ВАДЖРАЯНА - ВАДЖРА́ЯНА (санскр. - Колесница ваджры, Молниеподобная колесница или Алмазная колесница, Алмазный путь), третье направление в буддизме (см. БУДДИЗМ), в котором духовное и литературное наследие хинаяны (см. ХИНАЯНА) и махаяны (см. МАХАЯНА) дополнилось новыми методами, практиками, текстами (именуемыми тантрами), мифологией и ритуалами. Благодаря сотням текстов тантр, вошедших в тибетский канонический Ганджур (см. ГАНДЖУР) и, частично, в китайскую Трипитаку (см. ТРИПИТАКА), это направление называется также мантраяной (Колесницей сокровенных речений) и буддийским тантризмом (см. ТАНТРИЗМ).
Для ваджраяны характерны таинства посвящений и обрядов, идея непривязанности к нравственным запретам, стремление преобразить (а не искоренить) темные стороны и силы личности для ускорения духовного роста, а также стремление занять позицию добра и зла. В ваджраяне культивировались и создавались новые виды «божественной» йоги (см. ЙОГА), в зависимости от которых направление делится на системы внешней и внутренней тантры. Первые - это 1) Крийя-тантра, предусматривающая действенность ритуализма тела и речи; 2) Чарья-тантра, научающая умственному ритуализму, простой йоге ума, и 3) Йога-тантра, обучающая сложной йоге ума, примерно соответствующей по сложности психотренинга раджа-йоге, или «царственной» йоге индуизма (см. ИНДУИЗМ). Внутренние системы, именуемые обобщенно Ануттара-йога-тантра (т. е. Наивысшие), - это 1) Маха-йога, или Великая йога созерцания Иллюзорного тела (им является все в мире), называемая также отцовской, поскольку упор делается на действенном сострадании и методе, мужском начале духовности; 2) Ану-йога, или Йога по созерцанию Пустоты (шуньята), считающаяся материнской, т. е. практикующей открытие интуитивной мудрости (праджня) в качестве женского начала духовности; 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (тибет. - дзогчен) как состояния совершенства изначального Будды, Абсолюта, единства сущего, недвойственности.
Системы тантризма раскрываются сложными многоуровневыми комплексами из взаимосвязанных текстов, ритуалов, практик и т. п., сгруппированных вокруг отдельных мифологических персонажей [в системах внутренних тантр это - Гухьясамаджа (Встречаемый в таинстве), Самвара (см. САМВАРА) (Оградитель), Ваджрапани (см. ВАДЖРАПАНИ) (Держащий ваджру в руке), Ямантака (см. ЯМАНТАКА) (Покоритель бога смерти Ямы (см. ЯМА)) и Калачакра (см. КАЛАЧАКРА) (Колесо времени)].
Более ранние внешние системы тантризма в средние века распространились по всему буддийскому миру, в то числе на его крайнем юге - в Индонезии. В настоящее время их приверженцы живут в основном в Китае, Вьетнаме и особенно в Японии (школа сингон). И внешние, и внутренние системы практиковались в Индии, Гималаях, а также в тибето-монгольском буддизме, в котором ваджраяна признается венцом, высшей вершиной махаяны.