Толковый словарь
ср.
1. процесс действия по гл. писать 1.
2. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств.
отт. Сам такой текст.
отт. Почтовое отправление, содержащее такой текст.
3. Официальный документ.
4. Умение, способность писать.
5. Система графических знаков, принятая для передачи, запечатления писания; письменность.
отт. Система, форма, стиль таких знаков.
отт. разг. Внешний вид написанного; почерк.
6. Приемы создания литературно-художественных произведений.
7. Приемы, манера написания произведений живописи.
ПИСЬМО́ - сущ., с., употр. очень часто
Морфология: (нет) чего? письма́, чему? письму́, (вижу) что? письмо́, чем? письмо́м, о чём? о письме́; мн. что? пи́сьма, (нет) чего? пи́сем, чему? пи́сьмам, (вижу) что? пи́сьма, чем? пи́сьмами, о чём? о пи́сьмах
1. Письмо - это процесс написания текста, навык писать.
Научиться чтению и письму.
2. Письмо - это система письменных знаков для фиксации и передачи речи.
Системы письма. | Не выходя из кабинета, он дешифровал древнее письмо индейцев майя.
3. Письмо - это внешний вид написанного текста, его визуальные особенности.
Каллиграфическое письмо. | Небрежное письмо. | Кроме обыкновенных дешёвых экземпляров здесь были и чудеса каллиграфического письма.
4. Письмо - это текст, написанный на бумаге или набранный в электронном виде, отправляемый адресату для сообщения личной или официальной информации.
Послать письмо. | Получить письмо. | Письмо из дома. | Электронное письмо. | А через шесть недель он получил письмо, отпечатанное на машинке. | Получил по электронной почте письмо, но не могу прочитать его - вместо русских букв виден только набор символов.
5. Письмом называют особенности изображения, манеру исполнения художественного произведения.
Икона старинного письма. | Манера письма и натуралистические тенденции художника.
пи́сьменный прил.
Толковый словарь Ушакова
ПИСЬМО́
письма́, мн. пи́сьма, писем, письмам, ср.
1. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-н. для сообщения чего-н., уведомления о чем-н., для общения с кем-н. на расстоянии. Получить письмо. Отправить письмо. Связка писем. «Разорвала письмо в мелкие клочки.» Пушкин.
|| Самый этот текст. Письмо Ленина ЦК РСДРП "Марксизм и восстание". Письмо Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция" "О некоторых вопросах истории большевизма". Письмо на пяти страницах. Писать письма. Роман в письмах (в форме писем действующих лиц друг к другу). «В забвеньи шепчет наизусть письмо для милого героя.» Пушкин.
|| Соответствующее почтовое отправление. Заказное письмо. Закрытое письмоо. (вкладываемое в конверт и запечатанное). Открытое письмо (без конверта, на карточке установленного образца; также сама эта карточка). Письмо до востребования. Запечатать, распечатать письмо. «Отнесешь письмо на почту, и скажи почтмейстеру, чтоб он принял без денег.» Гоголь.
2. Официальный (преимущ. денежный) документ (истор.). Заемное письмо. Кредитное письмо (см. кредитный).
3. только ед. Умение, способность писать. Искусство письма известно с очень древних времен. Учиться письму. Различные способы письма.
4. только ед. Графические знаки, начертания для передачи, запечатления речи на каком-н. материале. История письма. Изобразить что-н. с помощью письма или на письме. Отношение письма к языку.
|| Та или иная система, форма, тот или иной стиль таких знаков. Арабское письмо. Латинское письмо. Эволюция письма. Курсивное письмо. Рукопись готического письма.
|| Внешний вид чего-н. написанного, почерк. Мелкое, крупное, неразборчивое письмо.
Толковый словарь Ожегова
ПИСЬМО́, -а, мн. письма, -сем, -сьмам, ср.
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п.
2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п.
4. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.
| уменьш. письмецо, -а, ср. (к 1 знач.).
| унич. письмишко, -а, ср. (к 1 знач.).
Толковый словарь Даля
ПИСЬМО - ср. письмена, азбука, буквы, грамота. У чукчей и у коряков нет своего письма. Это письмо, письмена армянские.
| Все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь. Письмо вязью. На стволе чеканное письмо было, да вытерлось, и не разберешь. Из письмен слагается письмо.
| Писанье, как действие. Письмо знаешь? писать умеешь, грамотен? Наш брат все за письмом сидит, пишет.
| Почерк руки, писанье, по качеству, У него четкое и чистое письмо; связное, нечеткое письмо.
| Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, лист южн., зап. писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому. Станешь писать письмо ко своим, припиши поклон от меня. Письмецо придет и вестей принесет. Маку в мешочке, насыпано, а не перетрясется? письмо. Маком по белой земле посеяно, далеко вожено, а куда пришло, там взошло? письмо. Письмами крепится, ·стар. давать какое-либо обязательство на письме, на бумаге. Письмо крепь, руки не давай, говорят крестьяне, боясь всякого рукоприкладства. Письмо -рука, а где рука, там и голова. Заемное письмо, вексель неторгового человека. Письменный, писанный, написанный, ·противоп. устный, словесный, или печатный. Письменный договор. Письменная книга, рукопись.
| Вообще к письму и писанью относящийся, принадлежащий. Письменные припасы. Письменный стол. Письменный слог, язык, несколько напыщенный и искусственный, в котором нет простоты устной речи. Письменные дела, приказные, канцелярские. Письменная душа, ниж. мужская, ревизская, писанная. Письменный голова, ·стар. (1680) род губернатора. Письменный гранит (с нем.), еврейский камень, пегматит, пестрый гранит, на котором видятся еврейские письмена. Письменная руда, телуристое золото, вид золотой руды. Он просил меня письменно, на письме, письмом. Письменность жен. письменность, знание кем грамоты, письма, или
| бытность ее у народа; грамотность. У нас письменность сильно распространяется, грамотность. У лопарей нет письменности.
| Литература, словесность, памятники письмен, все, что написано или напечатано. Письменник, -ница, грамотный, грамотей, знающий читать и писать.
| Письменница, прописная азбука, для обученья. Письме(я)нный человек, грамотный, знающий письмо, письменник, -ница, то же, человек грамотный. Писемный, относящийся до письма, письмеца, грамотки. Писемная тайна. Писемный вор, крадущий письма. Писемщик муж. разносчик писем, почтарь. Письмовая почта, правильнее чем письменная. Письмовные вести, дошедшие по письмам. Письмовный человек, письменный. Письмовник, книга, содержащая правила и примеры для писем, бумаг, деловой и частной переписки; сборник писем. Писемщик муж., пск. почтальон;
| * пустой вестовщик, газетчик. Письмовод, письмоводец муж. письмоводчик и письмоводитель, секретарь, и вообще старший чиновник небольшой канцелярии. Письмоводная или письмоводительская должность. Письмоводство ср. занятие письмоводца. Письмодатель, -ница жен. выдавший от себя заемное письмо, векселедатель. Письмокрад: пишите мне об этом страховое письмо, здесь оказалась письмокрады. Письмоносец, разносчик писем, писемщик. Письмоподатель просит на чай, а письмополучатель не дает. Письмописец, писавший письмо, или промышляющий писаньем за деньги. Письмочий муж. письмочтец, читающий кому письма. Писчебумажный, к писчей (·противоп. хлопковой) бумаге относящийся. Писчебумажная фабрика, торговля.
Популярный словарь
Письмо
-а, с.
1) только ед. Умение, навыки писать; само писание.
Искусство письма.
2) Написанный текст, передаваемый, посылаемый кому-л. для какого-л. сообщения (обычно упакованный в конверт, обертку).
Она [Фрося] жила дома и ожидала письмо или телеграмму от Федора, боясь, что почтальон унесет письмо обратно, если не застанет никого дома (Платонов).
3) только ед. Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Типы письма.
Алфавитное письмо.
Современные славянские системы письма.
4) Художественное, научное, публицистическое произведение эпистолярного жанра в форме письменного обращения к адресату, ориентированное на адресата.
Роман в письмах "Бедные люди" Ф. М. Достоевского.
Родственные слова:
письмена́, письмо́вник устар., пи́сьменный, пи́сьменность, беспи́сьменный, допи́сьменный
Этимология:
Слово общеславянского происхождения. Образовано с помощью суффикса -мо от пись, производного от писать (* pьsati).
Энциклопедический комментарий:
Первоначально для передачи информации применялись другие способы, напр. пиктографическое (рисуночное) письмо, бирки, зарубки и др. Собственно письмо вырабатывалось обычно в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни. Система письма характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи. Для классификации видов письма важна не форма знаков, а характер передачи знаками элементов речи. Существуют следующие основные типы (системы) письма: идеографическое (знак обозначает слово), слоговое, или силлабическое (знак передает последовательность звуков) и алфавитное (знак передает отдельный звук).
Словарь существительных
ПИСЬМО́1́, -а́, мн пи́сьма, -сем, -сьмам, ср
Написанный текст, передаваемый, посылаемый кому-л. для какого-л. сообщения (обычно упакованный в обертку, конверт).
В этот день я написал Андрею Бабичеву письмо (Ю. Олеша).
ПИСЬМО́2́, -а́, ср, только ед
Система графических знаков, использующихся для передачи звучащей речи на письме.
Письмо имеет две стороны: графику и орфографию.
Переводоведческий словарь
Энциклопедический словарь
ПИСЬМО́ -а́; мн. пи́сьма, -сем, -сьмам; ср.
1. только ед. Умение, навыки писать (1 зн.); само писание. Искусство письма. Различные способы письма. Обучать письму. Прописи для письма.
2. только ед. Система графических знаков, употребляемых в данной письменности. Славянское п. Готическое п. Арабское п. Идеографическое п. Алфавитное п.
3. только ед. Внешний вид чего-л. написанного; почерк. Чёткое п. Крупное п. Корявое п. Неразборчивое п.
4. Написанный текст, передаваемый, посылаемый кому-л. для какого-л. сообщения (обычно упакованный в обёртку, конверт). П. другу. Послать п. Пришло п. П. в газету. Давно нет писем. Заказное п. П. с уведомлением. // Сам такой текст. Рекомендательное п. Составить п. Циркулярное п. Директивное п. Диктовать п.
5. Официальный документ (обычно связанный с деньгами или долговыми обязательствами). Кредитное п. Гарантийное п. Заемное п.
6. только ед. Способ видения действительности и приёмы художественного воплощения (в литературе). Реалистическое п. Работа писателя над письмом. Техника, манера письма.
7. только ед. Создание произведений живописи с помощью определённых приёмов. П. Саврасова. Портретное п. Иконное п. У художника слабое п.
8. только ед. Воспроизведение музыки с помощью нотных знаков. Нотное п. Оперное п.
◁ Письмецо́, -а́; ср. Уменьш.-ласк. (4 зн.). Письми́шко, -а; мн. род. -шек, дат. -шкам; ср. Уничиж. (4 зн.).
* * *
письмо́ - 1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии. 4 основных типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Известно с конца 4-го - начала 3-го тысячелетия до н э. (Египет, Месопотамия). Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу, пиктография).
2) Письмо как литературный жанр, см. Эпистолярная литература.
* * *
ПИСЬМО - ПИСЬМО́,
1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 4 основных буквенно-звуковых типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Известно с кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. (Египет, Месопотамия). Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы (см. ВАМПУМ), кипу, пиктография).
2) Письмо как литературный жанр, см. Эпистолярная литература (см. ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА).
Большой энциклопедический словарь
ПИСЬМО - 1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 4 основных буквенно-звуковых типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Известно с кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. (Египет, Месопотамия). Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу, пиктография).
2) Письмо как литературный жанр, см. Эпистолярная литература.
Академический словарь
-а́, мн. пи́сьма, -сем, -сьмам, ср.
1. только ед. ч.
Умение, навыки писать (в 1 знач.), а также само писание.
Искусство письма. Различные способы письма.
◊
Чтение, письмо и арифметика очень туго подвигались вперед. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.
Всеволод Евгеньевич вообще строго смотрел на письмо, и все ученики его писали красиво. Арамилев, В лесах Урала.
2. только ед. ч.
Система графических знаков, употребляемых для писания; письменность.
Славянское письмо. Готическое письмо. Арабское письмо.
◊
Одна сторона камня покрыта замысловатыми бороздками, точно прошелся червь. Эти бороздки оказались буквами древнего забытого письма, известного теперь только немногим ученым. А. Кожевников, Живая вода.
||
Внешний вид чего-л. написанного, почерк.
Четкое письмо. Крупное письмо.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-л. для сообщения чего-л., для общения с кем-л. на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление.
Доплатное письмо. Послать письмо.
◊
Домой я писал каждую неделю и каждую неделю получал самые нежные письма от матери. С. Аксаков, Воспоминания.
Каждое утро ходила она на почту, спрашивала, нет ли ей писем или телеграмм до востребования, но вестей из Питера еще не было. Саянов, Лена.
||
Сам такой текст.
Рекомендательное письмо. Составить письмо.
◊
Я пишу только письма к вам о том, что вижу сам и что переживаю изо дня в день. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
Боец поправляется, Письма диктует - Несколько слов: «Жив и здоров. Пограничник Петров». Михалков, Красноармеец Петров.
||
Официальный, обычно денежный документ.
Гарантийное письмо. Заемное письмо.
4. только ед. ч. иск., лит. Приемы и характер художественного изображения действительности.
Антон Павлович держался высокого мнения о современной литературе, то есть, собственно говоря, о технике теперешнего письма. Куприн, Памяти Чехова.
Обер-лейтенант кинулся к картинам --- и, как в школе, начал объяснять манеру письма Курта Вана, переходя от одного полотна к другому. Федин, Города и годы.
В этой работе я хотя и приблизился к реализму, но полностью не овладел манерой реалистического письма. Павленко, Автобиография.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи с помощью графических элементов. Письмо позволяет закреплять речь во времени и передавать ее в пространстве. Существуют 4 основных типа письма: идеографическое письмо; словесно-слоговой тип письма (знак-рисунок, иероглиф обозначает определенное слово или его часть) - древнеегипетское, шумерское, китайское письмо и др.; силлабический тип письма (знак передает какую-либо последовательность звуков, а не слово) - деванагари, системы письма в Индии и Юго-Восточной Азии, восходящие к брахми; алфавитные (буквенные) системы письма (буква передает, как правило, один звук) - финикийское письмо, греческое, латинское и другие западные и восточные алфавиты. Одним из видов письма считается стенография. Письмо известно с конца 4-го - начала 3-го тысячелетия до нашей эры (Египет, Месопотамия). Ему предшествовали другие. средства для запоминания и передачи устных сообщений - вампумы, пиктографическое письмо и т.п.
Словарь древнерусского языка
ПИСЬМ|О (1*), А с. Письмо, письменный язык, азбука:
и собра [Ярослав] писцѣ многы. и прекладаше ѿ Грекъ н(а) Словѣньское писмо. и списаша книгы многы. ЛЛ 1377, 51 об. (1037).
Словарь народов и культуры
Письмо
(writing), система начертательных знаков, заменяющая или воспроизводящая разговорный язык. Разл. системы П. по всему миру развивались независимо. Самые ранние были нефонологическими фонология), т.е. не передающими звуков языка. Пиктографическое П. (неопосредованные изображения простых предметов и представлений) восходит к 3000 г. до н.э. (пиктограммы); оно трансформировалось в идеографическое; идеограммы передают более абстрактные понятия, идеи и выражения. Егип. иероглифы являются примером идеографического П., к-рое обычно представляет собой сочетание пиктограмм, идеограмм и символов отд. звуков языка (фонограмм). В логографических системах П., подобных кит., логограммы изображают слова или их части (морфемы) и, как правило, содержат семантические (семантика) и фонетические компоненты (фонетика). Двумя чисто фонологическими системами ГГ. являются силлабическая, в к-рой знаки соответствуют слогам слова, и алфавитная, в к-рой знаки непосредственно соответствуют отд. звукам (фонемам).
Поговорки
Ни письма ни грамоты. Волг., Дон., Кар. Абсолютно ничего не известно о ком-л., нет известий от кого-л. Глухов 1988, 110; СДГ 3, 13; СРГК 4, 521.
Ни письма ни грамотки. Печор. То же. СРГНП 1, 152.
Пишите письма [крупным (мелким) почерком]. Жарг. мол. До свидания (как фраза, завершающая разговор, встречу). Максимов, 315.
Деревянное письмо. Жарг. угол., арест. Посылка. Хом. 1, 274.
Брать/ взять письмом что. Жарг. угол. Совершать кражу из кармана или сумки, используя бритву или другой режущий инструмент. Балдаев 1, 45, 63; ТСУЖ, 24. Письмо - лезвие безопасной бритвы.
Пунктуация и управление в русском языке
кому и к кому; кого и от кого.
1. Письмо отцу. Письмо Белинского В. П. Боткину.
2. Письмо к матери (во избежание двузначности сочетания «письмо матери»: а) письмо, написанное матерью; б) письмо, адресованное матери). 3). Письмо отца.
4. Письмо от матери (во избежание двузначности при совпадении форм род. и дат. падежей).
Орфографический словарь
письмо́, -а́, мн. ч. пи́сьма, пи́сем, пи́сьмам
Формы слов для слова письмо
письмо́, пи́сьма, письма́, пи́сем, письму́, пи́сьмам, письмо́м, пи́сьмами, письме́, пи́сьмах
Синонимы к слову письмо
сущ., кол-во синонимов: 93
послание (часто ирон.); письмецо (разг.); цидулка (разг. шутл.); писулька (разг. пренебр.); грамота (устар.); эпистола (устар., теперь шутл. и ирон.); грамотка (устар. прост.)
сущ.
послание
эпистола
написанный на бумаге текст, обращенный к конкретному лицу, лицам)
ПИСЬМО
ПИСЬМО, послание, устар. эпистола, разг., шутл. цидулька
Записка, послание, уведомление, цедулка, (простон.
) грамотка; billet doux. ..
См. известие...
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: послание (приподн., ирон.), записка
Эпитеты русского языка
Написанный текст, посылаемый кому-нибудь; официальный документ.
О размере письма, логичности изложения; об интересном, скучном и т. п. письме.
Абсурдное, безалаберное, бесполезное, беспомощное, бессвязное, бессистемное, бестолковое, большое, бредовое, витиеватое, вычурное, глупое, громадное, длинное, достопримечательное, забавное, загадочное, занимательное, интересное, конспективное, короткое, краткое, лаконическое (устар.), лаконичное, лапидарное, логичное, любопытное, маленькое, многоречивое (устар.), нелепое, немногословное, необдуманное, несвязное, несуразное, нечеткое, огромное, отрывочное, подробное, путаное, скупое, скучное, странное, сумасбродное (разг.), сумасшедшее (разг.), сумбурное, таинственное, тонкое, туманное, умное, четкое, ясное.
О выражении чувства, отношения к кому-либо; о восприятии сообщения.
Амурное (устар.), бессердечное, благодарственное, бранное, бурное, вежливое, веселое, взволнованное, ворчливое, восторженное, высокопарное, выстраданное, гневное, гордое, грозное, грустное, грустно-холодное, деликатное, дерзкое, добродушное, доброе, дорогое, дружеское, дружественное, душевное, жалкое (устар.), жалобное, жгучее, желанное, жестокое, задорное, задушевное, зловещее, злое, извинительное, изобличительное, изумительное, интимное, искреннее, исповедальное, исступленное, клеветническое, колкое, ласковое, любовное, марьяжное (устар.), милое, мрачное, насмешливое, нежное, неприятное, нерадостное, обещательное (устар.), обличительное, обнадеживающее, озабоченное, откровенное, отчаянное, пасквильное, печальное, пламенное, повинное, покаянное, полемическое, понукательное (разг.), почтительное, правдивое, прекрасное, прелестное, приветливое, приветное (разг.), приятное, проклятое (разг.), пылкое, радостное, роковое, ругательное, сдержанное, сердечное, слащавое (разг.), слезливое, слезное, спокойное, страстное, строгое, суровое, сухое, теплое, тревожное, трогательное, трусливое, увещательное, увещевательное, угрюмое, укоризненное, укорительное, умоляющее, учтивое, хвалебное, хвастливое, холодно-деловое, холодное, целебное (устар.), целительное, честное, чистосердечное, чувствительное (устар. и шутл.), шутливое, ядовитое, язвительное. Авангардное, болезное, жаркое, кислое, крылатое, рассчитанно-суровое, тощее, тучное, хмурое. Авиационное, анонимное, благодарственное, верительное, возмутительное (истор.), гарантийное, деловое, директивное, доплатное, завещательное, заемное (истор.), заказное, закрытое, известительное (устар.), конфиденциальное, кредитное, местное, ответное, открытое, поддельное, подлинное, подложное, подметное (истор.), поздравительное, поручительное, посмертное, пригласительное, простое, рекомендательное, уведомительное, фальшивое, ценное, циркулярное, шифрованное и т. п.
Лингвистика
Письмо́ -
знаковая система фиксации речи, позволяющая с
помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую
информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Первоначально для
передачи информации применялись другие способы, например пиктография, бирки, зарубки, вампумы, кипу и т. п.
Собственно письмо вырабатывается обычно в раннеклассовом обществе в
связи с усложнением хозяйственной жизни. Система письма
характеризуется постоянным составом знаков, причём каждый знак
передаёт либо целое слово, либо последовательность звуков, либо
отдельный звук речи. Для классификации видов
письма важна не форма знаков (изобразительно-рисуночная,
условно-геометрическая и т. п.), а характер передачи знаками элементов
речи. Существует 4 основных типа письма - идеографический,
словесно-слоговой (логографически-силлабический), собственно силлабический и буквенно-звуковой (алфавитный).
В конкретных системах письма эти типы обычно существуют в не вполне
чистом виде.
В идеографическом письме каждый знак (изобразительный
элемент) может обозначать любое слово в любой
грамматической форме в пределе круга понятийных ассоциаций, либо прямо
вызываемых изображением, составляющим данный знак, либо условных. Круг
возможных значений изобразительного элемента ограничен соседним кругом
значений, например знак, изображающий «ногу», может означать ‘ходить’,
‘стоять’, ‘приносить’ и т. п. в любой грамматической форме, но не может
означать ‘ступня’, ‘подошва’, потому что для этого существует другой
изобразительный элемент. Вместо изображения возможно употребление и
произвольного графического символа. В числе ассоциаций может быть и
ассоциация по сходному звучанию (принцип ребуса), например знак
«тростник» («ги») мог означать ‘вернуть’ («ги»). Возможность передачи
информации с помощью чистой идеографии очень ограничена; этот тип письма
существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому
письму, применяясь либо в хозяйственных записях, где число понятий, о
которых может идти речь, ограничено самим содержанием текста (ранний
Шумер, начало 3‑го тыс. до н. э.), либо в ритуальных записях как
мнемоническое вспомогательное средство. Неясно, была ли идеографическим
или словесно-слоговым письмом письменность острова Пасхи и чукотское письмо, изобретённое в 20 в.
Теневилем.
Гораздо более живучим оказался словесно-слоговой тип письма.
Основой системы письма и здесь остаётся прежняя многозначная идеограмма, но конкретная привязка знака каждый раз
к определённому слову обеспечивается добавлением ребусных знаков,
выражающих чисто звуковые элементы либо слова в целом, либо его части
(особенно грамматических элементов), и знаками-детерминативами, уточняющими круг понятий, к
которому относится данное слово. Например, в древнеегипетском языке рисунок «жук» (х п р) с
силлабическими знаками х‑, п‑, р- (гласные
неизвестны) + детерминатив абстрактных понятий означал (х п р)
‘существование’; в шумерском языке рисунки
«нога» + «камень» означали ‘пришедший’ (ги́на), потому что
«камень» назывался на, а рисунки «нога» + «куча зерна (?)» (ба)
означали ‘стоящий’ (гу́ба); знаки «вышка (?)» + «решётка (?)» с
детерминативом «божество» (рисунок «звезда») читались ‘бог Энлиль’ (имя
бога), а с детерминативом «земля» (рисунок участка, прорезанного
каналами) читались ‘Нибуру’ (название города, где почитался этот бог).
Идеографический знак, прикреплённый к определённому слову, называется
логограммой. Для знаков, выражающих
последовательности звуков, используются тоже логограммы, но в
«ребусном» употреблении [ср. выше на, ба не в смысле
«камень» и «куча (?)», а как знаки для последовательностей звуков
н + а, б + а]. Такие последовательности - не обязательно полные
слоги; так, в древнеегипетском письме гласные вообще не
передавались, в аккадском слог мог дробиться на
части. Словесно-слоговым письмом могли передаваться тексты любого
содержания, так как такое письмо обеспечивало достаточно адекватную
фиксацию речи и надёжное воспроизведение текста при чтении.
Отсутствие обязательной непосредственной связи первоначальных
идеограмм с фонетической стороной речи
позволяло использовать одни и те же знаки в качестве логографических
элементов для разных диалектов (в Китае) и для
разных языков (на древнем Ближнем Востоке). В древнейших видах письма
этого типа знаки монументальных надписей долго сохраняли форму
рисунков-иероглифов; наряду с ними существовала
скоропись (на папирусах, черепках - в Египте; на глиняных плитках - в
Передней Азии, так называемая клинопись; на бамбуковых палках - на
Дальнем Востоке, и т. п.). Такие системы письма возникали в
раннеклассовом обществе для хозяйственных нужд и обычно независимо
друг от друга; отдельные случаи сходства знаков объясняются либо общей
типологией, либо случайностью. Наиболее известны: древнеегипетское
письмо (с конца 4‑го тыс. до н. э.), шумерское письмо (с начала 3‑го
тыс. до н. э.) и развившиеся из него виды клинописи, эламская
иероглифика (3‑е тыс. до н. э.), протоиндское письмо (тогда же), критское письмо (с начала 2‑го тыс. до
н. э.), китайское письмо (со 2‑го тыс.
до н. э.), майя письмо в Центральной
Америке (1‑е тыс. н. э.; другие центральноамериканские системы
письма были, видимо, идеографическими и пиктографическими).
Не все древние системы письма этого типа расшифрованы; наиболее изучено
письмо Китая, Двуречья (клинопись) и Египта. Аккадская клинопись - в
основе слоговое письмо, но любой словесный знак или группа знаков
шумерского письма могли быть введены в текст как обозначение для
аккадского слова (так называемая гетерограмма), особенно ради экономии места.
Единственная существующая ныне древняя система письма словесно-слогового
типа - китайская. Сохранение её объясняется «аморфным» характером
китайского слова и потому малой необходимостью в передаче грамматических
показателей, а также удобством китайского письма для общения между
носителями фонетически различающихся диалектов. Знаки китайского письма
восходят к рисункам, подвергшимся скорописному упрощению (окончательно -
с введением бумаги во 2 в.); имеются различные виды скорописи. Знаки
обычно являются составными, т. е. соединением «детерминатива» и
«фонетика». Китайское письмо распространилось в Корее, Японии и других
странах, но оказалось неудобным ввиду иного грамматического строя
соответствующих языков. Поэтому наряду с китайскими иероглифами в этих
странах рано начали употреблять местные фонетические системы письма -
силлабическое письмо «кана» в Японии и
буквенно-силлабическое (лигатурное) письмо «кунмун» в Корее. В Японии иероглифами, играющими
роль гетерограмм, обычно обозначают основы слов, а силлабическими
знаками - изменяемые части слова; в Корее иероглифы сохранили лишь более
узкое применение (при китайских заимствованиях,
для омонимов). Преимущества
словесно-слогового письма: международный характер логограмм, меньшее
число знаков на одинаковый отрезок текста по сравнению с буквенным
письмом, поэтому логограммы применяются в составе вспомогательных
подсистем письма (цифры, алгебраические и химические формульные знаки и
т. п.). Недостатки: многочисленность знаков в системе (от нескольких
сотен до многих тысяч), трудность (громоздкость) при освоении
чтения.
Системы письма, где каждый знак передаёт только какую-либо
последовательность звуков как таковую, а не слово, называются
силлабическими. Последовательности могут быть либо только типа
«С(огласный) + Г(ласный или нуль)», либо также типов «Г + С» и даже
«С + Г + С», реже «С + С + Г», «С + Г + С + Г». Есть также знаки для
отдельных гласных. Силлабические системы - часто результат упрощения
словесно-слоговых систем (ср. развитие кипрского письма из критского главным образом путём
опущения логограмм). Они могут возникнуть и вторично, путём введения
огласовки в консонантное (см. ниже) буквенно-звуковое письмо [индийские
кхароштхи, брахми из арамейского (см.
Западносемитское письмо), эфиопское из древнесемитского], или могут быть
придуманы специально в дополнение к логографически-силлабическим
системам в языках, отличающихся богатством грамматических форм
(Япония, Корея). Наиболее широко распространены силлабические системы
письма в Индии (см. Индийское письмо)
и Юго-Восточной Азии, восходящие к брахми. Они построены на принципе
введения вариантных знаков согласных с
различающимися гласными. Системы брахми и кхароштхи допускают очень
точную, близкую к фонетической транскрипции
передачу звукового состава текста. Эти системы, как и большинство
позднейших разновидностей письма, распространившихся в Южной и
Юго-Восточной Азии из Северной Индии, основаны на подсистеме исходных
знаков, часть которых служит для передачи гласных, а большинство - для
обозначения «согласный + гласный -а»; если за тем же согласным следует
не -а, а другой гласный, то исходный знак соответственно
видоизменяется по форме; если за согласным следует ещё согласный
или более одного гласного, то из знаков, предназначенных для передачи
этих согласных + а, составляется одна буква (лигатура); для передачи отсутствия гласного в конце
слова существует особый добавочный значок. Так как знаки не закреплялись
в типографской форме, в Южной и Юго-Восточной Азии выработались десятки
видов скорописей, внешне уже несхожих, но основанных преимущественно на
тех же принципах; лишь в 19-20 вв. многие из них получили и типографское
оформление. Важнейшая система письма этой группы - деванагари,
применяемая для санскрита, хинди и др. Преимущество силлабического письма - в
меньшем числе знаков (100-300), недостаток - в некоторой громоздкости и
трудности в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии
словоразделов. Искусственно созданные системы силлабического письма
вводились в новейшее время миссионерами для религиозной пропаганды среди
бесписьменных народов разных стран, но все эти системы не выдержали
конкуренции алфавита.
В алфавитных системах письма
отдельный знак (буква) передаёт, как правило, один звук; это может быть
либо фонема, либо аллофон, либо любая
фонема в пределах некоторой группы акустически
сходных звуков; иногда же буквы соединяются по 2, 3 и 4 для обозначения
одной фонемы (нем. sch ‘ш’, tsch ‘ч’). Алфавитные и силлабические
системы письма часто (неточно) объединяют под названием фонетических.
Историческим родоначальником всех видов алфавитного письма
явилось древнесемитское (финикийское) так
называемое буквенное консонантное, или квазиалфавитное, письмо (см. Западносемитское письмо); это силлабическое
письмо - со знаками только типа «С + Г», причём «Г» может безразлично
быть любым гласным, или нулем гласного. Происхождение древнесемитского
квазиалфавита (2‑я половина 2‑го тыс. до н. э.) до сих пор не
установлено; наиболее вероятно его происхождение из финикийского же («протобиблского») силлабического письма, где в
знаках типа «С + Г» ещё различались качества гласных и число знаков
доходило до 75-100. В «классическом» финикийском алфавите имелось 22
знака (меньше числа согласных фонем). В основе известных нам трёх
древнесемитских протоалфавитных систем - финикийской линейной, угаритской
клинописной (обе имели общий порядок букв) и южноаравийской линейной -
лежит общий слоговой или словесно-слоговой прототип. Новая система дала
возможность фиксировать речь по звуковому способу с помощью минимального
числа легко и быстро запоминающихся знаков (букв). Однако текст,
записанный без гласных и обычно без словоразделов, несмотря на то что в
семитских языках значение корня связано с
согласными, а гласные выражают словообразовательные и грамматические элементы
слова, всё же был малопонятен, кроме случаев, когда содержание его было
заранее приблизительно известно; такое письмо скорее было применимо как
тайнопись купцов-мореплавателей, чем как всеобщее средство передачи
речи, поэтому в течение более тысячи лет с ним вполне успешно
конкурировали системы словесно-слогового письма. Клинописный
(угаритский) вариант квазиалфавита вымер ещё во 2‑м тыс. до н. э.; один
из вариантов линейного квазиалфавита просуществовал в Южной Аравии до
7 в. н. э., а в Африке дал начало эфиопскому письму со вторичной огласовкой по
индийскому принципу. Собственно финикийский линейный квазиалфавит в
своей первичной форме был воспринят в Малой Азии (малоазийские алфавиты вымерли в начале н. э.),
Греции и Италии, дав начало западным алфавитам (см. ниже), а в
скорописной (курсивной) форме, выработанной для родственного
финикийскому древнесемитского языка - арамейского, распространился по всему Ближнему и
Среднему Востоку, дав начало восточным алфавитам (рис.
1, 2).
/>
" //a/th
tha class=t href='/images/lingv-enc/00037.png' target=_blankimg style="max-width:300px;" src="/images/lingv-enc/00037.png" title="Письмо раннеарабских надписей VI в. н. э." alt="Письмо раннеарабских надписей VI в. н. э."
//a/th
tha class=t href='/images/lingv-enc/00035.png' target=_blankimg style="max-width:300px;" src="/images/lingv-enc/00035.png" title="Арамейско-СЃРёСЂРёР№СЃРєРѕРµ РїРёСЃСЊРјРѕ „эстрангело" alt="Арамейско-СЃРёСЂРёР№СЃРєРѕРµ РїРёСЃСЊРјРѕ „эстрангело"
v рІ. рЅ. сЌ." />
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Рис. 1. Развитие восточных и западных алфавитов из
финикийского письма.
Восточные алфавиты
Распространение алфавита вместе с канцелярским арамейским языком в
пределах Персидской державы Ахеменидов 6-4 вв. до н. э. от Малой Азии до
Индии привело к созданию множества местных разновидностей письма
(важнейшие: арамейское «сирийское» письмо;
квадратное письмо, принятое евреями, первоначально для религиозных книг;
особая разновидность арамейской скорописи с добавлениями
дополнительных надстрочных и подстрочных диакритических знаков была положена в основу арабского письма). Сравнительно рано в
финикийском и производных от него видах письма с помощью букв для
согласных w, j, ʼ и h (так называемых «матерей чтения», см. Матрес лекционис) стали сначала непоследовательно,
а затем регулярно обозначать также дифтонги au,
ai и долгие гласные ō, ū, ē, ī, ā; любая буква, в т. ч. и буквы w, j,
ʼ , h, если они не являлись «матерями чтения», стала означать «согласный
+ краткий гласный или нуль гласного»; т. о., сами по себе
краткие гласные в алфавитах семитского происхождения обычно отдельно не
обозначаются («матери чтения» для них применялись редко и
непоследовательно). Лишь начиная со средних веков, главным образом в
богослужебных книгах, стали обозначать все вообще гласные с помощью
диакритических значков над или под буквами (в еврейском, сирийском - с
помощью точек и групп точек, в сирийском - также и с помощью маленьких
греческих букв, в арабском и производных - с помощью маленьких арабских
«матерей чтения»). Однако диакритические знаки огласовки ни в сирийском,
ни в квадратном, ни в арабском письме в бытовое употребление так и не
вошли.
В неустойчивых государственных образованиях, возникавших на Востоке
после македонского завоевания (4 в. до н. э.), появилось обыкновение в
деловой переписке писать лишь общеизвестные канцелярские формулы и другие отдельные слова и
выражения по-арамейски, а остальной текст, иногда и флексию слов, - арамейскими буквами на местном
языке. Так создалась вторичная система арамейских псевдологограмм
(гетерограмм); текст в целом, включая и гетерограммы, читался на местном
языке. Таким образом, арамейский алфавит в его ранней канцелярской
форме, видимо, не позже 4 в. до н. э. был применен к древнеперсидскому языку (ранее имевшему собственное
клинописное силлабическое письмо), а затем в различных разновидностях
скорописи использовался для других иранских языков (парфянского, среднеперсидского, согдийского, хорезмского).
В условиях средневековья грамотность была сосредоточена в среде
духовенства. Поэтому распространение каждого алфавита связывалось с
определённой религией: квадратный шрифт распространялся вместе с
иудаизмом (ныне употребляется для бытовых языков евреев, в Израиле для
языка иврит), арабское письмо - с исламом,
употреблялось для языков всех мусульманских народов независимо от
происхождения (ныне - для арабского, персидского, пушту, урду и других). Различные виды арамейской
скорописи также распространялись с различными христианскими сектами
(например, несторианское, яковитское письмо), а также с манихейством.
Письменность с арамейскими гетерограммами распространялась главным
образом с зороастризмом. Для священных книг зороастризма был позже на
той же основе изобретён усовершенствованный алфавит с гласными
буквами (авестский; принцип обозначения гласных был здесь, видимо,
воспринят из греческого). На основе согдийского и несторианского письма
создались разные виды письма тюрков Центральной Азии (важнейшие - уйгурское и тюркское
«руническое»). Позже уйгурское письмо было приспособлено для монгольского и маньчжурских
языков (с огласовкой частично по тибетско-индийскому типу и с
вертикальным направлением письма по китайскому образцу). Распространение
христианства потребовало создания письменности на местных языках
Закавказья; для этих языков с их сложными фонологическими системами были созданы около 400
н. э. особые алфавиты - армянский, грузинский и албанский
(агванский) путём использования стилизованных арамейских
начертаний и греческих орфографических и филологических принципов.
usemap="#mp" />
Рис. 2. Генеалогическая схема развития систем письма.
Прерывистыми линиями обозначены возможные пути развития или влияния.
Западные алфавиты
Исходным для развития всех западных алфавитов является греческое письмо; оно возникло, видимо, в 8 в. до
н. э. (памятники известны с конца 8-7 вв.). «Архаическое» греческое
письмо по форме букв почти полностью совпадает с финикийским; лишь
позднее были введены дополнительные буквы φ, χ, ξ, ψ и ω.
В «архаических» малоазийских и, вероятно, также в греческом письме
сначала ещё отсутствовали буквы для кратких гласных; направление
письма было, как и в семитских языках, справа налево, затем бустрофедон, затем слева направо. Очень близки
названия греческих и древнесемитских букв, совпадает порядок их
расположения в алфавите.
В связи с тем что греческий текст, лишённый гласных, почти непонятен,
в греческом письме были использованы для гласных, помимо «матерей
чтения», и те буквы, которые обозначали финикийские согласные, чуждые
греческой фонетике и оказавшиеся, таким образом, излишними: кроме α, ε,
ι, υ из финикийских ʼ , h, y, w были взяты также буквы ḥ и ʕ для
греческих η и ο; аналогичный процесс происходил в рано вымерших
малоазийских алфавитах. Переход к обозначению на письме не только
согласных, но и всех гласных явился важнейшим культурным
достижением. Существовали варианты письма: восточногреческий и
западногреческий, а также фригийский, различавшиеся формой и
употреблением некоторых букв. Из восточногреческого в 5-4 вв. до н. э.
развилось классическое греческое, а затем византийское письмо; в свою
очередь, из него возникли коптское
(христианско-египетское), древнеготское и
славянское кирилловское письмо. На основе западногреческого письма
возникли италийские алфавиты, в т. ч. этрусский (в 7 в. до н. э.) и из
него - древнегерманские руны (с 3 в. н. э.); из этрусского же, видимо,
развилось латинское письмо (с 6 в. до н. э.).
В эпоху Римской империи латинское письмо приобрело международный
характер, сохранявшийся в связи с распространением католической
церкви и в эпоху западноевропейского феодализма. Латинское письмо
используется и для национальных языков западноевропейских народов,
например французского, немецкого, польского и др.
Так как звуковой состав различных новых западноевропейских языков
сильно отличается от звукового состава латинского языка, широкое
распространение в национальных орфографиях (см. Орфография) получают двух- и трёхбуквенные
сочетания для передачи одного звука (англ. th, нем. sch и т. п.), что
крайне усложнило письмо. Вследствие инерции литературной традиции
некоторые западноевропейские письменные системы уже много веков не
претерпевали значительных реформ. В этих системах (английской, французской) произошёл разрыв с живым и
развивающимся народным языком, а традиционность орфографии стала
принципом письменной системы, не дающей уже адекватной передачи
современной звуковой речи, так что некоторые буквосочетания превращаются
в своего рода вторичные псевдологограммы.
Как в греческом, так и в латинском рукописном письме в течение веков
возникали разновидности (капитальное письмо, унциал, полуунциал,
каролингский минускул, готическое письмо, гуманистическое письмо эпохи
Возрождения и многие другие). С введением книгопечатания закрепились две основные
разновидности латинского письма: современная латиница и шрифты типа
«антиква», возникшие на основе гуманистического письма эпохи Возрождения
в подражание римским монументальным надписям; готическое письмо и
шрифты типа «фрактура», или «швабах», сохранявшиеся в Германии до
середины 20 в. В 19-20 вв., в связи с образованием новых наций,
складывается целый ряд систем письма на латинской основе во всех частях
света; в них широко используется диакритика для обозначения звуков, не
предусмотренных латинским письмом (например, в чешском языке, турецком
языке, языках Африки; рис. 3).
/>
Рис. 3. Диакритические знаки и лигатурные буквы,
применяемые в системах письма, построенных на латинской основе.
/>
Рис. 4. Диакритические знаки и дополнительные буквы,
применяемые в системах письма, построенных на русской основе.
Славянское письмо
(кириллица) было
разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого
письма ещё 19 букв для специфических славянских фонем (буквы «ц», «ш»
были взяты из еврейского квадратного письма, а остальные изобретены
специально). Кириллица употреблялась православными славянами, а также
(до 19 в.) румынами; на Руси была введена в 10-11 вв. в связи с
христианизацией. До сих пор не решён вопрос о происхождении другого
славянского письма - глаголицы и её
соотношения с кириллицей. Почти полностью совпадая по составу, порядку
и значению букв, азбуки эти резко различались по форме букв: простой,
чёткой и близкой к греческому уставному письму 9 в. у кириллицы и
замысловатой, очень своеобразной у глаголицы, которая применялась
главным образом у юго-западных славян-католиков со славянским
богослужением и вымерла в позднем средневековье. Графика кириллицы претерпевала изменения с 10 по
18 вв. (устав, полуустав, вязь).
Современные славянские системы письма - русская, украинская, болгарская,
сербская (с добавлением букв љ, њ, ћ, ђ, џ и других) - развились на
основе кириллицы. Русское письмо из 33 букв (называется гражданским шрифтом, в отличие от церковного -
собственно кириллицы, сохранённой для религиозной литературы при
реформе, проведённой Петром I) является упрощением кириллицы с
приближением форм букв к образцам антиквы. Помимо собственно алфавитных
знаков, оно содержит слоговые знаки е, ё, я, ю, употребляемые также для
передачи палатализации согласного,
предшествующего э, о, а, у; палатализация в других случаях передаётся
«ь». Оно пережило ряд алфавитно-орфографических реформ (1708-10, 1735,
1758, 1918), в результате которых были исключены все буквы, не нужные
для передачи фонем современной русской речи; буква «ё» была оставлена
как факультативная.
В СССР созданы новые алфавиты для народов, не имевших ранее письма
или имевших письмо, построенное на основе, признанной малопригодной для
народного языка (например, арабской). Первоначально эти алфавиты
строились на латинской основе, но с середины 30‑х гг. были переведены на
русскую основу с добавлением ряда дополнительных и диакритизированных
букв (рис. 4).
Изучением письма занимается грамматология, а также эпиграфика и палеография.
Васильев В. П. Анализ китайских иероглифов, [2 изд.],
ч. 1-2, СПБ, 1884-1898;
Энциклопедия славянской филологии, под ред. И. В. Ягича, в. 3 -
Графика у славян, СПБ, 1911;
Языки и письменность народов Севера, ч. 3, М.-Л., 1934;
Добиаш-Рождественская О. Л., История письма в средние века,
2 изд., М.-Л., 1936;
Описание выставки «Письменность древнего мира и раннего
средневековья». Путеводитель, М.-Л., 1936 (АН СССР, Институт книги,
документа, письма);
Дьяконов И. М., К возникновению письма в Двуречье, в кн.:
Государственный Эрмитаж. Труды Отдела Востока, т. 3, Л., 1940;
Юшманов Н. В., Ключ к латинским письменностям земного шара,
М.-Л., 1941;
Шампольон Ж. Ф., О египетском иероглифическом алфавите,
пер. с франц., [М.], 1950;
Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер.
с нем., М., 1961;
его же, История письма, пер. с нем., М., 1979;
Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963;
Вайман А. А., К расшифровке протошумерской письменности, в
кн.: Переднеазиатский сборник, т. 2. М., 1966;
Периханян А. Г., К вопросу о происхождении армянской
письменности, там же;
Гельб И. Е., Опыт изучения письма. (Основы грамматологии),
пер. с англ., М., 1982;
Ojha Gaurishankar Hirachand. The palæography of
India, 2 ed., Ajmer, 1911;
Meissner B., Die Keilschrift, 2 Aufl., B.-Lpz.,
1922;
Erman A., Die Hieroglyphen, 2 Neudruck, B.-Lpz.,
1923;
Karlgren B., Grammata serica. Script and
phonetics in Chinese and Sino-Japanese, Stockh., 1940;
Dunand M., Byblia grammata. Documents et
recherches sur le développement de l’écriture en Phénicie, Beyrouth,
1945;
Février J. G., Histoire de l’écriture, 2 éd., P.,
1959;
Chadwick J., The decipherment of Linear B, Camb.,
1959;
Laroche E., Les hiéroglyphes hittites, P.,
1960;
Jensen H., Die Schrift in Vergangenheit und
Gegenwart, 3 Aufl., B., 1969.
И. М. Дьяконов.
Лингвистические термины
Дополнительное средство общения. Письмо возникает из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. Функционально древнейшие виды письма - это послания и надгробные надписи. Письмо помогает преодолеть пространство и время, сохраняет человеческий опыт. Первый исторический тип письма - пиктография, т.е. картинное письмо. Со временем письмо утрачивает зрительные образы и превращается в немотивированные знаки, пиктограмма становится идеограммой, а пиктография - идеографией. В отличие от пиктограммы и идеограммы, буква не имеет предметно-понятийного содержания. "Значение" буквы - это указание на звук или слог, который необходимо произнести, чтобы назвать слово или его часть. Тип письма, отражающий произношение слов, называется фонографией.
Фонография подразделяется на два вида письма:
1) консонантно-звуковое (слоговое);
2) вокально-звуковое (звуковое).
Вокально-звуковое письмо, например, характерно для русского и английского языков. Примеры слогового письма - индийское письмо деванагари, арабское, эфиопское и др.
Дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков.
Письмо звуковое (письмо алфавитное, письмо буквенное, письмо буквенно-звуковое). Письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный ’звук речи. Сначала звуковое письмо было слоговым, затем стало буквенным (современный тип письма у большинства народов).
Письмо идеографическое (от греч. idea - понятие + grapho - пишу) (письмо иероглифическое). Письмо, при котором графический знак (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка) служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за словом, а не его звучание. ср. современные знаки четырех арифметических действий (+, -, X, ; и др.), цифры, черную рамку, в которую заключается фамилия умершего человека, дорожные знаки и т. п.
Письмо пиктографическое (от лат. pictus - живописный, писанный красками + греч. grapho - пишу) (письмо рисуночное, письмо картинное). Письмо, при котором графический знак (в виде рисунка или условного изображения) служит для передачи содержания речи - жизненной ситуации, событий, связанных с живыми существами, вещами и т. д., но не отражает языковых форм (фонетических и грамматических). ср. современные рисунки в изобразительной рекламе. Письмо начертательное. Письмо, использующее графические знаки (картинки, рисунки, значки, буквы, цифры) в отличие от символической и условной сигнализации при помощи вещей (шнурки с узелками, пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера; ср. современные рекламы из предметов одежды, коробок для конфет или консервных банок на витринах, семафоры, светофоры, морские сигналы флагами и фонарями и т. п.). К начертательному письму относятся пиктография, идеография, звуковое письмо. Письмо слоговое (письмо силлабическое). Письмо, при котором графический знак служит для передачи слога (предшествовало буквенному письму).
Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Грамматологический словарь
Письмо (письменность, графика) - передача речи (иногда невербальных понятий) посредством знаков, позволяющих хранить, использовать и передавать разного рода сообщения. Развитие любого письма проходит путь от предметного и протописъменности к звуковому, буквенному и метаписьму. (См. Стадиальности теория). Письмена могут объединяться по чисто формальному сходству (См. Синдромы графические), по генеалогической принадлежности и по способу образования слов (рисуночная, слоговая и буквенная системы письма). См.
Письмо - один из важнейших показателей цивилизованности и, являясь сугубо национальным отношением к миру, играет существенную роль во многих мифоэпических и религиозно-мистических системах.
Педагогическое речеведение
Письмо - особый (эпистолярный) жанр речи. Оно направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д. П. является древним видом письменного общения. Потребность в эпистолярном жанре возникла в связи с необходимостью входить в речевое общение при отсутствии непосредственного контакта. В отличие от контактного, непосредственного устного общения, через П. осуществляется дистантное монологическое общение. При этом П. как жанр требует особого учета адресантом ответного восприятия адресата. За многовековую историю существования жанр П. приобрел особую форму, свою композицию и структуру. Выделяется несколько типов П. в зависимости от ситуации общения, целевой установки текста, тематики писем, степени стандартизации текста.
Разные ситуации общения требуют разных видов П.
Первый тип общения - «один-один». Это переписка двух лиц, которую в практике П. называют частной перепиской частное П.). В зависимости от отношения корреспондентов такая переписка может быть: официальной, если корреспонденты незнакомы, малознакомы или находятся в субординационных отношениях «нижевыше», «младший-старшему»; неофициальной, если переписываются друзья, родственники, если между корреспондентами отношения «выше-ниже», «старший-младшему»; нейтральной, если переписываются знакомые, не находящиеся в дружеских отношениях, если партнеры по социальному, возрастному положению равны.
Второй тип общения - «много-много». Это переписка учреждений, предприятий, государств. Очень часто в такой ситуации П. может быть адресовано определенному должностному лицу или написано конкретным должностным лицом, но и в этом случае лицо имеет характер обобщенного адресата. Такой тип П. называют деловым П.
Деловое П. предполагает только официальный тип отношений, а с учетом служебной сферы может быть подразделено на дипломатическое, коммерческое (торговое), промышленное и П. учреждений и организаций.
Третий тип П. - частное деловое П. Общение происходит по моделям: «много-один», «один-много». Это переписка частного лица с учреждениями, предприятиями и т. п. Такие П. предполагают также официальный тип отношений. Этот тип отношений является как бы промежуточным между деловым и частным П. и тяготеет то к первому, то ко второму виду. Так, П. частного лица в учреждение приближается к частному официальному П., а П. из учреждения частному лицу составляется по нормам делового П.
В зависимости от цели написания и с учетом функции языка П. могут быть квалифицированы следующим образом:
П.-повествования (описательные): П.-сообщение, П.-извеще-ние, П. о жизни, делах, событиях и т. п.; побудительные П.: П.-приглашения, П.-просьбы, П.-требования, П.-запросы, П.-советы, П.-предостережения и т. п.;
эмоционально-оценочные П.: П.-жалобы, П.-утешения, соболезнования, П.-упреки, П.-оправдания, П.-одобрения и неодобрения и т. п.; этикетные П.: П.-поздравления, П.-благодарности, П.-извинения, контактоустанавливающие П. и т. д.
Целевая направленность П. (если все П. подчинено одной теме) или части П. микротекста (если П. многоплановые) формулируется вводными фразами текста, которые являются фразами-клише в официальном П., и довольно устойчивыми сочетаниями (блочными клише) в неофициальной корреспонденции.
П. различаются в зависимости от ведущей темы. Тематика П. достаточно определенна, при этом каждый тип П. предпочитает те или иные темы. Так, деловое П. часто носит характер информационный. Существует П.-напоминание, П.-подтверждение, П.-сообщение. Частное деловое П. носит характер сопроводительного П. или П.-запроса. Частные официальные и неофициальные П. могут быть различными по тематике. Чаще других встречаются пригласительные и поздравительные П., П.-просьбы и ответы на них, П.-благодарности, П.-советы и др.
П. имеет свои композиционные особенности, а также определенный набор семантических частей текста. С точки зрения степени клишированности П. подразделяются на три группы:
1) стандартные - самые «жесткие» виды П., имеющие клишированный набор фраз и постоянную бланкированную композицию. Это деловые, особенно коммерческие и промышленные П.;
2) «полужесткие» - П., в которых наблюдается жесткая постоянная последовательность, но выбор фраз зависит от пишущего. Такими являются П.-соболезнова-ния, поздравительные, извинения и т. д. Все частные деловые П. являются «полужесткими»;
3) относительно свободные - П., которые сохраняют лишь стандартные начала и концовки, а в основной части являются свободными. Это частные неофициальные П., особенно описательного и эмоционально-оценочного типа. Однако даже в таких П. можно выделить постоянные фразы, вводящие свободный текст, заключающие и скрепляющие его.
С точки зрения строения все типы П., как любые другие виды текста, имеют три композиционные части: зачин, срединная часть, концовка. Деловое П. имеет строго клишированный зачин, который в практике деловой корреспонденции называется заголовком. Сюда входит: название организации-отправителя (внешний адрес); название организации-адресата (внутренний адрес) и имя получателя, дата написания, обращения, повод написания П., который чаще всего вводится словами касательно, по поводу. Частное П. в зачине содержит меньше стандартизованных элементов: дату и место написания (факультативно), которые располагаются в верхнем правом углу листа, и обращение (возможно вместе с приветствием в неофициальном П.), написанное в середине листа . К зачину можно отнести и стандартизованную начальную фразу о состоянии переписки. В концовку русского делового П. входят слова вежливости (например, с уважением), должность подписавшего лица (слева), подпись и расшифровка подписи. Частное (особенно неофициальное) П. имеет большой набор ритуализованных элементов, входящих в концовку: извинения за написанное (за стиль, небрежность и т. п.), повторные поздравления, благодарности, извинения, заверения писать и просьба не забывать писать, передача приветов, прощания, слова вежливости и подпись, постскриптум, дата и место написания (если их нет в начале П.). Срединная часть любого П. начинается в зависимости от темы, а заключается или обобщающими фразами, или специальными фразами-концовками.
Разница между деловым и частным П. в этом случае прослеживается на уровне блочного строения текста. П. любой степени жесткости имеет достаточно строго стандартизованную рамочную конструкцию, состоящую из зачина и концовки, причем деловое П. пространнее оформляет зачин, поскольку в официальных отношениях очень важно сразу же соблюсти субординацию, а в частном П. расширяется концовка, задача которой определить взаимоотношения корреспондентов в перспективе. Целевая установка всего текста и его микрочастей требует от пишущего определенного набора фраз, которые могут быть в большей или меньшей степени клишированными (в зависимости от жесткости текста). Следует обращать внимание также и на то, в какой последовательности располагаются фразы в П. Каждая последующая фраза и каждый последующий микротекст бывают обусловлены целевой установкой пишущего. Однако не только этим. На развертывание текста накладывает ограничение еще традиция, принятая у данного народа. В результате вырабатывается типизированная логико-смысловая последовательность текста, который оформляется типичными для данной ситуации фразами.
Лит.: Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. Статья первая: Общие сведения об эпистолярном жанре // Р. я. з. р. - 1982. - № 2; Ее же. Письмо как один из видов текста. Статья вторая: характеристика благодарственных, извинительных и поздравительных писем // Там же. - 1982. - № 4; Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1989.
Л.Е. Тумина
Методические термины
ПИСЬМО́.
1. Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических знаков передавать информацию на расстояние и закреплять ее во времени.
2. Вид письменного сообщения, текст.
3. Продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.
Обучение П. включает работу над техникой П. (графика, орфография, пунктуация) и над письменным выражением мыслей на изучаемом языке (письменная продуктивная речь). Рецептивная письменная речь воплощается в чтении. Объектами изучения письменной речи являются предложение, абзац и связный текст. П. используется как самостоятельная форма общения, однако овладение ею происходит на базе звуковой речи. В обучении П. можно выделить три этапа: овладение графикой и орфографией, усвоение структурных моделей предложений; овладение П. как средством общения. Трудности обучения П. могут быть связаны с несформированностью речи, двигательных навыков, зрительного восприятия, а также нарушений в развитии других познавательных функций. Несовпадение графической системы родного и изучаемого языка является причиной интерференции и также вызывает затруднения при овладении новым графическим кодом. Полная несформированность П. при глубоких поражениях мозга называется аграфией. В отечественной методике принято разграничивать термины письмо и письменная речь. Первый термин обозначает способность составлять из букв слова, что предполагает владение графическими, орфографическими и каллиграфическими навыками. Письменная же речь является умением, формируемым на основе навыков письма и обеспечивающим способность выражать мысли в письменной форме, т. е. создавать тексты разных типов и жанров. При этом можно выделять два вида письменной речи: речь учебную и коммуникативную. В зарубежной методике для обозначения учебной письменной речи используется термин guided writing, а коммуникативной письменной речи - термин free writing (Kroll, 1993; Мусницкая, 1991; Гальскова, Гез, 2004; Мильруд, 2007; Соловова, 2002).
Этимология
Общеславянское слово индоевропейской природы (см. писать), образовано суффиксальным способом (суффикс мо).
Этимологический словарь русского языка
Общесл. Образовано от пись, производного от писать.
Этимологический словарь
письмо́
мн. пи́сьма, укр. письмо́, блр. пiсьмо́, болг. писмо́ (Младенов 424), сербохорв. ни́смо, словен. písmo, чеш., слвц. písmo, польск. pismo; ст.-слав. писмС©, -ене γράμμα, γραφή (Супр.). От писа́ть. Обычно сближают с лит. рiеšìmаs "рисование, мазня"; см. Зубатый, Sb. filol. 2, 86; Буга, РФВ 73, 335; Траутман, ВSW 211. Фам. Пи́семский происходит от названия реки Пи́сьма, в бассейне Костромы.
История слов
Письмо.
В русском литературном языке XVIII века слово письмо могло выражать общее значение: `произведение, сочинение'. Когда возник вопрос о том, что такое «сатирические письма», помещенные, по словам Н. И. Новикова, С. Башиловым в журнале В. Г. Рубана «То и се» (см. Семенников В. П. Русские сатирические журналы, 1709-1774: Разыскания об издателях и их сотрудниках. СПб., 1914, с. 69), профессор Н. М. Петровский заметил: «При значительном, до сих пор не обследованном, влиянии (в лексическом смысле) польского языка на русский в XVIII веке возможно, что слово письмо значило у нас не только litterae [буквы, письменность], но и opus (ср. польск. pismo), а потому «Сатирические письма» могут обозначать «Сатирические произведения». Установление современного значения того или другого технического термина может предохранить исследователя от весьма серьезных ошибок в выводах» (Известия ОРЯС Имп. АН, 1914, т. 19, кн. 4, с. 271).
(Виноградов. О языке худож. лит., с. 220).
Словарь галлицизмов русского языка
ПИСЬМО а, ср. dépecer, dépiécer резать. угол. Лезвие безопасной бритвы. ♦ Брать/взять письмом. Совершать кражу из кармана или сумки, используя бритву или другой режущий инструмент. Балдаев. Ср. Писака, Писатель, Писать. - Лекс. Мокиенко 2000: письмо/.
Сканворды для слова письмо
- Подмётное ...
- Треугольник с фронта.
- Рекомендательное ...
- Заказное ...
- Сообщение счастья, носящее характер спама.
- Анонимка.
- Картина русского художника Ильи Репина «Запорожцы пишут ... турецкому султану».
- «Без ног приходит, без языка рассказывает» (загадка).
- Послание Татьяны Онегину.
- Сочинение Ваньки Жукова.
- Почтовое отправление.
- Манера художественного изображения.
- Фильм Джозефа Манкевича «... трём жёнам».
- Фигура в городках.
- Философский труд Дени Дидро «... о глухих».
- Философский труд Дени Дидро «... о слепых в назидание зрячим».
- Картина французского художника Жана Беро.
- Картина Яна Вермеера «Любовное ...».
- Картина Яна Вермеера «Дама, пишущая ... со своей служанкой».
- Фильм Михаила Калатозова «Неотправленное ...».
- Фильм Уильяма Уайлера.
- Маюскульное ...
- Рассказ Эдгара По «Похищенное ...».
- Русский романс.
- Повесть русского писателя Фёдора Кнорре «... на телеграфном бланке».
- Картина французского художника Жана-Оноре Фрагонара «Любовное ...».
- Картина французского живописца Жана Шардена «Дама, запечатывающая ...».
- Картина французского художника Камиля Коро.
- Рассказ российского писателя Василия Шукшина.
- Стихотворение русского поэта Семёна Надсона.
Полезные сервисы