Цибильчальтун, являвшийся одним из крупнейших городов Америки доколумбового времени. Его площадь была около 50 км2, с вероятной плотностью застройки 1 тыс сооружений на 2 км2. Одним из наиболее известных городов майя был Майяпан на полуострове Юкатан. Он был окружен стеной общей протяженностью 9 км с 12 воротами. В городе археологи обнаружили следы около 4 тыс построек, из которых около 140 были церемониальными сооружениями, а остальные - группы домов различной величины и качества постройки, окруженные каменными заборами; при этом лучшие (около 50) находились на естественных возвышениях, а худшие - в низинах. Планировка города состояла только в том, что наиболее внушительные церемониальные здания располагались в центре, а вокруг них - дома знати. Дворцы почти всегда ставили на искусственном возвышении. Они были в один или нескольких этажей, в Тикале найдено пятиэтажное сооружение, построенное уступом на склоне. Некоторые дворцы могли иметь до 60 комнат. Майя, как и другие народы Америки, не знали арки, потолки они перекрывали с помощью деревянных балок или возводили ступенчатые каменные своды. Свои помещения майя раскрашивали и украшали скульптурой. К жилым постройкам примыкали амбары для хранения кукурузы, бассейны для сбора воды. Среди пристроек могли быть паровые бани и туалеты. В городах постройки возводили из известняка, из него же резали архитектурные детали (косяки и притолоки), а также алтари, статуи и стелы. В тех местах, где не было камня, строительным материалом служили кирпичи из обожженной глины. Сельские жилища майя классического периода хорошо изучены в горной Гватемале. Сначала выравнивалась и утрамбовывалась площадка, на ней разводился огонь и почва прокаливалась, образуя прочный слой в 5-8 см толщины. Основания стен возводили из крупных речных галек или кусков пемзы. Сами стены состояли из тонких жердей и кусков пемзы, скрепленных глиной. Вся стена также обмазывалась глиной. Форма жилищ была прямоугольной.

У майя были развиты разнообразные ремесла, в том числе обработка камня. Без металлических орудий майя обрабатывали кремень и обсидиан, получая из них различные орудия (ножи, топоры и др.), оружие (наконечники стрел и копий, пластины-вкладыши) и украшения. Из диорита и серпентина делали топоры и долота, а из нефрита мастерили диадемы, сложные ушные и носовые подвески, нагрудные пластины, маски и пр. Из глины мастерили разнообразную посуду (ритуальную и домашнюю), много других бытовых предметов, а также фигурки и маски. Техническим сырьем служили многие дикие растения - в частности, из размоченной и разбитой коры некоторых фикусовых получали бумагу. Из деревьев, помимо того, что они служили строительным материалом, добывали смолы, употреблявшиеся для разных целей (благовония, каучук, косметические средства, жевательная резинка), а также разнообразные красители.

Майя классического периода, видимо, не знали обработки металлов. Найденные на их территории изделия из золота и сплава золота с медью (преимущественно украшения) происходят из Центральной Америки. Известны были также изделия из меди - тесла, пинцеты и крючки.

Майя знали ткачество. Одежда значительно различалась у общинников и знати. Первые могли обходиться одной набедренной повязкой, в то время как господа, кроме нее, носили сандалии, юбочки, украшенные бусинами, нарядные накидки или шкуры ягуара, а также сложные головные уборы, включавшие нефритовые диадемы, тюрбаны, плюмажи, шляпы и др. Женская одежда могла включать кофту из кружев, юбку, длинную тунику и небольшую накидку.

Развитие ремесел, а также различные географические условия, в которых находились разные группы майя, способствовали торговле как между отдельными поселениями майя, так и с соседями. Торговали как ремесленными изделиями, так и сырьем (кремень, обсидиан, соль, хлопок, какао). Из Центральной Мексики и Коста-Рики и Панамы к майя приходили изделия из нефрита, обсидиана, золота, меди и керамики. Статьей торговли являлись также рабы. По суше грузы переносились по тропам и дорогам, по рекам и вдоль морского побережья - на лодках однодеревках. В основном торговые сделки осуществлялись путем обмена товаров, но имелись также общепринятые эквиваленты, выполнявшие роль денег - зерна какао, красные раковины, нефритовые бусины, небольшие топоры и бубенчики из бронзы.

Майя, как и другие народы Америки, не знали тягловых домашних животных, колесного транспорта и пахотных орудий.

По ряду признаков можно судить, что социальное расслоение общества майя классического периода зашло далеко. Оно отражено в сценах из росписей помещений и рисунков на керамике. На росписях в Бонампаке выделяются верховный правитель, правители более низкого ранга, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной группе) и слуги. Они различались одеждой, украшениями и другими внешними атрибутами. О стратификации общества майя говорят также тексты прочтенных рукописей, в которых можно найти сведения о правителях, жречестве, военной и придворной знати, свободных ремесленниках, разных категориях зависимого населения и рабах.

Мировоззрение

У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света - востоку соответствовало красное дерево, югу - желтое, западу - черное и северу - белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков и не всегда понятную нашим современникам. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч.

Календарь

Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Письменность

Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур.

Наиболее активно использовалась письменность обитателями Юкатана 1 тыс. н. э. Исследователям известны тысячи надписей. Их вырезали на каменных стелах, алтарях, рельефах, колоннах, притолоках, тронах, статуях и так далее. Наносили красками на стенах построек, на глиняных сосудах и на бумаге, их могли процарапывать на предметах из кости, раковины, на полудрагоценных и поделочных камнях. С колониального периода сохранилось несколько текстов, или кодексов, которые представляют собой полосы бумаги из растительных волокон, проклеенных и покрытых белой известью. На них кисточкой нанесены разноцветные рисунки и иероглифы.

Письменность майя была иероглифического типа. Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов (см. КНОРОЗОВ Юрий Валентинович), первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (или кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся - Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.

Прочтение рукописей открыло возможность читать другие тексты, в том числе и некалендарного, возможно, исторического содержания. Таким образом, в американистике появилась возможность оперировать источниками, которые углубляют письменную историю одной части континента вплоть до начала нашей эры и, возможно, еще глубже.

Полезные сервисы

майя (ткань)

Энциклопедический словарь

МАЙЯ (ткань) - МА́ЙЯ, легкая хлопчатобумажная ткань; выпускается отбеленной, гладкокрашеной и набивной. Из майи шьют женские и детские платья.

Полезные сервисы

майя 1

Толковый словарь Ожегова

МА́ЙЯ 1.

Полезные сервисы

майя 2

Толковый словарь Ожегова

МА́ЙЯ 2, -и, ж. Лёгкая хлопчатобумажная ткань.

Полезные сервисы

майя письмо

Энциклопедический словарь

Ма́йя письмо́ - словесно-слоговая иероглифическая письменность индейцев майя, известная по памятникам первых веков нашей эры и существовавшая до запрещения её испанской церковью в XVI в. Расшифрована в середине 1950-1960-х гг. российским учёным Ю. В. Кнорозовым.

Знаки майя, обозначающие названия месяцев.

* * *

МАЙЯ ПИСЬМО - МА́ЙЯ ПИСЬМО́, словесно-слоговая иероглифическая письменность индейцев майя (см. МАЙЯ (народ)), известная по памятникам первых веков н. э. и существовавшая до запрещения ее испанской церковью в 16 в. Расшифрована частично в середине 1950-1960 гг. российским ученым Ю. В. Кнорозовым (см. КНОРОЗОВ Юрий Валентинович).

Большой энциклопедический словарь

МАЙЯ ПИСЬМО - словесно-слоговая иероглифическая письменность индейцев майя, известная по памятникам первых веков н. э. и существовавшая до запрещения ее испанской церковью в 16 в. Расшифрована частично в сер. 50-60 гг. российским ученым Ю. В. Кнорозовым.

Лингвистика

Ма́йя письмо́ -

оригинальная иероглифическая письменность майя (см. Майя-киче языки). Известны памятники первых веков

н. э. Предполагается, что М. п. берёт начало от так называемой

ольмекской культуры. Подтверждением этому служат система записи цифр и

очевидное сходство отдельных иероглифов на ольмекских памятниках.

Просуществовало до запрещения в 16 в. испанской церковью. Книги майя

были уничтожены. Ныне известны только 4 рукописи: дрезденская

(«Дрезденский кодекс», обнаружен в Вене в 1739, находится в Дрездене,

мадридская («Кодекс Тро-Кортезианус», представляющий собой отрывки из

двух манускриптов, найден во 2‑ой половине 19 в. в Мадриде, хранится там

же), парижская («Кодекс Пересианус», состоящий также из двух отрывков,

найден в Париже в 1859, хранится там же) и Рукопись Гролье

(опубликована в 1973 американским археологом М. Д. Ко, хранится в

Нью-Йорке). Сохранилось также значительное количество надписей на камне

в руинах городов Майя, многие из них носят следы умышленных

повреждений.

Maya

/>

Письмо майя. Страница дрезденской рукописи.

Книги майя представляют собой полосу бумаги, сделанную из

растительного волокна и натурального клейкого вещества. Обе стороны

полосы покрывались белой известью. Иероглифические знаки выводились

кисточками. Рядом с письменами располагались разноцветные рисунки.

Манускрипт снабжался деревянной или кожаной обложкой. Надписи на камне

делались лапидарным шрифтом, значительно отличавшимся от иератического

шрифта рукописей. В М. п. употреблялись фонетические знаки (алфавитные и слоговые), идеографические (обозначающие целые слова) и

ключевые (поясняющие значения слов, но не читающиеся). Всего выявлено

около 300 знаков. Язык иероглифических текстов значительно

отличается (произношение, словарь, грамматика) от живого языка майя 16-17 вв.

Иероглифические тексты и надписи майя до сих пор полностью не

переведены. Первые попытки расшифровать М. п. относятся к середине

19 в. В середине 1950‑х-60‑х гг. большой вклад в дешифровку М. п. внёс советский учёный

Ю. В. Кнорозов.

Кнорозов Ю. В., Система письма древних майя, М., 1955;

его же, Письменность индейцев майя, М. - Л., 1963;

его же, Иероглифические рукописи майя, Л., 1975;

Whorf B. L., Decipherment of the linguistic

portion of the Maya hieroglyphs, Wash., 1942;

Zimmermann G., Die Hieroglyphen der

Maya-Handschriften, Hamb., 1956;

Thompson J. E. S., Maya hieroglyphic writing,

2 ed., Norman, 1960;

его же, A catalog of Maya hieroglyphs,

Norman, 1962.

Г. В. Степанов.

Полезные сервисы

майя цивилизация

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Майя цивилизация. Центральная группа храмов в Тикале.

Майя цивилизация. Центральная группа храмов в Тикале.

МАЙЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, города-государства, возникшие в 1-м тысячелетии нашей эры на территории юго-восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Создана иероглифическая письменность, дворцовая и храмовая архитектура, изобразительное искусство и др. После завоевания тольтеками в 9 - 10 вв. центром государства стал город Чичен-Ица, с конца 12 в. - город Майяпан. Цивилизация майя была уничтожена в 16 в. испанскими завоевателями. Сохранились развалины свыше 100 городов, наиболее крупные - Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.

Храм майя. Белиз.

Храм майя. Белиз.

Руины построек майя. Тикал, Гватемала.

Руины построек майя. Тикал, Гватемала.

Руины построек майя. Тикал, Гватемала.

Руины построек майя. Тикал, Гватемала.

Полезные сервисы

майя-киче языки

Энциклопедический словарь

Ма́йя-киче́ языки́ - семья индейских языков. Распространены в Мексике, Гватемале, Гондурасе. Делятся на 2 ветви: майя (майя юкатекский, чоль, цельталь и др.) и киче (мам, киче, кекчи, поком и др.). Язык майя до XVI в. пользовался майя письмом, современный майя имеет письменность на основе латинского алфавита.

* * *

МАЙЯ-КИЧЕ ЯЗЫКИ - МА́ЙЯ-КИ́ЧЕ ЯЗЫКИ́, семья индейских языков. Распространены в Мексике, Гватемале, Гондурасе. Делятся на 2 ветви: майя (майя юкатекский, чоль, цельталь и др.) и киче (мам, киче, кекчи, поком и др.). Язык майя до 16 в. пользовался майя письмом (см. МАЙЯ ПИСЬМО), современный майя имеет письменность на основе латинского алфавита.

Большой энциклопедический словарь

МАЙЯ-КИЧЕ ЯЗЫКИ - семья индейских языков. Распространены в Мексике, Гватемале, Гондурасе. Делятся на 2 ветви: майя (майя юкатекский, чоль, цельталь и др.) и киче (мам, киче, кекчи, поком и др.). Язык майя до 16 в. пользовался майя письмом, современный майя имеет письменность на основе латинского алфавита.

Лингвистика

Ма́йя-киче́ языки́ -

семья индейских языков. Некоторые

исследователи включают М.-к. я. вместе с тотонакскими и михе-соке

языками в майя-соке языковую семью, входящую (по Дж. Х. Гринбергу) в

большую макропенутианскую семью. Распространены в Мексике (штаты

Веракрус, Сан-Луис-Потоси, Табаско, Чьяпас), Гватемале и Гондурасе.

Общее число говорящих около 2,3 млн. чел. Делятся на 2 ветви: майя

(около 1,1 млн. говорящих) и киче (около 1,2 млн. говорящих).

Майя языки включают 4 группы языков: майя (майя юкатекский с говорами ица, икаиче, сантакрус, мало

отличающимися друг от друга, диалекты мопан

и лакандон; чоль с диалектами чонталь, говорами чольти и чорти,

чоль-лакандон, акала, токегуа и манче), чаньябаль (цельталь, или

цендаль, с диалектами цоциль и келене, или чамула, чаньябаль, или

тохолабаль, и чух), мотосинтлекская (хокальтекский, мотосинтлекский,

канхобаль с говором соломек) и стоящая особняком хуастекская

(хуастекский с говорами потоси и веракрус, чикомукельтекский).

Киче языки делятся на 3 группы: мам (мам, агуатекский с говором

койотин, ишиль с говором такана), киче (киче с диалектами какчикель,

цутухиль, успантек и с говорами такиаль, таканек, тутуана, тупанкаль),

кекчи (кекчи с говором тлатиман, поком с диалектами покомам и

покомчи).

Существуют разные точки зрения на соотношение языков и диалектов,

например, некоторые исследователи относят цоциль к самостоятельным

языкам. Некоторые диалекты и говоры находятся на грани исчезновения

(на ица говорит не более 500 чел.).

Количество гласных и согласных по отдельным языкам и диалектам варьирует

незначительно. В языке майя 35 согласных и 10 гласных, в киче 31

согласный и 10 гласных. Для гласных свойственна оппозиция по долготе - краткости (a-ā, o-ō, u-ū,

e-ē, i-ī). В некоторых языках и диалектах отмечен звук «ö» как вариант

«a». Для консонантной системы характерна

оппозиция простые - глоттализованные (усиленные) (p-pʼ, t-tʼ, k-kʼ,

tz-tzʼ, ch-chʼ - противопоставление, идущее от древнего периода).

Оппозиции по звонкости - глухости нет. В большинстве языков

отсутствовал звук r. В древности имелся звук ng, изменившийся в

современном юкатекском в n, а в киче в j). Имеется гортанная смычка, в

ряде случаев заменяющая выпавший согласный.

Морфемы в основном односложные, могут быть

четырёх типов: V, VC, CV, CVC. Слова нередко

представляют собой чистые корни. Ударение, как правило, приходится на корневую

морфему. Для грамматической структуры

характерна агглютинация аффиксального типа, имеются элементы полисинтетизма. У частей

речи отсутствуют морфологические признаки, они различаются

по синтаксическим функциям и лексическому значению. Словоизменение осуществляется путём редупликации суффиксов, переноса ударения,

образования супплетивных форм. У существительных и прилагательных нет категорий падежа и рода, пол обозначается особыми маркирующими

существительными. Глагол имеет категории лица, числа, залога, вида, наклонения и времени,

имеет формы причастия и

инфинитива. Образование времён либо чисто аналитическое, либо с элементами синтетизма.

Для словообразования характерны аффиксация, словосложение,

инкорпорация, развитие новых значений слов, конверсия,

композиция (образование устойчивых фразеологических единиц, равнозначных

слову).

Синтаксические отношения в предложении выражаются предлогами, местоименными

аффиксами или определяются порядком

слов.

В городах-государствах майя существовала иероглифическая письменность с первых веков н. э. до запрещения её

испанской церковью в 16 в. (см. Майя

письмо). Иероглифическое письмо такого же характера было в 1‑м тыс.

до н. э. у ольмеков, культура которых была тесно связана с культурой

майя и, очевидно, непосредственно ей предшествовала. Сохранились

надписи на стенах, стелах, алтарях, сосудах, статуэтках, древнейшие -

от 3 в. до н. э. Ю. В. Кнорозов дешифровал на

основе позиционной статистики письмо древних майя, что открыло

возможности для изучения языка майя в диахронии.

Изучение М.-к. я. было начато испанскими миссионерами (Луис де

Вильяльпандо, Хуан Коронель). Наиболее подробная грамматика по образцу

классических латинских грамматик была написана

П. Бельтраном (1746). Научное изучение М.-к. я. началось в 19 в.

Подробную сводку всех сведений о языке майя сделал А. Тоззер (1921), структурную грамматику написал А. Б. Васкес (1946).

Современные М.-к. я. исследуются Н. А. Мак-Куауном и другими. При

Национальном автономном университете в Мехико существует центр по

изучению майя (М. Сводеш, А. Рус Луилье, О. Шуман, Т. Кауфман и

другие).

Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М. - Л., 1963

(лит.);

Languages of Guatemala, ed. by M. K. Mayers, L. - [a. o.],

1966;

McQuown N., Handbook of Middle American Indians,

v. 5, Linguistics, University of Texas Press, 1967;

Meaning in Mayan languages, ed. by M. S. Edmonson, The

Hague - P., 1973.

Laughlin R. M., The Great Tzotzil

dictionary of San Lorenzo Zinacantán, Wash., 1975;

Diccionario maya cordemex, Mérida,1980.

Г. Г. Ершова.

Полезные сервисы

майя-соке

Слитно. Раздельно. Через дефис

ма/йя-со/ке, неизм. и нескл. мн.

Орфографический словарь

ма́йя-со́ке, неизм. и нескл., мн. ч. (языки)

Синонимы к слову майя-соке

сущ., кол-во синонимов: 1

язык (247)

Полезные сервисы

майями

Синонимы к слову майями

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

майяпан

Энциклопедический словарь

Майяпа́н (Mayapán), город-государство (X-XV вв.) индейцев майя на полуострове Юкатан. Остатки домов, храмов, каменных укреплений.

* * *

МАЙЯПАН - МАЙЯПА́Н (Mayapan), город-государство (10-15 вв.) индейцев майя на п-ове Юкатан (Мексика). Остатки домов, храмов, каменных укреплений.

Сканворды для слова майяпан

- Город-государство индейцев майя на полуострове Юкатан.

Полезные сервисы

майяпан (mayapan)

Большой энциклопедический словарь

МАЙЯПАН (Mayapan) - город-государство (10-15 вв.) индейцев майя на п-ове Юкатан (Мексика). Остатки домов, храмов, каменных укреплений.

Полезные сервисы

майяский

Орфографический словарь

ма́йяский (от ма́йя 2)

Полезные сервисы