м.
Качество языкового строя, заключающееся в нерасчлененном выражении лексического и грамматического значений в пределах таких единиц, как морфема и слово.
Ant:
м.
Качество языкового строя, заключающееся в нерасчлененном выражении лексического и грамматического значений в пределах таких единиц, как морфема и слово.
Ant:
Синтети́зм
(синтез) (от греч. σύνθεσις - соединение, составление) - типологическая черта языковой структуры, состоящая
в объединении в пределах одного слова
нескольких морфем (лексических, словообразовательных, словоизменительных; ср. Аналитизм). Понятие синтетизма применяется прежде
всего к морфологическим формам, в которых основа
неразрывно связана с формантами, представляющими грамматическую категорию. Такие формы называются
также простыми, например формы будущего
времени («прочитаю» - ср. с аналитической формой «буду читать»),
степени сравнения («крупнее» - ср. с
аналитической формой «более крупный»), наклонения («пиши» - ср. с аналитической формой
«писал бы»), залога («делается» - ср. с
аналитической формой «был сделан») и т. п. Синтетические формы
противопоставляются и случаям, когда слово остаётся неизменным, а
грамматическое значение выражается служебными словами, порядком
слов или соотнесённостью данного слова к другим в предложении. Ср. категорию лица «хожу» и «(я) ходил», выражение синтаксических отношений падежами, а не предлогами.
Языки с преобладанием синтетических форм (флективные и
агглютинативные) называются синтетическими. В некоторых теориях
(Дж. Х. Гринберг) синтез противопоставляется агглютинации как нерасчленимость единицы на элементы низшего уровня. В теориях
синтетизма, берущих за основу не слово, но морфему (Ш. Балли,
Е. Д. Поливанов), агглютинативные языки относятся к аналитическим.
По аналогии с морфологией некоторые учёные
говорят о синтетизме в синтаксисе и словообразовании. Первый заключается в
выраженности члена предложения одной словоформой, без служебных или полуслужебных слов.
Ср. синтетическое (простое) и аналитическое (составное) сказуемые - «Он закричал»/«Он стал кричать», определения - «голубое платье» и «платье голубого
цвета», дополнения - «Я вам пишу» и «Я к вам
пишу». Синтетизм в словообразовании проявляется в универбации -
выражении одним словом (простым, производным или сложным) комплекса
значений, выражаемых в аналитических конструкциях сочетаниями слов. Ср. «широкоплечий» и «широкий в
плечах», «барабанить» и «бить в барабан», «столик» и «маленький стол»,
«библиотекарша» и «женщина-библиотекарь» и т. п.
С синтетизмом непосредственно связаны такие типологические черты языков, как свободный порядок слов, большая длина слова и др.
В истории языкознания были попытки
интерпретировать синтетизм и аналитизм в понятиях языкового прогресса.
Лингвисты 19 в. более совершенными считали синтетические (флективные)
языки; в результате распада флексий образовывались аналитические
языки. В начале 20 в. возобладала противоположная точка зрения
(О. Есперсен), согласно которой синтетизм представляет собой более
архаическое явление, чем аналитизм, и что все языки движутся от
синтетизма к аналитизму. Однако синтетизм и аналитизм не проявляются в
языках в чистом виде, всякий язык представляет собой сочетание в
определённом соотношении синтетических и аналитических форм.
С развитием языка синтетические формы и конструкции могут заменяться
аналитическими, которые, в свою очередь, могут превращаться в
синтетические. В языках постоянно формируются образования
аналитического типа, поскольку сочетание слов является наиболее
простым и прозрачным (мотивированным) способом номинации. Такие образования могут в дальнейшем
вытеснять синтетические формы или превращаться в синтетические
структуры.
См. литературу при статье Аналитизм.
В. Г. Гак.
СИНТЕТИЗМ а, м. synthétisme m.
1. Живописная система, сложившаяся в французской живописи в конце 1880-х гг., характеризующаяся декоративным обобщением цветовых пятен, суммарным символическим характером образов, основанных на фантазии и ностальгических воспоминаниях, отказом от детализации изображений. Термин с. возник с связи с выставкой Поля Гогена и его последователей (понт-Авенская школа) в 1889 г. ПИ 1995. Характеризуется декоративным обобщением суммарных цветовых пятен. Аполлон. Через панно Дюсюше, портреты Дюрана, работы Люса и других более умеренных синтетистов эти молодые сезаннисты подают руку гогенистам и шавванситам <так>, группирующимся вокруг Мориса Дени. Весь фронт представляет на мой взгляд действительный авангард современной французской живописи. И констатирование этого факта позволяет нам не терять времени на бесплодные сожаления над органической неудачей чистых деформистов и кубистов. Соврем. 1913 6 342.
2. лингв. Типологическая черта языкового строя, состоящая в нерасчлененном выражении лексического и грамматического значений в пределах слова, морфемы; противоп. аналитизм. Крысин 1998.
синтетизм
- (тэ), а, мн. нет, м. (< греч. - см. синтез).
лингв. Типологическая черта языкового строя, состоящая в нерасчлененном выражении лексического и грамматического значений в пределах слова, морфемы; противоп. аналитизм.
- Качество языкового строя, заключающееся в нерасчлененном выражении лексического и грамматического значений в пределах таких языковых единиц, как морфема и слово.